Мусоргский. Картинки с выставки - Старый замок

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Картинки с выставки» - широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души. В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.
Иконка файла материала 1.docx
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ Старый замок «Картинки с выставки» ­ широко известная сюита М. П.  Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874  году в память о друге Мусоргского художнике и  архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для  фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых  разных музыкальных стилях. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер  Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля»  в  архитектуре. Его отличали стремление к русской  самобытности и богатство воображения.В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые  увиделся с 36­летним художником. Гартман обладал  живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и  между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и  взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть  Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла  Мусоргского до глубины души. В феврале ­ марте 1874 г. в Императорской академии  художеств по инициативе Стасова и при содействии  Петербургского общества архитекторов была проведена  посмертная выставка из около 400 работ Гартмана,  созданных за 15 лет, ­ рисунков, акварелей, архитектурных  проектов, эскизов театральных декораций и костюмов,  эскизов художественных изделий. На выставке было много  зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к  созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой  выставочной галерее. Получилась серия музыкальных  картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные  произведения; в основном же пьесы стали результатом  свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.  За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные»  рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую  тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на  сегодня местонахождение большинства из них неизвестно.  Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни  выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но  окончательно замысел сложился летом. Весь цикл былнаписан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по  22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было  «Гартман». Стасову, помощь которого для Мусоргского  значила очень много, он и посвятил сюиту. При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не  исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей  кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после  смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А.  Римского­Корсакова. Но признание широкой публики  пришло лишь после того, как Морис Равель по той же  редакции Римского­Корсакова создал в 1922 свою  известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая  грамзапись. Сюита ­ яркий образец программной музыки со своими  особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются  картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой иобразами прошлого. Пьесы ­ «картины» связываются между собой темой­интермедией «Прогулка», изображающей  проход по галерее и переход от картины к картине. Такие  тематика и построение сюиты являются уникальными в  классической музыкальной литературе. Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным  пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за  инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако  инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало,  более всего его привлекала опера. Мусоргский ставит  задачу создания психологического портрета,  проникновения в глубину своих персонажей, что  принципиально отличает его работу от простых зарисовок  Гартмана. Тема Прогулки  повторяется на протяжении сюиты  несколько раз. Она напоминает русские народные распевы:мелодия начинается одним голосом («запевалой») и  подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский  одновременно изобразил и самого себя, переходящего от  картины к картине: «Моя физиономия в интермедах  видна», ­ писал он Стасову. Мелодическая линия в  большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём  иногда усматривают имитацию походки автора. Тема «Прогулки» варьирует, показывая изменение  настроения автора; тональность также меняется,  модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда  он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так  как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня  местонахождение большинства из них неизвестно, в том  числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке  к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесеизображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух  картин, изображающих средневековый пейзаж с замком,  трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив  пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне  размеренного, однообразного аккомпанемента. Она  вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни  трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка  передает то, что художник изобразил красками. Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет,  который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким  «прощай».  Французский композитор М. Равель сделал замечательное  оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке«Картинки с выставки» часто исполняются в  симфонических концертах.