Моцарт. Симфония «Юпитер». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем. Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический рисунок. Умение слышать тему, различать её в общем потоке музыкального движения и означает умение воспринимать и понимать такое сложное и многообразное произведение, каким является симфония. Отчасти это можно сравнить с тем, как мы воспринимаем произведение литературы: ведь мы читаем и совсем маленькие рассказы, и крупные романы, а значит, учимся воспринимать различные литературные жанры. Так же и в музыке: в ней существуют и маленькие пьесы, и симфонии, и те и другие раскрывают своё собственное содержание. Понятно, что восприятие симфонии требует от слушателя значительной подготовки - ведь в ней так много различных музыкальных мыслей! Среди композиторов-симфонистов, чьё творчество связано с расцветом этого жанра, особенно велико значение Моцарта. Его перу принадлежит сорок одна симфония.
Иконка файла материала 1.docx
Моцарт. Симфония №41 «Юпитер» Развитие музыкальных тем в симфонической  драматургии Содержание урока: Главные особенности симфонической драматургии  (последовательность, сочетание, развитие музыкальных  тем); Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как  главный носитель идеи, мысли, содержания произведения.  Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация  сонатной формы в финале Симфонии № 41 В. А. Моцарта; Взаимодействие гомофонно­гармонической и  полифонической форм письма. Роль коды как смыслового  итога произведения «Юпитер», воплощающего идею  «грандиозного синтеза».Характеристика видов деятельности: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с  точки зрения единства содержания и формы; Воспринимать особенности интонационного и  драматургического развития в симфонических  произведениях; Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных  и/или контрастных музыкальных тем; Исследовать многообразие форм построения музыкальных  произведений (сонатная форма); Анализировать приёмы тематического развития в форме  сонатного аллегро; Понимать характерные особенности музыкального языка;Осваивать отдельные образцы, характерные черты  западноевропейской музыки разных эпох; Понимать характерные черты венской классической школы. С и м ф о н и я ­ монументальный музыкальный жанр, в  котором драматургия охватывает значительное  музыкальное пространство. Симфония, в отличие от оперы, является чисто  инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие  представлено в ней не через движение образов и  персонажей, а через последовательность и сочетание  музыкальных тем. Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер,  мелодический и ритмический рисунок. Умение слышать  тему, различать её в общем потоке музыкального движенияи означает умение воспринимать и понимать такое сложное  и многообразное произведение, каким является симфония. Отчасти это можно сравнить с тем, как мы воспринимаем  произведение литературы: ведь мы читаем и совсем  маленькие рассказы, и крупные романы, а значит, учимся  воспринимать различные литературные жанры. Так же и в музыке: в ней существуют и маленькие пьесы, и  симфонии, и те и другие раскрывают своё собственное  содержание. Понятно, что восприятие симфонии требует от слушателя значительной подготовки ­ ведь в ней так много  различных музыкальных мыслей! Среди композиторов­симфонистов, чьё творчество связано  с расцветом этого жанра, особенно велико значение  Моцарта. Его перу принадлежит сорок одна симфония. Симфония №41 «Юпитер»Моцарт много сделал для того, чтобы превратить  симфонию в ведущий жанр концертной музыки.  Симфония № 41 – его последнее произведение в этой  сфере, но не менее яркое, чем остальные его творения. Три последние симфонии Моцарта ­ №№ 39, 40, 41 –  написаны в течение шести недель летом 1788 года для  концертов по подписке, что должно было стать для  композитора столь необходимым ему источником дохода.  К сожалению, эта серия концертов не состоялась.  