Мастер –класс «Использование приёмов мнемотехники для развития речи учащихся с ОВЗ»
Ведущий мастер - класса: учитель -дефектолог Кундина Татьяна Сергеевна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 35»
2022г.
:
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Игра «Снежный ком»
Эта игра способствует развитию навыков общения, помогает познакомиться друг с другом. Кроме того, развивает память.
- Поднимите руки, кто из Вас может похвастаться феноменальной памятью?
солнце, лес, дом, птица, дерево, идёт, мальчик, скучно, девочка, день и ночь, снег, ветер. звонок, библиотека, ботинки.
Прочитайте слова за 30 секунд и попытайтесь их запомнить.
Из истории мнемотехники
Мнемотехника в переводе с греческого это «искусство запоминания», по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. Пользовались мнемотехникой оказываются и такие знаменитости как Аристотель и Гиппократ
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример –
славянская азбука. Значит, уже издревле люди понимали,
что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание
информации.
Пифагор
Мнемотехника
специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование.
Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.
Основоположником педагогической мнемотехники является Пётр Рамус, французский философ, логик, математик,
педагог.
Мнемотехника широко используется в педагогической
практике в различных образовательных областях.
Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.
Приведу вам несколько простейших примеров, которые вы помните из своего детства.:
Для запоминания падежей русского языка -
1.«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку».
Для запоминания цветов радуги есть такая фраза-
2.«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
А в геометрии понятие биссектриса запоминают с помощью рифмовки -
3.Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
.
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да – нет».
Правила игры очень просты: я загадаю животное, вы должны отгадать его, задавая вопросы, на которые я буду отвечать только «Да или нет»
Аудитория задаёт вопросы, ответ: Белка.
- А теперь посмотрите на экран. Перед вами таблица, кто сможет рассказать по таблице, как зимует белка.
Обратите внимание, что человек специально
не готовился, но его рассказ получился кратким и чётким. Таблица помогла вычленить существенные признаки и описать.
У детей с ОВЗ особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её проявления. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.
Чтобы помочь детям овладеть речью, облегчить этот процесс можно использовать приёмы мнемотехники.
Для детей с ОВЗ характерно наглядно – образное мышление, память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления.
Суть мнемотехники заключается в следующем:
на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом:
- для создания монологов при составлении рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов,
- при заучивании стихотворений,
- при загадывании и отгадывании загадок,
- автоматизации звуков (в малых стихотворных текстах и при пересказе фонетических текстов).
Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост.
Мнемотехника строится от простого к сложному
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка –ряд картинок (3-5) по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения
Мнемотаблица -это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.д.)
(На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание поговорок и скороговорок.
Задача участников- понять, о чем пословицы и составить их.) Поговорки и скороговорки
Зашифрованные мнемодорожки
Цыплят по осени считают.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
1.Первая группа- зашифровать пословицы в мнемодорожку.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не течет.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
2. Вторая группа – составление мнемотаблицы по сказке
«У страха глаза велики»
Однажды бабушка, внучка, курочка и мышка собрались за водой, взяли ведерки и пошли. Проходили они через огород, под кустом на грядке сидит заяц. Ему упало на голову яблоко, заяц испугался, побежал и напугал всех, кто шел за водой: бабушка подумала, что это медведь, внучка — что это волк, курочка — что это лиса, а мышка — что это кошка. Вот действительно — у страха глаза велики, а это было только яблоко. Вот и сказке конец, а кто все запомнил — молодец!
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
Третья группа «Снежный ком» зашифруйте слова; «Запоминаем слова, рисуя»: называется слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить
солнце, лес, дом, птица, дерево, идёт, мальчик, скучно, девочка, день и ночь, снег, ветер. звонок, библиотека, ботинки.
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
Просмотр полученных работ (1-3 группы).
Систематизацию полученных знаний о данной технологии проведем с помощью приема «Синквейн» (4 группа).
«Мнемотехника
Творческая, интересная
Развивает, облегчает, содействует
Система методов и приемов
Память»
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
Использование мнемотехники
в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности учащихся.
Подведение итогов, рефлексия
Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».
Подведение итогов, рефлексия
Таким образом, использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.