Нравственное воспитание молодежи
Оценка 4.8

Нравственное воспитание молодежи

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
05.01.2024
Нравственное воспитание молодежи
Нравственное воспитание молодежи.docx

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Аксенова Г.И

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. [2,45]

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. В процессе функционирования и развития общества довольно важную роль играет социальный институт образования. Поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации обучающихся, задачей которой как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них. Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков.

 Следовательно, для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной народной культуры и традиций. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.  Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Поиск такого внутреннего стержня обусловлен собственной активностью, самостоятельно сформированными нравственными убеждениями. Об актуальности духовно-нравственного воспитания молодежи свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Духовно-нравственная культура - фундаментальная основа  образования, база  для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности, это культура свободы, культура самоопределения.

Таким образом, без укрепления духовных начал общественной жизни невозможна консолидация гражданского общества. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений.

         Обращаясь сегодня к общечеловеческим ценностям и призывая следовать моральным традициям прошлого, мы не должны забывать при этом, что общечеловеческое не есть всеобщее, существующее вне времени и пространства. Общечеловеческое тоже изменяет формы и обличия, представая каждый раз в обновленном виде — как новое качество личности. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Национальная доктрина связывает стратегические цели развития образования со стратегическими целями развития страны, среди которых – поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.

 Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции православной цивилизации. Многовековая православная цивилизация является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает прямое преемство нашей культурной традиции с цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит в ряд мировых цивилизаций.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. И. А. Ильин считает то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, отношением к своим родителям. И это всегда было основой нравственного воспитании наших предков. По словам Макаренко, «воспитывает каждый квадратный метр Родины». Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее наших народов.

 

Список использованных источников

1.Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.

2 Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.

3.Бердяев Н. А. Смысл творчества.- Париж, 1985.

4.Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008.6

5.Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.


 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева,

А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева,

Об актуальности духовно-нравственного воспитания молодежи свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали,…

Об актуальности духовно-нравственного воспитания молодежи свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали,…

Российского государства, всех народов нашего

Российского государства, всех народов нашего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024