«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»
Оценка 4.6

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
дефектология
5 кл—9 кл
24.10.2019
«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»
В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важными.
ДОКЛАД ЗИНОВЬЕВОЙ.docx
ГКОУ РО Новочеркасская школа­интернат № 1  Доклад на тему: «От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»                                                                            Подготовила: учитель профессионально­трудового обучения высшей категории Зиновьева Елена Анатольевна Новочеркасск, 2019г. В   настоящее   время   в   связи   с   изменениями   в   различных   сферах   жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к   самостоятельной   жизни.   Особого   подхода   в   этом   плане   требуют   дети   с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов,   потребностей,   оказание   помощи   в   процессе   его   личностного становления   и   в   выборе   соответствующей   профессиональной   деятельности является чрезвычайно важными.  Основная задача коррекционного учреждения для детей с ограниченными возможностями   здоровья   –   подготовка   адаптивной   личности   и   её   успешная интеграция  в  современное   общество. Помощь   учащимся   с  ОВЗ   должна  быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Воспитанники   коррекционного   учреждения VIII   вида   с   самого   раннего возраста   нуждаются   в   специальных   условиях   воспитания   и   обучения. Формирование   необходимого   уровня   адаптивности   к   условиям   социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. По Федеральному Закону   от 24.11.95 года №181  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев, а именно: полная или частичная утрата лицом осуществлять передвигаться, ориентироваться,   общаться,   контролировать   своё   поведение,   обучаться   и заниматься трудовой деятельностью. самообслуживание,     самостоятельно   Применительно к учащимся нашей школы особенно актуальны критерии ориентировки   общения,   контролирования   поведения,   обучения   и   трудовой деятельности. Искажённые   сведения   об   истинном   демографическом   составе   детей   с интеллектуальной недостаточностью привело к тому, что в России количество профессиональных учебных заведений коррекционного направления в системе Минобразования   уменьшилось.   Также   отсутствуют   специалисты   в   службе занятости,   способные   оказать   квалифицированную   помощь   в   поиске   работы выпускникам коррекционных заведений. На   сегодняшний   день   в   современном   обществе господствует   ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным   производительным   трудом,   который   даёт   им   средства   для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания   нужности   обществу.   Весь   контингент   учащихся   специальных (коррекционных) школ VIII вида можно разделить на 3 категории: 1 группа – выпускники могут выполнять малоквалифицированные работы в народном хозяйстве, на производстве и малых предприятиях; однако данная категория учащихся является самой немногочисленной; 2 группа – могут работать в качестве надомников или на предприятиях, использующих труд инвалидов; 3 группа – могут выполнять элементарную домашнюю работу и владеют навыками самообслуживания. Практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе, и выполняют   неквалифицированные   виды   труда.   При   этом   отмечается   частая смена   рабочих   мест,   связанная   с   возникновением   конфликтных   ситуаций   в коллективе,   непосильностью   рабочего   режима,   недостаточным   уровнем сформированности ответственности за результат труда.   Значительная   часть   выпускников   коррекционных   школ   VIII   вида завершает   профессиональное   образование   в   специальных   группах   ПУ.   По окончании которого они, тем не менее, испытывают затруднения в последующем трудоустройстве,   которые   обуславливаются   рядом   факторов,   частично обусловленные состоянием интеллектуальной сферы: ­   психологической   неготовностью   к   моменту   перехода   от   обучения   к сфере профессионального труда; ­   неадекватной   самооценкой   и   недостаточно   сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; ­   неспособностью   учащихся   адекватно   учитывать   влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей; Кроме того, нередко у школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые   находятся   на   полном   или   частичном   государственном   обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции. Таким   образом,   существует   ряд   серьёзных   проблем,   нерешённость которых   препятствует   профессиональной   интеграции   в   общество   лиц   с интеллектуальным недоразвитием.   