Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку
Оценка 4.9

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Оценка 4.9
Интерактивная доска +5
doc
русский язык
8 кл
30.09.2017
Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку
Введение. Введение Основного государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в основной школе. Усиленную работу необходимо начинать в 5-6 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения. При разработке системы подготовки к ОГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе. Цель работы: описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к ОГЭ. Задачи: 1. Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену. 2. Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий. Данная работа представляет собой попытку обобщения методики подготовки к ОГЭ по русскому языку. Методическая разработка поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9-х классов к сдаче экзамена по новой форме.Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку
00024b71-0b8c0547.doc
Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку  Введение. …………………….…………………………………………….   2 Содержание Основная часть……………………………………………………………..   3 1. Информационный этап подготовки к ОГЭ………………………………...3  2. Модель учебной деятельности………………………………………………3   3.Сформированность   орфографических   навыков   ­   путь   к   прочным знаниям……………………………………………………………………………7  4. Лексическая работа с текстом и словом……………………………………..9  5. Комплексный анализ текста………………………………………………...10  6. Принципы русской пунктуации…………………………………………….12                  7.  Методы,   приёмы   и   формы   развития   коммуникативных   УУД при подготовке к ОГЭ по русскому языку…………………………………………16  8. Правила для учителя…………………………………………………………24               Заключение………………………………………………………………….28               Литература…………………………………………………………………   29        Приложение 1 (Тест «Готовимся к ОГЭ. Задание 7. Синонимичные          словосочетания» для 9 класса)…………………………………………     30         Приложение 2 (Контрольно­измерительные материалы для 9 класса) ……………… ……………………………………………………..  31 1 Введение. Введение   Основного   государственного   экзамена   по   русскому   языку   в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в основной школе. Усиленную работу необходимо начинать в 5­6 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10­11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.  При   разработке   системы   подготовки   к   ОГЭ   по   русскому   языку необходимо   охватить   все   разделы   языкознания:   "Фонетику",   "Орфоэпию", "Лексику",   "Фразеологию",   "Морфемику",   "Морфологию",   "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Кроме   этого   учитель   русского   языка   должен   ежегодно   анализировать результаты   тестирования   прошлогоднего   экзамена.   Это   помогает   выявить трудности   и   проблемы   выпускников   по   конкретным   темам   и   заданиям   и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.  Цель работы:  описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к ОГЭ.  Задачи: 1. Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену. 2. Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий. Данная   работа   представляет   собой   попытку   обобщения   методики подготовки к ОГЭ по русскому языку. Методическая разработка поможет учителям   русского   языка   и   литературы   в   подготовке   обучающихся   9­х классов к сдаче экзамена по новой форме. 2 Основная часть. 1. Информационный этап подготовки к ОГЭ. Подготовку   к   Основному   государственному   экзамены   лучше   всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во­первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:  ­ Памятка для выпускника ­ в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы­рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.  ­   Памятка   для   родителей   ­   в   ней   должны   быть   советы   по   подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы   или   темы   школьники   должны   обратить   внимание   при   выполнении домашних заданий. ­ Контрольно­измерительные материалы ­ сборники тестовых заданий. ­ Образцы заполнения бланков ответов. ­ Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка.  Этот  демонстрационный  материал  служит  необходимым  помощником для   старшеклассников,   особенно   для   выполнения   практической   части.   В памятках   обязательно   должны   все   виды   разборов:   фонетический, лексический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого  здесь  должен  быть постоянно материал  для самопроверки и взаимопроверки. 2. Модель учебной деятельности.   морфологический,   морфемный,     прогнозированию,   факультативные   интеллектуальные   игры, При   подготовке   к   Основному   государственному   экзамену предусматриваются   разные   виды   деятельности   старшеклассников:   это аудиторная   деятельность,   работа   по   индивидуальной   траектории   или индивидуальному занятия, индивидуальные   консультации,   викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности   выпускников   носит   активно­деятельностный,   проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:  ­ осваивают модели учебной деятельности; ­ приобретают конкретные лингвистические навыки; ­   получают   технические   навыки   при   использовании   информационно­ коммуникативных технологий; ­ развивают коммуникативные и межкультурные навыки.   3 Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему. Шаг 1. Повторение теоретического материала.  Для   успешного   выполнения   тестовых   заданий   по   ОГЭ   необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные   знания   за   курс   5­9   класса.   Но   чем   ближе   ОГЭ,   тем   сильнее стремление   учителя   больше   внимания на   уроке   уделить   непосредственно подготовке   к   экзамену.   Невозможна   подготовка   к   ОГЭ   без   повторения изученного материала. Возникает   закономерный   вопрос: как   организовать   планомерное       повторение учебного материала? Обобщающее повторение невозможно без схем   и   опор.   Они   создаются   в   ходе   изучения   материала   и   постоянно используются   для   повторения.   Электронная   доска   дает   возможность применить   новые   виды   схем.   Например,   при   обобщающем   повторении теоретического материала удобен денотатный граф. Денотатный граф ­ [от лат.   denoto   —   обозначаю   и   греч.   —   пишу]   —   способ   вычленения существенных   признаков   ключевого   понятия.  Создание   такой   схемы предполагает       выделение   ключевого   слова   или   словосочетания; чередование имени и глагола в графе (глагол выражает движение от понятия к его   существенному   признаку);  дробление   ключевого   слова   по   мере построения   графа   на   слова   —   "веточки";   соотнесение   каждого   слова   — "веточки"   с   ключевым   словом   с   целью   исключения   каких­либо несоответствий, противоречий и т.д. Насколько удобна такая схема, можно увидеть на примере такой сложной по структуре теме, как виды сказуемых. Денотатный граф позволяет «разложить по полочкам» основные понятия и проиллюстрировать  их наглядными примерами.        В начале учебного года провожу  тестирование для выявления "слабых" мест в знаниях учащихся, разрабатывается программа изучения определенных тем,   контроль,   консультации.   Вопросы   тестов   всегда   используется   при контроле знаний учащихся практически на каждом уроке, при тематическом контроле и итоговом контроле. На занятиях  разбираются наиболее сложные вопросы, во  втором полугодии   их разбирают сильные ученики или решение их готовят слабые ученики. Огромную помощь сейчас оказывает Интернет; появляются очень хорошие сайты по тестированию   и подготовке к ОГЭ по русскому   языку,   которые   позволяют   в   режиме   онлайн   провести   проверку знаний  и  объективно  оценить  уровень  знаний.  Особенно  радует, что  сайты хорошо оформлены, содержат много вариативных заданий и материалы для правильных  ответов.   Это   очень   важно  для  сельской   школы  ­  не  потеряна связь с миром. В этом отношении приветствую инициативу "По уши в ГИА и ЕГЭ"­   за   что   сайту   отдельное   спасибо!   С   результатами   тестов­всех   видов обязательно   информирую   родителей   через   дневник   (бумажный   и электронный). 