Методическая разработка занятия Развитие медицины в Древней Греции
Оценка 4.7

Методическая разработка занятия Развитие медицины в Древней Греции

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
04.04.2020
Методическая разработка занятия Развитие медицины в Древней Греции
Развитие медицины в Древней Греции
Методическая разработка занятия_Развитие мадицины в Древней Греции.doc

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

 

 

 

Развитие медицины в Древней Греции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Рожко Лариса Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2020 год

 

Учебная дисциплина: История медицины

Специальности: 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.04 Сестринское дело, 31.02.05 Стоматология ортопедическая.

Раздел III. рачевание и медицина античного средневековья.

Тема 3.1. Развитие медицины в Древней Греции.

Форма организации учебного процесса:

Теоретическое занятие изучения нового материала.

Цели занятия:

Учебная: Знакомство обучающихся с источниками медицины и развитием медицинских знаний в Древней Греции.

Воспитательная: на примере истории медицины Древней Греции воспитывать интерес у обучающихся к истории медицины в древности.

Развивающая: развивать умение конспектировать лекционный материал, продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, умение работать с различными источниками информации, развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Тип занятия: Комбинированный  с использованием ИТК.

Учебное оборудование – Раздаточный материал: таблица «Этапы развития врачевания и медицины Древней Греции», тексты исторических документов, план-конспект урока, видеоролик «Гиппократ».

Структура урока:

1. Организационный момент. (5 минут)

- сообщение темы и целей занятия перед обучающимися

2. Изложение нового материала. (60 минут)

3. Закрепление учебного материала (10 минут)

4. Итоги урока. (7 минут)

- оценка знаний обучающихся и их активности

5. Домашнее задание и его разъяснение. (5 минуты)

6. Рефлексия. (3 минуты)

Ход урока:

1. Организационный момент.

- сообщение темы и целей перед обучающимися

Преподаватель.

Тема нашего сегодняшнего урока «Развитие медицины в Древней Греции».

Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? (мнения ребят).

Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цель нашего урока познакомиться с источниками медицины и развитием медицинских знаний, историческими документами и врачами Древней Греции.

Будем развивать умение конспектировать лекционный материал, мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, умение работать с различными источниками информации, развивать навык самостоятельной и групповой работы. В течение занятия вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. Каждый правильный ответ и правильно выполненное задание будет оценено. Работать будете в раздаточном материале «План-конспект занятия», который расположен на столах.

2. Изложение нового материала.

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской. Источники по истории и врачеванию — письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии.

История Древней Греции насчитывает три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют 5 основных периодов:

Работа с таблицей-10 минут

Таблица № 1

Этапы развития врачевания и медицины в Древней Греции.

Этапы врачевания

Хронологические рамки

Литературные источники и археологические памятники

Основные достижения в области врачевания и медицины

Крито-ахейский период

IIIII тысячелетия до н.э.

Санитарно-технические сооружения (вентиляция, сточные ямы, банные помещения,) Кносского дворца (середина3-го тысячелетия до н.э.)

Высокий уровень санитарного благоустройства в столицах царств на о.Крит

Преемственность в передаче знаний между Древним Египтом и Древней Грецией

Предполисный

период

XI -IX вв.

до н.э.

«Илиада» и «Одиссея»

Гомера (устная традиция

- IХ-VIII вв. в VI в. до н.э.

Эмпирическое врачевание.

Лечение ран и травм. Отдельные сведения о строении тела человека 141 повреждение туловища описал Гомер. Вскрытие тел не производилось. В армии лечением занимались сами воины и врачеватели, знающие целебные свойства растений

Полисный

период

VIII -VI вв. до н.э.

Письменные памятники:

фрагменты о врачевании

в трудах историков и поэтов. Археологические раскопки асклепейонов (от Асклепия)

(Трикка, Эпидавр, о.Кос)

 

Формирование врачебных  школ

Классический

период

V-IVвв.

до н.э.

Труды философов

(Демокрит, VVI вв. до н.э.). Отдельные сведения о врачевании в сочинениях поэтов и историков: Софокл,Эсхил, Геродот, Аристофан

Фрагменты медицинских

текстов

Врачевание развивалось в русле единого философского знания-натурфилософии (любовь к мудрости, к знанию). Все врачи были философы и многие  философы знали медицину.

