1.1. Героиня рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» Вера
Героиня рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» Вера
Николаевна, услышав Вторую сонату Бетховена, испытывает
Николаевна, услышав Вторую сонату Бетховена, испытывает
пробуждение нового душевного настроя, она понимает, что
пробуждение нового душевного настроя, она понимает, что
мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется
мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется
только один раз в тысячу лет. Соната созвучна с
только один раз в тысячу лет. Соната созвучна с
настроением героини, через музыку её душа соединяется с
настроением героини, через музыку её душа соединяется с
душой погибшего Желткова.
душой погибшего Желткова.
2.2. Последняя сцена рассказа К.Паустовского «Старый
Последняя сцена рассказа К.Паустовского «Старый
повар» показывает,
насколько всесильно настоящее
повар» показывает,
насколько всесильно настоящее
искусство. Музыка, которую исполнял незнакомец на
искусство. Музыка, которую исполнял незнакомец на
клавесине, оказала магическое воздействие на всех
клавесине, оказала магическое воздействие на всех
слушателей: музыкант был бледен, пес выбрался из своей
слушателей: музыкант был бледен, пес выбрался из своей
будки и тихо потряхивал ушами, а слепой старик вдруг
будки и тихо потряхивал ушами, а слепой старик вдруг
увидел молодую, смеющуюся Марту. В его памяти воскрес
увидел молодую, смеющуюся Марту. В его памяти воскрес
тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.
тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.
К.Паустовсвкий сумел передать ощущения умирающего, уже
К.Паустовсвкий сумел передать ощущения умирающего, уже
ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно
ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно
соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим
соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим
прошлым.
прошлым.
3.3. Главного героя произведения А. П. Чехова «Скрипка
Главного героя произведения А. П. Чехова «Скрипка
Ротшильда» Якова Матвеевича найденная им мелодия,
Ротшильда» Якова Матвеевича найденная им мелодия,
изумительная по красоте, трогательная и печальная,
изумительная по красоте, трогательная и печальная,
заставляет сделать философские обобщения гуманного
заставляет сделать философские обобщения гуманного
характера: если бы не было ненависти и злобы между
характера: если бы не было ненависти и злобы между
людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу
людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу
мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал
мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал
окружающих.
окружающих.
4.4. Великий композитор, герой рассказа К.Паустовского
Великий композитор, герой рассказа К.Паустовского
«Корзина с еловыми шишками», подарил дочери лесника
«Корзина с еловыми шишками», подарил дочери лесника
свою музыку. Когда Дагни услышала её, она открыла для
свою музыку. Когда Дагни услышала её, она открыла для
себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий
себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее,
мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее,
всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще
всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще
неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только
неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только
величие окружающего мира, но и ценность человеческой
величие окружающего мира, но и ценность человеческой
жизни, потому что композитора к тому моменту уже не было
жизни, потому что композитора к тому моменту уже не было
в
живых.
в
живых.
5.5. Герой книги В. Короленко «Слепой музыкант» мальчик
Герой книги В. Короленко «Слепой музыкант» мальчик
Петрусь родился слепым. Но благодаря искусству, а
Петрусь родился слепым. Но благодаря искусству, а
именно музыке, он не только не утонул в своём горе, но и
именно музыке, он не только не утонул в своём горе, но и
нашёл своё место в жизни, став известным музыкантом.
нашёл своё место в жизни, став известным музыкантом.
6.6. Герой рассказа А.Куприна «Тапёр» худенький и плохо
Герой рассказа А.Куприна «Тапёр» худенький и плохо
одетый тринадцатилетний мальчик случайным образом
одетый тринадцатилетний мальчик случайным образом
оказался в знатном семействе в качестве музыканта. В этом
оказался в знатном семействе в качестве музыканта. В этом
скромном госте трудно было предположить музыкальные
скромном госте трудно было предположить музыкальные
способности, но когда он начал играть, всем стало ясно, что
способности, но когда он начал играть, всем стало ясно, что
перед ними талантливый музыкант. Среди гостей по
перед ними талантливый музыкант. Среди гостей по
счастливой случайности оказался известный пианист Антон
счастливой случайности оказался известный пианист Антон
Григорьевич Рубинштейн. Он заметил талант мальчика и
Григорьевич Рубинштейн. Он заметил талант мальчика и
впоследствии стал для него наставником.
