Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе
Оценка 4.8

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
16.05.2018
Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе
Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…». Данный урок проводился в пушкинскую неделю, которая проводится ежегодно, в дни памяти Пушкина в феврале. Это интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий. Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни середины XX века»Конспект открытого урока в 6 классе по музыке по программе Критской, Сергеевой.
открытый урок в 6 классе.docx
Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе  с использованием ИКТ и инновационных технологий. Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Цель урока:  познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни середины XX века»  Планируемые результаты: Предметные: углубить знания учащихся о разновидностях жанра  авторской песни Метапредметные: Регулятивные  ­ выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, формировать эмоционально­ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке; Познавательные ­ ориентироваться в информационном материале; познакомить   с     образом   А.   С.   Пушкина   в   авторской   песни     Б.   Окуджава   и современными её исполнителями;  Коммуникативные    –   ставить   вопросы,   слушать   собеседника,   воспринимать музыкальное   произведение   и   мнение   других   людей   о   музыке,   развивать эмоциональную   сферу   на   образцах   авторской   песни,   исполнительские   (вокально­ хоровые) навыки, способность к сопереживанию, творческое воображение; Личностные – проявлять культуру слушания наследия авторской песни воспитывать чувство патриотизма; эмоционально­ценностное отношение и устойчивый интерес   к   музыкальному   искусству   прошлого   и   настоящего;   музыкальный   вкус   у обучающихся, чувство патриотизма. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный Методы: системного анализа и синтеза, обобщения, сравнения, эмоционального  воздействия. Межпредметные связи: музыка – литература  Музыкальный материал: Б. Окуджава авторские песни: «На фоне Пушкина»,  «Давайте восклицать…», «А всё­таки жаль…» Видеоматериал: презентация к уроку, видеофильмы. Оборудование: интерактивная доска, проектор, колонки, ноутбук Структура: 1.Организационный этап (1 минута). 2. Вступление – сценка – размышление «На фоне Пушкина» (10 минут) 3. Введение в тему. Актуализация знаний (3 минут) 4. Знакомство с биографией Булата Окуджавы(5минут) 5. Слушание и анализ–обсуждение музыкальных и литературных произведений  (7 минут) 6. Вокально­хоровая работа над песней «Пожелание друзьям» (5 минут) 7. Рефлексия (10 минут) Ход урока. 1.Организационный этап. I. Вступление. На фоне  памятника Пушкина ( в презентации на доске)  проходят люди – самые  обыкновенные, типичные наши современники, те, кого можно встретить на улице. Они вполне узнаваемы: старушка с палочкой, стайка молодых людей, дама. У  памятника стоит гитарист и певец. У их ног опрокинутая шляпа. Они исполняют  романс на стихи Пушкина. Кто­то бросает монету, кто­то спешит дальше.  Появляется журналист с диктофоном . Журналист пытается взять интервью у  прохожих. Журналист. Извините, что вы думаете о Пушкине? Кто он для вас? Слайд 2 Дама. Странный вопрос! Всем известно, что это наш великий поэт, его даже в школе  проходят. Журналист. Конечно, проходят и даже наизусть учат, но я хочу узнать, что он значит  именно для Вас. Дама. Для меня? Ну как вам сказать… Даже не знаю… (Она пожимает плечами и идет дальше). Журналист (обращаясь к группе молодых людей) Ребята, скажите, кто такой  Пушкин? Слайд 3,4 Первый. Тю! Александр Сергеевич, что ли? Да вот же он! ( показывает на памятник)   А вы что, его раньше не знали? Второй. Писал про памятник, пока сам памятником не стал. Дописался. Третий. А ничего поинтереснее вы спросить могли? Ну хоть про Гарри Потерра?Сл.5  Четвертый. Неужели вы думаете, что вам кто­то всерьез отвечать будет? (уходят) Журналист. (он немного расстроен и обращается к старушке) Может быть, вы мне  скажете несколько слов о Пушкине? Старушка. И, милый, нашел кого спрашивать. Я уже забыла все давно. А стихи его  раньше любила и внучке когда­то про няню читала вслух. Но только  уж и внучка  большая совсем. Слайд 6 Журналист направляется к паре, но они от него просто отмахиваются – им не до  него. Совсем расстроенный, он подходит к певцам. Слайд 7 Журналист. Вы только что исполняли романс на стихи А.