Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Оценка 5
Педсоветы
docx
классное руководство
1 кл
03.03.2018
В последнее время в начальном образовании приоритетными считаются цели развития личности учащегося и формирование у младших школьников умения учиться, как необходимых условий достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Эти качества начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, поэтому в работе современного учителя одной из самых острых оказалась проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. На мой взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
физической готовностью (физическим состоянием и здоровьем ребенка);
интеллектуальной готовностью;
личностной готовностью.
для учителей, готовность.docx
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
В последнее время в начальном образовании приоритетными считаются цели
развития личности учащегося и формирование у младших школьников умения учиться, как
необходимых условий достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Эти
качества начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, поэтому в работе
современного учителя одной из самых острых оказалась проблема преемственности между
дошкольным и начальным образованием. В связи с тенденцией раннего изучения школьного
программного материала в дошкольных образовательных учреждениях, возникла ситуация
дублирования, когда дети приходят в первый класс с достаточно высоким уровнем
развития. Однако возможны индивидуальные особенности развития ребенка, кроме того,
определенная часть детей не посещают дошкольные учреждения, а семейное воспитание не
всегда компенсирует отсутствие общественного. В школе ко всем ученикам предъявляются
одинаковые требования, стандартность которых заложена в единой для всего класса
программе обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного
объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми
учащимися.
Для успешной реализации поставленных целей педагогу необходимо определить
интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика до начала обучения, когда в
одном классе собираются дети с разным уровнем готовности к обучению в школе.
На мой взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя
взаимосвязанными компонентами:
физической готовностью (физическим состоянием и здоровьем ребенка);
интеллектуальной готовностью;
личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в
медицинскую карту.
Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития
(фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных
процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу должен достичь
определенного уровня, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной
программы. Для этого необходимо, чтобы его память и внимание стали произвольными,
мышление должно быть представлено во всех трёх основных формах: наглядно
действенной, нагляднообразной и словеснологической. Развитость восприятия должна
проявляться в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне
сформированности перцептивных действий. Речевая готовность детей к обучению, прежде
всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления
поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как
средства общения и предпосылки к усвоению письма.
Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире,
отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность
в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи. Особое внимание необходимо обратить на наличие
выраженного интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, к получению
новой информации об окружающем мире. Этот интерес онтогенетически вырастает из
естественной любознательности детей 45летнего возраста, прямо зависит от полноты
удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых. Следует также учитывать
потребность в достижении успеха, соответствующую самооценку и уровень притязаний.
Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе на практике может
установить только комплексное психодиагностическое обследование. Оно может быть
осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе
образования, совместно с учителями и воспитателями. В связи с тем, что в реальности это
обследование проводится учителем, мною разработан диагностический комплекс, в
который входят задания, направленные на изучение уровня развития высших психических
функций, интеллектуального развития и уровень сформированности мотивации к
обучению. Он включает в себя исследование основных компонентов готовности ребенка к
обучению:
памяти,
словеснологического мышления,
речевого развития,
координации движений,
мелкой моторики руки,
школьной мотивации,
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики
является смена роли педагога с позиции учителя на позицию исследователя.
Важно соблюдать следующие условия:
необходимо выяснить мнение ребенка о желательности присутствия
родителей при индивидуальном собеседовании. Родителей необходимо
предупредить о недопустимости вмешательства в процесс беседы;
начиная беседу, учитель должен назвать ребенка по имени, дать
возможность освоиться в обстановке, создать доброжелательную
атмосферу;
результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи
следует фиксировать в протокол;
общая продолжительность беседы не должна превышать 2025 минут;
после выполнения каждого задания выставляется количественный балл, а
затем проводится общая оценка уровня развития ребенка по данному
параметру.
3 балла выставляются при успешном выполнении задания, без помощи
педагога; 2 балла – допустима минимальная помощь педагога (наводящие вопросы),
но задание выполнено самостоятельно; 1 балл – выполнение задания после
демонстрации образца.
Суммируя баллы, набранные ребёнком в ходе диагностики, можно сделать вывод:
не менее 80% заданий, выполнение которых оценено в 3 балла, свидетельствуют о
высоком уровне готовности к школьному обучению.
5580% свидетельствуют о среднем уровне. менее 55% низкий уровень.
Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы:
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
У тебя есть брат, сестра? Как их зовут? Кто старше?
Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
Сейчас утро, день или вечер?
Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше – обед или ужин?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
Кем работает твой отец, мать?
Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
Обследование памяти включает в себя:
1. Обследование кратковременной слуховой памяти.
Педагог зачитывает ребенку следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги,
рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те
слова, которые запомнил. Норма – 56 слов.
2. Обследование смысловой памяти.
Ребенку предлагается запомнить пары слов: шумвода, столобед, мострека,
рублькопейка, лесмедведь. Затем педагог произносит первое слово каждой пары, а
ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары.
Уровень развития мышления определяется с помощью выполнения дошкольником
ряда субтестов:
словеснологическое мышление
рассуждать,
классифицировать предметы) исследуется в ходе игры «Четвертый лишний». Педагог
предлагает рассмотреть четыре предметных картинки (четыре варианта) и назвать лишний
предмет, при этом доказать свой ответ, назвав общим словом характеристику трех, по его
мнению, однородных предметов. Возможны варианты ответов, если они логичны, то
засчитываются, как правильные. В норме ребенок справляется с заданием полностью.
