Методический практикум по организации учебного занятия
Оценка 5

Методический практикум по организации учебного занятия

Оценка 5
Разработки уроков
doc
преподавание
Взрослым
14.01.2021
Методический практикум по организации учебного занятия
Обобщенная методология организации занятия с обучающимися
Проектирование д-к.занятия_лекция.doc

Методический практикум: «Проектирование деятельностно-компетентностного занятия».

 

Информационно-методический материал

 

Урок – это зеркало общей

и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. (В.А. Сухомлинский)

 

      Урок/занятие является основной формой реализации профессиональной образовательной программы (ПОП) в системе среднего профессионального образования. Качество реализации ПОП во многом зависит от грамотно спроектированного урока.

Внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, несомненно, отражается на проектировании урока и влечет за собой изменение его целей, содержания, методов и форм. Урок - это не просто одна из форм организации образовательного процесса, а часть жизни обучающегося и педагога. Посредством содержания урока преподаватель может влиять на становление многих качеств личности студента.

Методологической основой нового ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование в образовательном процессе профессиональных (ПК) и общепрофессиональных компетенций (ОК). Профессиональная компетенция трактуется как «способность успешно действовать на ос­нове умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности», а общая компетенция как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности». Чтобы обеспечить ресурсы для формирования ПК и ОК будущих специалистов, современный урок должен отвечать следующим требованиям:

1.      Компетентностная постановка цели урока. Это предполагает совместную деятельность педагога и студентов, педагог совместно со студентами ставит цели урока. Дальнейшая задача преподавателя  постепенно передать функцию целеполагания на студента.

2.      Формирование компетенций на основе деятельностного подхода к обучению. В процессе деятельности обучающегося на уроке происходит «самостроительство», становление личности, причем не только в индивидуальной, но и совместной, коллективной деятельности.

3.      Проявления субъективной позиции обучающегося - это свобода выбора, использование договорных отношений, высказывание собственного мнения и позиции и т.д. Реализации данного требования способствует использование интерактивных и деятельностных технологий, форм и методов обучения, обеспечивающие субъектную позицию обучающихся в образовательном процессе, активизацию и формирование их субъектного опыта.

4.      Практическая направленность урока, оптимальное сочетание фундаментальных знаний и практики (использование проектно - исследовательского метода, использование деловых, имитационных  игр и др.)

5.      Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности. Увеличение на учебных замятиях доли самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера.

6.      Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся. Взаимодействие обучающихся и преподавателя, а также на взаимодействии самих обучающихся в микрогруппах.

7.      Обеспечение оперативной обратной связи. Организация рефлексии не только в конце занятия, но и на его промежуточных этапах. Студенты самостоятельно обсуждают, какими способами был получен тот или иной результат, какие при этом возникли затруднения и проблемы, как эти проблемы решить?

8.      Использование здоровье сберегающих технологий (общение без конфликтов, соблюдение этических норм, физминутки, релаксация и др.)

9.      Использование современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов (компьютеров, проекторов, интерактивной доски).

10.  Внедрение  технологии сотрудничества преподавателя и обучающихся. Изменение роли преподавателя в образовательном процессе. Сегодня преподаватель  должен выступать не в роли  «источника знаний» и «надзирателя», а в роли  «помощника», «организатора», «защитника», «эксперта», организатора проектной деятельности.

При проектировании урока преподаватель должен определить цель занятия, формы, методы, средства обучения, организовать эффективное взаимодействие между педагогом и студентами. Алгоритм проектирования урока в рамках компетентностного подхода включает следующие этапы:

1.      Целеполагание.

2.      Проектирование содержания и его компетентностная направленность.

3.      Выбор вида учебного занятия.

4.       Определение приемов и методов совместной деятельности педагога с обучающимися на уроке: мотивационные, обучающие, рефлексивные и др. методики. Отбор ресурсного  обеспечения.

5.      Оформление учебного занятия в документе

Рассмотрим более подробно особенности проектирования каждого этапа урока.

 

Первый этап: целеполагание.

Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.  В педагогической деятельности в СПО объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень общих и профессиональных компе­тенций, уровень развития и воспитания обучающегося.

Для того чтобы увидеть новизну целепологания современного урока в таблице 1 представлен сравнительный анализ подхода к целепологанию традиционного урока  и урока, основанного на компетентностном подходе.

 

Таблица 1

Традиционный   подход

к целеполаганию

Подход к целеполаганию, основанного на компетентностном подходе

Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию личности обучающегося

Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию деятельности обучающегося

Цель формулируется как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат одного или нескольких уроков

Цель формулируется как результат развития или формирование определенной общей (ОК) или профессиональной компетенции (ПК), которая не может быть решена средствами одного занятия или одного учебного модуля, учебной темы, они должны быть соотнесены с целями учебного курса в рамках ОПОП.

