Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.9

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология
1 кл
15.08.2019
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности деятельности учителя- логопеда.docx
Особенности деятельности учителя­логопеда в условиях реализации ФГОС Реализация   Федерального   государственного   образовательного   стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует   организовать   учебно­воспитательную   работу,   направленную   на   коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка   роли   школьного   логопеда   в   сопровождении   обучающихся   с   интеллектуальной недостаточностью   при   включении   их   в   образовательную   деятельность   и   привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.  В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого­ педагогического   сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья. Реализация   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   образования обучающихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 19 декабря 2014 г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно­воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В нашей специальной (коррекционной) школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них имеют нарушения опорно­двигательного аппарата и другие   тяжелые   и   множественные   нарушения   в   развитии.   Ежегодно   увеличивается количество поступающих в учреждение.  Таким   образом,   в   результате   сочетания   первичных   и   вторичных   дефектов   при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах перечисленных выше нарушений развития, которые и определяют необходимость создания   специальных   образовательных   условий,   соответствующих   психофизическим особенностям детей. Целью   деятельности   учителя­логопеда   в   коррекционной   школе является создание   условий,   способствующих   выявлению   и   преодолению   нарушений   речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся интеллектуальными нарушениями. Вся   логопедическая   работа   по   сопровождению   обучающихся   с   интеллектуальной недостаточностью   организуется   в   соответствии   с   учебным   планом   и   программой коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям:     диагностическая работа; коррекционно­развивающая работа; консультативная работа; информационно­просветительская работа. Диагностическое направление работы учителя­логопеда включает в себя углубленное изучение   ребенка,   поступившего   в   учреждении:   изучение   документации,   выявление индивидуальных   особенностей   речевого   развития   и   причин   возникновения   проблем   в развитии. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние   две   недели   учебного   года   (с   15   по   31   мая). Учитель­логопед   представляет результаты   логопедического   обследования   на   школьном   медико­психолого­ педагогическом консилиуме, который рассматривает вопрос о зачислении учащегося на занятия. Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся, подобран   диагностический   материал,   позволяющий   оценить   уровень   сформированности речевого развития как говорящих, так и безречевых детей.  По   результатам   обследования   комплектуются   группы   учащихся   со   схожей структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия. В период с   15   по   31   мая   проводится   мониторинг   речевого   развития   обучающихся.   По   данным мониторинга   ПМПк   выносит   решение   о   необходимости   продолжения   коррекционных занятий или их прекращения.   направление предполагает Коррекционно­развивающее реализацию коррекционно­развивающих   программ,   составленных   с   учетом   возраста,   особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных   программ,   методик   и   приемов;   организацию   и   проведение   специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых   для   каждого   обучающегося   на   основании   рекомендаций   центральной психолого­медико­педагогической   комиссией   (ЦПМПК)   и   индивидуальной   программой реабилитации инвалида (ИПРА).   Количественное соотношение индивидуальных и групповых занятий определяется образовательной   организацией   в   соответствии   с   учебным   планом,   исходя   из психофизических особенностей обучающихся. Логопедами образовательного учреждения разработаны   рабочие   программы   по   коррекции   речи   обучающихся   с   системным недоразвитие лёгкой, средней и тяжёлой степени. Программа по коррекции системного недоразвития лёгкой степени тяжести направлена на решение следующих основных задач:        коррекция   звукопроизношения   (постановка,   автоматизация   и   дифференциация звуков речи); коррекция лексической стороны речи; коррекция   грамматического   строя   речи   (синтаксической   структуры   речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности;  развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Рабочая   программа   по   коррекции   речи   обучающихся   с   системным   недоразвитием   речи средней и тяжёлой степени имеет с целью развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира, способствующей успешной социализации ребёнка­логопата. Данный курс представлен для обучающихся начальной школы с умеренной или тяжёлой степенью умственной отсталости с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, у   которых   не   сформировано   звукопроизношение   или   отмечаются   лишь   отдельные звукокомплексы.   Пассивный   словарь   ограничен,  понимание  речи   в  пределах  обиходной бытовой   тематики.   Знания   об   окружающей   обстановке   примитивны   и   ограничены. Обучающиеся   характеризуются   отсутствием   мотивации   к   общению,   неумением ориентироваться   в   ситуации,   повышенной   эмоциональной   истощаемостью.   Они   не подготовлены к школьному обучению, контакт с ними затруднён. Рабочие  программы направлены на решение следующих основных задач:     развитие   понимания   обращённой   речи   и   смысла   доступных   невербальных графических знаков; овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные   вербальные   и   альтернативные   средства   коммуникации,   соблюдая общепринятые правила общения; развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной   и   импрессивной   речи   для   решения   соответствующих   возрасту житейских задач; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму. Одно из принципиальных требований программ, используемых логопедом, соблюдение, которого   способствует   оптимизации   корригирующего   обучения,   коммуникативная направленность   всего   комплекса   коррекционно­воспитательного   воздействия,   развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта ребёнка.  Практическая   направленность,   игровой   и   творческий   характер   обучения, интерактивность, разнообразные формы коммуникации, диалоги, использование знаний и опыта обучающихся, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностный подход, реализуемые   в   процессе   применения   активных   методов   обучения   на   логопедических занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции. Полный   курс   логопедических   занятий   коррекционно­развивающего   обучения учащихся продолжается с 16 сентября по 15 мая. Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий 15­25 минут. Коррекционно­развивающие занятия учителя­логопеда посещают учащиеся 1­7 классов. Консультативная   работа,   проводимая   учителем­логопедом,   обеспечивает непрерывность   специального   сопровождения   детей   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   и   их   семей   по   вопросам   реализации дифференцированных   психолого­педагогических   условий   обучения,   воспитания, коррекции и развития речи и социализации обучающихся. Во время всего периода сопровождения ребёнка учитель­логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимается их просвещением по вопросам коррекции речи, работает в постоянном сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения. Логопед   принимает   активное   участие   в   работе   школьного   психолого­медико­ педагогического консилиума (ПМПк). Выявляя детей с особенностями речевого развития, он   дает   необходимые   рекомендации   для   дальнейшего   успешного  развития  ребенка   или направляет   при   необходимости   к   врачу   специалисту   (психоневрологу,   невропатологу, отоларингологу и др.). ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов. Информационно­просветительская осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с   особенностями   осуществления   процесса   обучения   и   воспитания   обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.   работа предполагает   Информационно­просветительская   работа   включает   в   себя:   проведение   тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально­типологических особенностей   различных   категорий   детей,   оформление   информационных   стендов, консультирование   педагогов   в   ходе   педсоветов,   семинаров,   круглых   столов, индивидуальных   консультаций   и   т.д.   Публикация   методических   и   консультативных материалов   в   средствах   массовой   информации,   печатных   изданиях,   сайте   учреждения также   способствует   повышению   уровня   педагогической   активности   всех   участников образовательных отношений. Таким   образом,   реализуя   свою   профессиональную   деятельность   согласно   поставленной цели,   учитель­логопед   становится   важным   звеном   в   деятельности   специалистов сопровождения,   направленной   на   создание   целостной   системы,   обеспечивающей оптимальные   условия   для   обучающихся,   воспитанников   с   интеллектуальной недостаточностью.

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019