Расцвет врачебных школ:

сицилийской, книдской,

кротонской, косской.

Понимание болезни через

единство материального мира

и образ жизни каждого

 

Эллинистиче-ский период

30-е годы

IV в. -

30 г. до н.э.

«Гиппократов сборник

 — древнейший памятник

медицинской литературы

Древней Греции (составлен в

III в. до н.э. в

Александрийской библиотеке)

Обобщение и систематизации

знаний.

Расцвет Александрийской

школы. Развитие описательной

анатомии и хирургии (александрийская врачебная школа)

 

КРИТО-АХЕИСКИЙ ПЕРИОД (конец III — конец II тыс. до н.э.)

Центром древнейшей греческой цивилизации был о. Крит.

На территории Кносского дворца были обнаружены санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения, системы вентиляции помещений.

Высокий уровень санитарного благоустройства.

Преемственность передачи знаний между древним Египтом и Древней Грецией.

ПРЕДПОЛИСНЫЙ ПЕРИОД (XIIX вв. до н.э.)

Предполисный период долгое время назывался «гомеровским», так как вплоть до XIX в. основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.

Вскрытия умерших в Древней Греции не производились.

В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядовитых змей, и т.д.). Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки.

Врачеванием и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались как сами воины, так и искусные врачеватели, которые знали свойства целебных трав, «какие земля ни рождает» (Илиада. XI, 740).

ПОЛИСНЫЙ ПЕРИОД (VIII-VI вв. до н.э.)

В VIII-VI вв до н.э. на территории Греции повсеместно формировались города-государства — полисы. Они объединяли свободных граждан, владевших землей и рабами.

Полисный период истории Древней Эллады отмечен двумя важными для истории медицины явлениями:

1) формирование древнегреческой философии (натурфилософии), которая сложилась к VI в. до н.э.,

2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в Древней Элладе, усилением религии и, как следствие, становлением храмов.

Храмовое врачевание в Древней Элладе развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна).

Культ Асклепия как бога-целителя сформировался в Древней Греции к VII в. до н.э. , в это время стали воздвигаться первые святилища в его честь.

Самым величественным считалось святилище Асклепия. Его центральным сооружением был храм Асклепия. На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиен, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона. В подземельях храмов располагалось бассейны с минеральными источниками.

Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в Древней Элладе мест для сооружения храмов.

Вода источников использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому они считались священными.

На территории некоторых святилищ были также баня, библиотека, стадион, театр. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов; памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей; стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.

Таким образом, святилища Асклепия в Древней Элладе не были больницами в нашем понимании, они носили «лечебно-санаторный» характер.

Врачевание сочетало эмпирические и магические приемы.

Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения.

Священное врачевание: больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние гипноза или экстаза), которое достигалось применением наркотиков или методов психологического воздействия.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (IV в. до н.э. — I в. до н.э.)

Эллинистический период является заключительным, внешним этапом развития древней Греции.

Медицина этой эпохи характеризуется бурным развитием анатомии и хирургии.

Многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской врачебной школы.

Анатомия (от греч. anatome— рассечение) стала самостоятельной отраслью медицины.

Большое значение для развития естественно-научного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля из Стагира. Труды Аристотеля по психологии, этике, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине представляют собой энциклопедию античной науки

Основателем описательной анатомии в александрийской школе считается Герофил из Халкидона. Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы.

В сочинении «О глазах» он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» изложил анатомию сосудов (описал легочную артерию, дал названия легочным венам) и учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца.

Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода— введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры для обезболивания, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей.

Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории древней Греции.

Более подробно остановимся на Классическом периоде развития медицины в Древней Греции.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIV вв. до н.э.)

В классический период истории Древней Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного уровня.

Появилась потребность в широком образовании, что привело к возникновению многочисленных философских, а затем и профессиональных школ.

О медицинских знаниях классического периода истории Греции свидетельствует относительно обширная литература: фрагменты сочинений поэтов и историков (Эсхил, Софокл, Еврипид и другие); труды философов, среди которых особое место занимают произведения Демокрита; «Гиппократов сборник» — древнейший памятник медицинской литературы Древней Греции.

В Древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии (любовь к мудрости, к знанию). Все великие врачеватели были философами, и наоборот, многие великие философы знали медицину.

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель).

Далее будем работать с таблицей №2.  

Проанализируем учения философов Древней Греции и запишем в таблицу.

Связь медицины с философией

 

 

Таблица №2

Древнегреческие философы

Учение

Фалес из Милета (греч. Тhales, 624—546 гг. до н.э.)

считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.

Анаксимандр из Милета (греч. Аnaximanddros, ок. 611—546 гг. до н.э.)

полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия - вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.

Анаксимен из Милета (греч. Апахгаепев, ок. 585—525 гг. до н.э.)

считал первичной субстанцией воздух, из которого при разряжении образуется огонь, а при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни.

Гераклит из Эфеса (греч. Негаkleitos, ок. 554—483 гг. до н.э.)

видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе противоположностей, считал, что воплощением всех превращений является огонь.

Левкипп из Милета или Абдер (греч. Leukippos, ок. 500—440 гг. до н.э.)

объяснял все происходящее в мире движением мельчайших частиц — атомов (греч. а1отоз — неделимый) в абсолютной пустоте.

Демокрит из Абдер (греч. Demokritos, 460—371 гг. до н.э.)

создал целостную систему античной атомистики. В его философских сочинениях встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве, лекарствах и т.п. Считал, что все жизненные процессы, даже мышление, можно объяснить движением и связями атомов.

Вывод: Таким образом, в классический период истории Древней Греции медицина была неотделима от философии. Медицина начала изучение основных причин заболеваний и самого процесса болезни, это способствовало развитию систематизации знаний в медицине и вело к созданию теорий болезни и зарождению самостоятельных направлений (анатомия и хирургия).

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода.

Так сложились передовые врачебные школы.

На прошлом занятии студенты получили задание подготовить краткие сообщения о врачебных школах Древней Греции.

Прослушаем эти сообщения и сделаем краткие записи в таблице №3

Работа с таблицей №3

Передовые врачебные школы Древней Греции                            Таблица №3

Школа

Достижения

Кротонская врачебная школа

Врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1) организм есть единство противоположностей,

2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же одной из них есть причина болезни,

3) противоположное излечивается противоположным. 

Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания  и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

 

Книдская 

врачебная школа

Стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения и, наоборот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах и диагностике.

Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда.

Сицилийская

врачебная школа

Была основана Эмпедоклом из Акраганта.

Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения.

Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное к сухое).

Косская 

врачебная школа

Главная медицинская школа Древней Греции классического периода.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы.

Болезнь в их понимании — не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного. Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Гиппократ, его жизнь и учение

Таблица №4

Вопрос

Ответ

1. Дата рождения Гиппократа

 

460 г. до н.э.

 

 

2. Место рождения Гиппократа

О.Кос

3. Родословная Гиппократа

От бога Асклепия

4.Одно из высказываний Гиппократа

«Медицина – самое благородное из всех искусств».

5.Имя отца Гиппократа

Врач Героклид

6.Во сколько лет Гиппократ дал  свою первую клятву

В 20 лет

7.Какие страны посетил Гиппократ

Египет

8.Царя, какой страны исцелил Гиппократ

Македония

9.В каком городе Гиппократ искоренил чуму

Афины

10.Сколько лекарственных средств знал Гиппократ

Не менее 200

11.Сколько лет прожил Гиппократ

Не менее 83

12.Основной принцип Гиппократа

«Не навреди»

 

Просмотр ВИДЕОФИЛЬМА Гиппократ

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа.

Это легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Греции. Сейчас мы посмотрим видеофильм о нём. В процессе просмотра нужно будет обратить внимание на некоторые моменты и затем ответить на вопросы из таблицы №4

Дошедшие до нас сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены.

Известно, что Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду. Вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер около 370 г. до н.э. в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни.

Сведения об источнике «Гиппократов сборник»

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны.

История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

Дело в том, что в глубокой древности медицинские знания в Элладе сохранялись и передавались в семейных врачебных школах, т.е. от родителей к детям и единичным ученикам, пожелавшим за плату изучать искусство врачевания. В результате, это искусство сохранялось внутри узкого круга посвященных.

