Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с ОВЗ"
Оценка 5

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с ОВЗ"

Оценка 5
Педсоветы
pptx
дефектология
13.02.2023
Мастер-класс "Использование приёмов  мнемотехники для развития речи  учащихся с ОВЗ"
Мастер-класс был проведен в рамках заседания педагогического совета по теме Внедрение специальных коррекционных приёмов развития связной речи как условие развития речевых компетентностей учащихся с ОВЗ"
Мастер-класс Использование приемов мнемотехники для развития речи учащихся с ОВЗ.pptx

Мастер –класс «Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с

Мастер –класс «Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с

Мастер –класс «Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с ОВЗ»

Ведущий мастер - класса: учитель -дефектолог Кундина Татьяна Сергеевна
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 35»

2022г.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

:

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с ОВЗ"

Мастер-класс "Использование приёмов  мнемотехники для развития речи  учащихся с ОВЗ"

Игра «Снежный ком» Эта игра способствует развитию навыков общения, помогает познакомиться друг с другом

Игра «Снежный ком» Эта игра способствует развитию навыков общения, помогает познакомиться друг с другом

Игра «Снежный ком»

Эта игра способствует развитию навыков общения, помогает познакомиться друг с другом. Кроме того, развивает память.
- Поднимите руки, кто из Вас может похвастаться феноменальной памятью?
солнце, лес, дом, птица, дерево, идёт, мальчик, скучно, девочка, день и ночь, снег, ветер. звонок, библиотека, ботинки.
Прочитайте слова за 30 секунд и попытайтесь их запомнить.

Из истории мнемотехники Мнемотехника в переводе с греческого это «искусство запоминания», по имени древнегреческой богини памяти

Из истории мнемотехники Мнемотехника в переводе с греческого это «искусство запоминания», по имени древнегреческой богини памяти

Из истории мнемотехники

Мнемотехника в переводе с греческого это «искусство запоминания», по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. Пользовались мнемотехникой оказываются и такие знаменитости как Аристотель и Гиппократ
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример –
славянская азбука. Значит, уже издревле люди понимали,
что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание
информации.
 

Пифагор

Мнемотехника специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций

Мнемотехника специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций

Мнемотехника

специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование.
Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.
Основоположником педагогической мнемотехники является Пётр Рамус, французский философ, логик, математик,
педагог.
Мнемотехника широко используется в педагогической
практике в различных образовательных областях.
 

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное. 

Приведу вам несколько простейших примеров, которые вы помните из своего детства.:
Для запоминания падежей русского языка -
1.«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку».
Для запоминания цветов радуги есть такая фраза-
2.«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
А в геометрии понятие биссектриса запоминают с помощью рифмовки -
3.Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
.
 

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да – нет»

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да – нет»

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да – нет».
Правила игры очень просты: я загадаю животное, вы должны отгадать его, задавая вопросы, на которые я буду отвечать только «Да или нет»

Аудитория задаёт вопросы, ответ: Белка.
- А теперь посмотрите на экран. Перед вами таблица, кто сможет рассказать по таблице, как зимует белка.
 

Обратите внимание, что человек специально
не готовился, но его рассказ получился кратким и чётким. Таблица помогла вычленить существенные признаки и описать.
 

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх)

У детей с ОВЗ особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её проявления

У детей с ОВЗ особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её проявления

У детей с ОВЗ особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её проявления. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Чтобы помочь детям овладеть речью, облегчить этот процесс можно использовать приёмы мнемотехники.
Для детей с ОВЗ характерно наглядно – образное мышление, память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично

Суть мнемотехники заключается в следующем:

на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом:
- для создания монологов при составлении рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов,
- при заучивании стихотворений,
- при загадывании и отгадывании загадок,
- автоматизации звуков (в малых стихотворных текстах и при пересказе фонетических текстов).
 

Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь

Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь

Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост.

