МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока Тема:«Число 15. Состав числа 15»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока Тема:«Число 15. Состав числа 15» Класс: 2 Учебная дисциплина: начальные классы Учебный предмет: математика
Иконка файла материала урок Филатова.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

 

 

 

Тема:«Число 15. Состав числа 15»

Класс: 2

 

Учебная дисциплина: начальные классы

Учебный предмет: математика

 

                                                                         Разработал(а):

Учитель дефектолог

         ФИО: Филатова Д. И.

Учитель- первой квалификационной категории

 

 

 

2023 г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………...…3

Методические рекомендации…………………………………………………….5

Технологическая карта…………………………………………………………....7

План урока…………………………………………………………………………9

Конспект урока…………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся с проблемами интеллектуального развития и их успешной интеграции в общество. Содержание обучения математике детей с проблемами интеллектуального развития определяет адаптированная образовательная программа ГБОУ «Казанская школа- интернат №1».

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса  школы- интерната для обучающихся с УО. В классе обучаются 12 учащихся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям адаптированной программы, стандарту образования лиц с ОВЗ.Для тогочтобы достичь принципиально нового уровня обучения лиц с УО необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса.К таким технологиям относится метод проблемного обучения, который непосредственно применен на данном уроке. В условиях современного общества предъявляются более высокие требования к ученику с интеллектуальными нарушениями  как к личности, способной реализоваться в дальнейшей трудовой деятельности. Возникает необходимость формирования у детей устойчивой мотивации к обучению в школе.

Данный урок организован с применением мотивирующего приема-«яркое пятно» (появление подарка от  Буратино). Далее обучающиеся с УО оказываются в проблемной ситуации, для решения которой необходимо усвоить новые знания по теме урока с помощью учителя. Основная цель создания данной  проблемной ситуации  заключается в осознании учащимися этой ситуации и разрешении ее в ходе  их совместной деятельности под общим направляющим руководством учителя.

В процессе урока используются  различные формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные.Групповая и игровая  форма деятельности учащихся с УО позволила эффективно усвоить материал. Включены разно уровневые задания, благодаря которым все учащиеся были включены в работу на уроке. Такая модель построения урока способствует развитию интеллектуально - творческих способностейкаждого ребёнка. Использование интерактивной доски позволило как заинтересовать учащихся, так и закрепить изученный материал. На этапе объяснения новых знаний и практического применения знаний используется  необходимое техническое оборудование: доска, стенгазета, мультимедиа проектор, экран, которые позволяют формировать компоненты мышления, восприятия учебного материала. Наглядно – демонстрационный материал сопровождается на  всех этапах урока. Работа со стенгазетой и живым наглядным материалом (монеты) сопутствует  полному усвоению материала, и выполнению поставленной цели урока.  На заключительном этапе урока детидемонстрируют способность к самооценке своей работы на уроке.

Данный урок направлен на то, что бы дать учащимся такие доступные количественные и качественные представления о числах второго десятка, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность, на развитие речи  учащихся, обогащениееё математической терминологией, на воспитание у учащихся целеустремленности, терпения, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности. Формирует у учащихся навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

 

 

 

Методические рекомендации

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

         Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи образовательных учреждений реализующих адаптированную программу — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

       Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

 

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого от частей);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;

- формированиедоступныхумственнообучающимсясумственнойотсталостью (интеллектуальныминарушениями)математическихзнанийиумений,необходимыхдлярешенияучебно-познавательных,учебно-практических,житейскихипрофессиональныхзадачиразвитиеспособностиихиспользованияприрешениисоответствующихвозрасту задач;

- коррекцияиразвитиепознавательнойдеятельностииличностныхкачествобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)средствамиматематикисучетомихиндивидуальныхвозможностей;

- формированиеположительныхкачествличности,вчастностиаккуратности,настойчивости, трудолюбия,самостоятельности,терпеливости,любознательности,уменийпланироватьсвоюдеятельность,доводитьначатоеделодоконца, осуществлятьконтрольи самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Учитель: Филатова ДиляраИскандаровна

Тема: «Число 15. Состав числа 15»

Класс: 2

Условия реализации: урок рассчитан на обучениелиц с УОпо адаптированной основной образовательной  программе I варианта.

