Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С], [Ц]»
Тема: «Дифференциация звуков [с], [ц]».
Задачи:
1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.
2. Упражнять в определении позиции звука в слове.
3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
4. Воспитывать внимание, активность
Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуй, дорогой друг! О чём мы будем сегодня говорить ты узнаешь, отгадав загадки.
Летает
бесшумно.
Кругом голова!
Полярная, белая
Птица (Сова)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Цапля и Сова рады приветствовать тебя на занятии. Какие первые звуки в этих словах?
-Правильно, сегодня мы будем говорить о звуках [Ц], [С]. Старайся правильно выполнять все задания и в конце занятия тебя ждёт небольшой сюрприз. Вспомни слова со звуком С, а потом со звуком Ц.
2. Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
3) «Заборчик». Обнажить зубы. Губы в улыбке. Удерживать позу 10-15 секунд.
4) «Качели». Улыбнуться, открыть рот. Поднимать язык то к верхним зубам, то к нижним.
3. Чистоговорки.
- А теперь давай поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.
Са-са-са – в лесу живёт лиса.
- С каким звуком чистоговорка? (с)
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо
- С каким звуком чистоговорка? (ц)
4. Игра «Слушай – и не ошибись!»
- Ты хорошо слышишь и различаешь звуки с и ц. А теперь послушай и узнай эти звуки в словах. На звук с – хлопай в ладоши, на звук ц топай ногами.
(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)
5. Пальчиковая гимнастика «Ножницы».
- Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы».
6. Работа со схемой.
Сейчас я буду гооврить тебе слова со звуком [C], а ты нажимать на то окошко, где этот звук находится. Если звук в начале слова – то на первое окошко, если в середине – то на второе, если в конце – то на третье.
(сыр, лес, оса, сок, коса, нос)
А теперь то же самое со звуком Ц.
(цапля, яйцо, цирк, заяц, курица, палец)
7. Физкультминутка.
Мы идём в осенний лес.
Мы идём в осенний лес
Много в это время года
В том лесу чудес!
По тропинке мы шагаем –
Выше ноги поднимаем!
По листочкам – на носочках,
По кочкам – на пятках.
К солнцу руки протянули,
На пушиночку подули,
Листья пёстрые мелькают,
Словно бабочки летают,
И на землю опадают
8. Игра «Назови предмет».
Посмотри на картинку. Назови каждый предмет. Какой первый звук в этом слове? С или Ц?
(Огурец, яйцо, цифра, стул, краски, автобус)
9. Продолжи предложение.
Сейчас слушай внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.
К нам в оконце светит… солнце
На болоте живёт длинноногая…цапля.
На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.
У машины четыре…колеса.
10. Скороговорки.
- Послушай и повтори скороговорку:
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
- Теперь громко.
- А теперь тихо.
- Быстро.
- А теперь медленно.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
- Громко.
- А теперь тихо.
- Быстро.
- Повтори медленно.
11. Подведение итогов:
- С какими звуками мы сегодня работали? – Что тебе понравилось? – Что больше всего запомнилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.