Открытый урок по живописи в 4 классе "Декоративный натюрморт"
Оценка 4.8

Открытый урок по живописи в 4 классе "Декоративный натюрморт"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
4 кл—9 кл
18.03.2023
Открытый  урок по живописи в 4 классе "Декоративный натюрморт"
стилизация и переработка изображения
333.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г. ГОРЛОВКА»

 

 

 

План-конспект

открытого занятия

по  композиции в 4 классе

на тему: «Декоративный натюрморт»

https://pandia.ru/text/81/133/images/img1_95.jpg

                                                                               Подготовила и провела

                                                                                                   Преподаватель:

                                                                               Шкавро С.А.

                                                                    

 

 

г. Горловка

2022-2023уч. год

открытое занятие

по  композиции в 4 классе

на тему: «Декоративный натюрморт»

Дата занятия:

Тип занятия: комбинированный

Цели, задачи, методы и формы обучения:

I.

Цели  занятия:

1)  Образовательная:

- обучающиеся овладевают навыками стилизации и обобщения в натюрморте, учатся стилистически трансформировать предмет; создают  динамическую композицию с сохранением равновесия; учатся использовать на практике прием наложения формы на форму (оверлеппинг)

2)  Развивающая:

-обучающиеся развивают творческое мышление, навыки  последовательного ведения работы.

3)  Воспитательная:

-обучающиеся развивают свой интерес к предмету «Декоративная  композиция», к окружающему предметному миру.

  Задачи: 

- Выполнить стилизованный динамичный натюрморт на основе тематической постановки из 5-6 предметов, располагая их на плоскости так, чтоб они налагались один на другой (сохраняя цветовой строй постановки).

- Выполнение цветовых эскизов в карандаше.

- Выполнение окончательного варианта на формате А3 или А2 в технике гуашь.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации занятия: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Средства обучения:

Для учителя:

-  Презентация «Декоративный натюрморт»,

- Таблицы («Явление оверлеппинга в композиции», «Равновесие в динамичном натюрморте», «Приемы стилизации и трансформации предметов»),

-  Работы учащихся МБУДО ХШ.

Для обучающихся:

-  бумага для эскизов,

-  цветные карандаши,

-  форматы А3 и А4,

-  гуашь, кисти.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная.

Структура (хронометраж занятий):

Время выполнения задания - 9 академических часов. В 5 классе УДО ХШ предмету «Декоративная композиция» отводится 3 часа в неделю.

Занятие 1 (3 часа).

Организационный момент.   Постановка задачи. Беседа о декоративном натюрморте, способах стилизации, явлении оверлеппинга, динамике в композиции. Самостоятельная работа - выполнение цветовых вариантов натюрморта небольшого формата. Рисунок в карандаше окончательного варианта натюрморта на формате.

  Занятие 2 (3 часа).

Организационный момент. Уточнение деталей в рисунке на формате. Работа в цвете.

  Занятие 3 (3 часа).

Организационный момент. Работа в цвете. Анализ работ.

II. Содержание занятия №1


Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к занятию.

https://pandia.ru/text/81/133/images/img2_48.jpg

Постановка задачи.

https://pandia.ru/text/81/133/images/img3_34.jpg

Тема нашего занятия  - декоративный натюрморт. На предыдущих занятиях мы выполняли упражнения по стилизации природных форм, растений, знакомились со стилизацией в орнаменте. Наша задача сегодня – выполнить стилизованный  динамичный натюрморт на основе  тематической постановки, используя прием оверлеппинга.

Беседа о декоративном натюрморте, основных приемах стилизации, равновесии и цветовом строе декоративного натюрморта.

Фоном беседы на данную тему может быть электронная презентация «Декоративный натюрморт».

Натюрморт, как вы знаете, жанр изобрази­тельного искусства, показывающий различные предметы, организованные в единую группу.  Этот  жанр подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.

https://pandia.ru/text/81/133/images/img4_32.jpg

Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере. Автор может создать в натюрморте сложный образ, имеющий определенное значение, как, например, петроградские натюрморты К. Петрова-Водкина, обостренные по постановке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности.