Анонимность первых древнегреческих медицинских текстов можно объяснить тем обстоятельством, что вначале они составлялись как бы «для домашнего пользования», и автора просто «знали в лицо».

Первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. в знаменитом Александрийском хранилище рукописей, куда со всего света свозились рукописи ученых, которые систематизировались, изучались, переводились и переписывались.

Со временем число рукописей превысило 700 тысяч папирусных свитков. Были среди них и 72 медицинских сочинения, записанные по-гречески.

Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Более того, все они различались по стилю изложения, манере письма, глубине изложения, по философской и врачебной позиции, вплоть до полемики и прямо противоположных мнений, т.е. были написаны различными авторами.

Около 280 г. до н.э., т.е. много десятилетий спустя после смерти Гиппократа, все эти безымянные медицинские тексты были объединены единое собрание.

В честь легендарного врача Древней Греции его назвали «Гиппократов сборник». Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения древнегреческих врачей, живших в VIII вв. до н.э.

В течение 18 столетий текст Сборника переписывался от руки на греческом, латинском, арабском и других языках. И только в 1525 г. (после изобретения книгопечатания) он впервые был издан в Риме на латинском языке, через год – в Венеции на греческом и стал одним из самых издаваемых произведений в Европе.

Какие труды этого сборника могут принадлежать Гиппократу, до сих пор неясно.

Большинство исследователей предполагает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника». Прежде всего это «Афоризмы» и сходные с ними «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», а возможно, и некоторые другие.

 

На прошлом занятии студенты получили задание подготовить краткие сообщения о работах Гиппократа.

Послушаем эти сообщения и сделаем краткие записи в таблице №5

Работа с таблицей №5

Труды Гиппократа

Таблица №5

Работа

Содержание

«А ф о р и з м ы» (законченная мысль)

n    состоят из восьми разделов. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению.

«П р о г н о с т и к а» (перед и знание)

n    представляет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз того времени (наблюдение, осмотр и опрос больного), и освещены основы наблюдения и лечения у постели больного. Многие изречения, приведенные в «Прогностике», стали классическими например, описание лица умирающего больного: «нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый».

«Э п и д е м и и»

(в семи частях)

n    по своему духу близки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали широко распространенные среди народа заболевания. Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического     подхода    в    медицине древней Греции, когда врач ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.

«О воздухах, водах, местностях»

n    первое, дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человеческий организм обобщены с позиций материалистической философии. Большое место в этом произведении уделено анализу причин возникновения болезней, которые подразделяются на две группы:

·                    причины болезней, общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы;

·                    индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого.

 

 

 

 

Образ жизни в Древней Греции.

Здоровый образ жизни находился в центре внимания врачей во все времена. В Древней Греции врачи уделяли этому вопросу тоже пристальное внимание.

Перед каждым из вас находится текст об образе жизни в Древней Греции. В нем необходимо вставить недостающие слова.

Работа с Текстом №1

Образу жизни  придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена.

Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса.

Наиболее суровым было воспитание спартанцев. В Спарте слабых и больных маленьких детей сбрасывали в море со скалы Тайгета.

Здоровые дети после семи лет переставали принадлежать своим родителям и до 30 лет воспитывались воинами в строгих ограничениях и под суровым надзором.

Остриженные наголо, босые, в одном и том же платье в жару и холод, постигали они военное спартанское искусство, упражняясь в кулачном бою, борьбе и гимнастике.

После 30 лет спартанцу предписывалась семейная жизнь, но и она не прекращала постоянных гимнастических упражнений.

Спартанские женщины также занимались гимнастикой: бег, прыжки, метание диска и копья были обязательными составляющими их воспитания, — ведь у здоровых воинов должны быть здоровые матери.

Спартанские женщины пользовались большим уважением, наравне с мужчинами имели все права и разделяли все беды.

 

 

 

Тексты Древней Греции медицинского содержания.

Представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы дают следующие сочинения:

«О вправлении суставов» - описана «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов.

«О переломах», «О ранах головы» - описана сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяемая в хирургии.