Мнемотехника строится от простого к сложному

Мнемотехника строится от простого к сложному

Мнемотехника строится от простого к сложному
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка –ряд картинок (3-5) по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения
Мнемотаблица -это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.д.)

Напомню, что символы мнемотехники – это:

Напомню, что символы мнемотехники – это:

геометрические фигуры, знаки
картинки, силуэты
пиктограммы
планы и условные обозначения
контрастная рамка — прием фрагментарного рассказа

Напомню, что символы мнемотехники – это:

На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание поговорок и скороговорок

На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание поговорок и скороговорок

(На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание поговорок и скороговорок.
Задача участников- понять, о чем пословицы и составить их.) Поговорки и скороговорки

Зашифрованные мнемодорожки

Один в поле не воин.

На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание поговорок и скороговорок

На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание поговорок и скороговорок

(На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание поговорок и скороговорок.
Задача участников- понять, о чем пословицы и составить их.) Поговорки и скороговорки

Зашифрованные мнемодорожки

Цыплят по осени считают.

Прочитайте скороговорки. Идет пешком мышонок с мешком

Прочитайте скороговорки. Идет пешком мышонок с мешком

Прочитайте скороговорки.
Идет пешком мышонок с мешком.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Тощий кощей тащит ящик овощей.
Повторите скороговорки по памяти с опорой на мнемодорожки.

Зашифрованные мнемодорожки

Зашифрованные мнемодорожки

Зашифрованные мнемодорожки

Зашифрованные мнемодорожки

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
1.Первая группа- зашифровать пословицы в мнемодорожку.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не течет.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Любишь кататься, люби и саночки возить.

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

Вторая группа – составление мнемотаблицы по сказке «У страха глаза велики»

Вторая группа – составление мнемотаблицы по сказке «У страха глаза велики»

2. Вторая группа – составление мнемотаблицы по сказке
«У страха глаза велики»
Однажды бабушка, внучка, курочка и мышка собрались за водой, взяли ведерки и пошли. Проходили они через огород, под кустом на грядке сидит заяц. Ему упало на голову яблоко, заяц испугался, побежал и напугал всех, кто шел за водой: бабушка подумала, что это медведь, внучка — что это волк, курочка — что это лиса, а мышка — что это кошка. Вот действительно — у страха глаза велики, а это было только яблоко. Вот и сказке конец, а кто все запомнил — молодец!

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

Третья группа «Снежный ком» зашифруйте слова; «

Третья группа «Снежный ком» зашифруйте слова; «

Третья группа «Снежный ком» зашифруйте слова; «Запоминаем слова, рисуя»: называется слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить
солнце, лес, дом, птица, дерево, идёт, мальчик, скучно, девочка, день и ночь, снег, ветер. звонок, библиотека, ботинки.

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

Четвёртая группа – составление «СИНКВЕЙНа» по нашей теме

Четвёртая группа – составление «СИНКВЕЙНа» по нашей теме

Четвёртая группа– составление «СИНКВЕЙНа» по нашей теме
  

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

Просмотр полученных работ (1-3 группы)

Просмотр полученных работ (1-3 группы)

  Просмотр полученных работ (1-3 группы).
Систематизацию полученных знаний о данной технологии проведем с помощью приема «Синквейн» (4 группа).
«Мнемотехника
Творческая, интересная
Развивает, облегчает, содействует
Система методов и приемов
Память»

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие…

Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие…


Использование мнемотехники

в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности учащихся.

Подведение итогов, рефлексия Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал

Подведение итогов, рефлексия Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал

Подведение итогов, рефлексия

Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».

Подведение итогов, рефлексия Таким образом, использование методов мнемотехники: • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный…

Подведение итогов, рефлексия Таким образом, использование методов мнемотехники: • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный…

Подведение итогов, рефлексия

Таким образом, использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть.

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с ОВЗ"

Мастер-класс "Использование приёмов  мнемотехники для развития речи  учащихся с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023