Модуль: Основы светской этики
Тема урока: Милосердие
Цель: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата.
Задачи:
-познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;
-познакомить
с особенностями обучения милосердию через православие, как сострадания и помощи
людям;
-формировать умение вести диалог, умение работать в парах (совершенствовать
коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской
деятельности;
-пробудить в ребёнке желание помогать
людям, быть милосердным;
-воспитывать доброту, искренность, отзывчивость.
-развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.
Планируемые результаты:
Личностные:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний;
-осуществлять анализ объектов;
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях.
Предметные:
-сформируют понятие о милосердии и сострадании;
-научатся понимать смысл слов милосердие и милостыня.
Методы обучения: поисково-исследовательский, словесный, наглядный.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник ОРКСЭ «Основы светской этики» А.А. Шемшурин и др., мультимедийный проектор, компьютер.
Планируемые результаты |
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности обучающихся |
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
||
Личностные: К: планирование учебного сотрудничества с учителем |
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Девочки тихонько сели. Мальчики тихонько сели. Слушаем, запоминаем. Ни минутки не теряем. |
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
|
Этап 2. Актуализация субъективного опыта обучающихся. Цель: формулирование темы урока, постановка цели урока и выбор способа и средств реализации учебной задачи. |
||
Личностные: интерес к учебному заданию. Метапредметные: П: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Р: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
К: уметь оформлять свои мысли в письменной форме. |
Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю собрать из букв, лежащих у вас на столе слова. Работаем в паре. МОСРИДЕЛЕИ -Верно. Тема нашего урока «Милосердие». -Послушайте стихотворение Андрея Дементьева и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться? Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души как топоры… Слишком многих мы, словом раним, Позабыв, что слова остры. - Верно, выявим, что такое «милосердие», «сострадание». -Какими качествами должен обладать милосердный человек. Легко ли быть милосердным. Презентация «Милосердие» -Прежде чем приступить к работе, заполните таблицу, состоящую из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы знаете о милосердии в первую колонку. - Подумайте и запишите в третью колонку, что вы ещё хотите узнать о милосердии. -Зачитайте первую колонку.
|
Работа в парах.
Ответы детей.
Определяют тему и цель урока.
Заполняют таблицу.
|
Этап 3. Исследовательская работа. Цель: выбор средств для реализации учебной задачи. |
||
Личностные: интерес к учебному заданию. Метапредметные: П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
|
Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются? Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка) - Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. (1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»). - Зачитайте значения слов (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека)
Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Вслушайтесь в это слово. -Попробуйте выделить корни (милосердие). Как вы понимаете значение слова милосердие (милое сердцу, хорошее, доброе)? -Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет. - Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку? (доброта, отзывчивость, стремление помочь ближнему) -Попробуйте выделить корень в слове сочувствие? -Как вы понимаете значение данного слова? Какие качества присуще человеку, умеющему сострадать? (сочувствие, сопереживание)
|
Работа с толковым словарём. Работа в группах.
Уметь отвечать на вопросы и делать выводы.
Делятся знаниями из личного опыта.
|
Этап 4. Физкультминутка Цель: коррекция осанки, эмоциональная разгрузка. |
||
Этап 5. Усвоение новых знаний. Цель: обеспечить восприятие новых знаний. |
||
Личностные: осмысливать поступки людей. Метапредметные: П:уметь делать выводы, обсуждать проблемные вопросы.
Р: уметь высказывать свои предположения.
К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Познакомимся с притчей. Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста. Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему. — Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи. Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами: — Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке. Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь. К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр. — Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему. — Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом? — Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…»
-Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие? - Смог молодой человек подать милостыню слепому? - Милостыню можно подать и пройти мимо, не вникая в проблемы другого человека. У молодого человека не было денег, Но он помог слепому своим участием, своим действием он проявил большую заботу, чем те люди, которые просто давали деньги. |
Чтение притчи.
Умение рассуждать делать выводы.
|
Этап 6. Самостоятельная работа. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
||
Личностные: учебно-познаватель-ный интерес к учебному заданию. Метапредметные: П: уметь работать с учебным текстом, выделять главное. Р: уметь организовать выполнение задания. К: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
- А теперь подумаем, каждый ли человек нуждается в милосердии. - Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью. - Нет. Милосердие, так или иначе, сопровождает человеческую жизнь. - Прочитайте в учебнике на с. 118 о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни. Вернёмся к таблице, состоящей из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы узнали о милосердии. |
Работают с учебником.
Работа с таблицей.
|
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы. |
||
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: П: уметь систематизировать и обобщать полученную информацию. К: уметь высказывать свою точку зрения, слушать мнение других. Р: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
|
- Закончите предложения» Мне было интересно… Я понял, что… Было трудно… Меня удивило… Мне захотелось…
|
Высказывают свою точку зрения, слушают мнение других.
Самооценка учебной деятельности. |
Домашнее задание. |
Привести примеры милосердия из художественной литературы или выполнить задание № 5 на стр. 120
|
Записывают задание в дневник по выбору. |
Список использованных информационных ресурсов
Литература
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.; учебник / А. А. Шемшурин и др.. - М.: Дрофа, 2015.- 174с.
2. Толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.
3. Притча.
4. Народные пословицы.
Интернет – ресурсы
1. Презентация «Милосердие».
2. https://kopilkaurokov.ru/ork?class=4
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.