«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»
Оценка 4.8

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
дефектология
4 кл
26.09.2017
«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»
Среди различных причин, неблагоприятно влияющих на здоровье школьников, особо следует выделить социальные пороки, калечащие физическое и психическое здоровье людей: бездуховность, наркоманию, алкоголизм; эколого-генетические факторы, обусловленные изменением условий среды и питания, а также малоподвижный образ жизни. Все это говорит об актуализации решения возникшей проблемы и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Поэтому, с моей точки зрения, необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья учащихся, духовности, нравственности.
pedsovet.docx
ТОГБОУ «Школа­интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на педагогическом совете «Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников» по теме «Содержание работы классного руководителя по формированию культуры здоровья» Пудовкина О.М.­  учитель­дефектолог Тамбов, 2015 г. Содержание работы классного руководителя по формированию культуры здоровья младших школьников. Известно,   что   эффективность   обучения   детей   во   многом   зависит   от состояния здоровья, наличие которого позволяет быть человеку творчески активным,   самостоятельным,   работоспособным.   Но,   к   сожалению, современная   статистика   говорит   о   катастрофическом   снижении   уровня здоровья. Только у 15% новорожденных могут быть не установлены те или иные заболевания. Многочисленные социальные и материальные проблемы, нерациональный   режим   труда   и   отдыха,   несбалансированное   питание подрывают  здоровье ребенка  и в дальнейшем. И  только 5% выпускников школ   считаются   практически   здоровыми.   Среди   различных   причин, неблагоприятно влияющих на здоровье школьников, особо следует выделить социальные пороки, калечащие физическое и психическое здоровье людей: бездуховность,   наркоманию,   алкоголизм;   эколого­генетические   факторы, обусловленные   изменением   условий   среды   и   питания,   а   также малоподвижный   образ   жизни.   Все   это   говорит   об   актуализации   решения возникшей проблемы и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в   общеобразовательных   учреждениях.   Поэтому,   с   моей   точки   зрения, необходимо   планировать   образовательный   процесс   так,   чтобы   в   нем приоритетным   стало   формирование   культуры   здоровья   учащихся, духовности, нравственности.  Культура здоровья  определяется  нами как  интегративное понятие в единстве   двух   составляющих:   компетентности   в   вопросах   сохранения     и укрепления   здоровья   и   здоровой   жизнедеятельности   учащихся     на   основе принятия   ими   культурных   норм   и   правильного   оценивания   факторов,   как укрепляющих, так  и разрушающих здоровье. Критерий сформированности культуры здоровья учащихся включает компетентность в вопросах здоровья и здоровую жизнедеятельность.  Компетентность оценивается по следующим показателям: а) наличие    знаний о здоровье, здоровом образе жизни; б)  наличие знаний об  угрозах и рисках  для здоровья;  в) наличие знаний  о преимуществах здорового образа жизни. Процесс   формирования   культуры   здоровья   обучающихся предусматривает построение учебно­воспитательного процесса на принципах здоровьетворения, направленных на создание условий для проявления ребенка в системе отношений: «я ­ я», «я ­ другой человек», «я ­ жизненная задача» и организацию   культуротворческой   среды,   обеспечивающей   положительно­ эмоциональный фон во всех сферах деятельности школьников и возможности для творческого самовыражения.        В сфере здравотворческих идей само понятие «образование» трактуется как   «формирование   образа   Я»   в   жизненном   процессе,   в   таком   случае образование   не   подменяется   понятиями   «обучение»   и   «воспитание»,   а выступает как творение, строительство отношений ребенка с самим собою, с людьми, с окружающим миром. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре (Н.Е. Щуркова). А одним из ведущих направлений здесь становится творение обучающимися своего здоровья.  Деятельность классного руководителя в процессе здоровьетворения строю на следующих принципах:  принцип   формирования   ценностных   установок   школьников   на здоровый   образ   жизни,  следование   которому   обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;   принцип  природосообразности,  предполагающий   учет   возрастных   и индивидуальных   особенностей   учащихся   на   основе   изучения   их потребностей   и   интересов   и   организация   в   связи   с   этим   их здоровьесберегающей деятельности;   принцип культуросообразности  (включение в культуру посредством специально   ориентированной   и   организованной   здоровьетворческой деятельности),   принцип   ориентации   на   саморазвитие   культуры   здоровья (признание   школьника   субъектом   процесса   здоровьетворческой деятельности),   принцип   здоровьетворческой   активности  (опора   на   активную личностную   позицию   школьников   в   формировании   здорового   образа жизни),   принцип   интеграции   воспитательного   воздействия,  следование которому   означает   активное   взаимодействие   всех   субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка. Принципы здоровьетворящего образования и культуротворческая среда  целевых   установок  по являются   фундаментом   для   реализации формированию культуры здоровья обучающихся, которые, на мой взгляд, должны быть следующими:  приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;   формирование   духовно­нравственных   качеств   личности (ответственности, честности, доброты, милосердия;   развитие   умений   и   навыков   безопасной,   здоровой   жизни;   воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.);   воспитание   трудолюбия,   духовной   культуры,   патриотизма, национального самосознания, толерантности;   формирование   устойчивого   иммунитета   и   негативного   отношения   к табаку, алкоголю, наркотикам;   воспитание   гуманистических   ориентиров   поведения,   исключающих жестокость, насилие над личностью;   воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и   совершенствовании   физических   способностей   и   возможностей организма человека;   формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;   развитие умений оказать первую медицинскую помощь;   формирование у обучающихся знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.                     