МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. "СКАЗОЧЕАЯ ГЖЕЛЬ", 5 КЛАСС
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. "СКАЗОЧЕАЯ ГЖЕЛЬ", 5 КЛАСС

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
изобразительное искусство
2 кл—5 кл
28.06.2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. "СКАЗОЧЕАЯ ГЖЕЛЬ", 5 КЛАСС
Данная методическая разработка может быть использована учитеями изобразительного искуссва, педагогами дополниельного образования при организации и проведении занятий по теме :"Сказочная Гжель".Разработка содержит информацию для учащихся и ход проведения урока в подробностях, детально предложенными прилоениями образцов гжельской росписи.
СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 75 им. В.Ф.Маргелова
 

 

 


гжельская роспись узор | Традиционное искусство тату, Узоры, Живописные  узоры

                                                                                                                                      


                                                                                                                                       Автор:ШамсутдиновР.Ф.,
учитель изобразительного искусства 
высшей квалификационной категории
,СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: «Сказочная Гжель»

Цель урока: расширение знаний учащихся о гжельской росписи, об особенностях данного промысла, приемах работы кистевой росписи по образцу гжельских мастеров.

Задачи:

Образовательные: научить обучающихся техническим приемам росписи «гжель»; углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающие: развить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства, способствовать творческому подходу к работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, индивидуальные творческие способности;

Воспитательные: воспитывать любовь к искусству народных мастеров; воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание..

УУД:

 Познавательные: собирать и выделять информацию о росписи «Гжель», для решения проблемы, под руководством учителя; понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; уметь применять материалы и выразительные средства орнаментальных композиций;

Регулятивные: научаться формулировать вопросы по теме на основе опорных слов; преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

Коммуникативные: высказывать и отстаивать свою точку зрения, умело вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Личностные: уважительно относится к культуре народного искусства; понимать роль культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы проведения: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: урок открытия новых знаний..

Применение современных образовательных технологий: ИКТ, личностно-ориентированный подход и обучение в сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, гуашь, бумага А-4,кисти, салфетки, вода, палитра, шаблоны форм посуды.

Ход урока

1.Организационный момент 1 мин.

2.Актуализация опорных знаний 3 мин.

3.Сообщение новых знаний 12 мин.

4.Физкультминутка 1 мин.

5.Практическая работа 20 мин.

5.Рефлексия. Подведение итогов урока 3 мин.

                                         Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация опорных знаний.

 

Давайте вначале вспомним, какую роспись мы с вами изучали на предыдущем уроке по декоративно-прикладному искусству?

 Я вам прочту стихотворение, а вы вспомните, о каком народно-художественном промысле в нем говорится?

 Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь-

Добела все их обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал.

Вот они какие в ряд

Разноцветные стоят!

 - О каких же игрушках идет речь? (Дымковских, дымка).

Совершенно правильно. Посмотрите какие яркие, красивые, что глаз не отвести. (Показ дымковских игрушек, работ учащихся за предыдущие годы).

- Из какого материала изготавливаются дымковские игрушки

- Что их отличает от других глиняных игрушек?

- Почему они называются «дымкой»?

- С чем это связано?  (ответы учащихся)

Дымковская игрушка: картинки, раскраска и фото для детей  Дымковская игрушка | ТД «Карусель» - Оснащение детских садов | Екатеринбург

- Почему дымковские игрушки имеют белый фон?

- Какими красками расписывают дымковские мастера свои игрушки? (темперными, разведенными на яичном желтке)

- Вспомните, какие основные цвета используются дымковскими мастерами?

 (Учитель демонстрирует работы учащихся предыдущего урока с элементами дымковской игрушки, слайды на экране).

Сегодня  мы с вами познакомимся с новым видом росписи :

Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель).

- О какой же росписи говорится в этом стихотворении?

-Как вы назвали бы тему нашего урока? (Варианты учащихся)

 - Это роспись просто чудо!

Голубая вся посуда,

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

- Сине- голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре- синяя купель.

Это называется просто роспись….(ГЖЕЛЬ).

 Тему урока мы назовем «Сказочная гжель».

-Скажите, пожалуйста, почему «сказочная»?  (варианты ответов учащихся).

- Какие цели на урок вы бы определили?  (Ответы записываются на доску)

(узнать историю Гжели, познакомиться изделиями гжельских мастеров, особенностями росписи, побывать в роли гжельских мастеров росписи)

3. Сообщение нового материала

Ребята, Россия прекрасна своими полями, лесами, полноводными реками, прозрачными озерами! Россия богата природными ресурсами, драгоценными камнями, золотом, серебром, в России добываются все элементы таблицы Менделеева.

Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша страна- наш народ!

Наша страна славится не столько природными ресурсами, а своими мастерами, своими делами! В каком бы уголке нашей страны мы не оказались, везде мы можем встретить своих мастеров, прославляющих нашу страну.

Сегодня на уроке мы постараемся расширить свои познания о мастерах гжельской земли, что располагается недалеко от Москвы.

Среди лесов и полей находится местность Гжель Именно там более 400 лет назад зародился этот промысел. Он объединил мастерские, расположенные в 30-и селах в районе Гжели. Это край лесов и болот. Но в этом районе умельцы нашли белую глину качество которой пригодна не только для керамического производства, но и успешно применяется и в фармацевтическом производстве.

  Развитию данного производства положительную роль сыграла близость Москвы.

-Как вы думаете, почему?

Совершенно верно, Москва крупный промышленный центр с многомиллионным населением. Ей посуда, и игрушки, и изразцы для печей, и различная утварь- много чего было нужно. А это значит- что мастера без дела не сидели. Правильно было бы сказать ,изделия гжельских мастеров быстро находили рынок сбыта своих товаров и возможность дополнительного заработка.

Вскоре весь мир узнал об умельцах из Подмосковья.

- Ребята, что сближает дымку и гжель? (изделия из глины, белоснежный фон).

Совершенно верно.

- Что их различает? ( дымковские мастера применяют широкий спектр цветов, а гжельских мастеров только синий цвет с разными оттенками).

- Как вы думаете, откуда у гжельских мастеров взялся синий цвет? (ответы учащихся: цвет неба, снега, воды, полевые цветы, синие тени на снегу….).

   Мастера рассказывают, что им этот цвет подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу. Называется эта посуда гжельской , потому, что сделана на фарфоровом заводе, который находился в селе Гжель, что под Москвой, а сегодня город Гжель- центр фарфорового и керамического производства, известный всему миру!

  Вылепив из глины, посуду сушили, обжигали , закаливали в печах, чтобы она стала звонкой и прочной. Вслушайтесь в слово «гжель»- и вы уловите в его звучании что-то общее с глаголами «жечь», «обжигать».

 Изделия из обожженной глины называют КЕРАМИКОЙ.

   Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что тогда, когда промысел только начинался , мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью.( ПОКАЗ слайдов с изделиями)

Их называли –МАЙОЛИКОЙ, Ее делают и сейчас. Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только желтую, зеленую, коричневую и синюю краски.

 Это старинный майоликовый кувшин. Кувшин такой формы называется- КУМГАН. (ПОКАЗ слайда).

Вслед за МАЙОЛИКОЙ появилась бело-голубая гжель.-Это- ФАЯНС. Расписывалась эта посуда по белой глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью.

При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива- приобретала блеск.

Это кумганы - ФАЯНСОВЫЕ. (ПОКАЗ слайда).

 Гжель - Фото 7885-5

 

 А это КВАСНИК- посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве за керамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.

 

Народные промыслы: Гжельская роспись  КВАСНИК.

https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1631019068_26-papik-pro-p-gzhelskii-risunok-raskraska-26.jpg

 

КВАСНИК и КУМГАН.

 

  Кроме посуды гжельские умельцы создают и забавные скульптурки животных, людей, сценки  из жизни. И по сей день недалеко от Москвы стоит старинный городок Гжель, где работают внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию своих предков.

 

Сказочная гжель - дошкольное образование, прочее

СКУЛЬПТУРА ПЕТУХА.

 

 А нарядные гжельские мотивы настолько полюбились людям, что они с удовольствием воплощают их в вышивке, одежде, текстильных изделиях, в маникюре, в тюнинге автомобилей.

 

 

Легенды : Гжельский фарфор

 БУДИЛЬНИК.

ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ.

 

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сейчас мы с вами отдохнем,

Гимнастику для глаз начнем.

Посмотрим вверх,

И вниз теперь.

Посмотрим вдаль,

На кончик носа,

Рисуем дружно знак вопросы.

Окно глазами мы найдем,

На дверь свой взгляд переведем,

Зажмуримся, глаза откроем,

Ну а теперь мы их закроем.

Сидим, будто мы уснули.

Ну вот и все. Мы отдохнули!

  РЕФЛЕКСИЯ.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

-Что мы называем КЕРАМИКОЙ ?  (изделия из обожженной глины)

МАЙОЛИКА- художественная керамика, покрытая непрозрачной глазурью.

КВАСНИК – сосуд ,(кумган) с отверстием внутри .

КУМГАН –сосуд, в котором подавали напитки на праздничный стол, с S- образной формой носика.

АГАШКА- гжельская роза.

ПОСТАНОВКА ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ.

