Цвет | Профессиональные характеристики человека |
Синий | Творческий, способный к новаторству, разбирающийся в психологии, внимательный к другим людям; склонен к планированию деятельности, к работе с абстрактными понятиями; предпочитает работу с низким уровнем ответственности |
Зеленый | Убедительный, умеющий продавать, стимулирующий продажи; предпочитает консультировать и учить других, мотивировать людей, любит работу с людьми |
Красный | Практичный, техничный, опытный, организованный; предпочитает работу, связанную с решением различных задач |
Желтый | Организованный, скрупулезный; нравится работать с цифрами или системами; предпочитает работать с четко поставленными задачами |
Цель исследования: изучить проявления одаренности у студентов и рассмотреть особенности психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
- раскрыть в полном объеме понятие одаренности;
- показать сложности психического развития одаренных студентов;
- выработать основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых студентов ;
- рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных студентов;
- выработать показатель профессиональной компетентности преподавателя.
Объект исследования: одаренность.
Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными студентами.
Гипотеза: проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных студентов.
Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»
Одаренность - совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей к определенной деятельности, сочетаемая со склонностью к занятиям этой деятельностью.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Сфера познавательного развития | Психосоциальная сфера |
Умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения. | Самостоятельность, умение принимать решения. |
Принципы работы с одарёнными детьми |
Принцип индивидуализации обучения; |
Вот вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге,
И налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые.
Где немного было земли,
И вскоре взошло, потому что земля была неглубоко;
Когда же взошло солнце, увяло
И, как не имело корня, засохло.
Иное упало в терние,
И выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю
И принесло плод…
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых студентов
1. Создание системы выявления одарённых студентов:— психолого-педагогическое исследование;— системное наблюдение за студентами в группе,— выявление студентов для более углубленных индивидуальных исследований,— системное диагностирование психологом.2. Организация учебного процесса:— нестандартные занятия,— включение студентов в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,— работа с дополнительной литературой,— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,— выставка творческих работ3. Развитие творческих способностей обучающихся посредством взаимосвязи занятий с внеклассной работой по дисциплине, МДК:— организация исследовательской работы обучающихся,— опережающие задания творческого плана,— участие студентов в олимпиадах, конференциях, конкурсах,— обеспечение базового дополнительного образования:(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),— проведение научно-практических конференций4. Общеразвивающие мероприятия— традиционные мероприятия в штехникуме— предметные декады.
1. Дисциплинированный.2. Неровно успевающий.3. Организованный.4. Выбивающийся из общего темпа.5. Эрудированный.6. Странный в поведении, непонятный.7. Умеющий поддержать общее дело.8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).10. Занятый своими делами (индивидуалист).11. Быстро, “на лету” схватывающий.12. Не умеющий общаться, конфликтный.13. Общающийся легко, приятный в общении.14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Преподаватель должен быть: | Преподавателю характерны: |
творческим; | желание работать нестандартно; |
Рекомендации при работе с одарёнными студентами
Готовясь к занятиям с одарёнными студентами, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к преподавателю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности занятий.
Подумайте о методике обучения. Одарённые студенты требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
Центральной задачей педагога в работе с одарённым студентом является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обострённой чувствительностью – и не удачная шутка может на долго выбить их из колеи.
Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с обучающимися. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одарённые дети наиболее восприимчивы.
Стимулируйте студента, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
Экспериментируйте на занятиях. Не бойтесь оказаться смешными и в тоже время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
Решение:
Выделить проблему работы с одаренными учащимися как приоритетное направление в системе методической инновационной работы учителей.
Разработать диагностический инструментарий для успешной работы с одарёнными детьми.
Разработать методические рекомендации по работе с одарёнными детьми по предмету.
Обобщить и систематизировать результаты деятельности учителей с одарёнными детьми.
Максимально развивать способности одаренных детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.