Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
10 кл—11 кл +1
11.11.2017
Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"
в данной работе представлена полная методическая разработка урока по математике по теме "Решение тригонометрических уравнений". В ней подробно рассмотрен метод замены при решении квадратных тригонометрических уравнений, а также уравнений приводимых к квадратным. данная разработка подходит к любому учебнику по математике 10-11 коассов
Методическая разработка урока по теме Решение тригонометрических уравнений.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЗНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА» ИМ. ВОЛКОВА В.А. Методическая разработка открытого урока «Решение тригонометрических уравнений,  приводимых к квадратным» ПД.01 «Математика» Разработала преподаватель точных дисциплин Утина Валентина Владимировна Новокузнецк, 2016 Аннотация Данная   методическая   разработка   помогает   совершенствованию   методики   ведения   разработка   содержит   в   себе   пример   построения   и традиционного   урока.   Методическая   оформления традиционного урока, раскрывает его структуру, вопросы применения традиционных методов и приемов обучения.             Методическая разработка может быть использована преподавателями точных дисциплин. Содержание Оглавление Введение...................................................................................................................4 План - конспект урока..............................................................................................5 Приложение 1.........................................................................................................10 Приложение 2.........................................................................................................11 Приложение 3.........................................................................................................12 Заключение.............................................................................................................13 Список используемой литературы........................................................................14 Введение Методическая разработка отражает особенности ведения традиционного урока изучения нового материала на принципах деятельностного обучения: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы при выполнении упражнений. Это дает возможность формированию у студентов компетенций, которые в полной мере отвечают требованиями ФГОС:  при   освоении   компетенции   «ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   определять методы   и   способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их   эффективность   и качество»   студенты   должны   уметь   рационально   использовать   свое   время   на   выполнение упражнений на занятии; при освоении компетенции  «ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,   коллегами   и   социальными   партнерами»   студенты   должны   уметь   работать   в парах и группах для решения задач, поставленных на занятии;  Целью данного урока является формирование умения применять метод замены переменной для  решения  тригонометрических  уравнений,  приводимых   к квадратным.  Эта  цель  достигается путем   решения   образовательных,   воспитательных   и   развивающих   задач:   усвоить   метод   замены переменной   при   решении   тригонометрических   уравнений,   приводимых   к   квадратным, способствовать развитию логического мышления: способствовать формированию умения работать рационально, планомерно, организованно, контролировать и анализировать итоги своей работы.  Данные   задачи   реализуются   с   помощью   разнообразных   методов   и   форм   обучения,   что способствует   развитию   практических   навыков   у   студентов,   а   также   повышает   уровень   их познавательной активности. План ­ конспект урока Учебная дисциплина: Математика Дата проведения: 18.11.2016 Место проведения: кабинет 316 Группа: СР­15(3/4) Специальность: 43.02.01 Реклама Время урока: 45 минут Тема урока: Решение тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным. Тип урока: изучение нового материала Цель   урока:  Формирование   умения   применять   метод   замены   переменной   для   решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным. Задачи: Образовательная:  усвоить   метод   замены   переменной   при   решении   тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным; Развивающая: способствовать развитию логического мышления; (ОК2) Воспитательная:  способствовать   формированию   умения   работать   рационально,   планомерно, организованно, контролировать и анализировать итоги своей работы. (ОК6) Формируемые компетенции: ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   определять   методы   и   способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Методы   обучения:  беседа,   объяснение,   диалог,   объяснение,   практический   метод   (выполнение упражнений). Формы   организационно­познавательной   деятельности: групповая. Цель методическая: Методы ведения урока теоретического обучения КМО и МТО урока: меловая доска, раздаточный материал.  