ОСЭ "Милосердие" 4 класс
Оценка 5

ОСЭ "Милосердие" 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
4 кл
09.02.2021
ОСЭ "Милосердие" 4 класс
Технологическая карта урока ОСЭ по теме "Милосердие"
ОСЭ Милосердие 4 класс.docx

Модуль: Основы светской этики

Тема урока:  Милосердие

 

Цель: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата.

Задачи:

-познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;

-познакомить с особенностями обучения милосердию через православие, как сострадания и помощи людям;
-формировать умение вести диалог, умение работать в парах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
-пробудить в ребёнке желание помогать людям, быть милосердным;

-воспитывать доброту, искренность, отзывчивость.

-развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.

Планируемые результаты:

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

      Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

      Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

      Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

      Предметные:

-сформируют понятие о милосердии и сострадании;

-научатся понимать смысл слов милосердие и милостыня.

Методы обучения:  поисково-исследовательский, словесный, наглядный.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник  ОРКСЭ «Основы светской этики» А.А. Шемшурин  и др., мультимедийный проектор, компьютер.

Планируемые результаты

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Личностные:

К: планирование  учебного сотрудничества  с  учителем

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки тихонько сели.

Мальчики тихонько сели.

Слушаем, запоминаем.

Ни минутки не теряем.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

 

 

 

Этап 2. Актуализация субъективного опыта обучающихся.

Цель:  формулирование темы урока, постановка цели урока и  выбор способа и средств реализации учебной задачи.

Личностные: интерес к учебному заданию.

Метапредметные:

П: уметь проводить   сравнение по заданным критериям.  

Р: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.  

К: уметь оформлять  свои  мысли

в устной  форме.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: уметь оформлять  свои  мысли  

в письменной форме.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю собрать из букв, лежащих у вас на столе слова. Работаем в паре. 

МОСРИДЕЛЕИ

-Верно. Тема нашего урока «Милосердие».

-Послушайте стихотворение Андрея Дементьева и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться?

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы, словом раним,

Позабыв, что слова остры.  

- Верно, выявим, что такое «милосердие», «сострадание».

-Какими качествами должен обладать милосердный человек.  Легко ли быть милосердным.

Презентация «Милосердие»

-Прежде чем приступить к работе, заполните таблицу, состоящую из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы знаете о милосердии в первую колонку.

- Подумайте и запишите в третью колонку, что вы ещё хотите узнать о милосердии.

-Зачитайте первую колонку.

 

Работа в парах.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

Этап 3. Исследовательская работа.

Цель: выбор средств  для реализации учебной задачи.

Личностные: интерес к учебному заданию.

Метапредметные:

П:  уметь ориентироваться в своей системе знаний;

осуществлять анализ объектов.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К:  уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

 

 

Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?

Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)

- Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка

С.И. Ожегова, В.И. Даля.

(1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»).

- Зачитайте значения слов

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  

Сострадание – сочувствие другому страданию, участие,  возбуждаемое горем, несчастьем  другого человека) 

 

Одно из самых красивых слов на свете – милосердие.

Вслушайтесь в это слово.

-Попробуйте выделить корни (милосердие). 

Как вы понимаете значение слова милосердие (милое  сердцу,

хорошее, доброе)?

-Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит,

жалеет.

- Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку? (доброта, отзывчивость, стремление помочь ближнему)

-Попробуйте выделить корень в слове сочувствие? 

-Как вы понимаете значение данного  слова? Какие качества присуще человеку, умеющему сострадать?  (сочувствие, сопереживание) 

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарём.

Работа в группах.

 

 

Уметь отвечать на вопросы и  делать выводы.

 

 

 

 

 

Делятся знаниями из личного опыта.

 

Этап 4. Физкультминутка

Цель: коррекция осанки, эмоциональная разгрузка.

Этап 5.  Усвоение новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие новых знаний.

Личностные: осмысливать поступки  людей.

Метапредметные:

П:уметь  делать  выводы, обсуждать проблемные вопросы.

 

Р: уметь высказывать свои предположения.

 

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.  

Познакомимся с  притчей.

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.

— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?

— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…» 

 

-Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие?

- Смог молодой человек подать милостыню слепому? 

- Милостыню можно подать и пройти мимо, не вникая в проблемы другого человека. У молодого человека не было денег, Но он помог слепому своим участием, своим действием он проявил большую заботу, чем те люди, которые просто давали деньги.

 

Чтение притчи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение рассуждать делать выводы.

 

Этап 6. Самостоятельная работа.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Личностные: учебно-познаватель-ный интерес к учебному заданию.

Метапредметные:

П: уметь работать с учебным текстом, выделять главное.

 Р: уметь организовать выполнение задания.

К: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной  форме.  

- А теперь подумаем, каждый ли человек нуждается в милосердии.

- Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью.

- Нет.  Милосердие, так или иначе, сопровождает человеческую жизнь.

- Прочитайте в учебнике на с. 118 о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни.

Вернёмся к  таблице, состоящей из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы узнали о милосердии.

 

Работают с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей.

 

Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  Метапредметные:

П: уметь систематизировать и обобщать полученную информацию.

К: уметь высказывать свою точку зрения, слушать мнение других.

Р: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки  

 

- Закончите предложения»

Мне было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свою точку зрения, слушают мнение других.

 

 

Самооценка учебной деятельности.

Домашнее задание.

Привести примеры милосердия из художественной литературы  или

выполнить задание  № 5 на стр. 120

 

Записывают задание в дневник по выбору.

 

Список использованных информационных ресурсов

Литература

1.       Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.; учебник / А. А. Шемшурин и др.. - М.: Дрофа, 2015.- 174с.

2.   Толковые словари русского языка      С.И. Ожегова, В.И. Даля.

3.   Притча.

4.   Народные пословицы.

Интернет – ресурсы

 

1.              Презентация «Милосердие».

2.              https://kopilkaurokov.ru/ork?class=4


 

3.             

Модуль: Основы светской этики

Модуль: Основы светской этики

Оборудование: учебник ОРКСЭ «Основы светской этики»

Оборудование: учебник ОРКСЭ «Основы светской этики»

К: уметь оформлять свои мысли в письменной форме

К: уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Вслушайтесь в это слово. -Попробуйте выделить корни (милосердие)

Вслушайтесь в это слово. -Попробуйте выделить корни (милосердие)

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему

Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий

Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий

Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2021