4 индивидуальной   работы   с   учащимися. В своей работе главными формами системной подготовки к итоговой    Уже   можно   сделать   вывод,   что   организация   повторения   и  формирование у обучающихся навыков работы с тестами в ходе подготовки к итоговой   аттестации,   в   основном,    обеспечивают   необходимое   качество изучаемого   материала.   Повторение   осуществляется   в   9   классе   в   течение всего учебного года и поэтапно, после изучения отдельных тем. Кроме того, календарно­тематическим планированием предусмотрено блочное повторение в начале и по окончании учебного года.   На уроках   контроль повторения и подготовки к экзаменам   проводится в форме тестирования,   фронтального опроса,   При   проведении дополнительных занятий   формы работы, в основном, индивидуализированы. Учащиеся   на   занятиях   и   дома   пользуются   материалами   и   полезными ссылками: «ОГЭ! Проблемы, пути решения», «Готовимся к ОГЭ» и т.д.      аттестации в  основной школе вижу следующее:  ­ систематический контроль над формированием языковой компетентности учащихся   через   проведение   понятийных   диктантов,   взаимоопросов   по изученным   темам;   введение   в   урок   мини­тестов,   позволяющих   оперативно проверить   уровень   усвоения   учащимися   теоретических   знаний;   создание индивидуальных и коллективных проектов по исследованию лингвистических понятий;   комплексный   анализ   лингвистических   текстов   и   составление собственных научных суждений с опорой на эпиграф, проблемный вопрос;  ­ через ежеурочный комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи   совершенствование   лингвистической   и   коммуникативной компетентностей   учащихся   через   исследование   орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и стилистических норм с опорой на неадаптированные тексты;  ­ организация итогового контроля в конце каждого класса только с опорой на комплексную   работу   с   текстом   с   обязательным   включением   элементов тестирования с применением учащимися специально разработанных бланков для заполнения ответов, что способствует не только более удобной проверке, но и усвоению учащимися технологии работы с различными бланками;  ­   ведение   индивидуальных,   групповых   занятий,   курсов   по   выбору, направленных на развитие и коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Анализ результатов написания пробных экзаменов  по русскому языку в новой форме свидетельствует о том, что большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как   творческая   часть  работы  (написание   сжатого  изложения   и   сочинения­ рассуждения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу,  которая   предполагает   и   углублённое   повторение   изученного   ранее материала (в 5­9 классах), и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на   слух   и/или   зрительно),   с   анализом   текста   и   созданием   собственного 5 речевого   высказывания,   которое   соответствовало   бы   определенным требованиям. Мы   должны   помнить   о   том,   что   подготовка   к   ОГЭ   проводится   в   виде занятий, на которых ученики уже не будут заново изучать всю программу по предмету. Они узнают о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. Подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ОГЭ. Это значит, что они во время обучения:  получат навыки тестирования;  поймут особенности формулировок заданий;  научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;  узнают о самых распространенных ошибках;  узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах. Работа   в   парах,   на   мой   взгляд,     является   эффективным   способом подготовки   к   ОГЭ,   потому   что   ребята   не   только   находят   ошибки   друг   у друга, они пытаются объяснить, проанализировать выполненное задание, дать правильный   ответ.   Пары   я   продумываю   заранее,   они   бываю   3­х   видов: сильный­сильный,  слабый­слабый,  сильный­  слабый.  Такие   занятия   в  парах помогают выявить самые проблемные темы, самые слабые места. Зачетный лист   в   форме   ОГЭ   позволяет   научить   ребят   правильно   заполнять   бланки, обращать внимание на каждую мелочь при тестировании. Ребята ставят сами + или ­, сами подсчитывают баллы. Индивидуальная работа, как правило, чаще ведется со слабыми учениками и   направлена   в   первую   очередь   на   сдачу   экзамена.   Слово   «экзамен» переводится   с   латинского   как   «испытание».   И   именно   испытаниями, сложными,   подчас   драматичными,   становятся   выпускные   экзамены   для слабых  учащихся. Для   сильных   учащихся   тестовые   задания   не   представляют   особой трудности,   поэтому   большую   часть   времени   мы   посвящаем   оттачиванию техники выполнения тестов и написанию изложения и сочинения. Конечно, не менее важен и психологический настрой ребят,  потому что невозможно,   например,   подготовиться   к   заданию   3,   не   прилагая   к   этому никаких   усилий.   Всё   дело   в   том,   что   для   правильного   выполнения   этого задания в первую очередь необходимо знать определения    средств речевой выразительности: 1. Метафора –   это   слово   в   переносном   смысле.   Чаще   всего   выражается глаголами, существительными. Например: Ночь   металась за   окнами,   то распахиваясь стремительным белым     тьму. 2. Олицетворение –   наделение   неодушевленных   предметов   признаками   и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия.   Вечор,   ты   помнишь, вьюга   злилась. 3. Эпитет –   образное   определение   предмета   или   действия.   Чаще   всего выражаются наречиями.    то сжимаясь в прилагательными   непроглядную огнём,   и         6 Например: Сквозь волнистые туманы   печальные поляны (и другие  средства речевой выразительности). Задание 4 на приставки, и здесь нужно вспомнить теоретический материал: льёт печально свет пробирается луна,         на она.         Приставки в русском языке можно разделить на следующие группы: 1 ­ неизменяемые приставки; 2 ­ приставки, оканчивающиеся на З­С; 3 ­ приставки ПРЕ­, ПРИ­; 4 ­ иноязычные приставки; 5 ­ приставки, правописание которых зависит от ударения.        Конечно, часть заданий мы можем отрабатывать только после изучения темы (СПП, БСП), однако это не мешает нам в начале года повторять ранее изученный материал, а иногда и забегать вперед. Шаг 2. "Продвинутая" лекция. Наиболее   объемные   или   сложные   темы   обобщаются   учителем   при помощи   "продвинутой"   лекции   с   использованием   мультимедиа   (это   могут быть слайды, таблицы, презентации). Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.  В совместной деятельности Учащиеся отрабатывают тестовый материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе   происходит   осмысление   языкового   материала,   так   как   при   выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности   тестовых   заданий.   Самое   главное   ­   взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка, они влияют на межличностные отношения в классном коллективе. Шаг 4. Самостоятельный выбор задания. Отработанный   на  уроке   материал   закрепляется   во   время   подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают   тестовые   задания.   Для   этого   можно   использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю. 3.   Сформированность   орфографических   навыков   ­   путь   к   прочным знаниям. Экзаменационные   тесты   по   русскому   языку,   изложение   и   сочинение предполагают   прочные   знания   в   области   орфографии   ­   знание   основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все   орфограммы   русского   языка   распределяются   по   частям   речи   и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме "Имя   существительное",   Сетка   орфограмм   по   теме   "Глагол".   Сетка орфограмм   представляет   собой   набор   всех   орфограмм   по   теме:   точное название орфограммы, правило­опора, примеры с графическим оформлением. 7 Оформленная   сетка   орфограмм   учителем   копируется   и   размножается   на компьютере   для   каждого   ученика,   а   также   закладывается   в   модуль   по конкретной теме. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие   практические   навыки   по   орфограммам:   это   словарно­ орфографическая   работа,   диктант­дубль,   "Найди   ошибку",   "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами, орфографический диктант "Проверь себя".  