ориентации,     профотбору, В   решении   этой   проблемы   существенную   роль   играет   система организационно­методических   и   практических   мероприятий   по профессиональной профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, целью которых  является  не только предоставление информации о мире профессий, но и способствующие  личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои   индивидуально­психологические   особенности   и   возможности   с требованиями   профессии,   помогающая   развивать   навыки   самопрезентации   и уверенного   поведения,   необходимые   для   успешной   социальной   и профессиональной адаптации. Это обуславливает необходимость проведения преобразований в системе специального образования. Главный ориентир нашей деятельности мы видим в том,   чтобы,   сохранив   лучшие     традиции   отечественного   специального (коррекционного) образования, взять на себя дополнительные функции защиты интересов   личности,   ее   гармоничного   развития,   повышения   адаптационных возможностей   участников   образовательного   процесса   через   формирование системы   комплексного   психолого­педагогического   и   медико­социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, воспитания и развития средствами образования и трудовой подготовки. Опираясь на опыт работы нашей школы­интерната, мы пришли к выводу, что   реформирование   системы   трудового   образования   стало   приоритетным,   а достижение   поставленных   целей   ­   важной   задачей   не   только   для образовательного   учреждения,   удовлетворения   педагогических   амбиций коллектива,   но,   прежде   всего,   жизненно   важно   для   обучающихся (воспитанников),   будущих   выпускников   школы­интерната.   Новочеркасская школа­интернат   организует   деятельность   со   смешанным   контингентом воспитанников,   который   предполагает   наличие   различных   категорий   детей   с ограниченными возможностями здоровья: дети, имеющие легкую и умеренную степени умственной отсталости, дети с РДА, синдромом Дауна и другие. Трудовое и профессионально­трудовое обучение и воспитание – одно из приоритетных направлений работы школы.   Мы рассматриваем социально­трудовую адаптация старшеклассников, как максимальное   включение   их   в   окружающую   социальную   и   трудовую   среду, формирование   социально­трудовой   мобильности   посредством   накопления социального опыта.   выпускников     адаптация Социально­трудовая специальной (коррекционной)   школы  VIII  вида   в   первую   очередь   зависит   от   их   общего развития,   уровень   которого   обусловлен   состоянием   дефекта,   сроками     и результативностью обучения. Школьный период является важным для усвоения социального   опыта.   За   это   время   ребёнок   приобретает   знания,   умения, привычки,   черты   характера,   которые   служат   регулятором   практической деятельности и опорой для дальнейшей интеграции в общество.          Трудовая деятельность человека (в том числе и та, которой могут овладеть наши выпускники) содержит двигательные и умственные действия. В условиях производства   работнику   необходимо   понимать   и   удерживать   в   памяти инструкции, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать рабочий день и последовательность   выполнения   задания,   контролировать   результаты   своего труда, оценивать качество и количество сделанного. При овладении трудовым процессом,   именно   эта   его   интеллектуальная   составляющая   затрудняет умственно отсталых детей и ограничивает их возможности  в освоении более сложных видов труда. Для успешной адаптации выпускников    необходимо скоординировать  профориентационную  работу  всех специалистов школы  и работать в одном  направлении дополняя друг друга. Основным   направлением   работы педагогов в   нашей   школе   (классного руководителя   и   воспитателя   класса,   а  также   педагогов   трудового   обучения) является:   Расширение   представления учащихся о мире профессий, овладение которыми   доступно   для   выпускников   коррекционной   школы   VIII   вида (например,   садовод­озеленитель,   слесарь,   швея,   столяр).   На   практических занятиях   уроках   труда   закрепляется   интерес   детей   к   выбору   профессии   и содержанию труда в разных сферах деятельности.   Для более полного представления учащихся о профессиях необходимо дать учащимся  понятие   о   профессии   и   специальности. В   ходе   теоретического изучения материала важно сформировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных   сил  человека,   и  специальности,  как   виде   занятий   в  рамках   одной профессии и   закреплять   изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности.   