«Картинки с выставки» - широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.
В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.
В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
Старый замок
«Картинки с выставки» широко известная сюита М. П.
Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874
году в память о друге Мусоргского художнике и
архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для
фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными
композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых
разных музыкальных стилях.
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер
Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства
XIX века как один из основоположников «русского стиля»
в архитектуре. Его отличали стремление к русской
самобытности и богатство воображения.В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые
увиделся с 36летним художником. Гартман обладал
живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и
между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и
взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть
Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла
Мусоргского до глубины души.
В феврале марте 1874 г. в Императорской академии
художеств по инициативе Стасова и при содействии
Петербургского общества архитекторов была проведена
посмертная выставка из около 400 работ Гартмана,
созданных за 15 лет, рисунков, акварелей, архитектурных
проектов, эскизов театральных декораций и костюмов,
эскизов художественных изделий. На выставке было много
зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к
созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой
выставочной галерее. Получилась серия музыкальных
картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные
произведения; в основном же пьесы стали результатом
свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.
За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные»
рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую
тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на
сегодня местонахождение большинства из них неизвестно.
Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить
шесть.
Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни
выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из
будущего цикла импровизировались автором. Но
окончательно замысел сложился летом. Весь цикл былнаписан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по
22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было
«Гартман». Стасову, помощь которого для Мусоргского
значила очень много, он и посвятил сюиту.
При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не
исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей
кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после
смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А.
РимскогоКорсакова. Но признание широкой публики
пришло лишь после того, как Морис Равель по той же
редакции РимскогоКорсакова создал в 1922 свою
известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая
грамзапись.
Сюита яркий образец программной музыки со своими
особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются
картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой иобразами прошлого. Пьесы «картины» связываются между
собой темойинтермедией «Прогулка», изображающей
проход по галерее и переход от картины к картине. Такие
тематика и построение сюиты являются уникальными в
классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным
пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за
инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако
инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало,
более всего его привлекала опера. Мусоргский ставит
задачу создания психологического портрета,
проникновения в глубину своих персонажей, что
принципиально отличает его работу от простых зарисовок
Гартмана.
Тема Прогулки повторяется на протяжении сюиты
несколько раз. Она напоминает русские народные распевы:мелодия начинается одним голосом («запевалой») и
подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский
одновременно изобразил и самого себя, переходящего от
картины к картине: «Моя физиономия в интермедах
видна», писал он Стасову. Мелодическая линия в
большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём
иногда усматривают имитацию походки автора.
Тема «Прогулки» варьирует, показывая изменение
настроения автора; тональность также меняется,
модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе.
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда
он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так
как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня
местонахождение большинства из них неизвестно, в том
числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке
к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесеизображен «средневековый замок, перед которым трубадур
поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух
картин, изображающих средневековый пейзаж с замком,
трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив
пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне
размеренного, однообразного аккомпанемента. Она
вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни
трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка
передает то, что художник изобразил красками.
Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет,
который затем снова сменяется грустью, потом первая тема
возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон.
Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким
«прощай».
Французский композитор М. Равель сделал замечательное
оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке«Картинки с выставки» часто исполняются в
симфонических концертах.