"КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА"
Оценка 4.8

"КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
дефектология
06.02.2020
"КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА"
Описаны некоторые моменты из опыта логопедической работы. Основной упор сделан на речевое общение, как необходимое условие для развития различных форм деятельности и важное условие успешного обучения в школе. Приводятся примеры используемых в практике инновационных технологий.
Статья Жукова Н.В..doc

Жукова  Н.В.

Учитель-логопед

КГУ «Средняя школа №10»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Житикаринский район, Житикара

 

Коррекционно – воспитательные моменты в работе логопеда

 

Ключевые слова: речевое общение, нарушения речи, роль логопеда, коррекционная работа, технологии коррекции.

 

Аннотация: Описаны некоторые моменты из опыта логопедической работы. Основной упор сделан на речевое общение, как необходимое условие для развития различных форм деятельности и важное условие успешного обучения в школе. Приводятся примеры используемых в практике инновационных технологий.

 

Моя профессия – это:

Л - любовь к детям

О - образование и самообразование

Г - гордость профессией

О - опыт

П - позитив

Е - единство в работе с семьёй

Д - достижение результата

         Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

         Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребёнку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребёнка, поведении [1].

Учитель-логопед – это человек, который не только корректирует дефекты речи у ребёнка, помогает избавиться от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в его душе надежду и уверенность в собственных силах, поможет  добиться успеха.

Я горжусь своей профессией. Уверена, что она одна из самых сложных и  почётных, потому что  позволяет ощущать свою причастность к судьбе детей,  свою полезность. Я всегда говорю ребёнку: «У тебя всё получится!» И самая большая награда – детская улыбка и детский смех.

С уверенностью можно сказать, что вся педагогическая система основана на бескорыстной любви лучших учителей, принимающих свою профессию, как служение. Но современный ритм жизни требует от учителя профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Есть ли позитив в работе логопеда? Да сколько угодно! Это постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Это радость достижения результата.

         Малая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки неграмотных советчиков в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому работе с родителями я уделяю большое внимание. Трудности формирования письма и чтения преодолеваем совместно с коллегами – учителями начальных классов [3].

         Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются инновационные методы воздействия, которые помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. На мой взгляд, наиболее перспективны следующие формы и методы работы [2]:

         1) Арт-терапевтические технологии - совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребёнка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Виды арт-терапии: музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах); кинезитерапия (логоритмика, психогимнастика); сказкотерапия; мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия). Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии: прослушивание музыкальных произведений, ритмические движения под музыку, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса, пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

         Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего состояния детей, коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции.

         2) Логопедический массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Очевидные плюсы использования приёмов самомассажа: его можно проводить как индивидуально, так и фронтально с группой детей одновременно.

         3) Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками;

         4) Элементы сказкотерапии позволяют осуществить коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка; способствуют совершенствованию звуковой стороны речи; развитию диалогической и монологической речи; сотрудничеству логопеда с детьми и друг с другом;

         5) Мнемотехника - система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию. А, значит, развивается связная речь; ассоциативное мышление; зрительная и слуховая память,  внимание и воображение; ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

         6) Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления.         При играх с песком снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения. Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре. У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие. Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

         7) Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых в специальной педагогике. Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов [4].

Конечный результат в работе логопеда – чистая, правильная, грамотная речь ребёнка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами. И высшая награда для меня, когда мои ученики  правильно говорят и излагают свои мысли.

 

Список литературы

1.                  М.А. Поваляева «Справочник логопеда», Ростов – на Дону «Феникс»,2002г.

2.                  Л.Г.Парамонова «Логопедия для всех», М: ООО «Издательство АСТ, 2000г.

3.                  М.А.Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов», Ростов – на Дону «Феникс», 2002г.

4.                  Г.В.Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М. АРКТИ, 2003г.

 

 

 

 

 


Жукова Н.В. Учитель-логопед

Жукова Н.В. Учитель-логопед

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе

Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются инновационные методы воздействия, которые помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей

Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются инновационные методы воздействия, которые помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом

Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций

Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020