Музыка рассказывает о животных и птицах: Ёжик, Лягушка, Слон

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Рассказать детям о том, что музыка может передавать образы животных, птиц, их повадки. Ход занятия: П е д а г о г. Вы знаете, что музыка всегда передаёт какие-то настроения, она может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Музыка может передать и образы животных, птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам две загадки, а вы скажете, кто перед нами: слон или ёжик (играет пьесы Д. Кабалевского и К. Сен-Санса). Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ёжик».) Д е т и. Про ёжика. П е д а г о г. А кто появился перед нами потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса.) Д е т и. Слон. П е д а г о г. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки. Ведь ёжик маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая, колючая. (Играет фрагмент.) А слон большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы повторно.) 2-е занятие Программное содержание. Формировать представления детей о языке музыки, средствах музыкальной выразительности: регистре, динамике, темпе, характере звучания. Ход занятия: П е д а г о г. Отгадайте, кто пришёл к нам в гости? (Играет фрагменты пьес К. Сен-Санса и Д. Кабалевского, дети называют пьесы.) Молодцы, вы не перепутали названия пьес, ведь ёжик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая, отрывистая, тихая. Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками - отрывисто, легко и изобразим боязливые маленькие шаги ёжика, его колючки. (Исполняет пьесу, дети передают движениями пальцев характер музыки.) А чтобы передать, как тяжело переступает слон, нам придётся стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками - увесисто, неторопливо, медленно. (Исполняет пьесу, дети стучат кулачками.)
Иконка файла материала 15.docx
МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИВОТНЬIХ И  ПТИЦАХ Дмитрий Борисович Кабалевский. Ёжик Камиль Сен­Санс. Слон Владимир Ребиков. Лягушка (стихи Н. Некрасова) 1­е занятие Программное содержание. Рассказать детям о том, что  музыка может передавать образы животных, птиц, их  повадки. Ход занятия: П е д а г о г. Вы знаете, что музыка всегда передаёт какие­ то настроения, она может похоже изобразить портрет  человека, например, злюку или плаксу. Музыка может  передать и образы животных, птиц, их повадки. Сейчас язагадаю вам две загадки, а вы скажете, кто перед нами:  слон или ёжик (играет пьесы Д. Кабалевского и К. Сен­ Санса). Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент  пьесы «Ёжик».) Д е т и. Про ёжика. П е д а г о г. А кто появился перед нами потом? (Играет  фрагмент пьесы К. Сен­Санса.) Д е т и. Слон. П е д а г о г. Вы правильно отгадали мои музыкальные  загадки. Ведь ёжик маленький, пугливый, колючий, и  музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая,  колючая. (Играет фрагмент.) А слон большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка,  изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.  (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы повторно.)2­е занятие Программное содержание. Формировать представления  детей о языке музыки, средствах музыкальной  выразительности: регистре, динамике, темпе, характере  звучания. Ход занятия: П е д а г о г. Отгадайте, кто пришёл к нам в гости? (Играет  фрагменты пьес К. Сен­Санса и Д. Кабалевского, дети  называют пьесы.) Молодцы, вы не перепутали названия пьес, ведь ёжик  колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая,  отрывистая, тихая. Давайте постучим пальчик о пальчик,  самыми кончиками ­ отрывисто, легко и изобразим  боязливые маленькие шаги ёжика, его колючки. (Исполняетпьесу, дети передают движениями пальцев характер  музыки.) А чтобы передать, как тяжело переступает слон, нам  придётся стучать не кончиками пальцев друг о друга, а  кулачками ­ увесисто, неторопливо, медленно. (Исполняет  пьесу, дети стучат кулачками.) А сейчас послушайте песню композитора В. Ребикова  «Лягушка». Лягушка движется прыжками, и музыка,  изображая лягушку, тоже как будто подрыгивает и  приостанавливается. (Поёт песню.) А как похоже композитор передаёт в музыке кваканье  лягушки! (Исполняет фрагмент, затем всю песню целиком.) Нарисуйте дома слона, ёжика и лягушку, чтобы они были  похожи на изображённых в музыке. 3­е занятиеПрограммное содержание. Учить детей различать  средства музыкальной выразительности, передавать  характер музыки в движениях. Ход занятия: П е д а г о г. Все вы, наверное, видели настоящего, живого  слона ­ в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон». Её написал композитор К. Сен­Санс. Как вы думаете, в  этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который  спокойно стоит, или он шагает, или, быть может, он  пытается танцевать? (Играет фрагмент.) Д е т и. Слон танцует. П е д а г о г. Да, наш слон танцует вальс. Вальс ­ это танец,  который танцуют кружась: раз, два, три, раз, два, три. Наш  слон очень старается танцевать красиво и легко, но он  такой большой и тяжёлый, что двигается довольномедленно, неповоротливо и грузно (исполняет фрагмент).  Мелодия звучит низко, а аккорды, которые её  сопровождают,­ тяжело, неповоротливо, громко. (Играет  фрагмент мелодии и аккомпанемента.) Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет  пьесу.) Кто из вас хочет показать, как танцует слон? (Дети  двигаются под музыку.) В пьесе «Ёжик» композитор Д. Кабалевский очень похоже  передал осторожные движения маленького ёжика ­  пугливые шажки и остановки. В музыке слышно, что ёжик  как будто прошагает чуть­чуть и остановится, озираясь  вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет  фрагмент.)Сначала музыка звучит тихо, ёжик часто боязливо  останавливается (играет 1­4­й такты). Потом он немного  осмелел и пробежал подальше (играет 5­8­й такты). А в  конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от  врагов своими колючими иголочками. Три последние нотки в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ёжик  говорит: «Уколю!» (Играет фрагмент.) Кто хочет изобразить под музыку ёжика? (Дети двигаются.) А кто хочет побыть лягушкой? Давайте, когда лягушка  квакает, подпоём все вместе. (Ребёнок двигается под  музыку, дети подпевают. Песню можно инсценировать с  помощью кукол, опираясь на текст.)