Возможно, Моцарт так никогда и не услышал эти три  симфонии в живом звучании. Каждая из симфоний – шедевр. Они очень не похожи друг  на друга и вместе представляют целую гамму характеров и  стилей. Мощная и блестящая симфония № 41написана в  тональности до мажор. Название «Юпитер» было дано ей  позднее, скорее всего, скрипачом и импресарио ИоганномПетером Саломоном, который первым представил её  английской публике в Лондоне. С тех пор эту музыку  ассоциируют с образом верховного бога древних римлян. Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь  богов. Юпитер почитался как верховное божество,  повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ ­ Люцетий («свет дающий») ­ говорит о том, что он считался также  богом света. Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних  италийских божеств. Ему приписывались покровительство  земледелию, охрана границ; бог следил за соблюдением  клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские  военачальники, возвращаясь с триумфом из походов,  приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в  его храм лавровые венки.В период Империи Юпитер считался покровителем  императорской власти; иногда статуям, изображавшим  божество, придавали облик римского правителя.  Покорённые Римом народы отождествляли с Юпитером  своих верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу. Гордое ощущение силы, значительность образов и  совершенство их выражения, охват различных сторон бытия и их грандиозный синтез ­ так характеризовали «Юпитер­ симфонию» её многочисленные исследователи. Один из  известных моцартоведов, Г. Чичерин, определяет идею  «Юпитера» словами из стихотворения А. Пушкина  «Пророк»: Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье... Пророчество, глубинное знание сокровенных тайн жизни и в её высших проявлениях, и в повседневном течении ­ такой  смысл открывается многим и многим при знакомстве с  этим произведением. Не редко происходит, что в своих последних  произведениях композиторы подводят итог жизни,  достигают вершин мысли и эмоционального накала.  Поэтому так часто среди поздних сочинений встречаются  крупномасштабные жанры: в них большие идеи,  значительное содержание обретают высокое, достойное  воплощение.Чем же привлекательна симфония? Почему не только Моцарт, но и Бетховен, Брамс,  Чайковский, Прокофьев, Шостакович свои последние годы  посвятили поискам именно в области симфонического  жанра? Прежде всего симфония ­ не только крупная, но  многочастная форма, открывающая возможность для  значительного образного и тематического развития. Её  классическая структура, предполагающая  четырёхчастность, уже сама по себе даёт возможность  ввести всевозможные противопоставления, контрасты,  столкновения. «И горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход» ­  таков поистине грандиозный диапазон образныхвозможностей симфонии, способной воплотить идею  любого масштаба. Ещё одним свойством симфонии является присущая ей  динамичность. Не только смена частей, почти всегда  разнохарактерных, но и смена тем внутри каждой части,  развитие этих тем, нередко бурное и драматическое,­  таковы особенности жанра симфонии с его изначальной  установкой на движение, развёртывание во времени. Особый динамизм жанру симфонии придаёт использование  в первых и часто в четвертых частях сонатной формы.  Динамизм этой формы заключается в интенсивном  развитии различных тем. Начальная тема называется главной, за ней следует  побочная (иногда ­ связующая). Как правило, главная и  побочная партии различны по характеру и звучат в разныхтональностях. Обе темы составляют основу первого  раздела сонатной формы ­ экспозиции. Затем они  подвергаются многообразному развитию в среднем разделе  ­ разработке. Наконец, в третьем разделе – репризе – они  возвращаются и звучат в основной тональности. Сонатная форма, как правило, отличается очень быстрым  темпом: не случайно её часто называют сонатным allegro  (быстро). Уже первые такты симфонии «Юпитер» являют нам тему  незаурядную, яркую, выразительную. Её яркость не только  в том, что звучит она громко, первыми же аккордами  властно и настойчиво овладевая вниманием слушателей,  что исполняется она tutti ­ полным составом оркестра.  