методический семинар «Формирование учебной мотивации в начальной школе».doc
Тема моего методического семинара: «Формирование учебной мотивации в
начальной школе» (слайд 2)
Мне очень нравится выражение К.Д. Ушинского
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения
убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» (слайд №3)
Считаю, что эта мудрая мысль напрямую касается методической темы,
которой я занимаюсь не первый год.
В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало
очень сложно заинтересовать его учебой. Ведь умению трудиться, относиться
ответственно к учебе противопоставляется широкий набор современных
развлечений: компьютерных игр, мультфильмов, видеофильмы. Родители и
учителя обеспокоены таким явлением и пытаются пробудить интерес и
ответственность к учению, но получается не всегда.
Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с
нежеланием учиться. Формирование побуждений к учению является одной из
важных проблем в начальной школе.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу
умения, желания учиться. (слайд №4)
Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной
деятельности
2)через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к
учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного
развития;
3)через формирование положительной мотивации можно значительно
улучшить качественные показатели познавательных процессов
Меня как учителя постоянно волнует вопрос, как развить у ребёнка
устойчивый интерес к знаниям, к учёбе; как формировать учебную мотивацию
на основе познавательного интереса. Ребёнку должна нравиться его
деятельность, и она должна быть ему доступна.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного
процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Поэтому всегда стараюсь начинать учебный день с позитивного настроя,
мотивируя их на учебу. С улыбки, приветствия, говорю ребятам, что очень
рада их снова видеть (слайд № 5)
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
1 Давайте улыбнёмся друг другу!
Современная педагогика предполагает широкое использование современных
технологий в обучении. Сегодня к уроку готовиться и проводить урок стало
ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать
детей. Современный урок проходит живо, активно и очень интересно при
использовании современных технологий.
Одна из этих технологий – это использование ИКТ (слайд 6) в учебном
процессе, которое способствует:
повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой
степени наглядности;
активизации познавательной деятельности, повышению качественной
успеваемости обучающихся;
развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших
школьников;
повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
повышению мотивации к учению;
На уроках я использую презентации, что позволяет реализовать
принципы доступности, наглядности, сформировать учебнопознавательную и
коммуникативную компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Метод проектов – педагогическая технология, (слайд №7)
ориентированная на применение и приобретение новых знаний, это
самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под
руководством учителя.
Я использую метод проектного обучения, так как он стимулирует
самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению,
формирует активное отношение к окружающему миру, способствует
сопереживанию и причастности к нему.
При выполнении проектов стараюсь не перегружать детей, ориентирую на
выделение самого главного, чтобы эта работа доставляла им удовольствие.
Им очень нравится самостоятельно работать со словарями, справочниками,
пробуют составить ребусы, кроссворды. (слайд№8)
Технология проблемного обучения предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит
творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
2 Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры,
обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это
плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При
диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных
ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на
них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»).
Я вовлекаю детей в диалог произношу следующие реплики: Кто ещё
хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить
мысль точнее?».
(слайд № 9) Одним из эффективных средств развития интереса к учебному
предмету в начальных классах является игровая технология. Игра для
младших школьников – любимая форма деятельности, вызывает
положительные эмоции, активизирует психические процессы, вызывает у
учащихся живой интерес к познанию, перемещается от игрового действия к
умственной задаче. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности,
тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Мне очень важно контролировать эмоциональный фон (слайд№ 10) в
классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают
свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к
которой я стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на
развитие не только познавательной, но и личностномотивационной сферы
учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности
благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной
мотивации, что является необходимым условием не только для успешного
протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
И важнейшей задачей в построении образовательного пространства
младшего школьника
целенаправленная работа по
здоровьесбережению.
является
Здоровьесберегающие технологии (слайд № 11) – это условия обучения
ребенка в школе, рациональная организация учебного процесса,
соответствие
возрастным
возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально
организованный двигательный режим, эмоциональный фон.
и физической
нагрузки
учебной
3 С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья
использую различные виды деятельности для снятия физического и
умственного напряжения: доброжелательная атмосфера в классном
коллективе «учительученик», «ученикученик». (физминутку,( гимнастику
для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику.
Результативность педагогической деятельности, можно сформулировать
несколькими важными положениями:
1. Формирование учебной мотивации в начальной школе –это значимый
результат моей работы и правильное ее направление. (слайд №12)
2. Динамика знаний: успеваемость 100%; качество знаний – 1 четверть
47%, 2 четверть 53% (2 класс – 45%)
3. Результативностью своей работы считаю активное участие в (слайд
13)общероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Гелиантус»,
«Политоринг», региональном конкурсе ««Моя любимая сказка»,
муниципальных конкурсах:«Спасение на пожаре», «Неопалимая купина»,
«Моя семья – моя гордость», в школьных конкурсах: «Портрет моей
мамочки», «Каждый человек достоин уважения», «Нам этот мир завещано
беречь», где дети не только принимали участие, но и занимали призовые
места.
(слайд 14)Опираясь на многолетний опыт могу сказать, что только
использование разнообразных технологий, приемов и методов в обучении
повышают мотивацию к учебной деятельности, вызывают интерес и
обеспечивают успешность каждого школьника.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Спасибо за внимание.
4
Методический семинар "Формирование учебной мотивации в начальной школе"
Методический семинар "Формирование учебной мотивации в начальной школе"
Методический семинар "Формирование учебной мотивации в начальной школе"
Методический семинар "Формирование учебной мотивации в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.