Учебно­методический комплекс: Алимов Ш.А. Алгебра и начала математического анализа.  [Текст]: Учебник 10­11 кл. ОО/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. – 19­е изд. – М.:  Просвещение, 2013. – 464с.   индивидуальная,  фронтальная, 1. Организационный момент 2. Проверка пройденного материала 3. Изучение нового материала 4. Закрепление изученного материала 5. Подведение итогов и постановка домашнего задания. 1.  Организационный момент (2 мин) Преподаватель:  Доброе утро, дорогие студенты и гости нашего урока.  Староста группы, скажите, кто сегодня отсутствует? Отмечает отсутствующих в журнале. Староста группы сдает рапорт. 2. Проверка пройденного материала (10 минут) Преподаватель:  Итак, друзья, прежде чем мы перейдем к рассмотрению новой темы, нам необходимо проверить, как вы усвоили предыдущий материал, для этого вы выполните тест по предыдущей теме. У вас на столах уже лежат тесты (Приложение 1) по вариантам на   листочках,   подпишите   их,   укажите   номер   группы.  Для   написания   теста   вы можете воспользоваться вспомогательными таблицами, которые также лежат у вас на столах. (Приложение 2) Каждая карточка содержит по пять тестовых заданий на установление соответствия. Время на выполнение задания 10 минут. Студенты выполняют тестовые задания. Преподаватель: ­Время   на   выполнение   теста   истекло,   поменяйтесь   листочком   с   соседом   по   парте   и   по эталону ответов на доске проверьте его тест, выставите отметку. После   выполнения   тестовых   заданий   студенты   меняются   листочками.  (студенты  проводят взаимопроверку)   Отметки будут выставлены вам на следующем уроке. 3. Изучение нового материала (20мин) Преподаватель: На доске заранее написаны тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. ­Итак, теперь запишите число в ваши рабочие тетради и  посмотрите на доску. Что вы  видите? (тригонометрические уравнения). Преподаватель: ­Что между ними общего? (почти все уравнения имеют вторую степень*). ­Рассмотрим первое уравнение на доске или раздаточного материала, который находится у  вас на столах. (Приложение 3) ­   что   вы   можете   сказать   об   этом   уравнении?  (уравнение   содержит   одну тригонометрическую функцию и является квадратным) ­  Как вы думаете, каким способом можно решить это уравнение?  (Чтобы решить данное уравнение, необходимо ввести новую переменную).  ­Теперь запишем тему нашего урока: «Решение тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным». Студенты записывают число, тему ­теперь запишите в ваши тетради первое уравнение. Студенты записывают уравнение sin2х+sinх−2=0 Преподаватель: Один студент приглашается к доске. Студент:  Обозначим   sinх=у ,   получим   уравнение   у2+у−2=0.   Далее   через дискриминант   находи   его   корни.   Его   корни   у1=1иу2=−2.   Таким   образом,   решение исходного уравнения сводится к решению простейших уравнений   sinх=1   и   sinх¿−2 . π 2 +2πn,nϵZ.  А уравнение  sinх¿−2  не имеет Уравнение  sinх=1  имеет корни х =  корней.  π 2 +2πn,nϵZ Ответ: х =  Преподаватель:   ­Запишете     второе   уравнение.   Данное   уравнение   решается   также   методом   замены, только оно является квадратным относительно функции косинус. Этот же студент решает второе уравнение у доски. 2cos2х−cosх−3=0 Замена:  cosх=у 2у2−у−3=0 D=1+24=25 1−5 y1= y2= 4 1+5 4 =­ =­ 4 4=−1 6 4=−1.5 Возврат к замене:  cosх=−1 Студент:  это частный вид решения уравнения для функции косинус, поэтому сразу записываем ответ: x =  π+2πn,nϵZ cosх=−1 .5  Студент: данное уравнение корней не имеет Ответ: x =  π+2πn,nϵZ Преподаватель: ­   Переходим   к   решению   3­го   уравнения.  (Для   решения   2х   следующих   уравнений   к   доске вызывается следующий студент. Остальные студенты выполняют соответствующие записи у себя в тетрадях).  