Рассмотрим варианты таких заданий:   Словарно­орфографическая работа. ­ Вставить пропущенные буквы, поставить ударение. ­ Составить предложение с однородными членами предложения, употребляя словарные слова академик, инициатор в разных падежах. ­ Слова ­ академик, предприимчивый, инициативный разберите по составу.  Академик,   арендатор,   эксперимент,   талисман,   филолог,   честолюбие, предприимчивый,   профессор,   инициатор,   инициативный,   диалектология, добропорядочный.   Распределительный диктант по теме "Глагол". Наступаешь, тушевать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, изжарьте, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, рассматривать, называется, чувствовать, не смотрел, строил, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, рисовал бы, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, читал бы, напишите, спросили бы, любите, не решился бы, верил бы, ночевать.  У   учащихся   появляется   вот   такой   вариант   Сетки­орфограмм,   в   неё добавляется графическое обозначение орфограмм. Не с глаголом Ь­в гл.2л., ед.ч. ­ тся ­ ­ться ­ корни с чер. ­е­и ­ не думает ­ любишь ­ умываться ­ не читает ­ заметишь ­ умывается ­ негодовать ­ наступаешь ­ одевается ­ собирать ­ вытереть ­ вытирать ­ не смотрел ­ называешь ­ называется ­ соберу ­ не страдает ­ думаешь ­ строиться ­ зажигать ­е­и в оконч.гл. Ь в гл. пов.накл. гл. перед суф. ­ Л БЫ с глаг. ­ гонит ­ обеспечь ­ читал ­ рисовал бы 8 ­ гоняет ­ решает ­ пляшет ­ познакомь ­ исправьте ­ верил ­ клеил ­ читал бы ­ спросили бы ­ уничтожь ­ лаял ­ не решился бы ­ разделит ­ изжарьте ­ строил ­ верил бы ­ова, ­ева ­ыва, ­ива суф. ­ И в пов.накл. ? сомнения ­ обследовать ­ угадывать ­ напишите ­ тушевать ­ рассматривать ­ любите ­ заведовать ­ постукивать ­ помогите ­ ночевать ­ разгуливать ­ прочтите ­ чувствовать ­ раздумывать ­ унесите     Диктант­дубль. Данный вид работы предполагает хорошее знание всех орфограмм вразброс: первый  ученик называет, записывает  и комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают слова с этой же орфограммой, следующий ученик называет другую орфограмму, и снова повторяется круг. "Четвертое   лишнее"   ­   здесь   могут   быть   различные   варианты   с использованием орфограмм. ­ прилагательное, предложение, растение, предлагать; ­ чёрный, поджёг, жёлтый, жёлуди.  Работа   с   таблицами   "Т­схема"   ­   это   своего   рода   распределительный диктант,   Т­схема   предполагает   распределение   слов   в   две   колонки,   только орфограммы   должны   быть   похожи,   например,   "Н­НН   в   суффиксах прилагательных   и   суффиксах   причастий",   "О­Ё(е)   после   шипящих   и   Ц   в суффиксах существительных и прилагательных". Диктант "Проверь себя!" ­ дает возможность чащимся проверить свои орфографические   знания.   Для   этого   можно   использовать   любые дидактические   и   справочные   материалы   по   подготовке   к   ОГЭ.   Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма. 4. Лексическая работа с текстом и словом. Лексический   разбор   текстов   разных   стилей   имеет   свои   особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности:   синонимы,   антонимы,   омонимы,   метафоры,   сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений ­ диалектные слова,  профессионализмы,  заимствованные   слова,  неологизмы.  Лексическая 9 работа   с   текстом   предполагает   работу   с   отдельными   словами,   поэтому необходимо   научить   учащихся   на   более   высоком   уровне   производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова".  Памятка "Лексический разбор слова". 1).  Каково   лексическое   значение   слова   в  данном   предложении?  Используя Толковый   словарь,   определите   все   значения   данного   слова.   Определите: является ли слово однозначным или многозначным. 2). В прямом или переносном значении употреблено слово? 3). Какие синонимы и антонимы имеет слово? 4). Какова стилистическая характеристика слова:  ­ разговорное; ­ книжное; ­ стилистически нейтральное. Какие пометы в словаре указывают на особенности употребления этого слова? 5). Каково происхождение слова? 6).   Придумайте   и   запишите   предложения,   употребляя   слово   в   разных лексических значениях (Пахнова Т.М. 2003, с. 260). Образец лексического разбора слова. Л.В. Щерба ­ выдающийся русский языковед.  Слово   языковед   однозначное,   так   как   имеет   одно   лексическое   значение: ученый ­ специалист по языковедению. Слово языковед употреблено в прямом значении.   Имеет   синоним   ­   лингвист,   слово   языковед   стилистически нейтральное слово, его чаще всего употребляют в среде лингвистов. Слово лингвист ­ заимствованное. Слово сложное: оно образовано от слияния двух слов ­ язык и ведать, языковед имеет два корня ­ язык и ­вед, соединены корни при помощи соединительной гласной ­о­. Например, Языковеды обсуждают новые преобразования в области языкознания.  5. Комплексный анализ текста. Комплексный   анализ   текста   помогает   учащимся   исследовать   текст   с разных   сторон   и   построить   свой   ответ   в   форме   связного   высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой   "Готовимся   к   экзаменам   по   русскому   языку,   9­11   классы",   в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу   поэтического   текста",   в   книгах   под   рубрикой   "Мастер­класс", например, Г.П. Соколовой "Уроки русского языка и словесности". Задания, предложенные   в   дидактических   и   методических   пособиях   можно   менять, усложняя   задания   или   уменьшая.   Необходимо   учитывать   индивидуальный интеллектуальный   уровень   выпускников:   уровень   знаний,   психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности. Для образца возьмем несколько заданий к текстам:  Текст   1   (Подготовка   к   ЕГЭ,   под   редакцией   Б.Г.   Меркина,   страница 218).  ­ К какому стилю принадлежит данный текст?  10  ­ Какой тип речи используется в данном тексте? ­ Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы,   фигуры,   фонетические   средства   выразительности,   стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста.  ­ Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют? ­ Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.  Текст   2.   (Подготовка   к   экзаменам,   под   редакцией   Т.М.   Пахновой, упражнение 222, страница 199). ­ Прочитайте выразительно текст: определите логические ударения, короткие, длинные   паузы,   подберите   тон,   темп   чтения,   принимая   во   внимание содержание текста. ­   Определите   тему,   основную   мысль   текста.   Выпишите   ключевые   слова, подтверждающие главную идею текста. ­ Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую часть. Подумайте, почему вы выбрали это название. ­ Сформулируйте главную мысль каждой микротемы, запишите её. ­   Определите   стиль   текста   и   докажите   (найдите   все   стилистические особенности данного жанра). ­ Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование. Докажите это. ­   Объясните   значения   слов   ­   панорама,   шатер,   островерхий,   уникальный, ансамбль, эпос, монография. ­ Произведите морфемный разбор (разбор по составу и словообразовательный разбор) выделенных слов ­ московский, подлинное, воображение, уцелевший, великорусская. ­ В первых трех абзацах подчеркните грамматические основы. ­   Объясните   знаки   препинания   в   предложениях   с   вводными   словами. Подберите синонимы к вводным словам наверное, конечно. ­ Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать, когда ставится и когда не ставится запятая перед союзом как. ­ Выпишите два сложноподчиненных  предложения, произведите их полный синтаксический разбор.  ­   Объясните   знаки   препинания   при   цитировании.   Составьте   схемы   этих предложений. ­   Объясните   знаки   препинания   в   предложениях   с   обособленными определениями. Подберите к этим простым предложениям их синтаксические синонимы     сложноподчиненные   предложения   с   придаточными определительными.  ­  Текст 3. Лингвистический эксперимент. ­ Подберите к существительным свои определения­эпитеты. ­   Сравните   свой   текст   с   авторским.   Как   вы   думаете,   почему   И.   Бунин использовал именно эти определения? 