Техника гжели. Вот мы с вами узнали технологию производства гжельской керамики. Теперь узнаем, как эта роспись выполняется.(ПОКАЗ слайда на экране, роспись элементов на ДОСКЕ)

Внимательно рассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светло-голубому.

 Получается такой переход за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. С одной стороны кисти у нас краска темнее, а с другой бледнее. И мастер мазками рисует какой-либо узор. Как дополнения используются завитки, дуги, сеточки, травинки.

Этот прием росписи называется РОСПИСЬ с ТЕНЯМИ или МАЗОК ВОДНУ СТОРОНУ.

ПОКАЗ.

Роспись Гжель (элементы, фотографии, уроки) - Поиск в Google |  Художественные промыслы, Роспись обуви, Узоры

 

Сказочная гжель - дошкольное образование, прочее

 

  Сначала изображается середина цветка в форме капельки. Затем симметрично верхние лепестки, которые будут самые крупные, средние лепестки и самые маленькие, нижние лепестки. Дополняем изображение стебельком с листьями, веточками, завитушками.

Обратите внимание на то, как декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик украшаютя ленточным орнаментом или голубым цветом. (ПОКАЗ).

Используются точки и полоски. Попробуйте повторить мазки с переходом цвета.

Учитель демонстрирует на листе бумаги. 

А теперь попробуйте сами. Сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Вам нужно выполнить рисунок квасника (кумгана, разделочной доски, тарелки- по выбору учащихся) в технике гжели. 

 (РАЗДАЮТСЯ ШАБЛОНЫ ИЗДЕЛИЙ, дети выбирают сами, обводят, расписывают их гжельскими узорами одним синим цветом).

4.Практическая работа

Перед практической работы проверяю работы за прошлый урок, озвучиваю фамилии учащихся ,выставляю оценки в журнал).

Во время выполнения практической работы хожу по рядам, провожу индивидуальную работу. На часто повторяющиеся ошибки, обращаю внимание всего класса.

КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ:

А) аккуратность

Б)красочность

В) выразительность

Г)компоновка рисунка и узоров

- Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут.

5.САМООЦЕНКА РАБОТ, ВЗАИМООЦЕНКА.

Учитель дает общую оценку работам.(Молодцы, Справились, нет неудачных работ. Особенно удалось…Ф.И. ученика).

6.Рефлексия. Подведение итога урока.

Мы сегодня узнали много новых слов, давайте вспомним, что они обозначают

-Этот поселок называют родиной русской керамики (ГЖЕЛЬ).

-Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (КЕРАМИКА).

- Цвет гжельской керамики (БЕЛЫЙ).

-Основной цвет в росписи гжельской керамики? (СИНИЙ).

- Изделия из белой обожженной глины с синей росписью, покрытые глазурью? (ФАЯНС).

-Декоративный сосуд, кольцевидной формы, с длинным изогнутым носиком (КВАСНИК).

-Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе?)КУМГАН).

-Название гжельской розы ?(АГАШКА).

(Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей ?

7.ИТОГИ УРОКА:

- Ребята, помогите закончить предложение, записанное на доске и на экране;

- СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ…

-БЫЛО ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, ЧТО

-Я ВЫПОЛНЯЛ ЗАДАНИЕ…

- Я ПОНЯЛ, ЧТО…

-ТЕПЕРЬ Я МОГУ...

-Я НАУЧИЛСЯ….

-У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ….

 

Используемые источники:

1. Программа. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского.,М., Просвещение, 2020.

2.Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс,М., Просвещение, 2017 .

https://www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fposuda.vyborkuhni.ru%2Fobzor-posudy-gzhel&psig=AOvVaw2NaYLSP0IPMy8gQzup5fRb&ust=1638603545823000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCOjjpoqQx_QCFQAAAAAdAAAAABAD

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.ru%2Fpin%2F655555289483152383%2F&psig=AOvVaw2NaYLSP0IPMy8gQzup5fRb&ust=1638603545823000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCOjjpoqQx_QCFQAAAAAdAAAAABAN

https://www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fnarodnie-remesla.blogspot.com%2F2014%2F02%2Fblog-post_6904.html&psig=AOvVaw2NaYLSP0IPMy8gQzup5fRb&ust=1638603545823000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCOjjpoqQx_QCFQAAAAAdAAAAABAY

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.cl%2Fpin%2F374291419012905086%2F&psig=AOvVaw0X1gDGFZEKu7cA7JmxDHl0&ust=1638601906622000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqGAoTCODUhPuJx_QCFQAAAAAdAAAAABCDAQ

