Методическая разработка по математике "Космическое путешествие"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе "Космического путешествия" у дошкольников развивается умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10), от заданного числа. Формируются знания состава числа из двух меньших, сравнивать числа с помощью знаков. Формируются знания о геометрических фигурах и их свойствах.
Иконка файла материала конспект НОД по математике Космическое путешествие.docx
Методическая разработка Старшего воспитателя  МБДОУ «Юрлинского детского сада № 3» 1 квалификационной категории Жикиной Н.В. Конспект НОД по математике в старшей ­ подготовительной группе  с элементами развивающей технологии Тема: Космическое путешествие Задачи: Обучающие:   выявить   знание   закономерности   расположения   чисел   в числовом   ряду   в  пределах   10;   выявить   умение   детей   считать   в  прямом   и обратном порядке, считать парами, от заданного числа в пределах 10; выявить умение находить смежные числа, последующее и предыдущее число, называть число больше или меньше на единицу, на две единицы от заданного; навык порядкового счета; выявить умение решать примеры, знание состава числа из двух меньших (младшая подгруппа в пределах 5, старшая в пределах 10). выявить умение сравнивать числа с помощью знаков (); выявить знание дней недели,   месяцев   и   их   последовательности,   даты   своего   дня   рождения; понимание длительности временного интервала (сутки, неделя, месяц, время года);   знания   о космосе,   о   планетах   солнечной   системы;   выявить   знание геометрических фигур и их свойств, в том числе понимание обобщающего понятия знаки­ символы (признаки   геометрических   фигур) на   кодовых   карточках,   в   том числе со знаком отрицания некоторого свойства и находить соответствующий блок; выявить умение ориентироваться в пространстве, используя слова слева, справа,   вверху,   внизу,   между;   выявить   умение конструировать   фигуры на «Геоконте» по словесному алгоритму. четырехугольники; расшифровывать       умение   Развивающие: развивать словесно­логическую память, внимание, образное и   логическое   мышление,   активизировать   воображение;   развивать   умение рассуждать,   доказывать;   совершенствовать   мелкую   моторику   кисти   рук, координацию «глаз­рука». Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, воспитателя, не перебивая; воспитывать целеустремлённость, умение преодолевать трудности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения, бережное   отношение   к   планете   Земля,   как   к   общему   дому;   воспитывать интерес   к   занятиям   по математике,   к   научным   знаниям   по   астрономии, вызвать радость и удовольствие от занятия, игровых ситуаций. Демонстрационный материал:   карточки­цифры   от   0   до   10;   набор плоскостных   геометрических   фигур;   карточки   с   кодами   геометрических фигур (Д/у «Расшифруй фигуру»), набор иллюстраций по теме «Космос»;Д/и «Двенадцать   месяцев»,   музыкальная видеопрезентация «Музыка космоса». Раздаточный материал: набор цифр от 0 до 10; кассы цифр; логических блоков   Дьенеша,   квадрат   Шевелёва,   Д/у «Сравни   числа»,   Д/у «Ракеты», Д/у «Планеты» (для Д/у «Звёзды» (для младшей подгруппы); Р/и «Геоконт», простой карандаш. старшей подгруппы);     Ход НОД 1. Психогимнастика «Улыбка» 2. Мотивация деятельности Дети находятся на ковре в свободном движении. Воспитатель: Внимание! Внимание! Всем! Всем!  ­ Спешу сообщить ребятам, которые любят фантастику и приключения, что сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить фантастический полёт в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями. ­ Давайте сядем поудобнее на своих местах и приготовимся к полёту. Воспитанники встают в круг. Воспитатель: Сначала необходимо определить день недели, месяц полёта и его продолжительность. ­ Ребята, какой сейчас месяц? (Апрель.) Это какой по счёту месяц года? Какой   месяц   предшествует   апрелю? (Март).   Какой   он   по   счёту   в году? (Третий).   Какой   месяц   следует   за   январём? (Февраль.) Какой   он   по счёту? (Второй.) (Аналогично с днями недели.) Воспитатель:   Ребята,   полёт   будет   длиться   утро,   день,   вечер   и   ночь. Какова же продолжительность полёта? (Сутки.) ­ Дети, в наше время космонавты могут находиться в космосе неделю, месяц и даже несколько месяцев. ­ Ребята, что длится дольше одна неделя или один месяц, зима или январь? Дети: ответы. ­ Если полет длится долго, то космонавтам приходится отмечать в космосе праздники, свои дни рождения, поэтому члены космического экипажа очень дружны.   От   слаженной,   дружной   работы   экипажа   зависит   успех   и   дажебезопасность полета. Давайте и мы вспомним дату вашего рождения, чтобы не забывать поздравлять друг друга. Д/у «Мячик дружбы» (дети передают друг другу мяч и называют дату своего дня рождения). Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, а чем занимаются космонавты в космосе? (Ответы детей.) Воспитатель:   Верно   ребята,   чтобы   выполнять   такую   сложную   и интересную работу космонавты  должны много знать и уметь. Кроме того, в полёте предстоит много испытаний и трудностей и надо быть готовыми ко всяким неожиданностям. Чтобы космонавтом стать Надо очень много знать Надо многое уметь и И при этом, и при этом. Вы заметьте­ка, Космонавтам помогает математика! Воспитатель: А знаете ли вы, что в космос берут только подготовленных полётом космонавтам необходима людей? специальная подготовка и проверка их готовности к полёту. Поэтому и мы с вами должны пройти специальную проверку.   