Необычность этой темы заключается и в том, что с самого  начала в ней содержится образное противопоставление. Два характера, два настроения ­ героическое и лирическое,мужественное и женственное ­ определяют впоследствии  всё образное развитие не только первой части, но и  симфонии в целом, придавая ей полноту, жизненность,  истинное правдоподобие. Так главная партия симфонии становится её своеобразным  эпиграфом. Вопреки сложившейся традиции, предписывающей  образное сопоставление главной и побочной партий, в  «Юпитере» главная партия задумана широко. В ней самой,  задолго до появления побочной и тем более разработки,  содержится значительное развитие, охватывающее  различные образные сферы, различные оттенки  героического и лирического, звучащего то светло, то  печально и даже скорбно.В характере побочной партии проявляет себя тот Моцарт,  любимый и почитаемый многими, которого называли  солнечным юношей, вечным светом в музыке. Обаятельная, задушевная мелодия словно парит в вышине,  заставляя забыть о только что прошумевших  столкновениях, данных в главной партии. Однако этот свет царит недолго: внезапно звучание  обрывается и наступает пауза в целый такт. Эта пауза как предчувствие грозы, как затишье перед  бурей. Свои звуковые предвестники имеют различные  явления мира и ­ кто знает? ­ не заимствовала ли музыка  самые выразительные из них, многократно усилив и связав  их с самыми глубинными человеческими переживаниями?Ведь действительно после паузы весь оркестр вступает в  мрачном до миноре, который врывается тревожно и  взволнованно. Что это? Напоминание о главной партии или  предупреждение о грядущей опасности? Не такой уж  весёлой и безоблачной оказалась побочная партия. Однако жизнерадостность первой части всё же становится  определяющей: перед концом экспозиции вводится ещё  одна, заключительная тема хороводного характера,  впоследствии играющая важную роль в разработке. Удивительно, что разработка в первой части симфонии  относительно невелика в сравнении с экспозицией, занимая  чуть больше половины её объёма. Это связано с тем, что  главная и побочная партии уже получили значительноеразвитие в экспозиции, которая в результате оказалась  богаче и драматичнее разработки. Удивительно также и то, что обе партии в разработке почти не развиваются, уступив место неисчерпаемому богатству  комбинаций заключительной, хороводной темы. Лишь в самом конце разработки возвращается главная  партия ­ как будто украдкой, так тихо и нерешительно она  звучит. Однако постепенно она набирает силу и,  преодолевая препятствия (вновь пытается «вмешаться»  хороводный мотив заключительной партии), возвращает нас в репризу. Звучание главной партии в репризе кажется ещё более  торжественным, побочной ­ ещё более лирическим. Все  темы сохраняют свой внешний облик, но усиливают тотосновной пафос звучания, какой характерен для каждой из  них. Заключение первой части ­ сияющее, ликующее, фанфарное ­ утверждает настроение приподнятое, восхитительно­ радостное, истинно моцартовское. Вторая часть ­ Andante cantabile (неторопливо, певуче)  воспринимается как отдых после динамичной и яркой  первой. Andante cantabile не содержит ярких контрастов, в  оркестровке нет громких, шумных инструментов (в  партитуре отсутствуют трубы и литавры). И всё же главная тема отличается широтой и силой,  достойно входя в общий замысел «Юпитера». Эта тема  динамична и обнаруживает способность к саморазвитию,  самодвижению, словно человек обдумывает некую мысль,которая увлекает его, заставляет волноваться,  возвращаться к ней снова и снова. Вторая тема, которая, с одной стороны, несомненно,  вырастает из первой, с другой ­ вносит ноту душевного  смятения. Как выразительны синкопы, срывы, ритмические  перебои, взлёты и падения мелодии в передаче этого  сложного душевного состояния, носительницей которого  выступает эта тема! И всё же каждая часть симфонии «Юпитер» обнаруживает  неслыханную волю к преодолению тревожных настроений:  в третьей теме к нам снова возвращаются свет и покой. И  дальнейшее развитие этих трёх тем направлено к усилению  спокойствия и чудесной красоты, которыми отмечена  вторая часть симфонии.