Музыкальные инструменты и игрушки: Тамбурин

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Познакомить детей с музыкальным инструментом - тамбурином, разновидностью барабана. Ход занятия: П е д а г о г (играет пьесу Д. Кабалевского «Труба и барабан, дети вспоминают ее название). Вы узнали звуки барабана, изображаемого в этой пьесе. Барабаны бывают разные: маленькие и большие, бывают и огромные. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также во время военных шествий, танцев. От размера и формы барабана зависит его звук - резкий, короткий, отчетливый (у малого барабана) или более долгий, гулкий, иногда мрачный (у большого). В разных странах есть свои разновидности барабанов. Например, в старину во Франции появился высокий барабан (больше метра), но не очень широкий. Он похож на бочонок.
Иконка файла материала 17.docx
Музыкальные инструменты и игрушки:  Тамбурин 1­е занятие Программное содержание. Познакомить  детей с музыкальным инструментом ­  тамбурином, разновидностью барабана. Ход занятия: П е д а г о г (играет пьесу Д. Кабалевского  «Труба и барабан, дети вспоминают ее  название). Вы узнали звуки барабана,  изображаемого в этой пьесе. Барабаны бывают  разные: маленькие и большие, бывают и  огромные. С древнейших времен барабан  использовался как сигнальный инструмент, а  также во время военных шествий, танцев. От  размера и формы барабана зависит его звук ­  резкий, короткий, отчетливый (у малого  барабана) или более долгий, гулкий, иногда  мрачный (у большого). В разных странах есть свои разновидности  барабанов. Например, в старину во Франциипоявился высокий барабан (больше метра), но  не очень широкий. Он похож на бочонок. А  называется он тамбурин. Часто музыкант  одной рукой играл на тамбурине (он висел у  него на плече), а другой рукой ­ на маленькой  флейте. Звук у тамбурина гулкий, а у флейты  нежный, светлый, свистящий. Оба эти  инструмента красиво сочетались. Флейта  играла мелодию, а тамбурин ей  аккомпанировал. Эту знаменитую пьесу, которая называется  «Тамбурин», написал французский композитор Жан­Филипп Рамо. Как красиво звучит нежная мелодия с тонкими, словно дрожащими,  украшениями! (Играет только мелодию.) Ее  звучание ­ чистое, прозрачное, светлое, похоже на игру маленькой флейты. А тамбурин важно  и мерно аккомпанирует ей. Его гулкие звуки  слышны в басу. (Играет только  аккомпанемент). Послушайте пьесу Ж.­ Ф. Рамо «Тамбурин» в  исполнении на гитаре (имитация игры на  тамбурине) и флейте.2­е занятие Программное содержание. Рассказать детям  о флейте. Учить детей распознавать в музыке  черты таких жанров, как танец, марш. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии  пьесу французского композитора Ж.­ Ф. Рамо  «Тамбурин». Я рассказывала вам, что  тамбурин ­ это довольно большой, вытянутой  формы, высокий барабан, который появился в  старину во Франции. Он существует там и по  сей день как народный инструмент. Кроме  тамбурина в этой пьесе изображается флейта. Флейта – один из самых древних музыкальных  инструментов. Ее предшественники ­  различные тростниковые дудочки, свирели.  Первые флейты изготавливались из дерева,  современные ­ из металла. Но по традиции их  относят к группе деревянных духовых  инструментов. Послушайте звучание флейты в пьесе Х. Глюка «Мелодия» из оперы «Орфей».В пьесе Ж.­Ф. Рамо «Тамбурин» флейта играет мелодию, а тамбурин ей аккомпанирует. Как  красиво сочетаются нежная, грациозная  мелодия флейты и мерный, горделивый,  звучащий с достоинством, аккомпанемент  тамбурина. (Играет фрагмент.) Мы говорили, что пьеса Д. Кабалевского  «Труба и барабан» похожа на марш. (Звучит  пьеса «Марш» Д. Кабалевского из «Детского  альбома») А пьеса «Тамбурин» больше похожа на марш или на танец? (Играет фрагмент.) Д е т и. На танец. П е д а г о г. Молодцы! Эта пьеса изящная,  танцевальная. Я вам еще не говорила, что  тамбурин ­ не только название музыкального  инструмента, но и название танца, который  исполнялся в сопровождении этого  инструмента. Этот танец оживленный,  изящный, галантный. Его танцуют легко,  красиво. Давайте попробуем его  станцевать. (Играет пьесу.) 3­е занятиеПрограммное содержание. Учить детей  передавать характер музыки в движениях, в  игре на музыкальных инструментах. Ход занятия: П е д а г о г (играет пьесу, дети вспоминают  ее название). Тамбурин ­ это название  французского танца и название музыкального  инструмента ­ барабана. Иногда тамбурином  называют и другой музыкальный инструмент ­  бубен. Давайте поиграем на бубне, когда в пьесе  слышатся звуки тамбурина. Сначала хлопками  передадим ритм тамбурина в пьесе. (Играет  пьесу.) А теперь возьмите бубны. (Исполняет  пьесу повторно.) Хотите станцевать тамбурин? (Одни дети  оркеструют пьесу, другие танцуют под  музыку.) 4­е занятиеПрограммное содержание. Рассказать детям  о клавесине. Познакомить с его звучанием в  записи. Ход занятия: П е д а г о г. В пьесе Ж.­Ф. Рамо изображается  звучание тамбурина и флейты. Пьесу  «Тамбурин» Ж.­ Ф. Рамо написал для  клавесина, но ее часто исполняют и на  фортепиано. Клавесин ­ это старинный музыкальный  инструмент, предшественник фортепиано. Он  похож на небольшой рояль, но звук его более  тихий, нежный, немного дребезжащий,  позвякивающий, одинаковый по силе. В первых клавесинах звук извлекался при  помощи птичьих перьев, которые задевали  струны. Потом они были заменены  специальными приспособлениями. В  современном рояле по струнам бьют  молоточки, поэтому звук у рояля громче, и он  может быть громким или тихим в зависимости  от того, как нажать клавишу. Чтобы передатьна фортепиано звучание, похожее на клавесин,  нужно играть негромко, одинаковым  звуком. (Исполняет пьесу.) Вот видите,  сколько в музыке волшебных превращений:  фортепиано подражает клавесину, тамбурину,  флейте. (Звучит запись.)