Цель урока перед обучающимися ставит преподаватель, без согласования с обучающимися.

Совместное целеполагание на уроке преподавателя и обучающихся, согласование их целей, постепенную передачу функции целеполагания от преподавателя к обучающимся.

Определение места учебного занятия в содержании учебной, общепрофессиональной дисциплины, с учетом межпредметных связей

Определение места учебного занятия в системе содержания образования (учебной, общепрофессио­нальной дисциплины, профессионального модуля: междисциплинарного курса, практики) в процессе формирования общей или профессиональной компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное учебное занятие);

Задачи урока отражают шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата. 

Задачи урока (микроцели) отражают составляющие данных компетенций, которые будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии

Планирование цели конкретного учебного занятия, урока, разложение ее на задачи:

образовательную, развивающую и воспитательную

Планирование цели конкретного учебного занятия, урока: формирование или развитие общих и профессиональных компетенций, разложение ее на микроцели (задачи): образовательную, развивающую и воспитательную

 

При планировании образовательной цели указывается уровень освоения учебного материала:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3      - продуктивный [планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

 

Приведем несколько примеров формулировок задач урока основанного на компетентностном подходе в таблице 2

 

Таблица 2

Образовательная задача

Развивающая задача

Воспитательная задача

При формулировке применяются глаголы, указывающие на дей­ствие с определенным результатом

При формулировке применяем глаголы несовершенного вида

Формируются/развиваются предметные результаты, профессиональные компетенции (ПК)

Формируются/развиваются МЕТАпредметные результаты, общепрофессиональные компетенции (ОК)

Формируются/развиваются личностные результаты: самоидентификация, самоопределение, самооценка и т.д.

- освоить новый способ действия, отработать способ действия;

- уметь выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;

- уметь составлять конспект, тезисы, читать графики и т. п.;

- уметь самостоятельно работать со справочной литературой, документами;

- уметь обеспечивать безопасность выполнения работ;

- уметь самостоятельно выполнить задание (указывается вид);

- уметь узнавать по внешней опоре...;

- уметь воспроизводить по образцу...;

- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...;

- уметь применить знания в стандартной ситуации...;

- уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию.

- уметь осуществлять верный выбор…

- уметь выполнять расчеты по определению….

- владеть способами расчета, выбора…

 

-развивать умение анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять знания на практике;

- развивать умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию и применять ее с позиции решения профессиональных проблемных задач;

- развивать способность пользоваться информационными технологиями для сбора и передачи профессионально значимой информации с помощью электронных средств связи;

- развивать способность выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую и принимать решение;

- развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог; ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по инструкции, алгоритму; использовать приобретенные знания в новой ситуации;

 - планировать собственную деятельность;

- контролировать собственную деятельность.

- способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

- воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

- воспитывать уважение к труду, интерес к своей профессии;

- способствовать в ходе урока воспитанию чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомо­щи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, товарищества;

- способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых личностных качеств: ответственности, трудолюбия, требовательности, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, честности.

 

 

Второй этап: проектирование содержания и его компетентностная направленность.

На этом этапе учитывается два важных момента:

- ориентация учебного материала на решение профессиональных задач;

- интеграция содержания, т. е. опора на знания и умения, полученные при изучении других учебных, общепрофессиональных дисциплин.

Преподавателю следует определить, какие составные компоненты компетенций будут формироваться или развиваться на конкретном занятии. Если это профессиональный модуль, то определить каким практическим опытом должен овладеть обучающийся. Какие знания должен получить студент, чтобы реализовать формируемую компетенцию на практике? Если это учебная дисциплина, то нужно определить, какие умения и знания будут усвоены обучающимися? Как будет обеспечено практическое и оперативное применение этих знаний к конкретным производственным ситуациям?

Планирование учебный материал подразумевает:

1.        Подбор учебных  заданий, целью которых является:

-          узнавание нового материала;

-          воспроизведение;

-          применение знаний в новой ситуации;

-          применение знаний в незнакомой ситуации;

-          формирование практического опыта и т.д.

2.    Упорядочивание учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному».

3.        Составление трех наборов заданий:

-        задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;

-        задания, способствующие осмыслению материала учащимся;

-        задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Ресурсное обеспечение занятия: отбор учебно-методического обеспечения, определение средств достижения цели, информационные средства (учебные пособия, дидактический раздаточный материал, аудиовизуальные и электронные средства), оборудование, материалы и т. п.

 

Третий этап - выбор формата учебного занятия:

 

Таблица 3

Формат учебного занятия

Примеры

Тип урока

(определяется по ведущей дидактической цели)

урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, формирования умений, обобщающий урок и тд.

Вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения на уроке)

урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок; лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т. д.

Форма проведения занятия

фронтальная, групповая, индивидуальная,

 

Четвертый этап - определение приемов и методов совместной деятельности с обучающимися на занятии  по достижению планируемого результата: формирования, закрепления знаний, практической отработке умений и формирование опыта практической деятельности.

