Жукова Н.В.
Учитель-логопед
КГУ «Средняя школа №10»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Житикаринский район, Житикара
Коррекционно – воспитательные моменты в работе логопеда
Ключевые слова: речевое общение, нарушения речи, роль логопеда, коррекционная работа, технологии коррекции.
Аннотация: Описаны некоторые моменты из опыта логопедической работы. Основной упор сделан на речевое общение, как необходимое условие для развития различных форм деятельности и важное условие успешного обучения в школе. Приводятся примеры используемых в практике инновационных технологий.
Моя профессия – это:
Л - любовь к детям
О - образование и самообразование
Г - гордость профессией
О - опыт
П - позитив
Е - единство в работе с семьёй
Д - достижение результата
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребёнку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребёнка, поведении [1].
Учитель-логопед – это человек, который не только корректирует дефекты речи у ребёнка, помогает избавиться от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в его душе надежду и уверенность в собственных силах, поможет добиться успеха.
Я горжусь своей профессией. Уверена, что она одна из самых сложных и почётных, потому что позволяет ощущать свою причастность к судьбе детей, свою полезность. Я всегда говорю ребёнку: «У тебя всё получится!» И самая большая награда – детская улыбка и детский смех.
С уверенностью можно сказать, что вся педагогическая система основана на бескорыстной любви лучших учителей, принимающих свою профессию, как служение. Но современный ритм жизни требует от учителя профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Есть ли позитив в работе логопеда? Да сколько угодно! Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата.
Малая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки неграмотных советчиков в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому работе с родителями я уделяю большое внимание. Трудности формирования письма и чтения преодолеваем совместно с коллегами – учителями начальных классов [3].
Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются инновационные методы воздействия, которые помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. На мой взгляд, наиболее перспективны следующие формы и методы работы [2]:
1) Арт-терапевтические технологии - совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребёнка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Виды арт-терапии: музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах); кинезитерапия (логоритмика, психогимнастика); сказкотерапия; мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия). Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии: прослушивание музыкальных произведений, ритмические движения под музыку, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса, пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего состояния детей, коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции.
2) Логопедический массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Очевидные плюсы использования приёмов самомассажа: его можно проводить как индивидуально, так и фронтально с группой детей одновременно.
3) Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками;
4) Элементы сказкотерапии позволяют осуществить коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка; способствуют совершенствованию звуковой стороны речи; развитию диалогической и монологической речи; сотрудничеству логопеда с детьми и друг с другом;
5) Мнемотехника - система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию. А, значит, развивается связная речь; ассоциативное мышление; зрительная и слуховая память, внимание и воображение; ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
6) Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления. При играх с песком снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения. Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре. У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие. Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
7) Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых в специальной педагогике. Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов [4].
Конечный результат в работе логопеда – чистая, правильная, грамотная речь ребёнка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами. И высшая награда для меня, когда мои ученики правильно говорят и излагают свои мысли.
Список литературы
1. М.А. Поваляева «Справочник логопеда», Ростов – на Дону «Феникс»,2002г.
2. Л.Г.Парамонова «Логопедия для всех», М: ООО «Издательство АСТ, 2000г.
3. М.А.Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов», Ростов – на Дону «Феникс», 2002г.
4. Г.В.Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М. АРКТИ, 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.