Место проведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технические средства обучения: ИКТ, демонстрационные картинки, карточки с цифрами, компьютер, медиапроектор.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для дифференцированной работы,  шариковые ручки; игрушка Буратино, стенгазета «Знакомимся с числом 15», подарочная коробка, 15 монет,  лента чисел (второй десяток), фигурки цифр, изображение Буратино для рефлексии.

Цель урока:создать условия для ознакомления  с числом 15, его составом, образованием, развивать навык устного счета и умение решать задачи.

Задачи:

1)    Формирование вычислительных навыков в пределах 15;

2)    Воспитывать интерес к предмету, воспитывать навыки правильного поведения на уроке;

3)    Развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, познавательной активности;

Коррекция правильной осанки на основе упражнений во время динамической паузы, правильной посадки во время всего урока.

Планируемые результаты

Предметные: Знать образование, название, состав, место в числовом ряду числа 15.

Метапредметные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

Элементы структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечания по методике

1.этап организации начала урока

1.1 Организационный момент

 

1.Приветствует
2. Проверка явки

3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют
2. Готовятся к уроку

Диалогово –

словесный метод (беседа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный метод, мотивирующий прием.

 

Диалогово –

словесный метод (беседа)

 

 

Практический

метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ, проиллюстрированный работой с газетой.

 

Диалогово –

словесный метод (беседа).

 

Практический

метод (работа с коллекцией цифр) и пр.

 

этап подготовки учащихся к активной основной учебно- познавательной деятельности

1.2Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1. Опрашивает  обучающихся
2. Актуализирует знания и опыт по пройденной теме (вопросы)

 

Отвечают на вопросы, считают в прямом и обратном порядке, считают от заданного числа, практически работают с лентой чисел второго десятка.

этап мотивации и целеполагания

1.3. Целевая установка

1. Сообщает условия выполнения практического задания, для формирования интереса к теме урока.

2. Совместно с обучающими формулирует цель урока

1.выполняют практическое задание, что бы узнать имя сказочного героя.

2.Воспринимают сказочного героя, и формулируют тему урока.
2. Мотивируются «ярким пятном»- коробочка Буратино, для участия в формулировке целей урока, и положительного настроя на процесс получения новых знаний,

2. Основной этап

2.1 этап изучения нового материала

 

 

 

 

 

 

Последовательно излагает новый материал о составе и записи числа 15, также организует и управляет деятельностью обучающихся.

Воспринимают новый материал, выполняют практическое задание по изучению состава, способам образования, и записи числа 15.

Здоровьесберегающие технологии

1. Выполняет совместно с учащими гимнастику для глаз.

2. Выполняет совместно с учащими пальчиковую гимнастику.

1. Выполняют поруководством учителя гимнастику для глаз.

2. Самостоятельно выполняют пальчиковую гимнастику

Практический

метод

2.2 этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности

Организует совместное решение примеров у доски.

Обсуждают решение примеров по образованию числа 15.

Практический метод

Здоровьесберегающие технологии

Выполняет физминутку совместно с обучающимися

Выполняют поруководством учителя физминутку

 

Практический метод

2.3 этап закрепления и обобщения ранее полученных знаний

 

Этап создания проблемной ситуации на следующий урок

 

Выдача домашнего задания

Организует  и управляет решением задачи по намеченному плану, также записи решения.

 

Комментирует домашнее задание

Выполняют решение задачи у доски и в тетрадях.

 

Словесные- практические

3. Заключительный этап

Подведение итогов

1.Подведение итогов.
2.Оценивает обучающийся
3.Датьоценку занятию.

1. Проводят само- и взаимоконтроль, рефлексию.
2.Беседуют с преподавателем

Работа в микрогруппах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I этап организации начала урока

СЛАЙД 1

Позвенел звонок, начинается урок.

Тут примеры и задачки, игры, шутки, физминутки

Все для вас. Я желаю вам удачи.

За работу в добрый час.

 

Готовятсякуроку-приветствуютучителя, садятсязапарты.

II этап подготовки учащихся к активной основной учебно- познавательной деятельности (этап актуализации субъективного  опыта учащихся)

- Ребята скажите, пожалуйста какой у нас сегодня день недели? Какое время года? Какой месяц?

Какой урок по счету?  Какой предмет?