Третья часть, Менуэт, характером своего звучания  напоминает первую. В этом проявляет себя своеобразный  диалог между частями симфонии как целостного цикла. Тема Менуэта, его начальный мотив, становится  источником всего последующего развития части. В третьих частях симфоний композиторы нередко  использовали жанр менуэта ­ французского танца XVII  века. Это неторопливый, грациозный, светский танец,  бытовавший в то время. Его отличал изящный, изысканный  характер, лишённый драматизма, поэтому в  симфоническом цикле он часто играл роль своеобразной  передышки в музыкальном развитии. Финал симфонии вновь возвращает нас ко всем  противоречиям и столкновениям сонатного allegro, в форме которого он написан. Печать благородного величия иглубочайшей естественности отличает движение музыки  этой части, завершающей симфонию на высокой и  торжественной ноте. Финал можно назвать самой сложной в драматургическом  отношении частью: ведь в нём, наряду с обычным  тематическим развитием, вводятся полифонические  взаимоотношения тематических элементов. Роль  полифонического развития здесь так велика, что «Юпитер» часто называют «Симфония с заключительной фугой». Однако поразительной особенностью финала является то,  что высочайшая сложность развития сочетается в нем с  такой лёгкостью и естественностью звучания, будто  никакой особенной «техники» здесь нет, а есть  непринуждённое перетекание одной темы в другую. Такое  впечатление – настоящее чудо, ведь интенсивностьюразвития, динамизмом финал превосходит все  предшествующие части! Явственно обозначены в финале все основные тематические блоки. Вот сфера главной партии: как и в первой части, она  состоит из двух элементов. Первый, включающий всего  четыре ноты, вступает тихо и таинственно, второй звучит  как ответ на этот вкрадчивый вопрос. Два основных  элемента получат впоследствии грандиозное развитие не  только в драматургическом движении сонатной формы, но  и в кульминационном пятиголосном фугато, где  подвергнутся грандиозной полифонической разработке. А вот сфера побочной партии, состоящей из мелодии  напевного характера, вначале как будто оттесняемой  мотивом из сферы главной партии, а затем достигающейтакой силы, которая производит впечатление абсолютной  несокрушимости. И главное, обе сферы получают столь  интенсивное развитие, что появление разработки даже  кажется излишним. И всё же она наступает, принося с собой воинственные и  яростные тематические столкновения, достигающие  высочайшего напряжения. Реприза не просто углубляет звучание тем; она  подвергается таким изменениям и такому нарастанию  событий, что становится одним из центров в драматургии  финала. И дело вовсе не в масштабах ­ размеры репризы не  столь велики, а в нагнетании многоуровневого развития.  Знакомые темы, как многоголосный хор, начинают звучать  в одновременности, во всё новых переплетениях, достигая  такой концентрации жизненной энергии, на какую, кажется, не способна даже музыка. Однако Моцарту это удаётся(может быть, только Моцарту и удалось!), притом удаётся  с такой лёгкостью, такой естественностью, что  воплощённое в его музыке чувство жизненной силы  начинает казаться нашим органичным состоянием. Ведь  человек так стремится к радости! Слушая «Юпитера», мы внезапно ощущаем эту радость так, как будто все земные и небесные силы объединились, чтобы преподнести нам такой чудесный подарок. Последние  могучие фанфары симфонии ­ чистое выражение открытой,  откровенной, блистательной радости, глубочайшей по  эмоциональной силе и воздействию на людей. И может быть, слушая симфонию «Юпитер», кто­то  озарится на миг глубинным пониманием назначения музыки на земле, музыки, способной дарить такую радость, такое  утешение и освобождение. И не уместны ли и здесь слова  Экзюпери из его «Планеты людей», слова вечнойблагодарности к тем, кто спасает нас и укрепляет: «В  тебе... все мои друзья и все недруги идут ко мне на помощь, у меня не осталось в мире ни одного врага». Вопросы и задания: Почему симфония является одним из самых ярких в  драматургическом отношении жанров? Почему крупномасштабный жанр симфонии связан с  частым использованием сонатной формы? Какие образные сферы получили развитие в симфонии  «Юпитер» В. А. Моцарта? Назови произведения различных видов искусства,  созвучных по настроению с симфонией «Юпитер».