Методическая разработка урока математики в 5 классе
Тема: « Прямоугольный параллелепипед».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Личностные:
создание педагогических условий для формирования у
обучающихся положительной мотивации к учению, чувства коллективизма,
взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.
Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и
контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, развивать логическое
мышление, познавательную активность и навыки научной речи.
Предметные:
формирование умения построения математической модели,
решения задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда.
Задачи урока:
Развивающие:
развивать навыки работы с источником информации;
активизировать внимание;
формировать приёмы умственной деятельности;
развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и изучаемый материал.
Воспитательные:
воспитание культуры общения;
уважительное отношение друг к другу;
чувство сотрудничества.
Оборудование: комплект многогранников, мяч, ваза, спичечный коробок,
мультимедиа проектор, ноутбук, таблицы.
Методические приемы:
Формы организации учебнопознавательной деятельности: индивидуальная,
Словесные (беседа, работа с текстом);
Наглядные (иллюстрации на слайде, комплект наглядных материалов);
Практические (практическая работа).
парная, фронтальная.
Основные этапы урока:
организационный этап;
этап включения учащихся в активную деятельность;
актуализация знаний, умений и навыков;
физкультминутка;
этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала;
этап информации о домашнем задании;
рефлексия
итог урока.
План урока:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Девиз урока: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
Вводное слово учителя.
Разминка. Устный счет.
Актуализация знаний учащихся. Вопросы теории.
Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
Информация учащихся о домашнем задании.
Подведение итогов урока. Нивен А Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность ученика Методы
обучения
Ход урока
Формы
организации
познавательной
деятельности
Реальный
результат
1. Организационный
момент
Положительный,
эмоциональный настрой
учащихся на урок.
Концентрация
внимания, воли,
положительный настрой
на работу. Организация
рабочего места.
Словесный
Общеклассная
Готовность
обучающихся к
уроку.
Стадия вызова
Добрый день, ребята. Меня зовут Марина Валерьевна. Сегодня я буду вести у вас урок. Я рада вас всех видеть. Чтобы начать
работу, проверим, все ли готовы к уроку. И девизом сегодняшнего урока я выбрала слова канадскоамериканского математика
Айвен Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» За ответы я буду давать вам
смайлики. В конце урока мы подсчитаем их количество и поставим оценки.
2. Целеполагание
и мотивация (вызов)
Фронтальная,
индивидуальная
Наглядный,
практический
Учитель организует
работу учащихся,
помогает с
формулировкой темы и
цели урока.
Устно выполняют
задание.
Устно формулируют
тему урока.
Открывают тетради и
записывают тему.
Формулируют цель
урока.
Учащиеся
включаются в
активную
деятельность.
Ребята, сегодня мы откроем новое понятие. А чтобы узнать тему урока, вам придется выполнить следующее задание:
Устно найдите значения выражений и в соответствии с выбранной буквой расположите ответы в предложенный у вас на
столах прямоугольник (слайд 3):
2 + 3 ² (А)
(10 + 20 ) : 3 (Д) 36 : 6 + 6 (Л)
(Е)
(7 3) ² (Р)
18 х 2 – 30 (И)
2² + 3² (П)
13
11
16
11
12
12
24
12
24
13
6
13
24
10
(в таблице спрятано слово “параллелепипед”) – Приложение 1.
Итак, в нашем прямоугольнике получилось слово параллелепипед, значит, на этом уроке мы будем знакомиться с понятием
прямоугольного параллелепипеда. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Будьте внимательны, напишите
новое слово правильно. Молодцы. Теперь давайте научимся говорить это новое слово. Послушайте, как это делаю я:
«Параллелепипед». Теперь, пожалуйста, повторите друг другу. Молодцы.
Как вы думаете, ребята, какая цель урока сегодня перед нами стоит?
(все высказывания детей сведутся к единственной цели – познакомится в прямоугольным параллелепипедом)
А в конце урока вы попробуете сами определить, смогли ли мы добиться поставленной цели.
3. Актуализация
Направляет работу
учащихся.
Предлагает задание, по
которому следует
заполнить таблицу.
Стадия осмысления
Обучающиеся с места
отвечают на
поставленные вопросы
по поднятию руки.
Работа с текстом.
Индивидуально
заполняют таблицу.
Работа в парах.
Словесный,
практичес
кий,
наглядный,
репродук
тивный
Фронтальная,
индивидуальная,
парная
Получение новой
информации,
систематизация ее в
таблицу.
Представление
окружающих
предметов, имеющих
форму
прямоугольного
параллелепипеда.
Ребята, давайте рассмотрим рисунки на слайде. Подумайте, как можно одним словом назвать эти геометрические тела? (многогранники). Слайд 4
Что вы понимаете под словом «многогранник»?
Скорее всего, ученики скажут, что это какоето геометрическое тело, у которого много граней.
Тогда что же такое грань?
Ответ скорее всего будет таким: грань – это квадрат, прямоугольник или треугольник.
То есть, подведя итог, грань это многоугольник.
Теперь давайте выясним, о каких поверхностях (плоских или кривых) идет речь.
Учитель демонстрирует предметы, у которых только кривая поверхность (мячик), кривая и плоская поверхность (стакан) и только
плоская поверхность (спичечный коробок).
А теперь в парах обсудите, какие геометрические тела на рисунке вам уже знакомы, вы знаете их название? (обычно из
предложенных дети смогут назвать куб, пирамида).
