Основные формы взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников
Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-дефектолог стремятся к общей цели – дать качественное образование.
Учитель- дефектолог и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.
Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме.
Основные направления сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов:
Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:
Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-дефектологу удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.
Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-дефектологом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.
Формы взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.
Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов.
Диагностический этап
Важную роль на диагностическом этапе работы может сыграть одна из форм взаимодействия анкетирование учителей начальных классов, которое поможет спланировать работу сотрудничества учителя-дефектолога и учителей начальных классов.
На диагностическом этапе работы учитель-дефектолог знакомит учителя начальных классов с результатами. Также учитель-дефектолог знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.
На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы планируются следующие мероприятия:
Коррекционный этап
На коррекционном этапе в целях пропаганды своих занятий учитель – дефектолог ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.
На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, учитель-дефектолог выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения белорусского языка и чтения (русскому языку и чтению). Учитель-дефектолог является членом ПМПк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.
Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-дефектолога . На занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые учителя- дефектолога занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках.
Учитель начальных классов по рекомендации учителя – дефектолога осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.
Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера.
Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача учителя-дефектолог, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.
Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях учитель- дефектолог очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель-дефектолог должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.
На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-дефектолог с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления:
1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.
2.Развитие языкового анализа и синтеза.
3.Развитие слогового анализа и синтеза.
4.Устранение аграмматической дисграфии.
5.Устранение оптической дисграфии.
6.Развитие моторики.
В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках.
Оценочный этап
На оценочном этапе основными формами сотрудничества могут стать: круглые столы, а также участие в заседании ПМПк, где проводится совместное обсуждение успехов учащихся, определяется возможное содержание дальнейшей коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и учителя начальных классов, выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе. Выстроенная система взаимодействия между учителем-дефектологом и учителями начальных классов может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.
Учитель-дефектолог ГУО «Княжицкая СШ» Волкова А.Д.
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных классов (, , Ефименкова, , ).
Современная школа должна быть готова к работе с каждым ребенком,
какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен природой.
По мнению , «наиболее полно эта задача может быть реализована в общеобразовательной школе адаптивного типа, учебно-воспитательный процесс который отвечал бы социокультурным особенностям региона, социальным запросам населения и требованиями государства к образовательным стандартам, гибко реагирующим на психофизиологические особенности, способности и склонности детей» (22,114).
Как видим, современная общеобразовательная школа ставит перед учителем начальных классов серьезные проблемы, к решению которых он не всегда готов или готов формально, имея определенные теоретические знания, но слабую практическую готовность к их решению.
Можно констатировать тот факт, что учителя начальных классов общеобразовательной школы недостаточно хорошо готовы к решению проблемы развития устной и письменной речи младших школьников (2,11).
По словам , «наиболее эффективным в решении данной проблемы будет тандем в работе школьного логопеда и учителя начальных классов. Школьный логопед и учитель начальных классов дополняют друг друга и решают специфические задачи в развитии речевой деятельности учащихся» (22,123).
Учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного сделать два: окино – окно и т. п.
Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.
В контрольных работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв. Большую помощь в преодолении недостатков письменной речи обучающихся оказывает учитель-логопед. Между тем учитель должен знать, с какими ошибками нужно обращаться к логопеду, когда ребенку нужна именно логопедическая помощь. Таким образом, одна из задач логопеда – четко разграничивать для учителя специфические и орфографические ошибки.
По мнению , «взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов становится более тесной. Учителю-логопеду необходимо информировать учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости в течение учебного года» (25,34).
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках литературного чтения и литературного слушания в 1 классе часто используются скороговорки, потешки. Учитель-логопед обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.
Учитель начальных классов с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.
По мнению , «одно из важных условий коррекционной работы – выработка единых требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика» (5,29).
Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, научить педагога отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы обучающегося. К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителя.
Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.
в книге «Организация логопедической работы в школе» пишет, что «целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках» (5,29).
На индивидуальных консультациях и беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению дисграфии:
1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.
Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
Более успешно совершенствуются слухопроизносительные дифференцировки, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Аналогичную работу на уроке предусматривает программа общеобразовательной школы. Обычно большая часть этой работы проводится в первом классе в течение добуквенного периода и в четвертом классе, во время письменного фонетического разбора. Во втором и третьем классах такой работе уделяется минимум рабочего времени.
В работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:
- во время письма запретить проговаривание тем детям, у которых нарушения звукопроизношения, на логопедических занятиях ученик проговаривает, а логопед дублирует проговаривание, произносит правильно.
- использовать на уроках игры и задания на развитие фонематического слуха в любой этап урока.
1. Развитие языкового анализа и синтеза.
Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Формируются умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Могут использоваться сигнальные карточки на каждом уроке, выполняя домашние задания.
2. Развитие слогового анализа и синтеза.
При формировании слогового анализа и синтеза работу начинают со вспомогательных приемов (отстучать, отхлопать слово по слогам и назвать количество слогов). Опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, обучающиеся усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения на определение количество слогов в слове (поднять соответствующую цифру), записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количество слогов, восстановить слова, определить пропущенный слог, найти в предложении слова с определенным количеством слогов, из беспорядочных слогов составить слова, выделить первый звук, выделить из слова и записать слог с заданным гласным.
3. Устранение аграмматической дисграфии.
В работе выделяются следующие направления:
- уточнить структуру предложения;
- развивать функции словоизменение и словообразование;
- работа по морфологическому анализу состава слова;
- работа с однокоренными словами.
4. Устранение оптической дисграфии.
Проводить работу в следующих направлениях:
- развивать зрительное восприятие, узнавание формы, величины и цвета;
- работа над расширением объема и уточнения зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза.
Для развития зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:
- назвать контурные изображения предметов;
- назвать перечеркнутые контурные изображения предметов;
- выделить контурные изображения или наложенные друг на друга изображения.
Можно подобные задания давать и на узнавание букв.
Также развивают зрительную память с помощью игр «Чего не стало?», «Что изменилось?».
5. Развитие моторики.
Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук затрагивают расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
В связи с этим на уроках желательно выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, шнуровки, раскрашивание. Можно проводить комплексные разминки, по рекомендациям и , как на занятиях, так и в повседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.
советует, « уделить внимание тем играм с пальчиками,
ход которых сопровождается небольшими стихами. Особенно полезной, по мнению автора, такая работа будет тем детям, которые страдают общим недоразвитием речи. Так как в игровой форме поможет увеличить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие упражнения на уроках русского языка и чтения и при ознакомлении с окружающим миром» (1,5).
По мнению , «учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и учителями начальной школы сделает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения» (12,32).
Подводя итог можно сделать вывод, что фундаментальную важность на современном этапе развития образования приобретает профессиональная компетентность учителя начальных классов по вопросам нарушений письма. Это связано как с увеличением количества младших школьников, требующих специальной педагогической помощи и поддержки, так и с ростом количества учащихся массовой школы испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ.
Следует отметить, что чем компетентнее будет организована совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, тем эффективнее пойдет развитие и устранение нарушений письменной речи.
Таким образом, в современных публикациях отводится важная роль сотрудничеству учителя-логопеда и учителя начальных классов в обеспечении эффективной работы по устранению нарушений письменной речи младших школьников. Важным условием эффективной коррекционно-педагогической работы выступает психолого-педагогическая грамотность учителя начальных классов в вопросах нарушений письменной речи и ее выявления и коррекция. По данным , , в качестве основных направлений сотрудничества определяют: диагностическое и коррекционно-развивающее. Традиционными формами взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Но в то же время эти формы взаимодействия недостаточно разнообразны и поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.
Список использованной литературы
1. Борисова , звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. – 36 с.
2. Бунина взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10 – 12.
3. Вавилкина приоритеты. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.
4. Дефектология. Словарь-справочник /Автор-сост. ; Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 208 с.
5. , Горбачевская логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.
6. Ефименкова устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
7. , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991. – 239 с.
8. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников// Дефектология. – 1984. – №1. – С. 52 – 55.
9. Корнев чтения и письма у детей – СПб.: Речь, 2003 – 330 с.
10. Корнев чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
11. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. . – СПб.: СПбАППО, 2004 – 210 с.
12. Кукушкина в школе: практический опыт. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 368 с.
13. Лалаева, работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
14. Левина письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1983. – 244 с.
15. Логинова, письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. . – СПб., 2004. – 395 с.
16. Наша новая школа. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 000, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 № 000 // Вестник Образования. – 2010. – №2. – С. 44 – 73.
17. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. , , . М.: 1989 – 223 с.
18. Садовникова письменной речи у младших школьников. / /– М., 2003. – 296 с.
19. Садовникова чтения и письма и их преодоление у младших школьников. – М., 1995– 256 с.
20. Сардина ресурс. Режим доступа: http:// *****/articles/564381/
21. Когнетивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика/ Под. ред. . М., 1984. – 159 с.
22. Сунагатуллина учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи // Логопед. – 2009. – №6. – С. 114 – 125.
23. Токарева чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. .- М., 1999. – 159 с.
24. , Бессонова -методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996. – 47 с.
25. Яшлева в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2010. – № 5 – С.34 .
Получить полный текст
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.