В процессе работы с учащимися по профориентации, педагоги нашей школы знакомят   воспитанников   с   понятиями   «способность»   и   «профессиональная пригодность».   Рассматривают   способности   человека   как   важном   факторе    профессиональной   пригодности.  Является   значимым   соотнесение   полученных знаний со своими возможностями. В   школе   разработана   комплексно­целевая   программа   социально­трудовой адаптации   обучающихся,   воспитанников.   Цель   программы:   подготовка воспитанников   к   непосредственному   включению   в   жизнь,   в   трудовую деятельность   в   условиях   современного   производства,   усвоение   ребёнком   с нарушением   интеллекта   социального   опыта,   норм   и   образцов   поведения   в обществе. Содержание   программы   реализуется   через   уроки,   внеклассные   занятия, экскурсии, кружковую работу. Трудовое   обучение   осуществляется   последовательно   и   состоит   из нескольких этапов:  ­ трудовое обучение в 1­4 классах; ­ трудовое  и  профессионально­трудовое   обучение  в  школьных  учебных мастерских в 5­9 классах. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: ­   воспитание   положительных   качеств   личности   (трудолюбия,   умения работать в коллективе и т. д.); ­ воспитание уважения к людям труда; ­   сообщение   элементарных   знаний   по   видам   труда,   формирование трудовых качеств;  ­ обучение    доступным приёмам труда. На   уроках   труда   в   4   классе   рассматриваются   вопросы   о непосредственной подготовке учащихся к труду на базе школьных мастерских: ­   выявление   актуальных   потенциальных   способностей   учащихся   в трудовом обучении; ­ обучение простейшим технико­технологическим знаниям и практическим умениям,   которые       служат   опорой   для   усвоения   учебного   материала   и дальнейшей трудовой подготовки. Программы   по   профессионально­трудовому   обучению   в   5­9   классах предполагают   формирование   у   учащихся   необходимого   объёма профессиональных   знаний   и   общетрудовых   умений   и   навыков   по   тому   или иному   виду   труда,   воспитание   ряда   нравственных   качеств   личности, обеспечивающих включение в трудовую деятельность. В содержание программ включены теоретические и практические занятия. Большое внимание уделяется правилам техники безопасности, работе с технологическими картами, изучению специальной терминологии.  Трудовое обучение осуществляется по трем видам труда: столярное дело, швейное дело, кабинет СБО .  Для проведения занятий оборудованы   мастерские   ­   столярная,   швейная,   кабинет   СБО.   Мастерские оборудованы современным станками, швейными машинами и др. оборудованием. На   уроках   формируют   у   учащихся   понимание   осознанного   выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей.  Столярное   дело.   Учащиеся   изучают   техническую   терминологию, технологические   процессы   изготовления   изделий,   приёмы   работы   с   ручным инструментом   ,   электрическим   инструментом,   работая   на   станках,   получают санитарно­ технические сведения о производстве.  Швейное   дело.   Программа   предусматривает   подготовку   учащихся   к самостоятельному пошиву белья и лёгкого платья. Школьники знакомятся   с устройством швейной машины, получают навыки выполнения машинных строчек и   швов,   учатся   построению   чертежей   изделий,     их   пошиву   с   постоянным усложнением работы на швейной машине. Обучение швейному делу развивает мышление,   способность   к   пространственному   анализу,   мелкую   и   крупную моторики у детей с ОВЗ, способствует социальной адаптации   В конце каждой четверти проходят уроки практического повторения, на которых   учащиеся   работают   по   заказам   школы:   починка   постельного   белья, пошив   костюмов   для   художественной   самодеятельности,   изготовление различных изделий.  Итоговым мероприятием по трудовому обучению является традиционный Конкурс «Лучший по профессии».   Ежегодно  более 50%  выпускников  по  окончании обучения поступает  в ПТУ   и   вечерние   школы   г.   Новочеркасска,   где   они   успешно   адаптируются   в коллективах и активно участвуют в общественной жизни учреждения. Литература Возможности   реабилитации   детей   с   умственными   и   физическими ограничениями средствами профессионально­трудового образования. ­ М., 2007. – 327 с. Обучение   и воспитание  детей  во  вспомогательной  школе:  Пособие   для учителей и студентов дефектолог. ф­тов пед. ин­тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа­Пресс, 1994.­ 416 с. Полянская,   Об   организации   инновационной   деятельности специальной   (коррекционной)   школы­интерната   8   вида   /Л.И.   Полянская //Дефектология.­2005.­ № 2.   Л.И.

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»

«От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2019