Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология
1 кл
15.08.2019
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности деятельности учителя- логопеда.docx
Особенности деятельности учителялогопеда в условиях реализации ФГОС
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
требует организовать учебновоспитательную работу, направленную на коррекцию,
компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом
индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая
оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение
нового в содержание коррекционной логопедической работы.
В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных
условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 19 декабря 2014
г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного
и нравственного развития; организовать учебновоспитательную работу, направленную на
коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении,
с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
В нашей специальной (коррекционной) школе обучаются дети с различной степенью
умственной отсталости. Многие из них имеют нарушения опорнодвигательного аппарата и
другие тяжелые и множественные нарушения в развитии. Ежегодно увеличивается
количество поступающих в учреждение.
Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных дефектов при
аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны,
индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в
пределах перечисленных выше нарушений развития, которые и определяют необходимость
создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим
особенностям детей.
Целью деятельности учителялогопеда в коррекционной школе является
создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого
развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию
коммуникации учащихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных
программ образования обучающихся интеллектуальными нарушениями.
Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью организуется в соответствии с учебным планом и программой
коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям:
диагностическая работа;
коррекционноразвивающая работа;
консультативная работа;
информационнопросветительская работа. Диагностическое направление работы учителялогопеда включает в себя углубленное
изучение ребенка, поступившего в учреждении: изучение документации, выявление
индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в
развитии. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и
последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Учительлогопед представляет
результаты логопедического обследования на школьном медикопсихолого
педагогическом консилиуме, который рассматривает вопрос о зачислении учащегося на
занятия.
Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся,
подобран диагностический материал, позволяющий оценить уровень сформированности
речевого развития как говорящих, так и безречевых детей.
По результатам обследования комплектуются группы учащихся со схожей
структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия. В период
с 15 по 31 мая проводится мониторинг речевого развития обучающихся. По данным
мониторинга ПМПк выносит решение о необходимости продолжения коррекционных
занятий или их прекращения.
направление предполагает
Коррекционноразвивающее
реализацию
коррекционноразвивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей
развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор
коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально
организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений,
определённых для каждого обучающегося на основании рекомендаций центральной
психологомедикопедагогической комиссией (ЦПМПК) и индивидуальной программой
реабилитации инвалида (ИПРА).
Количественное соотношение индивидуальных и групповых занятий определяется
образовательной организацией в соответствии с учебным планом, исходя из
психофизических особенностей обучающихся. Логопедами образовательного учреждения
разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с системным
недоразвитие лёгкой, средней и тяжёлой степени.
Программа по коррекции системного недоразвития лёгкой степени тяжести направлена на
решение следующих основных задач:
коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация
звуков речи);
коррекция лексической стороны речи;
коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Рабочая программа по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитием речи
средней и тяжёлой степени имеет с целью развитие речи как средства общения в контексте
понимания окружающего мира, способствующей успешной социализации ребёнкалогопата.
Данный курс представлен для обучающихся начальной школы с умеренной или тяжёлой
степенью умственной отсталости с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии,
у которых не сформировано звукопроизношение или отмечаются лишь отдельные
звукокомплексы. Пассивный словарь ограничен, понимание речи в пределах обиходной
бытовой тематики. Знания об окружающей обстановке примитивны и ограничены.
Обучающиеся характеризуются отсутствием мотивации к общению, неумением
ориентироваться в ситуации, повышенной эмоциональной истощаемостью. Они не
подготовлены к школьному обучению, контакт с ними затруднён.
Рабочие программы направлены на решение следующих основных задач:
развитие понимания обращённой речи и смысла доступных невербальных
графических знаков;
овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила общения;
развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Одно из принципиальных требований программ, используемых логопедом, соблюдение,
которого способствует оптимизации корригирующего обучения, коммуникативная
направленность всего комплекса коррекционновоспитательного воздействия, развитие
речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта
ребёнка.
Практическая направленность, игровой и творческий характер обучения,
интерактивность, разнообразные формы коммуникации, диалоги, использование знаний и
опыта обучающихся, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностный подход,
реализуемые в процессе применения активных методов обучения на логопедических
занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции.
Полный курс логопедических занятий коррекционноразвивающего обучения
учащихся продолжается с 16 сентября по 15 мая. Продолжительность индивидуальных и
подгрупповых занятий 1525 минут. Коррекционноразвивающие занятия учителялогопеда
посещают учащиеся 17 классов.
Консультативная работа, проводимая учителемлогопедом,
обеспечивает
непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психологопедагогических условий обучения,
воспитания,
коррекции и развития речи и социализации обучающихся. Во время всего периода сопровождения ребёнка учительлогопед постоянно поддерживает
контакт с родителями, периодически информируя их о динамике устранения недостатков
речи, занимается их просвещением по вопросам коррекции речи, работает в постоянном
сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения.
Логопед принимает активное участие в работе школьного психологомедико
педагогического консилиума (ПМПк). Выявляя детей с особенностями речевого развития,
он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или
направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу,
отоларингологу и др.). ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов.
Информационнопросветительская
осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным
с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами
и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
работа предполагает
Информационнопросветительская работа включает в себя: проведение тематических
выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических
особенностей различных категорий детей, оформление информационных стендов,
консультирование педагогов в ходе педсоветов, семинаров, круглых столов,
индивидуальных консультаций и т.д. Публикация методических и консультативных
материалов в средствах массовой информации, печатных изданиях, сайте учреждения
также способствует повышению уровня педагогической активности всех участников
образовательных отношений.
Таким образом, реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной
цели, учительлогопед становится важным звеном в деятельности специалистов
сопровождения, направленной на создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные условия для обучающихся,
воспитанников с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.