С Пушкина. Что вы можете  сказать об этом поэте? Гитарист. Да о нем уже все сказано: «солнце русской поэзии», что еще говорить –то? Певица. Лучше мы вам еще споем, а вы нас сфотографируйте здесь, у памятника, и  поместите в своей газете. Журналист. Хорошо. Он отходит на несколько шагов, настраивает фотоаппарат. В это время все  прохожие сбегаются в кучу.. Слайд 8,9. Все присаживаются на места.  Звучит песня Окуджавы в исполнении самого автора. ( экран – слайд 10). На фоне Пушкина снимается семейство, Фотограф щелкает – и птичка вылетает, Фотограф щелкает, но вот что интересно: На фоне Пушкина – и птичка вылетает… I. Введение в тему. 1 этап урока. На прошлом уроке мы познакомились  с одной из составляющей нашей  отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека.  – Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня прозвучала сейчас на  уроке? (Ответы детей)  – Урок открыла  песня «На фоне Пушкина», которая  была  посвящена А.С.  Пушкину, а написал её  Булат Окуджава. Само произведение представляет собой привычную уличную сценку, которая  приобретает символический обобщенный смысл: памятник А.С.Пушкину, фотограф ­ журналист, тысячи людей, которые хотят запечатлеть себя и своих близких рядом  с великим человеком. Памятник А.С.Пушкина из фона, на котором постоянно  фотографируются  люди, превращается в пушкинский фон жизни и культуры,  критерий добра и порядочности, залог бессмертной человеческой души: «На фоне Пушкина снимается семейство. Как обаятельны (для тех, кто понимает) все наши глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина! И птичка вылетает». В этом стихотворении, а особенно во второй строфе  Автор призывает покончить со спорами, с враждой, нужно жить в мире, в согласии, в добре, проявлять  доброжелательность к окружающим людям. Образ Пушкина объединяет, сближает  разных людей, делая их друзьями.  Люди, фотографируясь на фоне памятника, хотят познать бессмертие. И Окуджава  дарит им его. Точнее, возвращает им то, что у них есть и о чем они сами даже, быть  может, и не подозревали. А не подозревали они о своей внутренней причастности к  Пушкину. Ведь они стоят на фоне его памятника, охваченные любовью к великому  поэту. Одно только прикосновение к А.С.Пушкину вернуло им прежнюю детскую  веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива  фотоаппарата вылетит птичка. И вот, пожалуйста,­ « птичка вылетает». – Ребята как называют такие песни? (Авторскими). – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (ответы детей). – Правильно тема нашего урока «На фоне Пушкина»,  – Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? (Ответы детей) – Цель урока «Познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни в середине XX века»  2. Актуализация знаний учащихся.  На прошлом уроке мы с вами познакомились с музыкальными понятиями: бард  певец, авторская песня, особенности бардовской песни Давайте  напомним себе эти понятия… БАРД­поэт, певец и исполнитель своих стихов, положенных на свою же  музыку. Авторская песня – это песня, которую создают «поющие поэты» ­ авторы  стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно ее исполнителями. Их ещё называют бардами.  А что имеет значение в авторской песне? (Прежде всего стихотворный текст). Какие же особенности авторской песни? В чём её ценность? ­ Это искренность, доверительность звучания. ­ В своих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и  воспевали дружбу. Эти песни отмечены социальной честностью,  отзывчивостью, проникновенностью, обаянием, оригинальностью. Их авторы  печалятся от неизбежности утрат и не теряют надежды. ­ Это доступность для восприятия и исполнения любым человеком. ­ Скупыми средствами (только гитара и голос человека) авторская песня  выражает глубокие чувства человека. Новый жанр авторской песни зародился в России в середине 20 века.  Основоположниками его стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий,  Александр Городницкий. II. Основная часть.  2 этап урока.   1. Знакомство с биографией и  творчеством Булата Окуджавы. Мы повторили понятия авторской песни. А теперь зададим сокровенный  вопрос: «Кто Вы, Булат Окуджава?». В сопровождении презентации идёт  сообщение учащегося или материал представляет учитель. Б. Окуджава – признанный основоположник авторской песни. Родился 9 мая 1924 г в   Москве   на   Арбате.   И   дата,   и   место   рождения   поэта   со   временем   приобрели символический характер. Почему? 9 мая закончилась война В 1937 году был репрессирован и расстрелян отец Окуджавы, сослана мать, ему самому чудом удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Из 9­ого класса московской школы он ушел на фронт. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университет. После университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 г. в Калуге вышел его первый поэтический сборник   «Лирика».   