Я уверена, что формирование культуры здоровья невозможно без психосоциальной   компетенции   обучающихся,   для   развития   которой необходимы   жизненно   важные   навыки,   т.е.   способности   человека демонстрировать   гибкое   и   адекватное   поведение,   позволяющее   успешно решать   задачи   повседневной   жизни.   В   своей   работе   по   формированию культуры   здоровья   обучающихся,   я   выделяю   несколько   жизненно   важных навыков:   умение решать проблемы;  умение творчески мыслить;   умение мыслить критически;   умение общаться;   умение устанавливать межличностные отношения;   умение сопереживать;   умение владеть эмоциями;   самоосознание;  борьба со cтpeccoм.           В соответствии с вышеперечисленным  свою деятельность как классный  руководитель я выстраиваю по следующим направлениям:  ♦ мониторинг показателей здоровья обучающихся,  ♦ предупреждение заболеваний,  ♦ организация психологической поддержки,  ♦ ♦ профилактика вредных привычек,  физическое воспитание,  ♦ духовно­нравственное воспитание.        В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся  я использую следующие формы и методы:  1. Методы формирования сознания включают следующие формы  деятельности:   классные часы, их проведение и тематику я заранее предусматриваю  при составлении плана воспитательной работы;   беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;   читательские конференции помогают не только расширить кругозор  обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;  мини­лекции использую как самостоятельную форму работы  школьников, продолжительность которых не более 10­15 минут;  2. Методы организации деятельности и формирования опыта  поведения включают в себя ряд форм:  педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по  организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;   приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых  способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают  сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и  оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой  личности;   воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых  норм поведения по отношению к собственному здоровью;   тренинги помогают мне изменить негативные внутренние установки  обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их  психологические знания, сформировать определенный опыт  позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;   круглый стол, данные формы я применяю для формирования четких  позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.  3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне  формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение,  что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла  жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах:  одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,  награждение. Наказание состоит в лишении или ограничении определенных  прав; в выражении морального порицания, осуждения.  4. Метод игровых ситуаций я применяю, так как он позволяет легко,  увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа  жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно­поискового  характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально  сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного  «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.  5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают  формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что  благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать ­ это, значит, воздействовать на чувства, а через  них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует  переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных  состояний.  6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса  среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни,  презентации).          Таким образом, в современном образовательном процессе способствует  формированию культуры здоровья: 1.       Пересмотр   целей   и   ценностей,   содержания современного      образования     в     контексте     глубокого осознания       приоритетности        духовно­нравственного воспитания,    систематическая    актуализация     внимания учащихся на их здоровье и здоровом образе жизни. 2.   Усиление       диагностических       функций       в современном     образовании    для    выявления,    с    одной стороны, резервных возможностей здоровьесберегающего обучения и воспитания, а, с другой стороны, для  усиления рефлексии учителя, а также учащихся с целью развития их  способностей к самопознанию, самосовершенствованию. 3.   Создание комфортной  образовательной среды для   всех   учащихся,    создание   реальных   условий   для максимальной творческой самореализации  как учащихся, так и учителя. 4.   Оптимизация    учебной    нагрузки    учащихся, особенно при  постановке домашних заданий, чередование их учебного труда и отдыха. 5.   Непрерывное    профессиональное    самообразование учителя, его  самосовершенствование как учителя­исследователя,      особенно      в       плане      творческого саморазвития     его     методологической,      квалитативной (умений диагностировать, измерять) и валеологической  культуры. Проблема   формирования   культуры   здоровья   по   своей   научной   и практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших проблем современных науки и образования и поэтому требует консолидации научного   сообщества   и   педагогической   практики   и   рассмотрения   ее   на государственном уровне. Свое выступление я хотел бы закончить словами известного русского врача и писателя В. Вересаева, сказанными о здоровье: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без   него   нет   ни   свободы,   нет   независимости;   человек   становится   рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно».

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного самосовершенствования школьников»

«Культура здоровья, как фактор формирования компетенции личностного  самосовершенствования школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2017