Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)
Урок 66 (53).
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее
значение однокоренных слов.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1 3 3
Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.
– Чему удивился Петя Зайцев?
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2012
1– Что такое корень? (Подземная часть растения.)
– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё
значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя,
находящаяся в теле часть чеголибо.)
– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как
называются такие слова. (Многозначными.)
– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего
интересно? (Корень слова.)
1 3 3
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно
рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
2ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
3 5 3 1 4
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Работа на доске.
Жилбыл корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить.
Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём
слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик,
посадить, посадка, садовник, садовый.
Както много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
(Е. Измайлов)
– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень,
значение которого присутствует во всех словах.)
– Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, словокорень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это
слово?
– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах?
Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол.
(Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на
столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)
– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли
смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не
имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл
однокоренных слов.)
– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это
главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
Учитель может добавить:
– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами
(словообразовательными гнёздами.)
– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.
– Что для вас было новым? Непонятным?
2. Работа по учебнику.
© ООО «Баласс», 2012
4Упр. 116 – развивается умение находить общую часть однокоренных
слов.
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
– Какой корень «посадили» здесь?
Упр. 117 – развивается умение находить корень и обозначать его в
словах.
3. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 2, тема 9.
– Назовите проверочное слово к слову л…пить.
– Какую букву нужно написать в этом слове?
– Какие слова являются проверочными для слова?
– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?
(Лепка, лепится.)
4. Работа в группах
– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет
I группе – слово лес;
II группе – слово дом.
Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части,
смысл которых непонятен.
5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам
поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту
информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город,
пригород, городок.
© ООО «Баласс», 2012
5Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Найдите правильное определение корня.
Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень – это главная часть предложения».
Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.
2. Упр. 100 («Дидактический материал»).
П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)
© ООО «Баласс», 2012
6Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
© ООО «Баласс», 2012
7