впоследствии стал для него наставником.
7.7. Главный герой повести Л.Толстого "Альберт" —
Главный герой повести Л.Толстого "Альберт" —
гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке,
гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке,
и слушателям кажется, что они вновь переживают навек
и слушателям кажется, что они вновь переживают навек
утраченное, что их души согреваются.
утраченное, что их души согреваются.
8.8. Герой рассказа Рэя Брэдбери "Улыбка" м
Герой рассказа Рэя Брэдбери "Улыбка" мальчик Том во
альчик Том во
время очередной «культурной революции», рискуя жизнью,
время очередной «культурной революции», рискуя жизнью,
уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда.
уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда.
Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям:
Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям:
Том верит, что настоящее искусство способно облагородить
Том верит, что настоящее искусство способно облагородить
даже дикую толпу.
даже дикую толпу. 9.9. В фильме Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами»
В фильме Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами»
речь идёт об организации, известной как «Отдел по спасению
речь идёт об организации, известной как «Отдел по спасению
памятников,
произведений искусства и архивов».
памятников,
произведений искусства и архивов».
Сотрудники этой организации, созданной в 1943 году
Сотрудники этой организации, созданной в 1943 году
президентом США Франклином Рузвельтом, вернули
президентом США Франклином Рузвельтом, вернули
законным владельцам и в музеи множество культурных
законным владельцам и в музеи множество культурных
ценностей, похищенных нацистами. Спасённые произведения
ценностей, похищенных нацистами. Спасённые произведения
искусства не утратили своей ценности на протяжении
искусства не утратили своей ценности на протяжении
столетий.
столетий.
10.10. Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай.
Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай.
Однажды она получила письмо от неизвестной женщины,
Однажды она получила письмо от неизвестной женщины,
которая рассказала о том, что, когда она осталась одна, ей
которая рассказала о том, что, когда она осталась одна, ей
не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не
не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не
верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я
верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я
вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они
вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они
плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается,
плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается,
зелёная, и солнце светит… Я выздоровела, за что огромное
зелёная, и солнце светит… Я выздоровела, за что огромное
вам спасибо».
вам спасибо».
11.11. Русская природа вдохновляла не только композиторов,
Русская природа вдохновляла не только композиторов,
но и многих поэтов, один из которых Сергей Есенин. Ни
но и многих поэтов, один из которых Сергей Есенин. Ни
одно стихотворение мастера слова не обходится без картин
одно стихотворение мастера слова не обходится без картин
природы: она разделяет с поэтом радость и горе, остерегает,
природы: она разделяет с поэтом радость и горе, остерегает,
вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися
вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися
мечтами. Природа не только “колыбель” и поэтическая
мечтами. Природа не только “колыбель” и поэтическая
школа С. Есенина, она душа есенинских стихов, источник,
школа С. Есенина, она душа есенинских стихов, источник,
питающий лирические чувства поэта.
питающий лирические чувства поэта.
12.12. Удивительная женщина,
художник Евфросинья
Удивительная женщина,
художник Евфросинья
Антоновна Керсновская 12 лет провела в сталинском лагере.
Антоновна Керсновская 12 лет провела в сталинском лагере.
После выхода из него она начала зарисовывать этот период
После выхода из него она начала зарисовывать этот период
жизни , чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний.
жизни , чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний.
Целых двенадцать общих тетрадей были разрисованы ею в
Целых двенадцать общих тетрадей были разрисованы ею в 60х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной
60х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной
книгой, названной «Наскальная живопись». Глядя на эти
книгой, названной «Наскальная живопись». Глядя на эти
рисунки, которые появились на свет так давно, гдето
рисунки, которые появились на свет так давно, гдето
глубоко внутри ощущаешь, насколько сильно искусство
глубоко внутри ощущаешь, насколько сильно искусство
помогло этому потрясающему художнику и просто
помогло этому потрясающему художнику и просто
благородной женщине выжить.
благородной женщине выжить.