Мастера фовизма (А. Матисс, А. Дерен) шли по пути выявления декоративно-экспрессионистичес­ких возможностей цвета и фактуры, используя активные

https://pandia.ru/text/81/133/images/img5_28.jpg

сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Натюрморты Матисса — одного из лидеров фовизма — отличаются изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов и полной компо­зиционной и декоративной соподчиненностью всех компонентов. 

https://pandia.ru/text/81/133/images/img6_26.jpg

https://pandia.ru/text/81/133/images/img7_25.jpg

Представители кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объ­емы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Декоративные натюрморты И. Машкова были созданы под вли­янием кубистов и фовистов. Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффекта зрелости, тяжести цветового плода, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной манерой письма. Как и Машков, для утверждения декоративности Б. Кустодиев использует в натюрмортах сочета­ния чистых открытых цветов: желтого, красного, синего, зеленого. Он писал: «...Если меня что и привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально, а условно — красиво». Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна, находившегося под влиянием А. Матисса и П. Гогена. Много работавший в области натюрморта А. Куприн близок к кубистам: натура изображается у него так, чтобы была ясна ее геометрическая первооснова. Предметы выполнены упрощенно, схематично. Контуры и объемы их предельно лаконичны. Художник нарушает формы предмета, сжимает, пользуется большими плос­костями, планы наслаиваются друг на друга, лишь намекая на глуби­ну.  Стремление к обобщению свойственно натюрмортам А. Куприна и в цветовом решении картины, ее общая гармония устанавливается заранее, подчиняя все. Декоративность и преднамеренная плоскостность композиции, чистые, иногда несколько утрированные цвета, резкое упрощение контура, простота форм — качества, которые в синтезе работают на стиль автора.

  Ознакомившись с наследием нескольких наиболее ярких художников, постараемся выделить наиболее важные моменты для достижения стилизации в натюрморте.

Чтобы в декоративном натюр­морте состоялась стилизация, он должен отвечать не только услов­ностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т. е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства — линия, фактура, цвет — должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи. Любая постановка на чем-то строится, то есть что-то главное, вокруг которого все располагается,  на чем необходимо сделать акцент, подчинить этому главному все остальное в композиции.  Например,  построив композицию  на предельном  упрощении форм и доведения до предметных символов или наоборот взять за принцип усложнение формы и наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции, можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике форм  и пастельном  колорите, либо взяв за основу  рубленые формы и геометрический декор.  Существует ряд приемов, использование которых усиливает впечатление декоративности композиции.

- Членение плоскости на части (с ним мы уже знакомы)

- Дробление изображения

- Насыщение орнаментом

- Оверлеппинг.

https://pandia.ru/text/81/133/images/img8_24.jpg

  Оверлеппинг и станет тем основным приемом и главной идеей, на которых  будет основываться наш натюрморт.

  Оверлеппинг - частичное наложение одной формы на другую. Рассмотрим тот случай оверлеппинга. Когда пространство изображается, принадлежащим более. Чем одному предмету, т. е. один предмет перекрывает другой и оба в то же время изображаются полностью; дальний план просвечивает сквозь первый и наоборот. Если в натюрморте изобразить все предметы прозрачными, цельными, а пространство, которое принадлежит двум или нескольким предметам, выделить другим цветом и тоном и повторить по всей композиции, то мы сознательно уничтожим эффект пространственности и подчеркнем это цветом. Усиливая или погашая контраст сближаем тем самым планы и добиваемся эффекта восприятия их в пределах одного плана. Предметы зацепляются один за другой и не могут отделиться на другой план. Они одновременно вторгаются один в другой, разрушая форму, и создают плотно связанную группу. При этом необходимо следить за достаточным количеством общих участков и равномерностью их распределения на плоскости. И это следующая задача нашего натюрморта.

  Организация равновесия в стилизованном натюрморте и цветовое решение.

При организации равновесия в стилизованном натюрморте необходимо решить, в каком случае отдать предпочтение статике, а в каком — динамике.

https://pandia.ru/text/81/133/images/img9_24.jpg

Если композиция выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные цветовые и тональные контрасты взаимно дополнительных цветов. Возможно также членение плоскости на неравные части.

