Опыт создания программы индивидуального психолого-медико – социально- педагогического сопровождения с детьми ОВЗ. В настоящее время забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие должна стать неотъемлемой целью деятельности любого учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, коррекция и компенсация.
педсовет.doc
Выступление на пед.совете.
Тема: Логопедическое сопровождение
Опыт создания программы индивидуального психологомедико – социально
педагогического сопровождения в специальной (коррекционной) школе интернат 8 вида.
Прежде всего, стоит обозначить актуальность темы идея сопровождения не нова. В
настоящее время забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие
должна стать неотъемлемой целью деятельности любого учреждения, любой
образовательной системы. Само понятие качества образования тесно связано с такими
категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, коррекция и
компенсация. Современные тенденции образования диктуют настоятельную необходимость
в развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.
Обратимся к определению понятия сопровождения.
Сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе
которой создаются социальнопсихологические и педагогические условия для успешного
обучения и развития каждого ребенка в процессе взаимодействия в школьной среде.
Исходя из определения, мы обозначили цель сопровождения создание оптимальных
психологопедагогических коррекционноразвивающих условий воспитания и образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием
соматического и нервнопсихического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов
компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Нами была предпринята попытка осмыслить, разграничить и выстроить модель
сопровождения. В этой модели нашли отражения принципы, которыми мы
руководствуемся в своей работе: систематичности, поэтапности, постепенности,
профессионализма.
Величина колец пирамиды указывает на то, какая именно задача на данном этапе является
основополагающей.
Колец может быть разное количество.
Пирамида собирается постепенно, точно так же, как мы поэтапно отслеживаем динамику
развития ребенка.
Пирамида собрана не до конца, осталось место, поскольку в ходе работы, при
необходимости, возможна корректировка.
• Стержневой основой является индивидуальная программа развития ребенка
• В основу пирамиды положена комплексная диагностика
• Вершиной пирамиды является то, к чему мы стремимся к успешной социальной
интеграции и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальное психолого – медикосоциально педагогическое сопровождение
обучающихся, воспитанников сложный вид деятельности специалистов. Формы
взаимодействия специалистов различны. Их выбор определяется особенностями
конкретной ситуации. Степень включения специалистов в процесс сопровождения так же
может быть различной. Например, психолог либо может опираться на работу учителя, либо
взаимодействовать с учителями опосредованно. Но залог успеха деятельности
специалистов – это их профессиональное взаимодействие.
Система взаимодействия специалистов базируется:
• на взаимопонимании специалистов
• на единстве целей
• на обсуждении, принятии решений.
Результатом этого взаимодействия будет РАЗРАБОТКА И КОРРЕКТИРОВКА
МАРШРУТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие
методы и приемы:
• изучение документов, личных дел; • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в
развитии ребенка;
• изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
• диагностические исследования.
Специалисты поэтапно составляют индивидуальную программу развития ребенка.
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: изучение эмоциональноличностных особенностей ребенка,
определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционноразвивающего этапа: улучшение психического состояния
обучающихся, коррекция эмоциональноволевой и познавательной сфер, получение
помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно
оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого
педагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся в школеинтернате,
адаптации ребенка, коррекционноразвивающей работы.
Нами разработана индивидуальная программа сопровождения на каждого ребенка.
Программа индивидуального развития для воспитанника специальной (коррекционной)
общеобразовательной школыинтерната утверждена на педсовете школыинтерната.
Индивидуальная программа психологопедагогического и медикосоциального
сопровождения включает следующие блоки:
психологическое сопровождение,
логопедическое сопровождение,
педагогическое сопровождение,
социально средовые условия,
медицинская диагностика и сопровождение,
а также воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику
личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с
проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения обеспечение обучения детей навыкам выполнения
учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социальносредовое сопровождения состоит в ознакомлении и учете условий
окружения и проживания ребенка.
Цель медицинского сопровождения в профилактики и оздоровлении обучающихся.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к
постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков
самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и
культуры поведения в общественных местах.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения узких специалистов,
учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие
задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие на
учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление
и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий,
довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед
ребенком новые возможности его развития.
Остановимся на педагогическом сопровождении. Сопровождение осуществляется по
следующим компонентам:
• информационно – содержательный
• операциональный • формально – языковой
• регулятивный
• мотивационный
• энергетический
Каждый оппонент рассматривается по пяти критериям. Каждый критерий оценивается по
шкале баллов. Шкала баллов является критерием для определения уровня: низкий,
средний, высокий.
В начале учебного года педагог проводит диагностику и определяет уровень развития
ребенка по шкале баллов и в соответствии с уровнем прописывает коррекицонно
педагогическое сопровождение. Уровень развития фиксируется в диаграмме посредством
построения графика. Для каждого компонента выстраивается отдельная диаграмма. В
конце учебного года педагог проводит вторичное обследование и определяет уровень
развития по шкале баллов. Уровень вторично фиксируется в диаграмме. Анализируя
результаты, учитель может сделать выводы, что позволит спланировать коррекцию и
профилактику по каждому компоненту отдельно и в целом по уровню развития ребенка.
Логопедическое сопровождение
Логопедическое сопровождение
Логопедическое сопровождение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.