Из всего многообразия геометрических тел, мы начинаем изучать самое простое. Предлагаю вам небольшой текст о
прямоугольном параллелепипеде (Текст дается каждому ученику. Приложение 2).
Читаем текст и делаем пометки в тексте. Слайд 5
Рядом с каждым абзацем ставим обозначения:
V уже знал,
+ новое,
— думал иначе,
? не понял, есть вопросы.
Читая второй раз, заполняем заранее приготовленную таблицу в парах Приложение 3. Записи делаем краткие, используя
ключевые фразы и слова.
Уже знал (V)
Новое
(+)
Думал иначе ()
Есть вопросы
(?)
23 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о прямоугольном параллелепипеде всему классу, остальные при
необходимости вносят дополнения и уточнения.
Итак, что мы только что узнали? (Ответ: что такое прямоугольный параллелепипед.
4. Физкультминутка
Учитель помогает
ребятам переключиться
с одного вида
деятельности на другой,
Фронтальная работа
Выполняют разминку. снять напряжение для
концентрации на уроке.
Ребята, давайте перед следующим этапом работы сделаем разминку. Встаем.
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Обсуждение,
дополнение,
составленных
алгоритмов
Коллективная работа.
Обсуждение,
оформление схемы.
Координирует работу
учащихся.
Предлагает
использовать прием
“составления кластера”
(т.е. систематизация
материала с помощью
схемы).
Практичес
кий
Фронтальная,
общеклассная
Давайте в тетради по центру запишем нашу тему «прямоугольный параллелепипед». Вокруг нее заполним крупные смысловые
единицы. Из каких элементов он состоит? Слайд 6
Укажите в нашей схеме, сколько вершин в прямоугольном параллелепипеде, сколько ребер и граней (слайд 7). Сравним со слайдом
(слайд 8). А какие есть измерения? (высота, длина, ширина) (слайд 9)
Учащиеся выполняют
6. Практическая часть
урока.
практические задания
учителя и записывают
свое решение в тетрадь.
Создание проблемной
ситуации.
Контроль выполнения
работы.
Проверка полученных
знаний и навыков при
решении задач
Практический Индивидуальная,
фронтальная
Можно ли используя кубики сложить разные прямоугольные параллелепипеды? (несколько учеников подходят к столу учителя и предлагают свои
варианты)
Согласны ли вы, что все полученные фигуры – являются прямоугольными параллелепипедами? В чем их отличие? (высота, ширина, длина – т.е.
измерения).
Самостоятельно решите задание со слайда (Слайд 7), в котором нужно найти площадь двух граней параллелепипеда. Для этого вам нужно будет вспомнить, о чем мы говорили в начале урока что мы понимаем под «гранью параллелепипеда».
Найдите площадь двух граней параллелепипеда, если известны его измерения: высота 4 см, длина 6 см, ширина 3 см. (Ответ: 12 см2 и
24см2).
Фронтально проверяю решения и ответы.
Теперь посмотрите на следующий слайд. К нам в гости пришёл Буратино. Давайте поможем ему. Решим задачу: Буратино приглашен на день
рождения к Мальвине.
5 дм, 3 дм и 4 дм. Чтобы придать коробке вид подарка, он должен обернуть ее в яркую упаковочную бумагу. Сколько упаковочной бумаги ему
потребуется? (слайд 11,94 кв.дм). Будем иметь в виду, что он оборачивает коробку без нахлёстов.
Он купил набор для рисования и положил
измерениями
с
в
коробку
7. Информация о
домашнем задании
Учитель предлагает на
дом учащимся задания
по выбору уровня
сложности.
Для тренировки №796 а,в (если быстро выполнят задания)
Учащиеся
самостоятельно
выбирают себе уровень
и по желанию могут
сделать не только тот
уровень, который
выбрали, но и уровень
выше.
Ребята, давайте откроем дневники и запишем домашнее задание:
творческое задание: Представьте, что вам нужно к новому году сделать ремонт в вашей комнате (или комнате, где вы
живете). Нужно покрасить краской потолок и пол (краской разного цвета). И покрасить стены. Не забудьте, что окна и двери красить
не надо. Рассчитайте, сколько нужно краски, если расход краски 0,05л на 1 кв. м площади.
8. Подведение
итогов урока
Обращается к
ученикам с вопросами,
побуждает к
обобщению материала.
Стадия рефлексии
Отвечают на вопросы,
поставленные на уроке.
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог урока.
Какая цель стояла перед нами? Достигли ли вы этой цели?
Что делали?
Зачем делали?
Как делали?
Для чего делали? 9. Рефлексия
Учитель предлагает
детям оценить свою
работу на уроке.
Учащиеся заполняют
свои оценочные карты.
Некоторым можно дать
возможность высказать
свое мнение, мысли.
Теперь я прошу вас оценить себя. На оценочных картах напишите пожалуйста два предложения, которые начинаются так:
“Сегодня я узнал, что…”, “Я научился…”
Оцените свою работу на уроке и обведите в вашей карте символ, который соответствует вашей оценке:
со всеми заданиями справился, все было понятно;
– активно работал на уроке, но остались некоторые вопросы;
– ничего не понимаю, зачем мне это нужно. Слайд 12.
Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: « Прямоугольный параллелепипед»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.