2 tg2x+3tgx−2=0 Студент: это уравнение является квадратным относительно функции тангенс и решается методом замены переменной. Замена: tg x = y 2y2+3y−2=0 D=9+16=25 −3−5 y1= y2= −3+5 4 4 =­ =­ 8 4=−2 2 4=−0.5 Возврат к замене:  tg x = ­2 x = ­arctg 2 + n, nπ ∈Z tg x = ­ 0,5 х = arctg 0.5 + n, nπ ∈Z Ответ: x = ­arctg 2 + n, nπ ∈Z х = arctg 0.5 + nπ , n ∈Z Преподаватель: ­ Переходим   к   решению   четвертого   уравнения.  (этот   же   студент   решает   следующее уравнение у доски) cos2x−sin2x−cosx=0 Студент: заменим квадрат синуса на косинус через основное тригонометрическое тождество x 1−cos2¿ ¿ x−¿ cos2¿ 2cos2x−1−cosx=0 2cos2x−cosx−1=0 Замена:  cosх=у 2 у2−у−1=0 D=9 y1= y2= 1−3 4 1+3 4 =­ = 4=−1 2 2 4 4=1 х = arcos (­ Студент: Возвращаемся к замене cosх=−1 2 1 2 ) 2πn,nϵZ 1 2 ¿+2πn,nϵZ x = ( ­arccos  x = ( ­π π 3 ¿+2πn,nϵZ 2π 3 +2πn,nϵZ x =  π cos x = 1,  x = 2πn,nϵZ Преподаватель: ­ Отлично, теперь рассмотрим следующее уравнение.  Для решения уравнения к доске вызывается следующий студент. tg x­3ctg x=2 Преподаватель: ­ Является ли это уравнение квадратным относительно одной тригонометрической функции? Студент: нет Преподаватель: ­Сначала это уравнение нужно преобразовать. Найдите в своих рабочих тетрадях формулы и посмотрите как связаны между собой функции тангенс и котангенс. Студенты смотрят формулы в тетрадях. Студент: ctg x =  1 tgx .  tg x­3 1 tgx =2 Преподаватель: ­ Что нужно сделать, чтобы найти его корни? Студент: Нужно левую и правую часть уравнения помножить на tg x tg2x−3=2tgx tg2x−tgx−3=0 Замена: tg x = y y2−2y−3=0 D=16 y1= y2= 2−4 2 2+4 2 =­ = 2 2 =−1 6 2=3 Возврат к замене:  tg x = ­1 x = ­arctg 1+ n, nπ ∈Z π 4 + n, nπ ∈Z x = ­ tg x = 3 х = arctg 3 + n, nπ ∈Z Ответ: x = ­ х = arctg 3 + nπ , n ∈Z π 4 + nπ , n ∈Z 4. Закрепление (8 мин) Студентам предлагается решить уравнения.  2sin2х−3sinх−2=0 tg x = 2­ tg2x 5. Подведение итогов и постановка домашнего задания. (5 мин) Завершить урок Выставление отметок. Отметки за урок получают все с учетом результатов выполненных тестов и работы на уроке. Постановка  и комментарии к выполнению домашнего задания № 621(1­4). Формулы решения простейших тригонометрических уравнений. Приложение 1. 1. sinх = а Общая формула: х =  Частные случаи: а)  sinх=0 , х= πn,nϵZ (−1)narcsina+πn,nϵZ      б) sin x = 1, x =       в) sin x = ­1, x =  π 2 +2πn,nϵZ −π 2 +2πn,nϵZ 2. cosх = а Общая формула: х =  ±arccosa+2πn,nϵZ Частные случаи: а)  cosх=0 , х= π 2 +πn,nϵZ      б) cos x = 1, x = 2πn,nϵZ      в) cos x = ­1, x =  π+2πn,nϵZ 3. 4. tg x = a ctg x = a x = arctg a +  πn,nϵZ x = arcctg a +  πn,nϵZ Соотнесите: Вариант 1. 5. 6. 7. 8. 9. sinх=1 cosх=1 2 tg x = 3 cosх=−1 cosх=5 Самостоятельная работа  а) корней нет б) х =  π+2πn,nϵZ в) x= ±arccosπ 3 +2πn,nϵZ г) х = arctg 3 +  πn,nϵZ π 2 +2πn,nϵZ д) х = Приложение 2 Ф.И.________________ Группа _____________ Ф.И.________________ Группа _____________ π 2 +2πn,nϵZ а) х = π 2 +2πn,nϵZ б) x = ­ в) х= ­ arctg 8+πn,n ϵZ г) Корней нет д) x= π+2πn,nϵZ Вариант 2. 10. sinх=−1 11. cosх=0 12. tg x = ­8 13. cosх¿−1 14. cosх=−1.02 Ответы: Вариант 1 1­д, 2­в, 3­г, 4­б, 5­а Вариант 2 1­б, 2­а, 3­в, 4­д, 5­г sin2х+sinх−2=0 1. 2. 2 cos2х−cosх−3=0 3. 2 tg2x+3tgx−2=0 4. 5. Задания на закрепление изученного материала cos2x−sin2x−cosx=0 tg x­3ctg x=2 Задания для работы на уроке. Приложение 3 2sin2х−3sinх−2=0 tg x = 2­ tg2x 6. Заключение В данной методической разработке   представлен урок изучения нового материала. Его цель достигается путем применения традиционных методов и приемов ведения урока.  Применение традиционных методов обучения позволяет эффективно организовать учебную деятельность студентов и добиться качественного усвоения материала. В качестве основного используется практический метод. Его преимущество в том, что обучающие учатся самостоятельно получать знания, приобретают умения работать с материалом, представлять результаты своей деятельности в знаковых системах и нести за неё ответственность. Таким образом, реализуется компетентносто­ориентированный подход к обучению, что очень важно в условиях реализации ФГОС нового поколения. Список используемой литературы 1. . Колмагоров, А.Н. Алгебра и начало анализа[Текст]: Учебник 10­11кл. ОУ / А.Н.  Колмагоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын.­ Москва : Просвещение, 2010.­ 384с.  2. Алимов Ш.А. Алгебра и начала математического анализа. [Текст]: Учебник 10­11 кл. ОО/  Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. – 19­е изд. – М.: Просвещение, 2013. –  464с.

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2017