Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 9
Цели урока:
· Совершенствовать вычислительные навыки и умение находить площадь и периметр прямоугольника, решать задачи разными способами.
Оборудование:
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (слайд 1)
Мы урок наш начинаем,
Всем удачи пожелаем.
Вы друг друга поддержите
Постарайтесь, не ленитесь.
На пятерки потрудитесь.
Итак, мы отправляемся с вами за новыми знаниями в страну математики.
- Открываем тетради, записываем число, сегодня…
20 ноября
Классная работа
2. Проверка домашнего задания
У.с.11 №77
- Что вы должны были решить? Уравнения.
- Читаем уравнение, называем только ответ.
30+х=56
х=56-30
х=26
30+26=56
56=56
-Как найти неизвестное слагаемое?
( Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое)
m-14=80
m=80+14
m=96
96-14=80
80=80
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
(Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое).
70-k=47
k=70-47
k=23
70-29=47
47-47
- Как найти неизвестное вычитаемое?
(Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность).
3. Устный счет.
-А сейчас мы проверим, как вы усвоили изученные табличные случаи умножения и деления
Математический диктант.
____________________________________________________________________
– Посмотрите на следующее задание (слайд).
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
-Чтобы узнать тему урока, посмотрите на слайд и скажите: какое числовое выражение будет следующим
( 2*9, 3*9. 4*9,5*9, 6*9, ?*9, 8*9, ? )
-Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления?
(таблицу умножения с числом 9)
- Сформулируйте тему нашего урока .
( Таблица умножения и деления с числом 9)
-Зная тему урока, поставьте каждый перед собою цель
(научится составлять таблицу умножения и деления с числом 9 и применять её.)
3. Работа над новой темой (слайд )
– Перед вами таблица умножения девяти:
9 х 2 =
9 х 3 =
9 х 4 =
9 х 5 =
9 х 6 =
9 х 7 =
9 х 8 =
9 х 9 =
– Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих
произведений? (От перестановки множителей, произведение не
меняется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений. (До случая 9
х 8)
– Какой новый случай появился? (9 х 9)
– Чтобы найти его значение, рассмотрим, что происходит с результатами во
всей таблице. (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( 72 + 9 = 81)
– Таким образом, из всей таблицы необходимо запомнить всего один случай,
т. к. все предыдущие были уже изучены ранее.
– При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи
деления. Составьте выражение на деление.
Каким правилом воспользуемся? (Если произведение
двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число – 81 : 9 =
9)
– Сколько случаев получится? Почему? (Одинаковые
множители)
_____________________________________________________________________
4. Работа с учебником. Закрепление
– А теперь откроем учебники на стр. 65
– В учебнике для запоминания предлагается тоже один случай на умножение и на
деление. Запишите эти два последних случая себе в тетрадь.
9 х 9 = 81 81 : 9 = 9
– Для лучшего запоминания таблицы, выполним задание под №
1. Что нужно сделать? (Найти значения выражений)
– Первые два столбика выполним устно. Какое действие надо выполнить в первом
столбике? (Деление)
– Найдите значения первого столбика, читая выражения по-разному.
– Чем интересен второй столбик? (Умножение одинаковых
чисел)
– Какие случаи из второго столбика будут обратными для случаев из первого
столбика? (8 х 8 = 64 64 : 8 = 8; 9 х 9 =
81 81 : 9 = 9)
– Третий и четвертый столбики выполним письменно. Но сначала скажите, что
нужно вспомнить, чтобы посчитать правильно? (Порядок
действий)
(Решаем самостоятельно, записывая результаты промежуточных действий)
Проверка решения примеров: (выражения читать разными способами)
– Прочитайте выражения, в которых ответы круглые десятки.
– Прочитайте выражение, в ответе которого единиц в 4 раза больше, чем десятков.
Физкультминутка
5. Работа над пройденным материалом. Решение задач
– А сейчас решим задачи.
– Стр. 65 № 3.– Прочитайте условие
. О ком говорится в условии? (О
мальчике и девочке)
– Что они делали? (Принесли морковку для кроликов)
– Что они сделали с морковкой? (Разложили кроликам в клетки)
– Как разложили морковь? (Поровну в каждую клетку, по 9 штук)
– Что обозначает число 27? 18?
– Что же обозначает первое выражение? (Во сколько клеток может
положить морковь девочка) Посчитайте: 3 клетки.
– Что обозначает второе выражение? (Во сколько клеток может
положить морковь мальчик? В 2 клетки)
– Что обозначает третье выражение? (Сколько всего моркови
принесли мальчик и девочка вместе) (45 морковок)
– На какой вопрос ответим, если найдем значение последнего выражения? (Во
сколько клеток мальчик и девочка положат морковь? В 5 клеток)
– Как, используя первое и второе выражения, можно ответить на этот же
вопрос? (Между выражениями поставить знак «+»)
– Таким образом, если к данному условию задать этот вопрос, то сколько
способов решения такой задачи мы с вами рассмотрели? (Два способа)
_______________________________________________________________________
– А сейчас мы будем письменно решать задачу № 3 и постараемся
найти разные способы её решения. Прочитайте задачу внимательно.
– О чем в ней говорится? (О проводе, длиной 50 метров)
– Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8 м и 7м)
– Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось)
– К этой задаче я предлагаю два схематических чертежа. (слайд 5) Выберите
тот, который подходит к нашей задаче.
– Почему вы так решили? (Провод должен уменьшаться, когда от него
отрезали)
– Представьте, что вы на стройке мастера участков и вам нужно отрезать провод.
Как вы это будете делать? (Сначала отрезать 8 м, потом 7 м), т. е. это
будет первый способ решения задачи.
– Что бы вы добавили к чертежу, чтобы найти другой способ решения? (8
м и 7 м объединить скобкой т. е. узнать, сколько всего метров провода отрезали) Это
будет второй способ решения задачи.
– Запишите решение задачи двумя способами самостоятельно. (Один на
доске)
1 способ: 50 – 8 – 7 = 35 (м)
2 способ: 50 – (8 + 7) = 35 (м)
______________________________________________________________________
– А сейчас вспомните, как найти площадь и периметр прямоугольника.
– Найдите задание № 6. Что нужно сделать?
– Что знаете о сторонах квадрата?
– Выполните задание по группам
1 группа – квадрат со стороной 7 см,
2 группа – со стороной 4 см,
3 группа – со стороной 9 см
Проверьте свое решение (слайд 7)
Р = 7 х
4
Р = 4 х
4
Р = 9 х 4
Р = 28
(см)
Р = 16
(см)
Р = 36 (см)
S = 7 х
7
S = 4 х
4 S
= 9 х 9
S = 49 (см2
) S = 16 (см2 ) S
= 81 (см 2)
6. Итог урока
- Какие цели мы с вами сегодня ставили на урок? Достигли ли мы их?
7. Рефлексия.
-Теперь закончите предложения.
- Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Молодец».
7. Домашнее задание: с. 65 № 4, табл. умн. на 9,
по желанию задания на полях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.