13.13. Художник Борис Свешников также долгое время
Художник Борис Свешников также долгое время
находился в заточении. Альбомы его были нарисованы в
находился в заточении. Альбомы его были нарисованы в
неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он
неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он
жил тогда, – они были фантастическими. Он изображал
жил тогда, – они были фантастическими. Он изображал
какуюто вымышленную реальность и необыкновенные
какуюто вымышленную реальность и необыкновенные
города. Тоненьким пёрышком он создавал в своих альбомах
города. Тоненьким пёрышком он создавал в своих альбомах
параллельную, загадочную жизнь. И впоследствии эти
параллельную, загадочную жизнь. И впоследствии эти
альбомы стали свидетельством того, что его внутренний
альбомы стали свидетельством того, что его внутренний
мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом
мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом
лагере. Он выжил благодаря настоящему искусству.
лагере. Он выжил благодаря настоящему искусству.
14.14. Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов,
Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов,
будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже
будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже
пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он
пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он
рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками
рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками
карандашей маленькие картиночки и прятал себе под
карандашей маленькие картиночки и прятал себе под
подушку. И эти маленькие фантастические рисунки
подушку. И эти маленькие фантастические рисунки
Соколова в какомто смысле грандиозней, чем некоторые
Соколова в какомто смысле грандиозней, чем некоторые
огромные картины, написанные иным художником в светлой
огромные картины, написанные иным художником в светлой
и комфортной мастерской. Можно изображать реальность, а
и комфортной мастерской. Можно изображать реальность, а
можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то,
можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то,
что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из
что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из
памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю,
памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю,
даже
решётки.
даже
решётки.
если вокруг
если вокруг
–
–
тюремные
тюремные
15.15. Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты
Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты
меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где
меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где
публиковались главы из поэмы А.Твардовского "Василий
публиковались главы из поэмы А.Твардовского "Василий Тёркин". Значит, бойцам ободряющее слово порой было
Тёркин". Значит, бойцам ободряющее слово порой было
важнее пищи. В этом сила литературы как вида искусства.
важнее пищи. В этом сила литературы как вида искусства.
16.16. Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города
Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города
огромное воздействие оказала 7я симфония Дмитрия
огромное воздействие оказала 7я симфония Дмитрия
Шостаковича. Она , как свидетельствуют очевидцы, дала
Шостаковича. Она , как свидетельствуют очевидцы, дала
людям новые силы для борьбы с врагом.
людям новые силы для борьбы с врагом.
17.17. В истории литературы сохранилось немало свидетельств,
В истории литературы сохранилось немало свидетельств,
связанных со сценической историей комедии Д.Фонвизина
связанных со сценической историей комедии Д.Фонвизина
"Недоросль". Говорят, что многие дворянские дети, узнав
"Недоросль". Говорят, что многие дворянские дети, узнав
себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили полное
себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили полное
перерождение: стали прилежно учиться, много читать и
перерождение: стали прилежно учиться, много читать и
выросли достойными сынами отчизны.
выросли достойными сынами отчизны.
18.18. Люди верили в поистине магическую силу искусства.
Люди верили в поистине магическую силу искусства.
Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во
Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во
время Первой мировой войны защищать Верден свою
время Первой мировой войны защищать Верден свою
сильнейшую крепость не фортами и пушками, а
сильнейшую крепость не фортами и пушками, а
сокровищами Лувра. "Поставьте "Джоконду" или "Мадонну
сокровищами Лувра. "Поставьте "Джоконду" или "Мадонну
с младенцем и святой Анной" великого Леонардо да Винчи
с младенцем и святой Анной" великого Леонардо да Винчи
перед осаждающими и немцы не осмелятся стрелять!"
перед осаждающими и немцы не осмелятся стрелять!"
утверждали они.
утверждали они.
19.19. Однажды американский изобретатель Никола Тесла
Однажды американский изобретатель Никола Тесла
тяжело заболел. Жизнь его находилась в опасности.
тяжело заболел. Жизнь его находилась в опасности.
Выздоровление, по собственному рассказу Теслы, наступило
Выздоровление, по собственному рассказу Теслы, наступило
совершенно неожиданно: во время болезни он начал читать
совершенно неожиданно: во время болезни он начал читать
"Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Жизнерадостная
"Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Жизнерадостная
книга пробудила в нём такое желание жить, что усилием
книга пробудила в нём такое желание жить, что усилием
воли он заставил себя перебороть болезнь и вскоре, к
воли он заставил себя перебороть болезнь и вскоре, к
удивлению лечивших его врачей, выздоровел.