«Гиппократов сборник» - это энциклопедия древнегреческой медицины.

Он объединил в себе труды различных врачебных школ. В нем перечислено более 250 лекарственных  средств растительного и 50 средств животного происхождения.

Также «Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления».

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность.

Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения.

Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе.

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни.

 

 

Работа студентов с таблицей №6

«Тексты Древней Греции медицинского содержания»

Таблица №6

Работа

Содержание

Сочинения по хирургии «О переломах»,

«О ранах головы»,

«О вправлении суставов»

Сочинения по хирургии «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» дают стройное представление о высоком развитии в древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии.

«Энциклопедия

Древнегреческой

медицины»

 

«Гиппократов сборник», объединивший в себе труды         различных врачебных школ, представляет собой энциклопедию древнегреческой медицины классического периода. В нем перечислено более 250 лекарственных  средств растительного и 50 средств животного происхождения.

Сочинения,  посвященные  врачебной этике:

«Закон»

Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа, изложенные в «Законе»

«О враче»

Внешний вид врачевателя и его поведение в обществе- «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости».

«О благоприличном поведении»

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу». Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью».

«Наставления»

Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем вознаграждении, так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить—Лучше упрекать спасенных, чем обрить находящихся в опасности».

«Клятва»

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Клятва

Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник».

Наряду с врачебной «Клятвой», в древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой — обеспечивала врачевателю полное доверие общества.

Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно.

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва». Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития.

Для сравнения обратимся к тексту древнеиндийской «Проповеди» из «Чарака самхита»

 

Перед каждым из вас находятся тексты двух исторических документов.

 

Проанализировать «Клятву» и «Проповедь», из «Чарака самхита».

 

Работа студентов с таблицей №7

 

 

 

Текст 2

«Клятва»

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Текст№3

«Проповедь» из «Чарака самхита»

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни...

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Ваша речь должна быть приятной...

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказывать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользуясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №7

 

Сравнительная характеристика «Клятвы Гиппократа» и Проповеди, приведенной в «Чарака самхите»

 

Клятва Гиппократа

Проповедь, приведенная в «Чарака самхите

 

Сходство

 

Профессиональная тайна

 

Стремление к исцелению больного

 

Отсутствие вредных привычек

Для достижения успеха и славы необходимо соблюдение клятвы

 

 

Различия

 

Благодарность учителям

 

Молитва

Безвозмездная передача знаний

 

Не предавать своих больных

Не давать вредных советов

 

Приятная речь

Не заниматься не своим делом

 

Совершенствование своих знаний

 

 

 

 

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (IV в. до н.э. — I в. до н.э.)

Эллинистический период является заключительным, внешним этапом развития древней Греции.

Медицина этой эпохи характеризуется бурным развитием анатомии и хирургии.

Многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской врачебной школы.

Анатомия (от греч. anatome— рассечение) стала самостоятельной отраслью медицины.

Большое значение для развития естественно-научного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля из Стагира. Труды Аристотеля по психологии, этике, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине представляют собой энциклопедию античной науки

Основателем описательной анатомии в александрийской школе считается Герофил из Халкидона. Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы.

В сочинении «О глазах» он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» изложил анатомию сосудов (описал легочную артерию, дал названия легочным венам) и учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца.

Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода— введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры для обезболивания, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците. Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории древней Греции.

4. Итоги урока.

- анализ хода урока учителем

Сегодня мы с вами завершили изучение темы Развитие медицины в Древней Греции.

Хочется сказать, что Древнегреческая культура, а вместе с ней, и древнегреческая медицина сохраняла свое влияние в течение нескольких столетий и составила существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивались европейская, а вместе с ней мировая культура и медицина. 

Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать тему «МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ».

- оценка знаний учащихся и их активности.

5. Домашнее задание.

- Проанализировать «Клятву» и «Проповедь», из «Чарака самхита»

- Работа с текстом №4

- Вопросы для контроля

1.     Периодизация истории медицины Древней Греции.

2.     Источники врачевания и медицины Древней Греции.

3.     Представления о здоровье и болезнях.

4.     Врачебные школы.

5.     Гиппократ. Жизнь и деятельность.

6.     Работы Гиппократа.