Окуджава   переезжает   в   Москву,   куда   вернулась   после реабилитации его мама. Вскоре приходит известность, потому, что поэт обращается не к массам, а к личности. С 1956 года Окуджава начинает выступать как бард­певец. Работал редактором в издательстве   «Молодая   гвардия»,   затем   —   заведующим   отделом   поэзии   в «Литературной   газете».   Участвовал   в   работе   литературного   объединения «Магистраль». В   1961   году   ушёл   со   службы   и   больше   по   найму   не   работал,   занимаясь исключительно творческой деятельностью. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле­ и радиопередачах.  Более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Булата Окуджава, из них 40 песен на его музыку. В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».  Фильм «Белое солнце пустыни» 1970 г. песня «Ваше благородие…» Фильм «Белорусский вокзал» 1971г. песня «Нам нужна одна победа..» Фильм «Ключ без права передачи 1977г. Песня «Пожелание друзьям».  Он написал около 150 песен. Они о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве мудрости. 2. Прослушивание песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям». Слово Учителя: Пушкин… Кажется, мы знаем о нем всё. Мы так привыкли слышать его имя с самого детства. Нам немного надоедает каждый год непременно изучать его в школе на уроках литературы. Мы перечитываем его в течение жизни неоднократно. Но   кто   он   такой   –   Пушкин?   Как   образ   Пушкина   появился   в   творчестве   Булата Окуджавы? Очень много своих стихотворений Булат Окуджава посвятил Пушкину. Он открыл его поздно, лет в 40. Читал он его с детства и считал, что хорошо знает. Но позже понял, что не знал его и не понимал. А в 40 лет стал перечитывать его другими глазами. Почувствовал   поэзию   Пушкина   как   стихи   близкого,   хорошо   знакомого,   дорогого человека. Пушкин стал идеалом для Окуджавы. «Пушкина я по – настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать  его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно…Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему. И потом Пушкин для меня – колоссальная личность во всех отношениях, и в литературном, и в человеческом.»    Он считал его недостижимым, но   стремился   приблизиться   к   нему.   Б.Окуджава   видел   в   Пушкине   достоинство, очень   дорогое   для   него   самого   –   умение   смотреть   на   себя   иронически.  Ю.   М. Лотман – известный филолог, исследователь истории русской литературы 18­ 19 веков,   автор   прекрасных   литературоведческих   трудов,   посвященных   творчеству А.С.Пушкина сказал однажды: «…а, на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт – Булат Окуджава».  3. Слушание стихотворения «Счастливчик Пушкин!» (видеофрагмент) В его стихотворении «Александру Сергеичу хорошо, ему прекрасно…» больше  понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах…»  4. Анализ стихотворения. Работа над проблемным вопросом: Почему так  сказали исследователи творчества Б. Окуджавы? Счастливчик   Булата   Окуджавы   близок   к   пушкинскому,   близок   к   образу   самого Пушкина.   Таким   образом,   можно   говорить   о   создании   Б.   Ш.   Окуджавой внутреннего мира А. С. Пушкина. Несмотря на все события, происходящие в жизни Александра   Сергеевича,   на   его   творческие   кризисы,   он   не   изменил   своему мироощущению, не потерял свою духовность, скорее, наоборот, она крепла в нем. Пушкин, как творец, всю свою духовность, свое миропонимание, эмоции и чувства воплотил в своих произведениях. Сын двадцатого века, вобравший в себя горести и муки своего времени, человек, которого   опалили   и   сталинские   репрессии   (арест   родителей),   и   Великая Отечественная война, и недоверие и даже откровенная злоба партийной элиты и другие трудности жизни не сломили Б. Окуджаву, как и не сломили невзгоды А. С. Пушкина. Трудности жизни не убили у этих поэтов и тяготение к христианству, хотя   Окуджава   вырос   в   атеистической   семье,   он   не   утратил   веру   в   торжество христианских   истин,   нравственных   истин   (надежда,   любовь,   долг,   благородство, честь). Таким   образом,   в   двадцатом   веке   во   времена   долгих   студеных   холодов   и кратковременных оттепелей русской литературы стихи Окуджавы согревали души читателей надеждой на лучшее, любовью к жизни, верой в ее правоту. Именно в этом   уникальность   его   гармонического   дара,   которая   сродни   уникальности гармонического дара Пушкина. И действительно образ А. С. Пушкина у Б. Окуджавы единый и правдоподобный.  