Технологическая карта урока технологии.
Предмет: Технология
Класс: 5
Базовый учебник: Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс».
Тема урока: «Эстетика и экология жилища».
Цель урока: ознакомить обучающихся с эстетикой и экологией жилища, понятием «микроклимат в помещении», с бытовыми электрическими светильниками и климатическими приборами, мебелью, изготовленной из экологически чистых материалов; научить обучающихся поддерживать необходимый микроклимат в жилом помещении.
Задачи урока:
1. Предметные – формирование у обучающихся создавать применять в своем доме элементов интерьера, не наносящих вреда человеку, а также создавать в нем условия для комфортабельного проживания ;
2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (цветового и светового оформления комнаты);
4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;
5. Личностные – формирование эстетического умения в создании красивого интерьера и микроклимата в жилище.
Тип урока: комбинированный.
Дидактические средства обучения: плакаты (фотографии) с изображением бытовых электрических светильников и климатических приборов, мебели из экологически чистых материалов; чертежные инструменты, инструменты и материалы для изготовления вешалки плечиков для одежды, учебник.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы.
Опорные понятия: экология, экология жилища, микроклимат, климатические
приборы, кондиционер.
Этап урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Орг. момент |
-приветствует учащихся; -организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал; -проверяет готовность учащихся к уроку. -демонстрирует изделия выполненные учениками прошлых лет, мотивирует учащихся. |
Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция. |
2.Повторение пройденного материала |
Беседует с учащимися по предыдущей теме урока: 1.Демонстрирует фотографии интерьера и предлагает определить, к какому жилищному помещению относится данный интерьер, объяснить почему. 2. Предлагает ответить на вопросы: -Что нужно сделать, чтобы соблюдались требования, предъявляемые к интерьеру жилого помещения? - Какие зоны оборудованы в твоей квартире (доме)? - Что такое экология?
|
Активно наблюдают, рассматривают фотографии с интерьером жилого помещения, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей. В беседе с учителем: 1. Определяют, раскрывают отличие интерьера квартиры от интерьера деревенского дома? 2. Отвечают на поставленные вопросы: - удобно расстановить мебель для каждого члена семьи, расположить полки, светильники и выключатели; поддерживать чистоту в доме, комфортная температура в помещении, не доносился шум с улицы; гармонично сочетались цвета мебели и стен, были комнатные цветы. -ответы обучающихся на оборудование зоны своей квартиры или дома. - экология это отношение человека к природе.
|
Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в интерьерах жилого помещения. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. |
3. Изложение нового материала |
Учитель подводит учащихся к определению темы урока: 1.рассказывает обучающимся о том, из чего складывается эстетика жилища, о значении цветового и светового оформления комнаты, в том числе подростка. Экология жилица предполагает применение в вашем доме элементов интерьера, не наносящих вреда человеку, а также создание в нем условий для комфортного проживания. 2. Показывает фотографию комнаты подростка. Спрашивает: на какие зоны разделена комната подростка. 3. Предлагает ответить на вопрос: - назовите составляющие экологии жилища? - совместно с учениками определяет цель и задачи урока: 1. спрашивает учеников:- для чего нужна входная дверь? - Нужен ли солнечный свет в жилом помещении? - Влияет ли микроклимат на самочувствие человека? 2. Назовите составляющие экологии жилища? Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует фотографию: - показывает ученикам фотографию светильников, климатических приборов и рассказывает о применении. - создает проблемную ситуацию: «в комнате нужно нагреть, охладить, осушить или увлажнить воздух, очистить от пыли, вредных запахов и газов - каким устройством можно поддержать в помещении заданные параметры микроклимата». Выслушивает гипотезы и показывает фотографии современных бытовых климатических приборов. - актуализирует знания, полученные при изучении темы – « Интерьер жилого помещения». Предлагает ответить на вопрос, – какой климатический прибор можно установить на кухне. Организует работу учащихся с учебником: - предлагает в тексте учебника найти описание освещение комнаты площадью 15 квадратных метров. |
Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают фотографии, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач. При показе фотографии комнаты подростка ответе на вопросы учителя – отвечают: на две зоны, рабочую и отдыха, зона отдыха оформлена в спокойных теплых тонах, а рабочая зона в энергичных тонах. При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что должно быть тепло, солнце, хорошее освещение. Изучают, что выходную дверь нужно утеплять и закрывать герметически для защиты от холода, шума и запаха. Создавать условия для максимального доступа солнечного света в помещение, чтобы повысить устойчивость организма к болезням. Окна надо протирать два раза в месяц с нутрии и с наружи, чтобы пыль не задерживала свет. Не желательно застеклять лоджию или балкон в комнате подростка - это ухудшает воздушный и световой режим помещения. Для обстановки помещения мебель желательно применять из экологически чистых материалов: натуральная древесина, ротанга (вид пальмы) соломы, из стекла, из клееной фанеры(МДФ).Записывают в рабочие тетради. При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах изменения микроклимата в помещении. Совместно выбирают наиболее рациональные методы. Вспоминают информацию по теме «Интерьер жилого помещения» и предлагают установить вытяжки, кондиционер. Работают с учебником, находят информацию об описание освещение комнаты площадью 15 квадратных метров. |
Регулятивные: умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. |
4. Вводный инструктаж |
- Знакомит учащихся с заданием (объект труда – вешалка для одежды) и технологией его изготовления; - предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда; - организует выполнение учащимися практической работы, выясняет степень усвоения учебного материала. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения; - проводит инструктаж по технике безопасности; - напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля. |
Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы. Осуществляют изготовление вешалки и анализируют полученный результат, выявляют ошибки. Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности. |
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи. Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами. |
5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж |
- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений); - проводит целевые обходы: 1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности 2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности 3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.
|
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
|
Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов. Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций. Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая в коллективе. |
6. Рефлексивно-оценочный этап |
- предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её. - организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки); - оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. - проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы: 1.Какие экологически чистые материалы применяют для изготовления мебели и интерьера? 2. Какие климатические приборы используют для создания микроклимата в помещении? 3.Какие бытовые электрические светильники применяют в помещении? 4. Какое искусственное освещение рационально сочетать во всех помещениях? |
Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы: 1. Натуральную древесину, ротангу, солому, стекло, МДФ. 2.Вентилятор напольный, вытяжку для кухни, воздухоочиститель, увлажнитель воздуха, осушитель воздуха, кондиционер. 3. Люстры, бра, торшер, настольные лампы, ночники. 4.Рационально сочетать как потолочные (люстры), так и местные (настенные, настольные, напольные) светильники. |
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
|
7. Уборка рабочих мест |
- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными |
Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской. |
Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест. Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика. |
Приложение №1.
Приложение№2
Комната подростка.
Приложение№3.
Бытовые электрические светильники.
Люстры.
Бра.
Настольные лампы.
Торшеры.
Ночники.
Эскизы вешалки - плечиков для одежды
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.