7.     «Гиппократов сборник». Основные работы.

8.     Вклад древних греков в развитии врачебной этики.

6. Рефлексия.

Урок окончен. Спасибо! До свидания!

Термины по теме: Древняя Греция, «Илиада», «Одиссея», «Гиппократов сборник», Асклепий, Гигея,  греческая натурфилософия, г.Кротон, г.Книд, учение о соках организма, учение о признаках болезней, методы диагностики, о.Кос, учение о тесной связи организма с окружающей природой, четыре типа телосложения и темперамента у людей, Гиппократ, «Гиппократов сборник», «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления».

 

Литература

основная      Т.С.Сорокина. Истрия медицины: Учебник для студ.высш.мед.учеб.заведений/ -  М., Издательский центр «Академия», 2004,  - 560 с.

дополнительная: Ю.П.Лисицин. Истрия медицины: учебник. – М.: ГЭЮТАР – Медиа, 2008, - 400 ст.

 

 

Текст №4 Лекарственное средство растительного происхождения

 

Древнегреческие врачи считали ________ромашку___________одним из тех растений, которое обладает прекрасным свойством унимать боль, успокаивает судороги, действует возбуждающим и укрепляющим образом, излечивает лихорадку.
Греки считали, что основным действующим веществом ____ромашки_____ является содержащаяся в растении горечь; кроме того, они считали полезными компонентами ___________ромашки_________ эфирное масло, экстрактивные вещества и смолу.

Древние были очень близки к тем показателям, которые
открыты в __________ромашке________ современными медиками.

Эфирное масло __________ ромашки __________ состоит из основного биологически активного вещества - хамазулина, в нем содержатся также углеводы фарнезен и кадинен, каприловая кислота.

 

 

 

 


Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Учебная дисциплина: История медицины

Учебная дисциплина: История медицины

Ход урока: 1. Организационный момент

Ход урока: 1. Организационный момент

Таблица № 1 Этапы развития врачевания и медицины в

Таблица № 1 Этапы развития врачевания и медицины в

КРИТО-АХЕИСКИЙ ПЕРИОД (конец

КРИТО-АХЕИСКИЙ ПЕРИОД (конец

VI в. до н.э., 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в

VI в. до н.э., 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в

Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения

Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения

Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории древней

Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории древней

Таблица №2 Древнегреческие философы

Таблица №2 Древнегреческие философы

Прослушаем эти сообщения и сделаем краткие записи в таблице №3

Прослушаем эти сообщения и сделаем краткие записи в таблице №3

Гиппократ, его жизнь и учение

Гиппократ, его жизнь и учение

Просмотр ВИДЕОФИЛЬМА Гиппократ

Просмотр ВИДЕОФИЛЬМА Гиппократ

Александрийском хранилище рукописей, куда со всего света свозились рукописи ученых, которые систематизировались, изучались, переводились и переписывались

Александрийском хранилище рукописей, куда со всего света свозились рукописи ученых, которые систематизировались, изучались, переводились и переписывались

На прошлом занятии студенты получили задание подготовить краткие сообщения о работах

На прошлом занятии студенты получили задание подготовить краткие сообщения о работах

Образ жизни в Древней Греции.

Образ жизни в Древней Греции.

Тексты Древней Греции медицинского содержания

Тексты Древней Греции медицинского содержания

Работа студентов с таблицей №6 «Тексты

Работа студентов с таблицей №6 «Тексты

Клятва Когда впервые была составлена «Клятва», не известно

Клятва Когда впервые была составлена «Клятва», не известно

Текст 2 «Клятва» Клянусь Аполлоном врачом,

Текст 2 «Клятва» Клянусь Аполлоном врачом,

Текст№3 «Про поведь» из «Чарака самхита» «Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый…

Текст№3 «Про поведь» из «Чарака самхита» «Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый…

Таблица №7 Сравнительная характеристика «Клятвы

Таблица №7 Сравнительная характеристика «Клятвы

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ( IV в

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ( IV в

Сегодня мы с вами завершили изучение темы

Сегодня мы с вами завершили изучение темы

Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»

Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»

Методическая разработка занятия Развитие медицины в Древней Греции

Методическая разработка занятия Развитие медицины в Древней Греции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020