11 Подбор определений Авторский вариант Народился месяц _____________ Народился месяц молодой. Робко он __________ зарями Робко он весенними зарями Светит над _______ водой,  По садам сияя меж ветвей. Светит над зеркальною водой,  По садам сияя меж ветвей. Тотчас вслед за тем в горницу вошла ____,  тоже ______ и тоже ещё ____ не по возрасту  женщина, похожая на ____ цыганку, с  темным пушком на верхней губе и вдоль  щёк, ____ на ходу, но _____ с большими  грудями под _____ кофточкой, с  треугольным, как у гусыни, животом под  ______ шерстяной юбкой.  Приезжий мельком взглянул на её _______  плечи и на ________ ноги в _______  поношенных татарских туфлях и отрывисто  невнимательно ответил: ­ Самовар. Хозяйка здесь или служишь? Тотчас вслед за тем в горницу вошла  темноволосая, тоже чернобровая и тоже  ещё красивая не по возрасту женщина,  похожая на пожилую цыганку, с темным  пушком на верхней губе и вдоль щёк, легкая  на ходу, но полная с большими грудями под  красной кофточкой, с треугольным, как у  гусыни, животом под черной шерстяной  юбкой.  Приезжий мельком взглянул на её округлые  плечи и на легкие ноги в красных  поношенных татарских туфлях и отрывисто  невнимательно ответил: ­ Самовар. Хозяйка здесь или служишь?  Создание миниатюры.  ­ Прочитайте текст стихотворения И. Бунина "Первый снег".  ­ Создайте свою миниатюру по этому стихотворению. Употребляйте к  созданию миниатюры такие слова: "И всё хочется получше сказать, поглубже  выразить мысль, поточнее описать, представить живописную картину, ясно  вижу". Первый снег. И. Бунин. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса. Ночью буря бушевала. А с рассветом на село,  На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло. И сегодня над широкой белой скатертью полей Мы простились с запоздалой вереницею гусей.  6. Принципы русской пунктуации. Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим и  сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном  предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения",  "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения",  12 "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и  косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении",  "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при  отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в  Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам  постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько заданий, помогающих  отработать постановку знаков препинания в простых и сложных  предложениях:   Синтаксический разбор простых предложений с осложнением.  А) Обособленные / необособленные определения. ­ Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.  (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Причастный  оборот обособляется с двух сторон: после главного слова, в конце оборота). ­ Длинные облака, красные и лиловые, сторожили покой солнца.  (Обособляются одиночные однородные определения, стоящие после главного  слова и выраженные именем прилагательным). ­ Раскаленная солнцем, горела позолоченная медь на мундирах офицеров.  (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом со значением  причины). ­ Я шёл к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием ­ делать  добро.(Несогласованное определение, выраженное неопределенной формой  глагола, обособляется при помощи тире). Б). Обособление вводных слов и вводных предложений. ­ Послушайте, если звезды зажигаются, значит, это кому­нибудь нужно. ­ Сама же учительница ­ говорили о ней ­ не отличает простого предложения  от сложного. ­ Прихвастнуть любил ­ этот грех за ним водился, ­ может, и тут что приплел  для красного словца.  Синтаксический разбор сложных предложений. ­ Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует  неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет её. ­ Между языком и поэтом двусторонняя связь: не только поэт преобразует  язык, но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта, являясь  жизненно необходимой его частью, миром его жизни, условием  существования. Для выпускников, обладающих талантом к языкознанию, можно предложить  более сложные задания: (даны задания и образцы их выполнения)  Дайте анализ сложного предложения по образцу:   ­ Структурный аспект. ­ Семантический аспект. ­ Функциональный аспект. ­ Графическая схема. 13 I. Структурный аспект. 1. В предложении две предикативные единицы, значит, оно сложное. 2. Предикативные единицы соединены союзным словом которые,  следовательно, предложение союзное. 3. В предложении выделяется главная (первая) часть и придаточная (вторая)  часть с союзным словом которые. Значит, предложение сложноподчиненное. 4. Графическая схема:  5. Характеристика союзного слова которые как основного средства связи  предикативных единиц: а) в предложении является определением; б) выражено относительным местоимением; 6. Дополнительные средства связи предикативных единиц: а) интонация незавершенности первой предикативной единицы; б) соотношение видовременных форм глаголов­сказуемых (сказуемые в обеих  предикативных единицах выражены глаголами несов. в., наст. врем.)  свидетельствует об одновременности происходящих событии. 7. а) Придаточное предложение присоединяется к одному слову (предметы)  в главном предложении, следовательно, связь присловная; б) структура предложения нерасчлененная, так как подчинение присловное; в) характер обусловленности придаточной части ­ морфологический, так как  придаточное предложение раскрывает морфологическую природу опорного  слова ­ сущ. Предметы, которое нуждается в атрибутивной характеристике,  содержащейся в придаточной части; связь придаточного предложения с  главным базируется на структурной связи "слово + предложение";  г) придаточное определительное. 8. Структура ССП негибкая, так как порядок следования предикативных  единиц изменить нельзя. II. Семантический аспект. 1. В обеих предикативных единицах предается факт реальный, происходящий  в определенное синтаксическое время, в момент речи (в первой  предикативной единице сказуемое выражено глаголом изъяв. накл., наст.  врем., во второй предикативной единице два однородных сказуемых: первое  выражено глаголом изъяв. накл., наст. врем., во втором сказуемом  вспомогательный глагол составного глагольного сказуемого также стоит в  изъяв. накл., наст. врем). Модальные планы частей совпадают, следовательно,  СПП одномодальное. 2. Общие семантические отношения ­ определительные.  3. Частные семантические отношения не выделяются. III. Функциональный аспект. 14 1. Обе предикативные единицы по цели высказывания повествовательные, так  как содержат сообщения. 2. Целевые установки частей совпадают, следовательно, СПП  однофункциональное. I. Структурный аспект:  1. В предложении две предикативные единицы, значит, оно сложное.  Предикативные части соединены союзом, следовательно, предложение  союзное. Союз и сочинительный, следовательно, данное предложение  сложносочиненное.  2. Характеристика союза как основного средства связи предикативных  единиц: союз соединительный; простой; одиночный.  3. Дополнительные средства связи предикативных единиц: интонация  незавершенности первой части; наличие союза и во второй предикативной  единице.  4. Структура ССП открытая, так как ряд предикативных единиц может быть  продолжен в тех же смысловых отношений. Структура ССП негибкая, так как предикативные единицы нельзя поменять местами.  5. Во второй предикативной части есть однородные члены предложения: я  предпочитал закрывать и не думать ­ это однородные члены, соотносимые с подлежащим; все члены однородного ряда находятся в отношениях  взаимоподчинения с подлежащим я и в отношениях синтаксического  равноправия друг с другом, что доказывает наличие подчинительной и  сочинительной связи одновременно; каждый из членов ряда является в  предложении грамматическим субъектом действия, выраженного предикатом  я, то есть, все члены однородного ряда входят в грамматическую основу  предложения; все слова ряда выполняют одну и ту же синтаксическую  функцию ­ сказуемое. Все это доказывает, что данные слова действительно  составляют ряд однородных членов. Охарактеризуем особенности строения  ряда: средством связи однородных сказуемых служит сочинительный союз и,  который соединяет сказуемые. Общие смысловые отношения по характеру  интонации ­ перечислительные (перечисляются разные действия). Частные  смысловые отношения ­ одновременности. Функция данного однородного  ряда ­ выделение последовательности действий.  