(умение анализировать,
для выявления умений находить причинноследственные связи ребенку предлагают
серию картинок с изображением последовательных событий с просьбой разложить
картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность
нахождения причинноследственных связей.
навыки сравнения исследуются в ходе работы с иллюстрациями в вопросно
ответной форме, например: покажи картинку, где девочка выше мальчика, но ниже дерева
и т.д.
Речевое развитие исследуется на разных уровнях:
речевой слух,
словарный запас,
грамматический строй,
связная речь. Для исследования речевого слуха педагог просит ребенка:
прослушать слова и хлопнуть в ладоши при наличии в слове заданного звука.
Например: звук «с» в словах соловей, цапля, зяблик;
определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
повторить слово сложной слоговой структуры (милиционер, велосипед,
электропоезд и т.д.).
Исследование словарного запаса включает в себя задания на выявление уровня
развития:
предметного словаря: педагог выкладывает перед ребенком предметную картинку
с изображением машины, стула, рубашки и просит назвать предмет и его части;
глагольного словаря: педагог просит помочь рассказать историю, вставив
подходящие слова (по дорожке мишка …, к большому дубу …., через речку …);
словаря признаков: исследование проходит в виде игры «Скажи подругому».
Педагог: «Ваза из стекла, она какая?» (Стеклянная). Исследуя словарь признаков, следует
выявить знание слов противоположных по значению (антонимов), обозначающих цвет,
величину, время, пространственные признаки (высокийнизкий);
Исследование грамматического строя включает в себя задания по образованию
имен существительных множественного числа, согласованию имен существительных с
числительными, употреблению в речи сложных предлогов (изпод, изза и т.д.).
Исследование связной речи проходит в виде игры «Собери сказку»: педагог
предлагает рассмотреть четыре сюжетные иллюстрации, расположить их в нужном порядке
и рассказать сказку (могут быть использованы сюжеты русских народных сказок, известных
ребенку). Учитываются: грамматическая правильность речи, ее эмоциональность,
разнообразие лексики.
Координация движений исследуется при помощи следующих заданий.
1. Упражнения «Коза», «Заяц».
Педагог просит дошкольника сделать из пальцев «Козу» (вытянуть вперед
указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим
к ладони), а затем превратить её в «Зайца» (вытянуть вверх средний и указательный
пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее
упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами
пальцы.
2. Вставь нитку в иголку.
Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35
мм, с большим ушком.
3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак».
Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не
сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д. 4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела.
Педагог просит ребенка показать правое ухо, левый глаз, топнуть правой ногой,
подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле,
умение понимать словесную инструкцию.
Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:
рисование: педагог просит ребенка нарисовать из заданной точки прямую линию,
прямоугольник, треугольник, круг; продолжить рисование «забора» ломаной линии;
обрывание листа бумаги. Нужно получить прямоугольник способом обрывания по
контуру, учитывается способность распределить функции рук, содружество обеих рук в
работе;
работа с ножницами. Ребёнок должен вырезать круг, нарисованный на бумаге.
Оценивается точность повторения контура
упражнения на выявление уровня развития тактильных ощущений. Играя с
волшебным мешочком, по просьбе педагога ребенок, оперируя ведущей рукой, достает
круглый предмет, металлический предмет, мягкий предмет, конкретный предмет и т.д.;
«Катание шарика» Педагог предлагает дошкольнику покатать между указательным
и средним пальцами ведущей руки пластилиновый шарик диаметром 10 мм в течение 1
минуты
упражнение на выявление силы мышечного напряжения кистей рук. Педагог
протягивает ребёнку свою руку и просит сжать её как можно сильнее одной рукой, двумя
руками.
Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где главными вопросами
являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:
если ребёнок отвечает полным ответом, чему он хочет научиться в школе – 3
если ребёнок не может раскрыть значение слова «Учиться», ответ односложный –
балла;
2 балла;
если ребёнок отвечает, что хочет пойти в школу, потому что ему купят красивые
вещи, портфель, но не мотивирован на учение – 1 балл.
Все результаты диагностики (количество баллов) заносятся в таблицу
(Приложение №1)
Дополнительно проводится анкетирование родителей, целью которого является
сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о
состоянии его здоровья, условиях воспитания:
Фамилия, имя, отчество ребенка.
Возраст ребенка, дата рождения.
Адрес фактического проживания ребенка, адрес прописки ребенка.
Мнение о состоянии здоровья ребенка.
С кем проживает ребенок?
Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка?
В какие игры любит играть? Чем вы больше всего любите заниматься с ребёнком?
Что нужно учитывать в общении с вашим ребенком?
Были ли в жизни Вашего ребёнка какиелибо особые переживания, о которых Вы
хотите мне сообщить?
Что делает Ваш ребёнок, когда он расстроен, как легче всего его успокоить?
Что ещё Вы хотите рассказать мне о ребёнке? По итогам проведенных исследований и анализа анкеты педагог составляет беседу
с родителями. Особое внимание следует уделить подготовке беседы с родителями детей,
продемонстрировавших низкий уровень готовности к обучению. Педагог должен в
тактичной форме, опираясь на протоколы диагностики, познакомить с результатами и
совместно наметить план коррекционной работы (желательно, чтобы исследование
проводилось в мае) и пригласить на повторную беседу в августе.
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.