Особенно   перед   ­ Сначала проверим, насколько вы внимательны! Работа за столами.  Работа с числовым рядом. ­ Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8, от 10 до 5, от 7 до 3 ­ Покажите соседей чисел: 3, 5, 8… ­ Покажите последующее число числа 5, 1, 9. ­ Покажите предыдущее число числа 4, 7, 3. ­ Покажите число, которое на 1 больше, чем 3, чем 6, чем 8. ­ Покажите число, которое на 1 меньше, чем 8, чем 5, чем 1. ­ Покажите число, которое больше, чем 5, но меньше, чем 7; больше, чем 8, но меньше, чем 10. (Дети отвечают при помощи карточек­цифр). ­Молодцы ребята! Проверка прошла успешно! Воспитатель: Ребята, на чём же можно полететь в космос? Дети: На ракете.Представьте, что мы инженеры­конструкторы, которые строят ракеты. Педагог предлагает детям старшей подгруппы построить ракету на «Геоконте» по заданному шифру. Воспитатель: Чтобы наши ракеты могли стартовать и полететь в космос, необходимо вставить пропущенное число. Педагог предлагает младшей подгруппе выполнить задание: Д/у «Ракеты» (состав числа). ­   Молодцы!   Полностью   готовы   к   полёту.   Закройте   глаза   и   вполголоса считайте от 10 до 1. Внимание! Пуск ракеты. (Звучит музыка.) Психогимнастика «Космос» ­ И вот мы в космосе. Всё дальше и дальше летит ракета в космическом пространстве. Вокруг   таинственно   красиво.   Ребята,   представьте,   что   мы можем наблюдать в космосе?  Дети: Планеты, звёзды, созвездия, метеориты, астероиды. Воспитатель обращает внимание на плакат с изображением солнечной системы. ­ Вокруг чего вращаются планеты? Сколько планет в солнечной системе? А Солнце ­ тоже планета? Что такое звезда? Какие вы ещё знаете звёзды? Воспитатель:   Ребята,   поступил   сигнал,   что   можно   выйти   из   ракеты   и пройти по поверхности планеты Марс и немножко отдохнуть.  Физкультминутка Долетели мы до Марса, Примарсились, отдохнём! Физзарядку мы начнём. Ой, нас что – то укачало! Закачало, понесло: То направо, то налево То назад, а то вперёд! Закружило, завертело И на место принесло! Воспитатель:  Ребята,   жителей   планеты   Марс,   приготовили   для   нас задания.  ­ Ребята, а сейчас скажите, что значит сравнить числа? Дети: Сравнить числа – это значит узнать, какое число больше, а какое меньше.Д/у «Сравните числа» (Дети сравнивают пары чисел и ставят знаки.) Воспитатель: Ой, какие молодцы, справились с заданием, но послушайте второе! ­   Старшие   ребята   будут   решать   примеры   и   расшифровывать   слово­ название планеты солнечной системы. Младшие – будут решать примеры на звёздочках. Д/у «Планеты» (для старшей подгруппы). Д/у «Звёзды» (для младшей подгруппы). Воспитатель:  Молодцы, дети! Все справились с заданием. Так какие же планеты вращаются вокруг Солнца? (Дети перечисляют). ­ Какая планета самая близкая к Солнцу? Какая самая далёкая? ­ По какой орбите движется Земля? Какая планета движется между Землёй и Меркурием? Воспитатель: Ребята, что­то мелькнуло за иллюминаторами ракеты. Это метеоритный поток. Что такое метеориты? Какие они разные по формам  (На доске различные геометрические фигуры.) ­ На какие геометрические фигуры они похожи? Дети: ответы. Воспитатель:   Чтобы   метеориты   не   причинили   вреда   ракете,   инженеры – конструкторы  придумали  специальные  люки – «ловушки»,  в  которые  они попадают и остаются для дальнейшей исследовательской работы. ­   Нам,   дети,   необходимо опознать   цвет,   форму   и   величину   метеорита, чтобы поймать его в люк­ «ловушку». Р/и «Расшифруй   фигуру   и   положи   в   заданный   квадрат». (Квадрат Шевелева и блоки Дьенеша.) Воспитатель:   Ой,   ребята!   Внимание!   К   нам   приближается   ещё   какой­ то неопознанный летающий объект  (показ на экране). Если мы немедленно не опознаем его, то наша ракета столкнётся с ним. ­ Внимание! Внимание этот объект вот такой (Воспитатель поочерёдно выставляет   карточки   с  символами,   в   том  числе   со  знаком   отрицания некоторого свойства.) Дети   путём   исключения   отгадывают   геометрическую фигуру (геометрические фигуры на доске).Воспитатель:   А   теперь   посчитайте   и   покажите   цифрой,   сколько   здесь квадратов, треугольников, кругов, трапеций, четырехугольников. ­   Молодцы,   ребята!   Нам   удалось   избежать   столкновения!   А   сейчас немножко отдохнем. Пальчиковая гимнастика «Космонавт». В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит Сжимают, разжимают кулачки. Ладони   соединены   под   острым углом. И на Землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной ­ наш дом родной. Указательным   и   большим пальцем делают «очки» возле глаз. Загибают по одному пальцу. Ладонями изображают шар. 3. Итог Воспитатель:   Ребята,   планета   Земля   –   наш   общий   дом,   другой   такой планеты, на которой есть жизнь, нет. Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц встречая перелетных Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой И стрекозы только здесь В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету Ведь другой похожей нет. Воспитатель:  А   теперь   внимание!   Из космического центра   Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю. Начинается спуск и отсчёт времени. Закройте глаза и вполголоса считайте от 10 до 1. ­   Ракета   совершила   мягкую   посадку,   благодаря   слаженной   и   дружной работе экипажа. Скажите, что для вас сегодня было самым трудным? Все ли из вас справились с заданиями? (ответы детей).Воспитатель:   Вы   сегодня   большие   молодцы,   успешно   прошли   все испытания, были дружными и дисциплинированными. Большое всем спасибо!