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fkopilkaurokov.ru%2FdoshkolnoeObrazovanie%2Fprochee%2Fskazochnaia_ghzhiel&psig=AOvVaw2A3UR64QFbNkXVW4bfmEHL&ust=1638600940075000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCKDFr6uGx_QCFQAAAAAdAAAAABBC

https://www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fvse-raskraski.ru%2Fraskraski-obuchayushchie%2Fraskraska-gzhel&psig=AOvVaw0X1gDGFZEKu7cA7JmxDHl0&ust=1638601906622000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCODUhPuJx_QCFQAAAAAdAAAAABBd

8.https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Firenabatik.ru%2Fbatik-shablony%2Frospis-gzhel-kartinki-risunki.html&psig=AOvVaw0X1gDGFZEKu7cA7JmxDHl0&ust=1638601906622000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCODUhPuJx_QCFQAAAAAdAAAAABA

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2F1igolka.com%2Frospis-i-risovanie%2Fgzhelskaya-rospis-elementyi-poetapnogo-risovaniya-uzorov&psig=AOvVaw0X1gDGFZEKu7cA7JmxDHl0&ust=1638601906622000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCODUhPuJx_QCFQAAAAAdAAAAABBv

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fdetskiy-sad%2Fapplikatsiya-lepka%2F2021%2F02%2F24%2Fkonspekt-po-applikatsii-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe&psig=AOvVaw0X1gDGFZEKu7cA7JmxDHl0&ust=1638601906622000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCODUhPuJx_QCFQAAAAAdAAAAABAm

https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1631019068_26-papik-pro-p-gzhelskii-risunok-raskraska-26.jpg

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Раскраска гжель скачать и распечатать Роспись Гжель - картинки, рисунки | БАТИК и Я

Разделочные доски.

 

Гжельская роспись тарелка 🥝 рисунки, узоры на посуде, фото

ДЕКОРАТИВНАЯ ТАРЕЛКА.

Конспект по аппликации в подготовительной к школе группе "Чайный  сервиз". | План-конспект занятия по аппликации, лепке  (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1631019057_21-papik-pro-p-gzhelskii-risunok-raskraska-21.jpg

ЧАЙНИКИ.

 

 

      


 

Скачано с www.znanio.ru

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. "СКАЗОЧЕАЯ ГЖЕЛЬ", 5 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. "СКАЗОЧЕАЯ ГЖЕЛЬ", 5 КЛАСС

Тема урока: « Сказочная Гжель»

Тема урока: « Сказочная Гжель»

И игрушек налепил. После высушил, и в печь-

И игрушек налепил. После высушил, и в печь-

О какой же росписи говорится в этом стихотворении? -Как вы назвали бы тему нашего урока? (Варианты учащихся) -

О какой же росписи говорится в этом стихотворении? -Как вы назвали бы тему нашего урока? (Варианты учащихся) -

Вылепив из глины, посуду сушили, обжигали , закаливали в печах, чтобы она стала звонкой и прочной

Вылепив из глины, посуду сушили, обжигали , закаливали в печах, чтобы она стала звонкой и прочной

КВАСНИК. КВАСНИК и КУМГАН

КВАСНИК. КВАСНИК и КУМГАН

СКУЛЬПТУРА ПЕТУХА. А нарядные гжельские мотивы настолько полюбились людям, что они с удовольствием воплощают их в вышивке, одежде, текстильных изделиях, в маникюре, в тюнинге автомобилей

СКУЛЬПТУРА ПЕТУХА. А нарядные гжельские мотивы настолько полюбились людям, что они с удовольствием воплощают их в вышивке, одежде, текстильных изделиях, в маникюре, в тюнинге автомобилей

ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Этот прием росписи называется

Этот прием росписи называется

А теперь попробуйте сами. Сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами

А теперь попробуйте сами. Сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами

Я ПОНЯЛ, ЧТО… -ТЕПЕРЬ Я МОГУ

Я ПОНЯЛ, ЧТО… -ТЕПЕРЬ Я МОГУ

A%2F%2Fnsportal.ru%2Fdetskiy-sad%2Fapplikatsiya-lepka%2F2021%2F02%2F24%2Fkonspekt-po-applikatsii-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe&psig=AOvVaw0X1gDGFZEKu7cA7JmxDHl0&ust=1638601906622000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCODUhPuJx_QCFQAAAAAdAAAAABAm https://papik

A%2F%2Fnsportal.ru%2Fdetskiy-sad%2Fapplikatsiya-lepka%2F2021%2F02%2F24%2Fkonspekt-po-applikatsii-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe&psig=AOvVaw0X1gDGFZEKu7cA7JmxDHl0&ust=1638601906622000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCODUhPuJx_QCFQAAAAAdAAAAABAm https://papik

ЧАЙНИКИ.

ЧАЙНИКИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2024