II. Семантический аспект: 1. В обеих предикативных единицах предается  факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время: до  момента речи ­ сказуемое в первой предикативной единице выражено  глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени, сказуемое во  15 второй предикативное единице выражено двумя глаголами: вспомогательный  глагол составного глагольного сказуемого также стоит в изъявительном  наклонении прошедшего времени. Модальные планы предикативных частей  совпадают, следовательно, ССП одномодальное. 2. Общие семантические  отношения между частями ССП ­ соединительные. Частные семантические  отношения ­ соединительно­результативные (причинно­следственные), так как вторая предикативная единица содержит вывод, следствие из того, о чём  сообщается в первой предикативной единице.  III. Функциональный аспект: Обе предикативные единицы по цели  высказывания повествовательные, так как содержат сообщения. Целевые  установки частей совпадают, следовательно, ССП однофункциональное. Графическая схема: [ 1) ], и [ 2) ].   Графический диктант имеет два вида:  1 вариант ­ читается предложение, школьники вычерчивают схему. 2 вариант ­ предлагаются схемы предложений, учащиеся конструируют по  ним сложные предложения. ­ По предложенным схемам составьте предложения по теме "Экология  родного края". 1). Графическая схема: [ ], и [ ]. 2). Графическая схема: [ ], (которые и ).             7.  Методы, приёмы  и формы  развития  коммуникативных  УУД при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности,   построение   продуктивного   речевого   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения 16 по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: 1.   Речь   и   речевое   общение.   Речь   устная   и   письменная,   монологическая (повествование,   описание,   рассуждение,   сочетание   видов   монолога)   и диалогическая. 2.  Речевая   деятельность.  Виды   речевой   деятельности:   чтение,  аудирование (слушание),   говорение,   письмо.   Понимание   информации   текста,   передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,   сжатое,   выборочное).   Создание   устных   и   письменных монологических   и   диалогических   высказываний   разной   коммуникативной направленности. 3.   Текст.   Текст   как   речевое   произведение.   Тема,   микротема.   Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста. 4.   Функциональные   разновидности   языка.   Формирование   коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования,   языковых   норм,   в   том   числе   орфографических   и пунктуационных.   Именно   языковая   и   коммуникативная   компетенции способствуют   формированию   умений   и   навыков   речевого   общения.   А   для этого   необходимо   создавать   на   каждом   уроке   условия   речевого   общения. Речевая   деятельность   формируется   во   всех   её   видах  –  чтении,  говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности,   способной   к   общению   в   любом   культурном   пространстве.   Без развития   коммуникативной   компетенции   не   быть конкурентоспособной,   толерантной   личности,   потому   что,   начиная   со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах   лингвистическим   анализом   или   интерпретацией   текста,   анализом сюжета,   у   учащихся   формируются   практические   навыки.   Все   виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ГИА. Формирование коммуникативных и языковых компетенций.   может Компетенции Коммуникативная компетенция Общепредметные компетенции Устный диалог Русский язык Задавание собеседнику. Конструирование   ответа   на вопрос. вопросов   17 Диалог   в   письменной форме Полилог(коллективная дискуссия) Языковая компетенция Письмо Речь Чтение     и   форма текста Самопрезентация   в   форме резюме. Ролевая представления произведения. Орфографическая пунктуационная грамотность. Составление документации. Орфоэпические нормы. Выразительность, эмоциональность, чёткось.           Обучение   на   уроках   русского   языка   должно   строиться   с   учетом необходимости   формирования   у   учащихся   различных   коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли,  извлечь нужную информацию (полно или частично),  проникнуть в смысл высказывания ­ слушание; навыков изучающего чтения;  умений ведения диалога и построения монологического высказывания ­ говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал,  составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле,  отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание ­ письмо, говорение, Результативность   уроков   русского   языка   находится   в   прямой зависимости   от   того,   насколько   рационально   организована   сменяемость устных   и   письменных   заданий,   как   продумана   взаимосвязь   устной   и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Наиболее   эффективным   является   комплексное   обучение   речи,   при котором   умения   воспринимать   устную   и   письменную   речь   (аудирование   и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности. Речевая   деятельность,   как   деятельность   творческая,   по   данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность   которого   вытекает   из   особенностей   человеческой   деятельности. Всякая   человеческая   деятельность,   в   свою   очередь,   характеризуется структурностью,   то   есть   состоит   из   определенной   последовательности 18         действий,   которые   организуются   таким   образом,   чтобы   при   наименьшей затрате времени достичь определенной цели.  Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует   большое   количество   видов   анализа   текста   на   уроке   русского языка:   лингвистический, лингвосмысловой и комплексный. Формы работы с текстом:   литературоведческий,   культурологический, синтаксическая пятиминутка; включи воображение; напиши подобно; через дополнительное задание к диктанту; составление таблицы. Далее   мы   разберем   понятие   лингвистического   анализа   текста.   По определению   М.Р.Львова,  лингвистический   анализ   текста  —   это   вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно­тематическое и эстетическое содержание   литературно­художественного   произведения»,   а   также «выявление   зависимости   отбора   языковых   средств   от   прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам  Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский   язык   писателей...   и   поэтов».   Задачи   лингвистического   анализа текстов:   помочь   осмыслить   идею   и   сюжет   произведения;   показать художественные   средства,   использованные   для   достижения   своей   цели; обратить   внимание   на   особенности   языка   конкретного   писателя.   Чтобы понять   художественное   произведение,  оценить   его   по   достоинству,  надо   к нему   «приблизиться»,   проанализировать   его   язык,   понять,   как   живут, употребляются   в   нем   языковые   средства   (фонетические,   лексические, словообразовательные и грамматические).  Следующий этап – анализ текста. Процесс понимания текста «по шагам»: эмоция   «включает»   интерес,   который   «запускает»   любознательность. Значит, важен этап организации мотивации . интерес   включает   внимание,   которое   формирует   готовность   к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания. формулируется   цель.   Методически   целесообразна   регулярно организуемая вопросно­ответная беседа. Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления.   Выводы,   к   которым   приходят   ученики   в   результате   анализа   и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения. Анализ   текста,   проводимый   регулярно,   имеет   большое   значение   для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. 19 Для   формирования   коммуникативных   УУД   используются   элементы технологии   модульного   обучения,   которая,   по   сути,   является   личностно   ­ ориентированной. Эта технология основана на самостоятельном  добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно ­ популярной или справочной   литературой.   