Программное содержание. Рассказать детям о том, что музыка может передавать образы животных, птиц, их повадки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знаете, что музыка всегда передаёт какие-то настроения, она может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Музыка может передать и образы животных, птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам две загадки, а вы скажете, кто перед нами: слон или ёжик (играет пьесы Д. Кабалевского и К. Сен-Санса). Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ёжик».)
Д е т и. Про ёжика.
П е д а г о г. А кто появился перед нами потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса.)
Д е т и. Слон.
П е д а г о г. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки. Ведь ёжик маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая, колючая. (Играет фрагмент.)
А слон большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Формировать представления детей о языке музыки, средствах музыкальной выразительности: регистре, динамике, темпе, характере звучания.
Ход занятия:
П е д а г о г. Отгадайте, кто пришёл к нам в гости? (Играет фрагменты пьес К. Сен-Санса и Д. Кабалевского, дети называют пьесы.)
Молодцы, вы не перепутали названия пьес, ведь ёжик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая, отрывистая, тихая. Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками - отрывисто, легко и изобразим боязливые маленькие шаги ёжика, его колючки. (Исполняет пьесу, дети передают движениями пальцев характер музыки.)
А чтобы передать, как тяжело переступает слон, нам придётся стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками - увесисто, неторопливо, медленно. (Исполняет пьесу, дети стучат кулачками.)
МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИВОТНЬIХ И
ПТИЦАХ
Дмитрий Борисович Кабалевский. Ёжик
Камиль СенСанс. Слон
Владимир Ребиков. Лягушка (стихи Н. Некрасова)
1е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о том, что
музыка может передавать образы животных, птиц, их
повадки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знаете, что музыка всегда передаёт какие
то настроения, она может похоже изобразить портрет
человека, например, злюку или плаксу. Музыка может
передать и образы животных, птиц, их повадки. Сейчас язагадаю вам две загадки, а вы скажете, кто перед нами:
слон или ёжик (играет пьесы Д. Кабалевского и К. Сен
Санса). Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент
пьесы «Ёжик».)
Д е т и. Про ёжика.
П е д а г о г. А кто появился перед нами потом? (Играет
фрагмент пьесы К. СенСанса.)
Д е т и. Слон.
П е д а г о г. Вы правильно отгадали мои музыкальные
загадки. Ведь ёжик маленький, пугливый, колючий, и
музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая,
колючая. (Играет фрагмент.)
А слон большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка,
изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.
(Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы повторно.)2е занятие
Программное содержание. Формировать представления
детей о языке музыки, средствах музыкальной
выразительности: регистре, динамике, темпе, характере
звучания.
Ход занятия:
П е д а г о г. Отгадайте, кто пришёл к нам в гости? (Играет
фрагменты пьес К. СенСанса и Д. Кабалевского, дети
называют пьесы.)
Молодцы, вы не перепутали названия пьес, ведь ёжик
колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая,
отрывистая, тихая. Давайте постучим пальчик о пальчик,
самыми кончиками отрывисто, легко и изобразим
боязливые маленькие шаги ёжика, его колючки. (Исполняетпьесу, дети передают движениями пальцев характер
музыки.)
А чтобы передать, как тяжело переступает слон, нам
придётся стучать не кончиками пальцев друг о друга, а
кулачками увесисто, неторопливо, медленно. (Исполняет
пьесу, дети стучат кулачками.)
А сейчас послушайте песню композитора В. Ребикова
«Лягушка». Лягушка движется прыжками, и музыка,
изображая лягушку, тоже как будто подрыгивает и
приостанавливается. (Поёт песню.)
А как похоже композитор передаёт в музыке кваканье
лягушки! (Исполняет фрагмент, затем всю песню целиком.)
Нарисуйте дома слона, ёжика и лягушку, чтобы они были
похожи на изображённых в музыке.
3е занятиеПрограммное содержание. Учить детей различать
средства музыкальной выразительности, передавать
характер музыки в движениях.
Ход занятия:
П е д а г о г. Все вы, наверное, видели настоящего, живого
слона в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон».
Её написал композитор К. СенСанс. Как вы думаете, в
этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который
спокойно стоит, или он шагает, или, быть может, он
пытается танцевать? (Играет фрагмент.)
Д е т и. Слон танцует.
П е д а г о г. Да, наш слон танцует вальс. Вальс это танец,
который танцуют кружась: раз, два, три, раз, два, три. Наш
слон очень старается танцевать красиво и легко, но он
такой большой и тяжёлый, что двигается довольномедленно, неповоротливо и грузно (исполняет фрагмент).
Мелодия звучит низко, а аккорды, которые её
сопровождают, тяжело, неповоротливо, громко. (Играет
фрагмент мелодии и аккомпанемента.)
Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что
мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет
пьесу.)
Кто из вас хочет показать, как танцует слон? (Дети
двигаются под музыку.)
В пьесе «Ёжик» композитор Д. Кабалевский очень похоже
передал осторожные движения маленького ёжика
пугливые шажки и остановки. В музыке слышно, что ёжик
как будто прошагает чутьчуть и остановится, озираясь
вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет
фрагмент.)Сначала музыка звучит тихо, ёжик часто боязливо
останавливается (играет 14й такты). Потом он немного
осмелел и пробежал подальше (играет 58й такты). А в
конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от
врагов своими колючими иголочками. Три последние нотки
в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ёжик
говорит: «Уколю!» (Играет фрагмент.)
Кто хочет изобразить под музыку ёжика? (Дети двигаются.)
А кто хочет побыть лягушкой? Давайте, когда лягушка
квакает, подпоём все вместе. (Ребёнок двигается под
музыку, дети подпевают. Песню можно инсценировать с
помощью кукол, опираясь на текст.)