удивлению лечивших его врачей, выздоровел. 20.20. Услышав легендарный хор имени Александрова, который
Услышав легендарный хор имени Александрова, который
своими песнями пробуждал в людях мужество, давал им
своими песнями пробуждал в людях мужество, давал им
силы для борьбы, английский премьерминистр У.Черчиль
силы для борьбы, английский премьерминистр У.Черчиль
назвал музыкальный коллектив "тайным поющим оружием".
назвал музыкальный коллектив "тайным поющим оружием".
21.21. Выдающийся русский писатель 20 века М.Пришвин в
Выдающийся русский писатель 20 века М.Пришвин в
своих дневниках вспоминает такой случай: в скорбные дни
своих дневниках вспоминает такой случай: в скорбные дни
первой мировой войны напротив его дома собрался народ и
первой мировой войны напротив его дома собрался народ и
оратор стал говорить людям о том, что Россия скоро
оратор стал говорить людям о том, что Россия скоро
превратится в германскую колонию. Тогда одна бедная
превратится в германскую колонию. Тогда одна бедная
крестьянка в белом платочке пробилась к оратору через
крестьянка в белом платочке пробилась к оратору через
толпу и остановила его выступление, обратившись к людям:
толпу и остановила его выступление, обратившись к людям:
"Не верьте ему, товарищи! Пока с нами Лев Толстой,
"Не верьте ему, товарищи! Пока с нами Лев Толстой,
Пушкин и Достоевский, Россия не погибнет!"
Пушкин и Достоевский, Россия не погибнет!"
22.22. Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр
Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр
имени К С. Станиславского и Вл. И. НемировичаДанченко.
имени К С. Станиславского и Вл. И. НемировичаДанченко.
По просьбе остававшейся в Москве группы артистов
По просьбе остававшейся в Москве группы артистов
Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив
Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив
дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался
дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался
в прекрасный мир музыки Чайковского,
С.
в прекрасный мир музыки Чайковского,
С.
Даргомыжского,
Пуччини.
Пуччини.
Даргомыжского,
Верди,
Верди,
А.
А.
Дж.
Дж.
Дж.
Дж.
23.23. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании
Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании
песельников с набором народных инструментов, которые
песельников с набором народных инструментов, которые
были специально выписаны им для поднятия боевого духа
были специально выписаны им для поднятия боевого духа
своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен с
своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен с
как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722
как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722
году предписание каждому полку иметь собственный
году предписание каждому полку иметь собственный
оркестр... Суворовские чудобогатыри шли на штурм
оркестр... Суворовские чудобогатыри шли на штурм
Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...".
Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...". 24.24. Известны случаи, когда военные песни спасали сотни
Известны случаи, когда военные песни спасали сотни
солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с
солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с
японцами под Мукденом,
музыканты Мокшанского
японцами под Мукденом,
музыканты Мокшанского
пехотного полка подняли в атаку деморализованных
пехотного полка подняли в атаку деморализованных
огромными потерями и смертью командира полка солдат,
огромными потерями и смертью командира полка солдат,
которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми
которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми
инструментами тогда пошли 25летний полковой
инструментами тогда пошли 25летний полковой
капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции
капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции
"Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже
"Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже
переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"),
переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"),
в компании с семью музыкантами флейтистами и
в компании с семью музыкантами флейтистами и
трубачами.
трубачами.
25.25. Во время Великой Отечественной войны песня — самый
Во время Великой Отечественной войны песня — самый
распространенный жанр советской музыки. Военная пора во
распространенный жанр советской музыки. Военная пора во
всей полноте и силе проявила ее мобильность,
всей полноте и силе проявила ее мобильность,
непосредственную близость к повседневной жизни общества.
непосредственную близость к повседневной жизни общества.
Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она
Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она
зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет
зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет
в человеческие сердца уверенность в победе.
в человеческие сердца уверенность в победе.
Материал для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения 15.3 на тему "Настоящее искусство".
Материал для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения 15.3 на тему "Настоящее искусство".
Материал для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения 15.3 на тему "Настоящее искусство".
Материал для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения 15.3 на тему "Настоящее искусство".
Материал для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения 15.3 на тему "Настоящее искусство".
Материал для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения 15.3 на тему "Настоящее искусство".
Материал для подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения 15.3 на тему "Настоящее искусство".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.