Внедрение технологий развивающего и проблемного обучения, педагогики сотрудничества, интерактивных и деятельностных методов обучения, самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся является необходимым условием реализации компетентностного подхода.

Определение мотивационных методик и методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, подбор  заданий  для проверки уровней освоения компетенции.

При планировании контроля над деятельностью учащихся на занятии необходимо подумать:

-        что контролировать;

-        как контролировать;

-        как использовать результаты контроля.

Этап рефлексии на уроке является очень важным моментом для обучающихся. На этом этапе у студентов формируются общие компетенции, такие как оценка качества собственной деятельности, работа в коллективе, в команде, эффективное общение с коллегами, находить пути и способы повышения качества эффективности учебно-познавательной и про­фессиональной деятельности.

Подведение результата урока включает в себя осознание студентами насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому из студентов нужно еще поработать по теме урока.

Формы образо­вательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, пятиминутное «Эссе», метод «Скинвейна», конкурс на лучшее домашнее задание и т.д. Рефлексия может,  осуществляется не только в конце занятия, но и на различных его этапах.

 

Задание обучающимся по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Разработка  домашнего задания,  ориентированного на создание обучающимися образовательных продуктов. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Пятый этап оформление учебного занятия в документе.

Планирование учебных занятий осуществляется на основе календарно-тематического плана (КТП) и оформляться в виде: плана урока, конспекта урока, сценария урока, методической разработки урока, технологической карты урока и др.

 

Наиболее распространенной формой документального оформления урока среди преподавателей среднего профессионального образования является технологическая карта урока.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При этом важно отметить, что выбор формы технологической карты относится к компетенции образовательного учреждения, но в целях сохранения единого подхода в рамках образовательного учреждения закрепляется соответствующим локальным актом.

 

Технологическая карта урока

 

1.            Номер урока (по календарно-тематическому плану)______________________________

2.            Группа:____________Аудитория №:_______________Дата:______________________

3.            Тема урока:______________________________________________________________

4.            Тип урока:_______________________________________________________________

5.            Вид урока: ______________________________________________________________

6.            Цель урока (развития или формирование определенной общей (ОК) или профессиональной компетенции (ПК))_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.            Задачи урока (отражают составляющие данных компетенций, которые будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии):

 

Образовательная

 

 

Развивающая

 

 

Воспитательная

 

 

 

8.            Материально-техническое оснащение урока:

·   оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество):_____________________________________________________________

·   инструменты и приспособления:____________________________________________

·   материалы:______________________________________________________________

·        ТСО (телевизор, кодоскоп, проектор, компьютер, программное обеспечение и др.):_________________________________________________________________

9.                Учебно-методическое оснащение урока:

·        наглядные пособия (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников  и т.д.): _____________________________________________________________________

·        раздаточный материал (перечисляется: название письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количе­ства):_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Технологическая карта урока.

 

Таблица 4

Этапы урока

Содержание

Формы и методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые результаты урока

(формируемые ОК и ПК)

 

Компоненты ОК

Компоненты ПК

 

 

 

 

 

 

 

 

Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие  возможные формулировки деятельности:

 

Таблица 5

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Озвучивает тему и цель занятия.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с информацией;
  • беседу, связывая результаты занятия с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

По очереди комментируют…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Работают с научным текстом…

Составляют схемы

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле – карты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • целеполагание;
  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

 

Литература

 

1.      Методика преподавания специальных и общетехнических предметов, учебное пособие /Скакун В.А., 5-е изд.– М.: издательский дом Академия 2011.

2.      Современный урок: анализ, тенденции, возможности/ М.Г. Ермолаева Санкт-Петербург, КАРО, 2008.

3.      Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения, Методическое пособие./Авт.- сост.: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева - Кемерово ГОУ «КРИРПО», 2012.


Методический практикум: «Проектирование деятельностно-компетентностного занятия»

Методический практикум: «Проектирование деятельностно-компетентностного занятия»

Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся

Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся

Цель урока перед обучающимися ставит преподаватель, без согласования с обучающимися

Цель урока перед обучающимися ставит преподаватель, без согласования с обучающимися

Формируются/развиваются предметные результаты, профессиональные компетенции (ПК)

Формируются/развиваются предметные результаты, профессиональные компетенции (ПК)

Если это учебная дисциплина, то нужно определить, какие умения и знания будут усвоены обучающимися?

Если это учебная дисциплина, то нужно определить, какие умения и знания будут усвоены обучающимися?

Этап рефлексии на уроке является очень важным моментом для обучающихся

Этап рефлексии на уроке является очень важным моментом для обучающихся

Образовательная

Образовательная

Проверяет готовность обучающихся к занятию

Проверяет готовность обучающихся к занятию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2021