«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Оценка 4.9

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
классное руководство +1
Взрослым
20.03.2018
«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроках усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе.В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.docx
«Нестандартные формы и методы проведения уроков,.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 153» Тема: «Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»                                                                                                                                         Автор  Калашникова  Любовь Петровна, учитель начальных классов   высшей   квалификационной категории г. Новосибирск                                                                         «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,   вращаются   все   другие   формы учебных занятий » Основной формой учебно­воспитательной работы в начальной школе, как известно,   является   урок.   Именно   на   уроках   усваивают   учащиеся   знания   и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же   закладываются   основы   формирования   каждого   учащегося   как   личности, гражданина,   деятельного   участника   жизни   государства.     В   современных условиях   бурного   развития   начальной   школы   сложна   и   многообразна   работа учителя. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать   у   них   устойчивый   интерес   к   знаниям   и   потребность   в   их самостоятельном поиске, строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет   организация   учебной   деятельности   школьников   на   уроках. Формирование   положительной   мотивации   должно   рассматриваться   учителем как   специальная   задача.   Как   правило,   мотивы   связаны   с   познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на   коммуникацию,   необходимо   выбирать   такие   формы   урока,   которые   будут стимулировать   деятельность     учащихся.   Говоря   об   организации   процесса обучения,   нельзя   забывать,   что   одним   из   путей   активизации   познавательной деятельности   младших   школьников   является   проведение   нетрадиционных уроков.   Нетрадиционный   урок   –   это   импровизированное   учебное   занятие   со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. В   условиях   внедрения   ФГОС   особое   значение   придаётся   технологиям деятельностного   обучения.   Именно   нестандартные   формы   проведения   уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного   интереса   к   учебной   работе,   а   также   лучшему   усвоению программного материала.   Основные   задачи   каждого   урока,   в   том   числе   и   нестандартного,   в контексте   введения   ФГОС   НОО:  общекультурное   развитие;     личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться;   развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном   обучении   деятельность   учителя   меняется   коренным   образом. Теперь   главная   задача   учителя  не   «донести»,  «преподнести»,  «объяснить»   и «показать»   учащимся,   а   организовать   совместный   поиск   решения   возникшей перед   ними   задачи.   Собственный   опыт   и   опыт   коллег   показывает,  что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.   Часто   бывает,   что   ребята   рассеивают   свое   внимание   при   изучении сложного и объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно   в   таких   случаях   необходимо   привлечь   их   внимание   каким­либо интересным   рассказом   или   игрой,   что   поможет   сконцентрировать  внимание ребят на изучаемом материале. Тема   актуальна,   так   как   активизировать   внимание   учащихся   и   повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков – огромное количеств, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни   о   методе.   Выбирая   из   этого   массива   именно   ту   информацию,   которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие­ либо научные основания. Непривычные формы используются немотивированно, как уроки­одиночки, без   заметной   связи   с   ранее   проведенными   уроками.   Преобладают  итоговые формы   урок­отчет   и   другие.  Целевые   установки   уроков   не   предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком­либо отношении.   Цель   нетрадиционных   уроков:  отработка   новых   методов,   форм,   приемов   и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.  Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как   показывает   практика,   нетрадиционные   формы   обучения предполагают:  • использование коллективных форм работы;  • привитие интереса к предмету;         • развитие умений и навыков самостоятельной работы;           • активизацию деятельности учащихся;            • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;            •более полное осуществление практической, воспитательной,                   образовательной и развивающей целей обучения;           • становление новых отношений между учителем и учениками.  Необычные   по   замыслу   и   организации   нетрадиционные   уроки   нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом   работы.   При   проведении   открытых   уроков   данная   форма   является всегда   выигрышной,   т.к.   в   ней   представлены   игровые   моменты,   оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить   в   атмосфере   творческого   поиска,   действуют   на   младших   школьников вдохновляющее и постоянно развивают их речь. Такие уроки не только радость для   младших   школьников,   но   и   определенный   стимул,   побуждающий   интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности.   Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно,   а   в   системе.   Можно,   например,   передвигаться   от   усвоения   и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от   описаний   (уроки­экспедиции, исследования).   к   объяснению   (уроки­путешествия) Учащимся  нестандартные  уроки  нравятся, они становятся    общительнее и     сплоченнее.   Нестандартные     уроки     помогают     вызвать     дополнительный интерес к  предмету, к  конкретной  теме,  развивают  у  учащихся  логическое  и абстрактное   мышление. Благодаря   нестандартному   подходу   к   обучению на уроках   создается   непринужденная   обстановка, что   способствует   лучшему усвоению    Нетрадиционные   уроки,   необычные   по   замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из – за большой потери времени.   материала. Перечислю   следующие  алгоритмы   проведения  нестандартных  уроков.     В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований   и   игр:   конкурс,   турнир,   эстафета;   деловая   или   ролевая   игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, интервью, репортаж; уроки с имитацией   публичных   форм   общения:   пресс­конференция,   аукцион,  телемост, «живая газета», устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок­сказка, урок­сюрприз,   урок­подарок   от   волшебника;  перенесение   в   рамки   урока традиционных форм внеклассной   работы: КВН, утренники, спектакль, концерт, инсценировка.  Такие   формы   проведения   занятий   «снимают»   традиционность   урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным   формам   организации   учебного   процесса   нецелесообразно,   так   как нетрадиционные   уроки   могут   быстро   стать   традиционными,   что,   в   конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.  В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов   в   сфере   образования,   создания   новых   типов   уроков,   активного внедрения   в   уроки   различных   педагогических   методов   и   способов   развития познавательного   интереса   у   детей   младшего   школьного   возраста,   авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного  урока предполагает  создание условий для овладения   школьниками   приемами   умственной   деятельности.   Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок   и   грамотно   выбрать   ту   или   иную   форму   проведения   занятия. Нетрадиционные   формы   проведения   уроков   дают   возможность   не   только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.  Нетрадиционные   уроки   приносят   пользу   лишь   тогда,   когда   им   найдено точное   место   среди   обычных   типов   уроков.   Только   проанализировав   весь материал   по   предмету,   который   предстоит   изучить   в   текущем   учебном   году, учитель   сможет   определить,   какие   уроки   целесообразно   провести   в нестандартной  форме, и каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.  Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы   обучения   и   воспитания   детей.   Речь   идет   об   использовании   в   разных видах   учебной   деятельности   нестандартных,   оригинальных   приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих   быстроту   запоминания,   понимания   и   усвоения   учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Скачать файл