Мастер класс для педагогов психологов
Оценка 4.8

Мастер класс для педагогов психологов

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
8 кл—11 кл
23.11.2018
Мастер класс для педагогов психологов
Мастер класс для педагогов психологов "Формула решения школьных конфликтов". Данный мастер класс я провожу с детьми моей школы. Возраст детей от 13 до 17 лет. Материалы полезны как для педагогов психологов, так и для классных руководителей, социальных педагогов или заместителей директора по воспитательной работе.
Формула решения школьных конфликтов.docx
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»  г.Бийск, Алтайский край Мастер класс: «ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ». Педагог­психолог: Жигалова С.Г. Квалификационная категория: первая ноябрь, 2018 г.   Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения   обучающихся  Задачи: ­ обучить обучающихся  способам преодоления собственных отрицательных эмоций,  состояний и приемам регуляции психического равновесия; ­ формировать навыки социального взаимодействия между участниками.                                                     Ход занятия Страшнее всего на свете,  Когда из­за разных мнений  Скандалят отцы и дети, ­  Конфликт это поколений.  Мудрость сдает позиции,  Опыт отходит в сторону,  Властвуют тут амбиции  Двух поколений поровну.  Как вы считаете, о чем мы будем сегодня говорить? ­ О конфликте ­ Как вы думаете почему эта тема в последнее время стала актуальной? ­ А какой результат вы ждёте от нашего занятия?     Совершенно очевидно, что сегодня ребенок  является не защищенным от  родительской общественности. Часто в средствах СМИ родители  пытаются  выставить своих детей в не очень хорошем свете. Потому что мы с вами иногда не  умеем справляться со своими эмоциями, гневом и личными переживаниями.  И мы  сегодня научимся способам ухода от конфликтных ситуаций. ­ Конфликт –  это столкновение противоположно направленных целей,  интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого  конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому­то поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр. А теперь скажите мне: «Кто страдает в конфликтной ситуации?» Подвести к тому, что в конфликтной ситуации страдают оба участника. Как вы думаете вы конфликтная личность? Проверить предлагаю с помощью теста Тест « Конфликтная ли вы личность?» Ответ:    а) ­ 4 балла,  ответ б)­ 2 балла,  ответ в)­0 баллов. 1.  В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша  реакция? а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю» огонь на себя. 2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой в адрес администрации школы? А) нет; Б) только если имею для этого веские основания; В) критикую по любому поводу  не только администрацию, но и тех, кто ее защищает. 3. Часто ли вы спорите с друзьями? а) только если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры ­ моя стихия. 4. В столовой на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из­за пустяков; б) Молча, возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний. 5.Если на улице, в школе вам наступили на ногу... а) с возмущением посмотрю на обидчика: б) сухо сделаю замечание: в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!    От 20 баллов до 16 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.       От 16 до 9 баллов.  Вы   слывете   человеком   конфликтным.  Но   на  самом  деле конфликтуете   лишь   тогда,   когда   нет   иного   выхода.   Вы   твердо   отстаиваете   свое мнение, не думая о  том,  как это  отразится  на вашем  служебном  положении  или приятельских   отношениях.   При   этом   не   выходите   за   рамки   корректности,   не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение. До 9 баллов. Характер ­ вздорный. Споры и конфликты ­ это воздух, без которого вы не можете жить. Ваша критика ­ ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится   тем,   кто   рядом   с   вами   ­   на   работе   и   дома.   Ваши   несдержанность   и грубость   отталкивают   людей.   Словом,   постарайтесь   перебороть   свой   вздорный характер!      Результаты теста у нас разные, поэтому давайте разбираться кто или что является главным виновником конфликта.      Главный виновник любого конфликта это наша секундная агрессия. А что такое агрессия?  ­   Агрессия   ­   это   физическое   или   вербальное   (словесное)   поведение, направленное на причинение вреда другим.   Агрессивный   человек   живет   в постоянном   конфликте   с  окружающим   миром   и  людьми.  А   насколько   ему   легко живётся давайте посмотрим в эксперименте? Взять красный надутый шарик.­ Посмотрите на мой красный надутый шарик. Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева. Может ли человек, который переживает раздражение и   гнев,   оставаться   спокойным?   Что   может   случиться,   когда   чувство   гнева   и раздражения переполнят человека? С помощью иголки лопнуть шарик. ­ Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой– нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным? ­   Давайте   попробуем   изобразить   ситуацию   выражения   агрессии.  Каждому ученику раздается одноразовый стакан.Возьмите одноразовый стакан и сделайте с ним то, что бы вы сделали в состоянии агрессии.  Затем предлагается вернуть предмет к первоначальному виду. ­ Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить? Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях? ­ Как же бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить нас? Когда   нам   плохо,   когда   гнев   пытается   вырваться   наружу,   не   надо   держать   его внутри, надо уметь разумно его выплескивать: Взять другой шарик, надуть его и выпустить немного воздуха.­ Посмотрите, если мы выпустим из шарика немного воздуха? Шарик уменьшился?Взорвался ли шарик? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда    А теперь давайте поподробнее рассмотрим безопасные способы выражения  агрессии. 1.   Не доводите до предела. Лучший способ совладать с гневом ­ это заявить об этом тому, кто вас разозлил. Существует специальная формула «Я ­ высказывание», (слайд) которая помогает нам в этом. Как правильно сказать? (обратиться по имени,  поделиться своими чувствами, сказать вежливое слово, высказать свое пожелание).  «Сережа, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом.  Пожалуйста, называй меня по имени».  ­Приведите свои примеры. Давай те в парах разыграем ситуацию.  2. Можно выразить свои эмоции на физическом уровне. Сделайте это,  естественно, не причиняя вреда себе или окружающим.  ­ возьмите подушку, начните боксировать по ней, поколотите ее; отожмитесь,  подтянитесь, покатайтесь на велосипеде, если есть такая возможность. 3. «Поработайте кулачками». Необходимо встать прямо, опустить руки вдоль  туловища, сильно, до боли, сжать кулаки (представить, что в руках мы сдавливаем  лимон, выжимая лимонный сок – полностью, без остатка) и затем очень резко их  разжимаем.  ­Это упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической  агрессии. 4. «Превратитесь в воздушный шарик». Необходимо поднять руки вверх,  изображая воздушный шарик; глубоко вдохнуть – наполнить шарик воздухом и  задержать дыхание. После – медленно выдохнуть, выпустив воздух из шарика, при  этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку:  голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища.  Упражнение выполняется 2­3 раза.Это упражнение также можно использовать для  снятия гнева или злости. Если не поднимать руки наверх, то его можно делать совсем незаметно для окружающих. 5.  Перевести конфликт в шутку  («Давай завтра подеремся, что­то я сегодня не настроен»).   ­ Что помогает избежать ссоры.   4.  Научитесь делать паузу.  Необходимо сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти.   Вспомните   свое   внутренне   состояние   в   одной   из   ситуаций,   когда   вы испытывали   гнев,   обиду,   злость,   и   попытайтесь   воспроизвести   его.   После   этого необходимо задержать дыхание и, прежде чем начать что­то делать или говорить, посчитайте до десяти. Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить  лишнего, мысленно наберите в рот воды.  5. «  Лист гнева», «Рисунок обидчика», «Порви бумагу». Надо нарисовать на листке бумаги обидчика, а после скомкать, потоптать, разорвать на мелкие кусочки этот листок. Можно просто разорвать ненужный вам листок, потратив всю отрицательную энергию на это действие. ­   Мы   разобрали   безопасные   способы   выражения   агрессии.   Конечно, желательно эти методы использовать в сочетании друг с другом.   Одно заключается в том, чтобы найти источник конфликта и по возможности ликвидировать его. Например, разъединить конфликтующих людей, исключив даже их общение.    В особо сложных ситуациях, когда на вас действуют сильные раздражители, попробуйте применить такую тактику:   дайте себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайтесь сразу в бой ­ так вы рискуете выплеснуть наружу неадекватные реакции, о чем потом будете жалеть;   изобразите   на   лице   улыбку   и   подержите   ее   минуту   ­   после   этого   вы почувствуете себя лучше;   выслушав выпад в свою сторону, скажите про себя «это не про меня» и больше не возвращайтесь к инциденту, как будто его и не было;   не принимайте слова оппонента слишком близко к сердцу, не думайте об их цели; уходя домой, оставляйте все проблемы за дверью школы Итог занятия. ­   Что   вы   узнали   сегодня   нового?   Чему   научились?   Что   запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?      На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу. «Когда­то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. ­ В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость. Маленький   индеец,   тронутый   до   глубины   души   словами   деда,   на   несколько мгновений задумался, а потом спросил: ­ А какой волк в конце побеждает? Старый индеец улыбнулся и ответил: ­ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить! Спасибо вам всем за работу! Удачи и успехов в преодолении агрессии! Список используемой литературы: 1.Учебное   пособие   по   конфликтологии,   включающее   в   себя   конспект   лекций, контрольные   вопросы,   практические   задания,   а   также   список   рекомендованной литературы. Анцупов А. Я. Конфликтология. – М.: Питер, 2007.  2.Куприянов Б.В. Обеспечение позитивных взаимоотношений в классе// Справочник классного руководителя.– 2008.– № 1. 3.Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов. — М.:  Прометей, 2010.

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов

Мастер класс для педагогов психологов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018