Такая   работа   развивает   индивидуальные способности   каждого   ученика,   учит   самостоятельно   достигать   конкретные цели   в   учебно­познавательной   деятельности,   самому   определять   уровень усвоения   знаний,   осуществлять   самоуправление   учебной   деятельностью   на уроках,   дух   соревнования   на   уроке   увеличивает   мотивацию   к   учебе.   В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать   качественное   усвоение   материала,   повысить   успеваемость. Например, в 9­ом классе на этапе усвоения нового материала предлагается такое задание:   текст,   Заполните содержащий   теоретический   материал: 1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… . 2.Предложения,   части   которого   связываются   при   помощи   подчинительных союзов или союзных слов, называются … . 3.Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются… . Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить. Развивать   навыки   продуктивной   речевой   деятельности   позволяет подготовка к решению задания 2  КИМов  ОГЭ. Пример 2. Решаем тест, связанный с поиском информации, необходимой для обоснования ответа на вопрос. 1а)   Основная   задача:   выбрать   один   из   предложенных   вариантов   ответа   на проблемный вопрос. Учащиеся, как правило, пропускают слово «обосновать» в задании. 1б)   сопутствующая   задача   –   повторить   значение   слова   «обосновать» (подкрепить   убедительными   доказательствами,   привести   убедительные доказательства,  доводы  в  пользу  чего­либо);  научиться  видеть «ключевые» моменты   развития   сюжета;   научиться   составлять   к   тексту   проблемные вопросы и отвечать на них. 2. Составляем алгоритм действий для учащегося: а) внимательно прочитайте вопрос; б) найдите в тексте часть, фразу, в которой говорится об этом; в) соотнесите содержание текста с вопросом; г) выберите правильный вариант ответа. 3. Тренируемся находить ответы на проблемные вопросы. 20 Алгоритмизирование  ­ эффективный способ работы с текстом любого предметного   содержания   и   уровня   сложности.   Определенная последовательность   операций,   действий   учащихся   в   работе   с   текстом   на любом учебном предмете включает следующие этапы: 1.  Восприятие текста. Особенность этого этапа заключается в подготовке учащихся   к   восприятию   текста.   Для   активизации   внимания   учащихся, актуализации   необходимых   знаний   и   умений   используются   такие   приемы работы с текстом: ­   уточнение   темы   и   основной   мысли   текста,   с   которым   предстоит познакомиться на уроке (анализ темы урока, которая поможет выйти на тему учебного текста; анализ названия параграфа учебника, работа с эпиграфом, знакомство с иллюстративным материалом ­ схемами, таблицами и т.п.); ­ прогнозирование содержания текста по названию параграфа, темы, рисунку, схеме (задания типа как вы думаете, о чем текст; какую новую информацию должен содержать текст; попытайтесь догадаться, из каких частей состоит текст; обоснуйте свою точку зрения);  ­ словарная работа,   предусматривающая уточнение значения ключевых слов текста, уже известных по предыдущей работе, или новых терминов, которым дается объяснение в тексте; ­ просмотровое чтение (знакомство с текстом с целью определения его темы, основной мысли, структуры, наличия определенной информации, графических особенностей текста, с тем,  каким образом выделена ключевая информация – курсив, жирно, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.п.). 2.  Понимание   основного  содержания   текста.  На   этом  этапе   проводится ознакомительное   чтение   текста:   чтение   вслух   (учителем   или   сильным учеником)   или   чтение   про   себя.   Для   активизации   внимания   чтение сопровождается следующими видами заданий: ­ постановка целевого вопроса, предваряющего чтение текста (читая текст, определите, какая информация является для вас новой, а какие сведению уже известны); ­ определение стилевой принадлежности, типов речи; ­ уточнение темы (определите, правильно ли вы предположили тему теста, его основную мысль; какие ошибки допущены); ­ разбиение текста на смысловые части и составление плана; ­ составление схем, таблиц на основе текста;         ­ подбор заголовка; ­ ответы на вопросы по содержанию текста.  3. Информационно­смысловая переработка текста на основе изучающего чтения. Особенность этапа заключается в том, чтобы понять, запомнить текст и  передать его  содержание.  Целесообразно  организовать  работу  по  частям текста,   которые   выделены   учениками   на   предыдущем   этапе.   Каждая структурная   часть   текста   подвергается   анализу   (выделение   главной   и второстепенной   информации,   идеи,   отработка   выразительного   чтения 21 фрагмента текста, пересказ (краткий, выборочный, подробный), составление конспекта, тезисного плана,); 4.  Создание   своего   текста.     Умение   создавать   свой   текст   в  устной   или письменной   форме   (сочинения   различных   жанров,   конспект,   спор,   статью, памятку). На этом этапе можно организовать групповую работу с текстом, используя систему ситуативных заданий.  5.  Самоанализ  на   всех   этапах   работы   с   текстом.   Это   самостоятельное осмысление того, что делаю, как и зачем. Формированию   коммуникативной   компетенции   способствуют следующие упражнения: Нестандартные задания по лексической стилистике.  Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд   признаков,   позволяющих   отграничить   задания   этого   типа   от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий   –   их   связь   «с   деятельностью,   которую   в   психологии   называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: • самостоятельный   поиск   учащимися   путей   и   вариантов   решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); • необычные условия работы; • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций   (затруднительных   положений,   из   которых   надо   найти   выход, используя   полученные   знания),   ролевых   и   деловых   игр,   конкурсов   и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с   элементами   занимательности   (житейские   и   фантастические   ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»). «Перевод» с русского на русский. Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники   заменяют указанные   языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц   языка,   нарушения   литературных   норм,   затемняющие   смысл высказывания   или   делающие   его   двусмысленным,   иногда   приводящие   к комическому   эффекту.   Синонимическая   же   замена   («перевод»)   делает высказывание точным, понятным, правильным. К нестандартным заданиям этого типа относятся: • «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; • «перевод»   текстов   (или   составление   словарей   к   ним),   написанных   на несуществующем языке по типу «глокойкуздры»;  22 • «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов–терминов); • «перевод»   (расшифровка   смысла)   языковых   единиц,   употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения   внимания   к   речевым   ошибкам   учащихся   (на   примерах произведений юмористического плана или ученических работ);          •лингвистические «угадайки». Работа   над   нестандартными   заданиями   этого   типа   также   связана   с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода   с   русского   на   русский»,   они   должны   либо   восстановить «первоисточник»   (словосочетание,   фразеологический   оборот,   предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную   всем   игру–задачу   под   названием   «кроссворд»   (без   привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание). Полезность   такой   работы   очевидна:   обогащается   словарный   запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи.   Развивается   и   совершенствуется   чувство   языка,   умение   понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует   развитию   творческих   возможностей   самих   учащихся,   часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды). Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие: • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; • расшифровка   пословиц,   поговорок,   фразеологических   оборотов   по отдельным признакам; • разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); • игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др. лингвистические «почемучки». Отвечая   на   вопросы,   делая   своеобразные   маленькие   «открытия»   в области   лингвистики,   школьники   убеждаются   в   практическом   значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по– новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов   кроется   серьезное   лингвистическое   содержание:   языковые   факты учащиеся   должны   объяснить   «научным   языком».   Таким   образом,   при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле. микроисследования. 23    Задания   этого   типа   предполагают   формирование   у   учащихся исследовательских   умений   (на   доступном   для   определенного   возраста уровне):   работать   с   научно–популярной   литературой   и   справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения,   реферата,   доклада).   Нестандартный   подход   проявляется   в необычной   формулировке   темы,   в   занимательном   характере   исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы –   серьезное   лингвистическое   содержание.   Задания   рассчитаны   на   высокий уровень   развития   и   подготовки   школьников,   но   их   всегда   можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения. Наиболее типичны следующие: • развернутый   ответ   на   вопрос   проблемного   характера   или   необычно сформулированный   вопрос   (в   основе   –   сопоставление   несопоставимых   на первый взгляд фактов); • сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме); • исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история). Задания «на засыпку» Нестандартный   подход   к   этому   виду   заданий   касается   характера дидактического   материала   и   состоит   в   максимальном   усложнении   его содержания,   составляющих   его   языковых   единиц   (большей   насыщенности однородными   орфограммами,   лексическими   и грамматическими   явлениями,   чем   в   традиционно   отобранном   материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания   этой   группы   расширяют   возможности   учителя   в   осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.   пунктограммами, К нестандартным заданиям этого типа можно отнести: • диктанты «на засыпку»; • редактирование   предложений   и   текстов,   максимально   насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями); • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной – по принципу «кто больше?»; • упражнения   с   выборочным   ответом   (выбор   правильного   варианта   из нескольких   предложенных   или   исключение   явления   из   ряда   по   принципу «третий лишний»),  лингвистический диктант. Таким   образом,   на   уроках   русского   языка   при   подготовке   к   ОГЭ формируются   и   развиваются   коммуникативные   действия,   обеспечивающие возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать   и   согласованно   выполнять   совместную   деятельность, 24 распределять   роли,   взаимно   контролировать   действия   друг   друга,   уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 8. Правила для учителя. Для себя я определила 4 основных правила, которые помогают мне  готовить учащихся к ОГЭ. Правило 1. «Учись учиться!» Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха     в чем­то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена,  особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен решить не один  десяток тестовых вариантов, чтобы по­настоящему разобраться во всех  нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания­ловушки, которые  присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках  только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.  Например, как правильно: "битва под Бородино" или "битва под Бородином"? Поэтому учитель обязан учиться: посещать курсы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, где квалифицированные  специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные  практикумы;  перенимать опыт у других учителей;  изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое  кодификатор, спецификация;  знать критерии оценивания. Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»           Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым  вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода  переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный  период жизни.            Подготовка к экзамену, по­ моему мнению, должна начинаться уже в  пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с  первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей  речи, культурой общения и так далее.            С 5 класса ученики ведут собственный словарь­справочник, куда  записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в  таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.             Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я  включаю в учебный процесс тестовые формы контроля, комплексный анализ  текста с 5­го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами,  постепенно готовя их к формату ОГЭ.  25 На первых уроках русского языка в 9 классе знакомлю учащихся с  формой проведения ОГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами,  критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю  справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при  самостоятельной подготовке к ОГЭ, показываю CD­диски и рекомендую  школьникам, какими Internet­ресурсами он может воспользоваться. На второй неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5­9  классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии,  пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих  детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к  выводу о необходимости серьезной подготовки к ОГЭ не только на уроке, но  и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так  как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и  низким уровнем подготовки.  Это, в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки,  но и дополнительные занятия, консультации. Правило 3. «Знать своего врага ­ почти победа!» (Тактика работы с  тестами).            Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во  время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять  в своей практике. Памятка для выпускника  Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования  (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты,  постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны  существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время  выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны  влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай  вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. И  тем не менее следи за временем.  Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не  сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие  раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко,  и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся  твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.  Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.  Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно  справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел  до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.  Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты  стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь  26 концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить  досадные ошибки в самых легких вопросах.  Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь  все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с  другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим,  решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают  сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе  и другой бесценный психологический эффект ­ забудь о неудаче в прошлом  задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что  каждое новое задание ­ это шанс набрать баллы!  Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу  правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не  подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание  всего на одном ­ двух вариантах  Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего  отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг").  Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось  пропустить ("второй круг").  Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть  пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь  предпочесть какой­то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом  выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.  Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике  это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный  уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может  оказаться достаточным для хорошей оценки.  Правило 4. Учись писать сочинение­рассуждение!             Самая сложная часть ОГЭ по русскому языку, по отзывам учеников ­  это изложение и сочинение. Но ведь умение писать творческие работы – это  умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно  каждому человеку.  Сочинение – один из видов работ по развитию речи в школе и одна из  наиболее сложных форм деятельности ученика. Необходима обоснованная  система, обеспечивающая развитие у учащихся навыков самостоятельной  работы над сочинением. Ученик должен овладеть умением обдумывать тему,  правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение  в  работе над сочинением  ­ умение собирать материал.  Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют  анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка ­ уход 27 от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого  досадного явления?           Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые  комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить  отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения  темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене  начинается именно с этого.              В ходе подготовке к ОГЭ на уроках русского языка уже в средних  классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст  сочинения­рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, ... 3. Однако я думаю по­другому, потому что… или Я согласен с автором,  потому что… 4. Итак, …                Важный этап работы над сочинением­рассуждением ­ это выявление  проблемы. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: 1) пересказ текста; 2) выделение микротем по абзацам; 3) поиск ключевых слов; 4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них; 5) формирование проблемы ­ вопроса, который автор ставит перед читателем.                           В целом обучение сочинению – очень сложный и длительный процесс,  во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до  сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к  данным работам. Заключение. 28 Таким образом, используя систему работы по подготовке к Основному  государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков  и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в  курсе основной школы. Предложенная система заданий и упражнений  направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из  правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на  формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает  сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру,  увидеть средства выразительности, используемые автором для создания  реальной картины.  Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному  экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть  психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.  Безусловно,   экзамены   —   дело   сугубо   индивидуальное,   выпускник оказывается один на один с организаторами ОГЭ, членами экзаменационной комиссии. А нам остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Мы уже сделали все, что было в наших силах.     Нельзя   настраивать   ребенка   на   какой­то   конкретный   результат.   Не­ смотря на то, что школьные выпускные экзамены  все­таки более или менее предсказуемы, от случайностей никто не застрахован. Если ученик  получил оценку   ниже,   чем   хотелось   бы,   или   вовсе   провалил   экзамен,   необходимо помочь ему справиться с этой бедой. Не осуждать и не насмехаться над ним, вместо  этого нужно  воспользоваться  возможностью  понять, в чем  причина неудачи,  обсудить,  какие   выводы   можно   сделать   и  что   означает   в   данном случае пресловутое «не повезло».         Во время тренировки по тестовым заданиям обязательно приучать  ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Подбадривать детей, повышать их уверенность в себе.       29 Литература 1. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста. [Текст] /  С.Л.Каганович. ­ М.: Русское слово, 2006. ­ 112с. 2. Меркин, Б.Г., Смирнова, Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. [Текст] /  Б.Г.Меркин, Л.Г.Смирнова. ­ М.: Русское слово, 2006. ­ 432с. 3.Сборник контрольных диктантов: 5­9 классы/ сост. Е.И.Вигдорова,  Г.Н.Владимирская, А.В.Волкова, Н.А.Шапиро. ­М.: Чистые пруды, 2009. ­32  с. ­ (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 29). 4. Скиргайло, Т.О. Методика обучения работе над сочинениями  нетрадиционных жанров. [Текст] / Т.О.Скиргайло.­ М.: Русское слово, 2006.  ­ 352 с. 5. Пахнова, Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9­11 классы.  [Текст] / Т.М.Пахнова.­ М.: ВЕРБУМ­М, АО Московские учебники, 2013. ­  288 с. 6. Цыбулько, И.П., Львова, С.И., Коханова, В.А. Русский язык:  Тренировочные задания.[Текст] / И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.  Коханова. ­ М.: Эксмо, ЕГЭ 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015.  7. Фирстова, С.В. «Так просто осложном». Сложное предложение. Культура  речи. 9­й класс [Текст] / С.В.Фирстова.­ Русский язык и литература. Всё  для учителя №9 (57), сентябрь 2015 г. ­     С. 2­8. 8. Шинкаренко, М.Н. Организация самостоятельной аналитической  деятельности на уроках русского языка (практические советы) [Текст] /  М.Н.Шинкаренко. ­ Русский язык и литература. Всё для учителя №8  (56), август 2015. ­     С. 2­3. 9. Безносов, Э. Классические тексты для подготовки к экзаменам. 9, 11­й классы [Текст] / Э. Безносов. ­ Русский язык. Методический журнал для  учителей­словесников №9 (680), сентябрь, 2015. ­ С. 30­32. 10. Пахнова, Т.М. Материалы разных жанров для контрольных и  экзаменационных работ. 9­11 классы [Текст] / Т.М.Пахнова. ­  Русский  язык. Методический журнал для учителей­словесников №7­8 (679),  июль­август, 2015. ­ С. 11­17. 11. Сенина, Н.А., Гармаш, С.В., Кобякова, Г.Н., Нарушевич, А.Г.[Текст] / Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. ­ Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ­2016. 30 тренировочных вариантов по  демоверсии на 2016 год: учебно­методическое пособие/ Под ред.  Н.А.Сениной. ­ Ростов­на­Дону: Легион, 2015. ­ 496 с.  12. Луховицкая, А.А. Художественный текст на уроках русского языка:  дидактические материалы. 5­9 классы/ А.А.Луховицкая, В.В.  30 Луховицкий. ­ М.: Чистые пруды, 2010.­ 32 с. ­ (Библиотечка «Первого  сентября», серия «Русский язык». Вып. 34). Приложение 1 Тест «Готовимся к ОГЭ. Задание 7. Синонимичные словосочетания»  для 9 класса 1. Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено  на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью  СОГЛАСОВАНИЕ. Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени.  (Е.Носов) 2. Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе  ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью  УПРАВЛЕНИЕ.  (1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно  беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (М.Зверев) 3. Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже  предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным  словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.  На маленькой привокзальной площади ­ стоянка такси. (Г.Адамов) 4. Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе  УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. (1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе.  (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (М.Зверев) 5. Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено  на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью  УПРАВЛЕНИЕ.  Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Р.Погодин) 6. Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения  построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со  связью УПРАВЛЕНИЕ. Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные  свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку.  (Э.Дубровский) 31 32

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2017