Если в композиции участвуют формы строгих очертаний, лучше использовать статику, симметрию, с использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и, если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части. 

  Любая стилизованная композиция во избежание вялости должна иметь композиционный центр или доминанту. В натюрморте это может быть предмет, группа предметов или цветовое пятно, но желательно отдать предпочтение предметам.

  К поиску цветового решения следует  подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь то­нальные отношения; можно также значительно дополнить его новы­ми сочетаниями. Нецелесообразно совсем отказываться от цветовых тонов, которые предлагаются, так как при составлении натюрморта предметы подбирают по цвету, и это нужно использовать.

Прежде чем начать выполнение практического задания рассмотрим некоторые способы трансформации формы:

-  Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатенький кувшин, активно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнув пластику предметов нанесением декоративного рисунка. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта.

  - Возможно изменение соотно­шений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.

  -  Допускаются различного рода условности: предметы можно подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции мо­жет восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко — развернуть, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку (передняя половина), и сверху (дальняя по­ловина), что дает возможность уви­деть лежащие на блюде фрукты

  -  Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то де­лать это надо достаточно условно. Избегая выхваченных из действи­тельности натуральных ракурсов нужно превращать их в оправдан­ные, композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на выявление выра­зительности композиции и предметов в ней.

  -  Можно передвигать предметы в композиции, менять их мес­тами, увеличивать или умень­шать их количество, вводить дополнительные объекты, добав­лять недостающие драпировки или фрукты для заполнения про­странства, но главное — сохранить суть и узнаваемость поста­новки.

Самостоятельная (практическая) работа.

Выполнение эскизов.

Начинать выполнение практи­ческого задания необходимо с вни­мательного анализа. Нужно изучить постановку, внимательно рассмот­рев ее с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может на­толкнуть на композиционную идею. Далее необходимо  сделать ряд поисковых эскизов различного характера. Мы выполняем несколько  эскизов цветными карандашами на формате А5 (половина альбомного листа).

Выполнение картона (рисунка) декоративного натюрморта.

  Из нескольких эскизов выбираем более выразительный, стройный в композиционном плане, более звучный по цвету и начинаем выполнение подготовительного рисунка на формате А2.

  В процессе работы над эскизами и рисунком окончательного варианта ведется работа индивидуально с каждым  обучающимся, даются рекомендации по тому или иному вопросу, обращается внимание на образцы учебных работ

. https://pandia.ru/text/81/133/images/img10_19.jpg

   https://pandia.ru/text/81/133/images/img13_18.jpg     https://pandia.ru/text/81/133/images/img14_18.jpg

https://pandia.ru/text/81/133/images/img11_21.jpg  https://pandia.ru/text/81/133/images/img12_20.jpg

Окончательные варианты работ обучающихся

                         Анализ и оценивание работ обучающихся





 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Декоративный натюрморт» Дата занятия:

Декоративный натюрморт» Дата занятия:

Занятие 1 (3 часа). Организационный момент

Занятие 1 (3 часа). Организационный момент

Тема нашего занятия - декоративный натюрморт

Тема нашего занятия - декоративный натюрморт

Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере

Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере

Представители кубизма (П. Пикассо,

Представители кубизма (П. Пикассо,

Ознакомившись с наследием нескольких наиболее ярких художников, постараемся выделить наиболее важные моменты для достижения стилизации в натюрморте

Ознакомившись с наследием нескольких наиболее ярких художников, постараемся выделить наиболее важные моменты для достижения стилизации в натюрморте

Оверлеппинг и станет тем основным приемом и главной идеей, на которых будет основываться наш натюрморт

Оверлеппинг и станет тем основным приемом и главной идеей, на которых будет основываться наш натюрморт

Возможно также членение плоскости на неравные части

Возможно также членение плоскости на неравные части

Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то де­лать это надо достаточно условно

Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то де­лать это надо достаточно условно

Окончательные варианты работ обучающихся

Окончательные варианты работ обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2023