Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это "ни за что на свете"? В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.
Как учить стихи с ребенком 1.docx
Как учить стихи с ребенком
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует
стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение
обязательно, а ребенок не соглашается на это "ни за что на свете"?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не
хочу", или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом
причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации,
которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от
информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.
Совет №1
Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить
его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете
ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, гагага!». По мере
взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку
гораздо легче проходить процесс заучивания.
Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 45 лет, когда память
начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали
произведения малышу — чтото да запомнит, то после четырех лет начинается
осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший
способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!
Совет №2
Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать
стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда воспитатели в
детских садах ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи.
Коллективное заучивание превращается в сплошное «Нана, нана, нана, нана…»
Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если
малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во
взрослой жизни.
Совет №3
Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка,
его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать
отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто,
Чуковского, Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные,
размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты. Пока они только
учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не
будет считаться с особенностями вашего малыша.
Совет №4
Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно
должно быть для когото подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 78 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить
для своего удовольствия.
Совет №5
Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше
выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места
или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать
стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения
расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение,
покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте
текст еще раз.
Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно
формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной
работы можете начинать процесс заучивания.
Совет №6
Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате
в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько
раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с
помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.
Методы заучивания стихотворений
Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском
саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет
слуховая опора на рифму.
Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На
самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно
с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь,
отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому
плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет
запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать
стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После
чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант —
нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки
стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было
дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок
остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на
смысловые связи и постепенно запоминает текст.
Метод накопления. Не нужно создавать "кашу" в голове и пытаться выучить
стих целиком. Повторяйте строчки по одной, по 510 раз каждую. Потом 1ю и 2ю,
затем добавляйте 3ю. Конечно, способ этот не из простых, зато самый эффективный.
Забыть выученное таким образом стихотворение трудно. Мистический. Все, что нужно сделать это несколько раз прочитать
стихотворение вслух перед сном и, ничем не занимаясь, сразу же лечь спать. Утром
стих будет литься из памяти сам собой. Не верите? А вы попробуйте!
Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему
малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой
вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться
несколькими методами, ведь главное — результат.
Совет №7
И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение.
Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А
затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет
рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения!
Когда начинать учить ребенка запоминать стихи?
Перед тем как научить ребенка запоминать стихи, нужно понять, что он к
этому готов. Учить ребенка стихам можно и в возрасте от двух лет, но главное
условие – ребенок должен уже хорошо говорить. Необязательно это будет связной
речью большими тирадами, но если малыш может из нескольких слов сложить
предложение, значит, он будет в состоянии повторять за вами строки из
стихотворений.
К трем годам многие детки знают уже несколько детских песен, которые легче
выучить, чем стихотворения. Кстати, перед тем как учить с ребенком стихи, можно
попробовать разучить с малышом несколько песенок. А там уже будет видно, может
ли ребенок запоминать. Средний возраст ребенка, в котором он уже хорошо может
запоминать довольно большие стихи, это 45 лет. Но к этому нужно стремиться.
Теперь вы знаете, как учить с ребенком стихи. Сочетая все способы заучивания
стихов, перечисленные выше, вы добьетесь хорошего результата. Следите за тем,
чтобы ребенок повторял те стихи, которые он заучивал, к примеру, месяц назад. Это
очень хорошо тренирует память.
И напоследок нельзя не отметить, что принуждать ребенка к изучению стихов
не нужно. Перед тем как выучить с ребенком стихотворение, выясните, настроен ли
он на это. Если он занят другим делом, не нужно его отвлекать. Не нагружайте
малыша, даже если ему скоро пора в школу. Лучше начать с ним заниматься намного
раньше и постепенно. Главное, чтобы ребенку нравились эти занятия. Только тогда у
вас все получится.
Консультация "Как учить стихи с ребенком"
Консультация "Как учить стихи с ребенком"
Консультация "Как учить стихи с ребенком"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.