Подготовьте свое рабочее место, на столах у вас: ручка, тетрадь, коробочка с цифрами, лента чисел (второго десятка).

 

- Сейчас я  хочу узнать что мы проходили на прошлом уроке математики? Все ли выполнили домашнее  задание? Как образовывается число 14?

- Работу на уроке начнем с устного счета.

Посчитайте от 1 до 14 (прямой и обратный счет)

Счет от заданного числа: от 2 до 14; от 9 до 14; от 4 д 10; от 13 до 3;

Назови соседей чисел: 10, 13, 11;

- Возьмите ленту чисел в руки. Покажите на ленте число в котором 1 дес. 2 ед., 1 дес. 1 ед., 1 дес.  3 ед., 1 дес. 5 ед.

 

Ответы детей

 

Математика

 

Готовят рабочее место

 

 

 

Число 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа с лентами чисел

 

III этап мотивации и целеполагания

СЛАЙД 2

- Сегодня к нам на урок пришел один сказочный герой. А кто он угадаете,  собрав из букв его имя: Вам необходимо расставить числа в прямом порядке, т. е.  по возрастанию.

СЛАЙД 3

- и  как же его зовут?

- Буратино пришел к нам из сказочной повести «Золотой Ключик или приключения Буратино»

СЛАЙД 4

(Появляется игрушка Буратино)

- Буратино не очень хорошо учился в школе, но пришел к нам на урок с подарком, что бы мы хорошо сегодня занимались на уроке. (Коробочка Буратино)

-Что может быть в этой коробочке? В этой коробочке кое, что очень интересное и скоро мы узнаем что.

Сегодня на уроке математики мы познакомимся с новым числом. А какое это число вы узнаете попозже, или вы догадаетесь сами.

-Чем мы сегодня займемся на уроке математики?

-Сегодня на уроке мы покажем Буратино, как мы умеем считать, красиво писать в тетрадях, красиво сидеть за партой,покажем как мы умеем трудиться на уроке.

- Кто из вас догадался, с каким числом познакомит нас Буратино?

- на каком числе остановился бегунок нашей ленты? ( на стен газете открывается число 15).

 

1БУ  2РА  3ТИ  4НО

 

 

БУРАТИНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считать, писать числа, решать примеры и задачи

IV  этап изучения нового материала

Посмотрите внимательно на это число,  оно какое? Двузначное или однозначное? 

Прошу вас из коробочек с цифрами достать необходимые цифры, что бы мы смогли составить число 15 у себя на парте.

Первая в числе 15- цифра 1, достаем цифру 1 СЛАЙД  5.

В числе 15- 1 десяток. Вторая цифра в числе 15 это цифра- 5. СЛАЙД 6 В числе 15- 5 единиц, достаем цифру 5.

Кладем цифры рядом друг с другом, получается число 15.

Ребята, а как же образовывается число 15?

А ответить на этот вопрос нам поможет коробочка Буратино. У него в коробочке золотые монетки. (монетки клеятся на стенгазету, сначала 10, затем еще 5)Возьмем 10 монет, и добавим к ним еще 5. Сколько у нас получилось монеток теперь? Как мы можем образовать число 15? (крепятся на доску  1 0    5)а какое место число 15 занимает в числовом ряду? Кто соседи числа 15? (крепятся на доску 14  1)

- молодцы! Сейчас пришло время  показать Буратино как мы умеем  красиво писать  в тетрадях.

- Но перед этим, нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.

 

(раздача тетрадей, и индивидуальных заданий слабой группе учащихся)

 

Двузначное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся следят глазами за игрушкой Буратино, выполняют массаж пальчиков:

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он как ледышка

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

V этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности

-Ребята открываем тетради. От последней работы отступаем 3 клетки и пишем классная работа.Пропускаем одну клетку вниз и в первой клетке слева ставим точку. Число 15 у нас двузначное, поэтому в клетке, мы пишем цифру 1, СЛАЙД 6,  а в клетке справа пишем цифру 5.

Пропускаем 1 клетку вправо и пишем число 15 еще раз итак до конца строчки.

