Опыт формирования ключевых компетенций при использовании проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
биология
10 кл
16.09.2017
В процессе анализа своей педагогической деятельности я выявила следующую закономерность: учащиеся, которые занимались во внеурочное время проектно-исследовательской работой эколого-биологического направления, гораздо успешнее выглядят на фоне других учеников. Такие ребята намного лучше справляются с олимпиадными заданиями по естественнонаучным дисциплинам, на высоком уровне сдают единый государственный экзамен, достойно представляют свои работы на различных уровнях от школьного до федерального.
Выступление.doc
Опыт формирования ключевых компетенций при использовании проектно
исследовательской деятельности учащихся.
Дмитриева Т.Н., учитель биологии
МКОУ Садовской СОШ №2.
В процессе анализа своей педагогической деятельности я выявила следующую закономерность:
учащиеся, которые занимались во внеурочное время проектноисследовательской работой
экологобиологического направления, гораздо успешнее выглядят на фоне других учеников.
Такие ребята намного лучше справляются с олимпиадными заданиями по естественнонаучным
дисциплинам, на высоком уровне сдают единый государственный экзамен, достойно
представляют свои работы на различных уровнях от школьного до федерального. Легко
для которых заранее нельзя
ориентируются в сложившихся нестандартных ситуациях,
наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе реализации поставленной
цели. Среди таких учеников участники, победители и призёры областных и Всероссийских
олимпиад и конкурсов как регионального, так и федерального уровня. Причина успешности
таких детей заключается в сформированности у них основных ключевых компетенций.
Практика показала, что не что иное, как применение проектоисследовательских технологий,
позволяет формировать у учащихся все ключевые компетенции.
Разработка и реализация экологобиологических проектов предполагает включение
учащихся в различные виды деятельности. На подготовительном этапе ребята добывают
теоретические знания, соответствующие выбранной теме. Такой вид деятельности как поиск
информации и использование для этой цели различных источников, формирует у учащихся
информационные компетенции.
Мониторинг сформированности данной компетенции
показывает, что более 80% детей от общего числа учащихся вовлечённых в проектно
исследовательскую деятельность владеют выше обозначенной компетенцией. Высокого уровня
достигает сформированность коммуникативных компетенций. Реализация целей и задач
проектов обычно предполагает коллективное творчество, в процессе которого формируются
умения и навыки общения, толерантность.
Исследования показали, что у учащихся устойчиво сформировались и продолжают
совершенствоваться ценностносмысловые компетенции.
человеку ориентироваться в
Ни что иное, как экологическая грамотность, позволяет
окружающем мире, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, осознавать себя полноценным гражданином своей страны. Говорить, что у учащихся
сформировалась и продолжает расти уровень данной компетенции, позволяют результаты
эксперимента. Сформировались учебнопознавательные компетенции. Учащиеся научились добывать знания на
практике, владеть приёмами действий в нестандартных ситуациях, владеть измерительными
навыками. Овладели вероятностными и статистическими методами познания.
Проектноисследовательская работа, которую выполняют наши учащиеся, имеет следующие
мониторинговые исследования окружающей среды,
взаимосвязанные направления:
агроэкологические исследования, социальное экологическое проектирование.
За 5 лет разработано и реализовано 11 комплексных экологических проектов, основанных на
проведении различного характера и уровня исследований. Для этого выполнено более 40
исследовательских работ частного характера. Все ниже перечисленные проекты отмечены
дипломами победителей и призёров регионального или федерального уровня.
В 2006 году на областной экологобиологической конференции «Юные исследователи природы
родному краю» учащиеся представляли проект «Теремтеремок», целью которого являлось
проведение мониторинга состояния воздуха, почвы, водных ресурсов, растительности и
животного мира.
В 2007 году был разработан проект «Больничка для томатов», в ходе реализации которого
разработаны и апробированы экологически чистые методы борьбы с болезнями томатов. Эти
проекты создавались при активной помощи учителя. Степень самостоятельности учащихся была
довольно низкой. Но, участвуя в разработке и реализации проектов, ребята учились
самостоятельно обозначать проблему, определять её социальную значимость, изучать новые
эффективные методики исследования, использовать современные источники информации.
Приобретённый учащимися опыт позволил в 2008 году разработать сразу несколько социально и
практически значимых проектов. Это проекты: «Экология человека и его здоровье», «Сохраним
Битюг – красу земли», «Фитофтороз паслёновых и методы борьбы с ним», «Мы дети
Прибитюжья». Степень координации проектов учителем значительно снизилась по сравнению с
предыдущим годом.
В 2009 году реализованы проекты: «Проблемы возделывания овощных культур в условиях
нарушения экологического баланса окружающей среды», « Насекомые вредители капусты и
экологически чистые методы борьбы с ними», «Черный рак плодовых деревьев».
В 2010году «Предотвращение загрязнения реки Битюг посредством зарегулирования сточных
вод в озёрастарицы», «Восстановление процессов саморегуляции озера старицы». В 2011 году
закончена работа над проектом «Восстановления процессов самоочищения в озере Утиное».
Накопленный опыт позволяет сделать анализ роста уровня компетенций учащихся и проследить
динамику формирования их экологической грамотности. у учащихся выработались навыки исследовательской работы;
увеличилась степень самостоятельности учащихся при разработке проектов;
сформировался высокий уровень информационных компетенций;
увеличилось количество учащихся, способных получать экологические знания на практике;
около 30% учащихся научились владеть приёмами действий в нестандартных экологических
ситуациях;
с ростом экологической грамотности снизилась заболеваемость учащихся. Это связано с тем,
что в ходе эксперимента улучшилось экологическое состояние классных комнат и окружающей
среды, сформировались знания учащихся об экологически чистых продуктах питания. Учащиеся
приобрели навыки по восстановлению природных биогеоценозов и агроэкосистем;
70% учащихся могут называть экологические факторы, положительно и отрицательно влияющие
на здоровье человека;
20% учащихся могут самостоятельно закладывать опыты, оформлять результаты своих
экспериментов;
у 56% учащихся повысился интерес к изучению вопросов экологии человека;
у большинства учащихся сформировались коммуникативные компетенции;
55% учащихся владеют измерительными навыками, могут делать статистический анализ;
40 % учащихся овладели вероятностными и статистическими методами познания
Усвоенный учащимися алгоритм выполнения проектов, приобретённые навыки позволяют
с каждым годам увеличивать степень участия в проекте детей, уровень сложности и научности
исследовательской работы, добиваться чистоты эксперимента. А главное добиваться системных
эффектов в развитии ключевых компетенций.
Опыт формирования ключевых компетенций при использовании проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Опыт формирования ключевых компетенций при использовании проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Опыт формирования ключевых компетенций при использовании проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.