Стихотворение напоминает нам о важных моментах жизни Пушкина. Закончил он  это стихотворение гибелью Пушкина, и как бы проложил мостик к следующему  своему стихотворению, которая впоследствии стала авторской песней. 5. Просмотр видеофильма   «А всё­таки жаль…» Не представляю Пушкина Без падающего снега. Бронзового Пушкина, Что в  плащ укрыт. Когда снежинки тихие Падают с неба, Мне кажется, что бронза Тихо звенит….. В стихотворении «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…» Б.Ш.Окуджава выказывает свое отношение к эпохам, к историческому течению времени, в котором присутствуют нотки грусти, сожаления, ощущение неизбежности изменений. Мечта о   встрече   с   Пушкиным   выражена   в   этом   стихотворении   Окуджавы.   Мысленное общение с дорогим литературным родственником из прошлого вдохновляет поэта более, чем застолье с современниками: «А все­таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем   /   поужинать   в   «Яр»   заскочить   хоть   на   четверть   часа».   Поэт ностальгирует и по старой Москве, вместе с которой ушел Пушкин: «А все­таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков…». Выводы по проблемному вопросу. Образ А. С. Пушкина – фигура, которая помогает выразить Окуджаве свое  отношение к современности через обращение к прошлому.  Автор, с одной стороны, возвеличивает образ Пушкина. С другой же стороны, Булат Шалвович ставит себя рядом с великим гением, он считает Пушкина своим другом,  близким себе по духу. Таким образом, можно говорить о том, что Б. Ш. Окуджава обращается к образу великого   поэта,   потому   что   видит   в   нем   духовное   сходство,   которое   нельзя заимствовать,   но   с   которым   нужно   родиться:   особое   мирочувствование   и мировосприятие. 6. Вокально­хоровая работа с песней «Давайте восклицать…». Слово учителя. В заключение предлагаю всем спеть песню “Пожелание” “Давайте  восклицать, друг другом восхищаться…”.  7. Рефлексия.  ­ Ребята, с помощью метода пяти пальцев, прошу оценить урок, не забывая  отвечать на вопросы к каждому пальцу.                                                 «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ» М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему  поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние  сегодня? Что я сделал     для своего здоровья? ­ Ребята, как вы думаете, мы с вами ответили ли на все возникшие вопросы  урока? – Как вы считаете, достигли ли мы цели урока   (Обсуждение детей и учителя) - Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми,  сложными, интересными…? Почему? ­ Что нового для себя узнали?  ­ Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока) Ребята, я уверена, что сегодняшний урок останется в вашей памяти надолго. Булат  Шалвович внушает нам простые человеческие истины о любви и вере, о дружбе и  братстве, о верности и милосердии. Деликатно, мягко, иногда категорично, иногда с юмором. Да, нелёгкая эпоха и судьба вошли в произведения Булата Окуджавы, но  что бы там ни было, поэт всегда был уверен, что добро восторжествует. Булата Окуджавы нет с нами, но его стихотворения и песни о Добре, Любви,  Нежности всегда будут напоминать нам о том, что, только понимая и доверяя друг  другу, можно выжить в наше время.  Авторская песня жива. Напрасно её пытались похоронить как жанр. На смену  Окуджаве и Галичу, Визбору и Высоцкому пришли Виктор Цой, Игорь Тальков,  Александр Башлычёв, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук. Им есть что сказать нам,  слушателям. И если двери нашей души открыты добру и правде, то мы их  обязательно услышим.  – Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания! Д.З. Письменно заполнить таблицу «плюс­ минус­ интересно». Выучить слова песни  «Пожелание друзьям» Б. Окуджавы. «ПЛЮС­ МИНУС­ ИНТЕРЕСНО».  Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В  графу «П» ­ «плюс»­ записывается все, что понравилось на уроке, информация  и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению  ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» ­ «минус»­ записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по  мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» ­  «интересно»­ учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали  на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты — ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно то вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью — поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, — тем более что жизнь короткая такая.

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе

Открытый урок "На фоне Пушкина" в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018