Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 39.docx
Определение
Дата: 30.10.13
Урок
Тема:
Ц е л ь : познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: знакомство с определением как второстепенным членом предложения, отработка умения находить в
предложениях определения.
Х а р а к т е р и с т и к а д е я т е л ь н о с т и у ч а щ и х с я :
Выделять в предложении подлежащее, сказуемое, обстоятельство. Анализировать языковые объекты с
выделением общих признаков, находить объект, у которого нет выделенного признака. Задавать вопросы к
определениям. Использовать алгоритм определения грамматической основы предложения и определения.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в
группе). Находить и фиксировать (графически обозначать) определения, устанавливать член предложения, от
которого зависит определение. Выбирать слова, удовлетворяющие определённым условиям. Сравнивать
предложения, наблюдать за ролью определения в предложении. Дополнять предложения, включая в них
определения. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
О б о р у д о в а н и е : запись на доске, опора «Определение».
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Хх // Хх // Хх // Хх
Хороший друг – это настоящий клад.
Словарная работа.
медленно
медленный замедленный
Я пишу очень медленно.
Задайте вопрос к слову.
Чем является в предложении.
Составьте предложение с этим словом.
II. Изучение нового материала.
Обсуждение проблемной ситуации.
Н а д о с к е записаны предложения:
к а к а я ?
З е л е н а я л и с т в а ш е л е с т и т н а в е т к а х .
к а к и е ?
П у ш и с т ы е с н е ж и н к и л о ж а т с я н а з е м л ю .
к а к и е ?
К р а с н ы е ш а р ы л е т а ю т п о н е б у .
1 У ч и т е л ь . Прочитайте предложения. Найдите грамматическую основу и подчеркните ее.
Какой известный нам член предложения мы не подчеркнули?
Какой вопрос можно задать к оставшемуся слову в каждом предложении?
Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: какая? какие? какой?
Рубрика «Тайны языка» введение понятия «определение», знакомство с функцией определения как члена
предложения (обозначает признак предмета), с вопросами, на которые отвечает, со способом его
графического выделения в предложении.
Прочитайте правило в учебнике.
Как называется этот второстепенный член предложения?
Подчеркните определения в наших предложениях.
С каким членом предложения он дружит? (с подлежащим, с существительным)
III. Закрепление изученного материала.
1. Наблюдение над значением определений.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 (учебник).
Вопросы заданы к определениям, лишняя пара – Куда юркнула рыжая белка? (обстоятельство)
Найдите самостоятельно лишнюю пару вопроса и ответа в упражнении 1 (учебник). (4 пара.)
Объясните, почему она лишняя. (Вопрос обстоятельства.)
Орехи (какие?) лесные
Листву (какую?) зеленую
Белка (какая) рыжая
Дупло (чьё?) беличье
2 ) В ы п о л н е н и е упражнения 2 (учебник). Анализ предложений на доске.
У ч и т е л ь . Подчеркните грамматическую основу. Найдите второстепенный член, который зависит от
подлежащего.
Что для этого необходимо сделать?
Какой второстепенный член предложения отвечает на этот вопрос? Как подчеркивается?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3) В ы п о л н е н и е упражнения 3 (учебник).
Спиши текст, ставя прилагательные в нужную форму.
На лесной лужайке цветут пестрые цветы. Красный мак поднял головку. Качается хрупкий
стебелек голубой незабудки. На малиновую кашку сел мохнатый шмель. В траве прыгает зеленый
кузнечик. Разноцветные бабочки порхают от цветка к цветку.
4) В ы п о л н е н и е упражнения 4 (учебник).
Выписать только те слова, которые могут отвечать на вопросы определения.
Красивый, гладкий, бабушкин, смешной, каменный , заячий, волшебный.
Учащиеся перечисляют выписанные определения, рассказывают о роли определений в предложениях.
Рубрика» Давай подумаем» стр.97.
Сравни предложения. Звучит мелодия. – Звучит нежная мелодия.
Для чего нужны определения? (речь делают красочной, яркой, точной)
5) В ы п о л н е н и е упражнения 5 (учебник) – работа в группах.
Чего не хватает в тексте? (определений)
Добавьте их. Прочитайте новый текст
IV. Итог урока.
2 – О каком второстепенном члене предложения вы сегодня узнали? Какую работу выполняют в предложении
второстепенные члены?
Домашнее задание: составьте и запишите 4–5 предложений с определениями (описание, характеристика
разных деревьев).
3
Определение
Определение
Определение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.