- следующее задание, вставьте пропущенные числа:

10, 11,__,__, __, 15

-Проверяем (На доске вписываются недостающие числа)

-А сейчас мы покажем нашему  Буратино, как мы умеем решать примеры! Передавайте листочки с примерами:

14+1=                                                    10+5=

1+14=                                                    5+10=

Отступаем 1 клетку вниз и списываем первый пример. (Работа у доски и в тетрадях)

- Молодцы! Немного отдохнем и опять писать начнем. СЛАЙД 7

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Что бы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

 

 

Классная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10, 11, 12, 13, 14, 15

 

 

 

 

 

14+1= 15                  10+5= 15                                                     

1+14=15                  5+10=15

 

 

 

 

 

Выполняют движения за учителем

VI этап закрепления и обобщения ранее полученных знаний

- Отдохнули вместе с Буратино, теперь нам нужно ему показать, как мы сможем решить задачу. СЛАЙД 8

Смотрим на экрани внимательно читаем условия задачи.

У Буратино было 10 монет, еще 5 монет он нашел под деревом. Сколько монет у Буратино стало всего?

-Прочитайте условие, прочитайте вопрос задачи. Что нам известно? Что мы уже знаем из условий задачи?

Что нам необходимо найти, сколько монет всего стало?

БЫЛО- 10 м             ?

НАШЕЛ- 5 м

С помощью какого действия мы сможем решить задачу?

Пропускаем клетку вниз и записываем решение.

 Решение: 10 м+ 5 м= 15 м

И еще раз прочитаем вопрос нашей задачи. Сколько монет у Буратино всего?

Запишем ответ:

Ответ: у Буратино всего 15 монет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЫЛО- 10 м             ?

НАШЕЛ- 5 м

 

 

 

 

Решение: 10 м+ 5 м= 15 м

 

 

 

Ответ: у Буратино всего 15 монет.

VII  этап создания проблемной ситуации на следующий урок

Над какой темой  мы сегодня работали? С каким числом познакомились сегодня на уроке? Назовите мне число предыдущее числу 15?назовите мне число , которое идет после 15?

-С этим числом мы познакомимся на следующем уроке домашнее задание примеры стр. 36 № 34.

 

VII Рефлексия

- Понравился ли вам урок математики с нашим сказочным героем? Ребята еще в коробочке оказались карточки от Буратино для вас. Но что- то в них не хватает?

Покажите свое настроение, после урока,  дорисовав улыбку или грустный смайлик на карточках с буратино у вас на столах.

 

 

 

 

Рта

 

Дорисовывают улыбку Буратино

IX этап подведения итогов урока

- Ребята, вы большие молодцы! Большое спасибо вам за урок! СЛАЙД 9

 Я думаю, Буратино  остался очень доволен уроком. Он очень благодарен, и говорит всем вам «СПА- СИ – БО».

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данный урок апробирован на базе Казанской  школы- интерната № 1 для детей с ОВЗ и соответствует ФГОС НОО ОВЗ. Предназначен этот урок для обучающихся2 классас интеллектуальными нарушениями.Данный урок является актуальным,т.к. при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, а также  стиль их взаимодействия.

На уроке имеют место элементы проблемного обучения  и поисковая деятельность, которые способствуют лучшему  усвоению  учащимися  нового  материала и коррекции учебно познавательной сферы учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методы, применяемые на уроке,   обеспечивают познавательную активность учащихся, а также эффективное сотрудничество учителя и учащихся.

На данном этапе обучения учащиеся уже имеют знания, практические навыки; обозначают числа первого десятка; соотносят количество предметов с  числом; используют цифры первого десяткадля записи  чисел;   определяют тему и цель урока.Данный урок «Число 15. Состав числа 15» является ключевым и базовым в разделе изучения чисел второго десятка. Как показывает последующая проверочная работа-знания, усвоенные на уроке, подлежат прочному усвоению. Более 70% учащихся справились с последующей проверочной работой, 58, 3  % обучающихся выполнили проверочную работу на успешно, это доказывает что цели и задачи урока полностью реализованы.

Предметные результаты  об образовании, составе, и месте числа 15 в числовом ряду заложенные в программе  были усвоены большим количеством обучающихся с УО.

На мой взгляд, данный урок открытия новых знаний  показал прочность  их усвоения учащимися с УО. Благодаря поискурешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала  учащимися с интеллектуальными нарушениями.

 


 

Посмотрите также