Урок №3
Тема урока: Песни Ф.Шуберта.
Цель урока: познакомить учащихся с вокальным творчеством композитора.
Задачи урока:
- образовательные: обогащение слуховой базы, введение новых понятий – баллада, серенада;
- развивающие: развитие понятий цикл, куплетная форма, развитие стилевого мышления обучающихся;
- воспитательные: привлечение внимания учащихся к образному миру вокальных произведений Ф.Шуберта, воспитание культуры слушания, интереса к творчеству композитора, любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: обьяснительно-иллюстративный, беседа.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради, музыкальный центр, компьютер, доска, иллюстрации.
Музыкальный материал:
1. Ф.Шуберт «Гретхен (Маргарита) за прялкой»;
2. Ф.Шуберт «Лесной царь»;
3. Ф.Шуберт «Форель»;
4. Ф.Шуберт «Серенада».
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие).
2. Проверка домашней работы.
Опрос по биографии Ф.Шуберта. Проверка письменного задания. Кто такой Франц Шуберт? Когда и где родился Франц Шуберт? Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? Сколько песен написал Шуберт? Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу? Сколько лет прожил Шуберт?
3. Знакомство с новым материалом. Общая характеристика творчества.
Ф. Шубертом написаны свыше 1500 произведений, охватывающих многие музыкальные жанры. Композитор вошёл в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов. Им написано более шестисот песен, три вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня». Восемь симфоний. Самые известные: лирико-драматическая «Неоконченная» (си минор), лирико-эпическая до мажор. Восемнадцать произведений для музыкального театра. Среди них: две оперы, семь зингшпилей. Более четырёхсот танцев (вальсы, лендлеры, экосезы и т.д.). Множество камерно-инструментальных сочинений. Среди них – фортепианная фантазия «Скиталец», квинтет «Форель».
Сегодня мы с вами подробно познакомимся с песнями Ф.Шуберта. Именно песни ярко отразили всё то новое, что внёс композитор в музыку. На смену герою произведений Бетховена – борцу за независимость и справедливость приходит скромный и незаметный герой Шуберта. Его герой – это простой, глубоко несчастный человек, который стремиться найти счастье в личной жизни. Все его мечты неосуществимы и единственным другом, которому он доверяет свои мысли и тайны является природа. Поэтому в песнях Шуберта неизменно присутствуют образы ручейка, леса, цветов, птиц.
4. «Маргарита за прялкой». Слушание и анализ песни.
( Илл. №1, на доске портрет И.В.Гёте) Из 600 песен 70 из них написаны на стихи Гете, например, «Маргарита за прялкой», «Лесной царь». Они принадлежат к песням раннего периода. 19 октября 1814 года в руки 17-летнему композитору попало издание первой части «Фауста», Шуберт прочитал одну из песен Гретхен:
Тяжка печаль, и грустен свет.
Ни сна, ни покоя мне, бедной, нет …
Эти слова передавали его душевное состояние в тот момент.
(Илл. №2, на доске портрет возлюбленной Ф.Шуберта Терезы Гроб) Осень в Вене балы сухой и теплой, это было любимое время года для Франца. Он еще не сознавал то, что влюблен в Терезу, девушку, которая не пропускала ни одного воскресного концерта у Шубертов. Ему было с ней легко, они проводили вместе много времени. Вот и сегодня они с Терезой долго стояли у калитки. Им так не хотелось расставаться.
Франц остался один на осенней улице. Его сердце неистово билось.
Родители девушки не
захотели, чтобы она связывала свою жизнь
с начинающим композитором, и Терезе пришлось выйти замуж за
булочника. После этой истории Ф. Шуберт никогда не был счастлив. Сейчас ему мог помочь только Гете,
лишь он был способен описать те чувства, которые переполняли влюбленного юношу.
Дома Франц перелистывал страницы «Фауста», упиваясь прелестью стихов. И вдруг остановился, дойдя до песни Гретхен, передающей ее смятение при встрече с незнакомцем. Такие простые слова: «…мой покой исчез», – но как точно передают тревожное, возвышенное, неудовлетворенное состояние ее души!
В голове родилась мелодия.
( Илл. №3, на доске репродукция картины В.Тропинина «Пряха»).
(♫ Слушание Ф.Шуберт «Гретхен (Маргарита) за прялкой»).
Обсуждение песни. В песне «Маргарита за прялкой» покинутая девушка вспоминает любимого. Она одинока и глубоко страдает. Простой и задушевной мелодии вторит лишь монотонное сопровождение, подражающее жужжанию веретена: (сыграть пример №1)
Пример №1
1. Баллада «Лесной царь». Слушание и анализ песни.
