В рамках декады математики провели открытый урок на тему "Задачи на части" .Использование на уроке рабочего листа.Решение практических задач,наглядные схемы,для облегчения понимания решения задач на части.цель урока углубить полученные знания и навыки по теме врешении задач на части и уравнении
Тема урока : «Решение задач на части»
Цель урока:
I. Вступительное слово учителя
Ход урока
Учитель: Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на
лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. “Если вы хотите плавать,
смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, –
советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа в книге “Как
решить задачу”. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного
труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это
нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится. “Ум без
догадки гроша не стоит”.
II. Постановка целей урока.
Учитель: Ребята, какие задачи мы с вами научились решать?
Ученик: Задачи на движение, задачи, решаемые с помощью уравнения. . .
Учитель: Сегодня мы продолжаем решать задачи. Но рассмотрим задачи нового
типа, А какого типа – давайте отгадаем, решив несколько примеров устно с помощью
свойств действий.
III. Устный счет “Найди слово” (задания записаны на доске):
1. 52 х 138 + 48 х 138;
2. 438 х 90 – 238 х 90;
3. 50 х 73 – 49 х 73;
4. 6 х 52;
5. 198 х 4.
Ответы: 1380 – Ч; 73 – Т; 792 – И; 1800 – С; 312 – А.
ЧАСТИ
На обратной стороне табличек помещены ответы к данным примерам. Из табличек,
прикрепленных магнитами на доске, дети составляют слово “ЧАСТИ”.
Учитель: Итак тема сегодняшнего урока: “Задачи на части”, цель: научиться решать
задачи такого типа.
Задача 1.
Сахар –10 кг
5 частей
Вишня – ?
3 частиРешение:
1) 10 : 5 = 2 (кг) – 1 часть,
2) 2 х 3 = 6 (кг) – вишни.
Ответ 6 кг.
Задача 2.
Сахар – ?
5 частей
Вишня – ?
3 части
Всего – 24 кг
Решение:
1) 5 + 3 = 8 (частей) – всего%
2) 24 : 8 = 3 (кг) – на одну часть;
3) 3 х 5 = 15 (кг) – сахара;
4) 3 х 3 = 9 (кг) – вишни.
Ответ: 15 кг, 9 кг.
Задача 3.
Сахар – ? на 8 кг
5 частей
Вишня – %
3 части
Решение:
1) 5 – 3 = 2 (части) – разница;
2) 8 : 2 = 4 (кг) – на одну часть;
3) 4 х 5 = 20 (кг) сахара;
4) 4 х 3 = 12 (кг) – вишни.
Ответ: 20 кг, 12 кг.
Учитель: Ребята, а что же общего есть в решении всех задач?
Ученик: Нахождение одной части.Далее вырабатывается алгоритм при решении задачи на части Учащиеся несколько
раз повторяют алгоритм, затем проговаривают его хором.
Алгоритм решения задач на части:
1. Вычисление одной части.
2. Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.
VI. Закрепление изученного материала. Решить задачи на доске и в тетрадях с
коллективным обсуждением. К каждой задаче делать схематически рисунок.
Задача 1. Для варенья на 2 части малины берут 3 части сахара. Сколько
килограммов сахара следует взять на 2 кг 600 г ягод?
Задача 2. Купили 1800 г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши – 3 части и
сливы – 2 част массы сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив в
отдельности купили?
Задача 3. При пайке изделий из жести применяют сплав, содержащий 2 части
свинца и 5 частей олова. Сколько граммов свинца и олова в отдельности содержит
кусок сплава, в котором олова на 360 г больше, чем свинца?
Самостоятельная работа
Задачи “на части”
Вариант 1
Сплав состоит из олова. На 5 частей олова приходится 2 такие же части свинца.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько граммов олова содержит кусок сплава, в котором содержится 70 г свинца?
(1) 28.
(2) 35.
(3) 50.
(4) 40.
(5) 175.
2. Сколько граммов свинца содержит кусок сплава, в котором содержится 70 г олова?
(1) 28.
(2) 14.
(3) 175.
(4) 40.
(5) 50.
3. Сколько граммов свинца в куске сплава массой 210 г?
(1) 84.
(2) 150(3) 140.
(4) 60.
(5) 30.
4. Сколько граммов олова в кучке свинца, в котором свинца на 2 10 г меньше, чем
олова?
Задачи “на части”
Вариант 2
Для варки варенья ib малины на 2 части ягод берут 3 такие же части сахара.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько граммов ягод было, если взяли 900 г сахара?
(1) 360.
(2) 1350.
(3) 4500.
(4) 600.
(5) 300.
2. Сколько граммов сахара взяли, если было 800 г ягод?
(1) 3200.
(2) 1400.
(3) 1200.
(4) 4800.
(5) 400.
3. Сколько граммов сахара взяли, если ягод и сахара вместе взяли 1500 г?
(1) 750.
(2) 1000.
(3) 500.
(4) 600.
(5) 900.
4. Сколько граммов ягод взяли, если их взяли на 300 г меньше, чем сахар?
(1) 1000.
(2) 7500.
(3) 600.
(4) 900.
(5) 500.VIII. “Проверь себя сам!”
Учитель: Проверь себя сам! Вычеркните в “окошечках” номера неверных ответов.
Номера правильных ответов: вариант 1 – 5142; вариант 2 – 4353.
Самостоятельно оцените результаты самостоятельной работы по таблице:
Количество верно выполненных
заданий
Оценка
4
3
2
1
“5
”
“4
”
“3
”
“2
”
IX. Домашнее задание. Решить задачи – 3 рецепта, рассмотренные в начале урока.
Х. Подведение итогов. в ыставление оценок.
Незаконченное предложение…
Ребята, давайте вернемся к целям и задачам, которые мы ставили на урок
и посмотрим, что мы должны были сделать и что сделали? (что ещё
предстоит сделать?
Предлагает дополнить предложени Я узнал, что...
. Я научился...
Благодарит за урок
Урок окончен! Всем спасибо!