«Однажды, – вспоминал Йозеф фон Шпаун, друг композитора, – мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперёд по комнате, читал вслух «Лесного царя» Гёте. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова». Особенно выразительно баллада «Лесной царь» звучала в исполнении баритона М. Фогля. «Лесной царь» положил начало регулярному изданию сочинений Ф. Шуберта.
( Илл. №4, на доске репродукция картины «Лесной царь»).
(♫ Слушание Ф.Шуберт «Лесной царь»)
Обсуждение песни. «Лесной царь» – сложное произведение. Это не песня, а скорее драматическая сценка, в которой участвуют три действующих лица: отец, скачущий на коне, больной ребёнок, которого он везёт с собой, и грозный лесной царь, являющийся мальчику в лихорадочном бреду. У каждого из них своя музыкальная характеристика. Страдание, просьбы, ужас слышатся в возгласах мальчика. Отец успокаивает его. Мелодия лесного царя звучит как ласковая завораживающая песня. Лесной царь манит к себе ребёнка, завлекая его в своё прекрасное царство. Фоном, «скрепляющим» музыкальные характеристики является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня (единое моторное движение). Произведение заканчивается трагически. Измученный болезнью ребёнок умирает на руках отца. Повествовательные произведения такого рода, где музыка тесно связана с сюжетным развитием поэтического текста, называются балладами. Баллада – лирико-эпический жанр, повествовательная песня с драматическим конфликтом. Характерным для баллад является и сопоставление контрастных образов на фоне непрерывного развития.
5. «Форель». Слушание и анализ песни.
Прекрасное находил Шуберт и в окружающей природе. Он был убежден, что его задача – воплотить в музыке красоту жизни, раскрыть людям ее светлые стороны, помочь им прочувствовать радость бытия. Используя средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, аккомпанемент), Шуберт изображает природу с легкостью мастера и тонкостью живописца.
Особенно композитора привлекала водная стихия. В своей музыке он мог запечатлеть и бурный поток, и полноводную реку, и простор моря – бушующего или спокойного.
Шуберту вспомнились те счастливые дни, когда он с мальчишками бродил по венскому лесу, пытаясь найти в светлых ручейках чудесную рыбку.
И родилась песня с задорным танцевальным характером. В песне «Форель» (сл. Х.Ф.Шубарта) изображено как весело резвится рыбка в прозрачной воде горного ручья. Написана песня в типичной для Шуберта куплетно-вариационной форме.
(♫ Слушание Ф.Шуберт «Форель»)
Обсуждение песни. Аккомпанемент передает игривые всплески. Кажется, что насвистывающий эту мелодию подросток упивается свободой, свежестью летнего утра, блеском солнца в игривой воде. В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально отражена в музыке Ф. Шуберта. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака. Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.
6. «Серенада». Слушание и анализ песни.
«Серенада» (сл. Рельштаба) - песня лирического содержания.
Первоначально произведения такого рода исполнялись в вечернее или
ночное время перед домом почитаемого или
любимого человека. Исполнители уличных серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине.
Тёплая ночь, светит луна, тишина. В доме светит окно, где живёт
девушка. Вдруг раздаётся нежное звучание гитары – это пришёл юноша к окну своей
возлюбленной.
(♫ Слушание Ф.Шуберт «Серенада»)
Обсуждение песни. Песня написана в куплетно-вариационной форме, её мелодия плавная, светлая, мечтательная. Тихие, мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию.
(сыграть пример №2)
Пример №2
Жизнь песни Франца Шуберта «Вечерняя Серенада» из сборника «Лебединая песня» уникальна. Написана на стихи немецкого поэта-романтика Людвига Рельштаба, переведена на русский язык поэтом Николаем Платоновичем Огарёвым. Затем перевод Н. П. Огарёва появился в повести Ивана Ивановича Панаева «Актеон». Венгерский композитор Ференц Лист сделал переложение песни для фортепиано, а русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов с блеском её исполнял. В наше время композитор Юрий Красавин включил песню в свою кантату «Халоймес» (с еврейского – «сновидения»).
Так гениальная песня Ф. Шуберта крепко связала национальные культуры, время и поколения.
7. Завершение урока.
Помимо песен Шубертом написаны два цикла песен. В каждом из них песни объединены одним сюжетом. О них мы поговорим на следующем уроке.
8. Домашнее задание.
Читать и пересказывать учебник на стр. 97-100. Играть на фортепиано темы №83, 84. Выучить новые понятия. Выполнить задания в Р.т.№158, 161.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.