Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Оценка 5

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Оценка 5
Педсоветы
docx
классное руководство
1 кл
03.03.2018
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
В последнее время в начальном образовании приоритетными считаются цели развития личности учащегося и формирование у младших школьников умения учиться, как необходимых условий достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Эти качества начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, поэтому в работе современного учителя одной из самых острых оказалась проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. На мой взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью (физическим состоянием и здоровьем ребенка); интеллектуальной готовностью; личностной готовностью.
для учителей, готовность.docx
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе  В   последнее   время   в   начальном   образовании   приоритетными   считаются   цели развития личности учащегося и формирование у младших школьников умения учиться, как необходимых   условий   достижения   высокого   уровня   знаний,   умений   и   навыков.   Эти качества   начинают   формироваться   еще   в   дошкольном   возрасте,   поэтому   в   работе современного учителя одной из самых острых оказалась проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. В связи с тенденцией раннего изучения школьного программного материала в дошкольных образовательных учреждениях, возникла ситуация дублирования,   когда   дети   приходят   в   первый   класс   с   достаточно   высоким   уровнем развития. Однако возможны индивидуальные особенности развития ребенка, кроме того, определенная часть детей не посещают дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда компенсирует отсутствие общественного. В школе ко всем ученикам предъявляются одинаковые   требования,   стандартность   которых   заложена   в   единой   для   всего   класса программе   обучения,   в   рамках   которой   предполагается   усвоение   точно   определенного объема   знаний   за   конкретные   сроки   и   выполнение   одних   и   тех   же   заданий   всеми учащимися.  Для успешной реализации поставленных целей педагогу необходимо определить интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика до начала обучения, когда в одном классе собираются дети с разным уровнем готовности к обучению в школе. На   мой   взгляд,   наиболее   точно   готовность   к   школе   определяется   тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью (физическим состоянием и здоровьем ребенка); интеллектуальной готовностью; личностной готовностью. Физическая  готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.  Интеллектуальная   готовность   включает   в   себя   состояние   сенсорного   развития (фонематический   слух   и   зрительное   восприятие),   состояние   ряда   познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие. В   познавательном   плане   ребенок   к   поступлению   в   школу   должен   достичь определенного   уровня,   обеспечивающего   свободное   усвоение   школьной   учебной программы. Для этого необходимо, чтобы его память и внимание стали произвольными, мышление   должно   быть   представлено   во   всех   трёх   основных   формах:   наглядно­ действенной,   наглядно­образной   и   словесно­логической.   Развитость   восприятия   должна проявляться   в   его   избирательности,   осмысленности,   предметности   и   высоком   уровне сформированности перцептивных действий. Речевая готовность детей к обучению, прежде всего,   проявляется   в   их   умении   пользоваться   словом   для   произвольного   управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Личностная   готовность   включает   в   себя   ориентировку   в   окружающем   мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в   общении,   умение   установить   контакт   со   сверстниками   и   взрослыми,   что   определяет желание ребенка учиться и его успехи. Особое внимание необходимо обратить на наличие выраженного интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой   информации   об   окружающем   мире.   Этот   интерес   онтогенетически   вырастает   из естественной   любознательности   детей   4­5­летнего   возраста,   прямо   зависит   от   полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых. Следует также учитывать потребность в достижении успеха, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе на практике может установить   только   комплексное   психодиагностическое   обследование.   Оно   может   быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе образования, совместно с учителями и воспитателями. В связи с тем, что в реальности это обследование   проводится   учителем,   мною   разработан   диагностический   комплекс,   в который входят задания, направленные на изучение уровня развития высших психических функций,   интеллектуального   развития   и   уровень   сформированности   мотивации   к обучению. Он включает в себя исследование основных компонентов готовности ребенка к обучению:  памяти, словесно­логического мышления, речевого развития, координации движений, мелкой моторики руки, школьной мотивации, Обязательным   условием   успешного   проведения   педагогической   диагностики является смена роли педагога с позиции учителя на позицию исследователя.       Важно соблюдать следующие условия: необходимо   выяснить   мнение   ребенка   о   желательности   присутствия родителей   при   индивидуальном   собеседовании.   Родителей   необходимо предупредить о недопустимости вмешательства в процесс беседы; начиная   беседу,   учитель   должен   назвать   ребенка   по   имени,   дать возможность   освоиться   в   обстановке,   создать   доброжелательную атмосферу; результаты   выполнения   заданий   и   уровень   оказанной   ребенку   помощи следует фиксировать в протокол; общая продолжительность беседы не должна превышать 20­25 минут; после выполнения каждого задания выставляется количественный балл, а затем   проводится   общая   оценка   уровня   развития   ребенка   по   данному параметру. 3   балла   выставляются   при   успешном   выполнении   задания,   без   помощи педагога; 2 балла – допустима минимальная помощь педагога (наводящие вопросы), но   задание   выполнено   самостоятельно;   1   балл   –   выполнение   задания   после демонстрации образца. Суммируя баллы, набранные ребёнком в ходе диагностики, можно сделать вывод: не менее 80% заданий, выполнение которых оценено в 3 балла, свидетельствуют о высоком уровне готовности к школьному обучению. 55­80% ­ свидетельствуют о среднем уровне. менее 55% ­ низкий уровень. Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы: Назови свою фамилию, имя, отчество. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. У тебя есть брат, сестра? Как их зовут? Кто старше?  Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Сейчас утро, день или вечер? Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше – обед или ужин? Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. Кем работает твой отец, мать? Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? Каких птиц ты знаешь? Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?  Обследование памяти включает в себя: 1. Обследование кратковременной слуховой памяти. Педагог зачитывает ребенку следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма – 5­6 слов.  2. Обследование смысловой памяти.  Ребенку   предлагается   запомнить   пары   слов:   шум­вода,   стол­обед,   мост­река, рубль­копейка,   лес­медведь.   Затем   педагог   произносит   первое   слово   каждой   пары,   а ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары. Уровень развития мышления определяется с помощью выполнения дошкольником ряда субтестов:  словесно­логическое   мышление     рассуждать, классифицировать   предметы)   исследуется   в   ходе   игры   «Четвертый   лишний».   Педагог предлагает рассмотреть четыре предметных картинки (четыре варианта) и назвать лишний предмет, при этом доказать свой ответ, назвав общим словом характеристику трех, по его мнению,   однородных   предметов.   Возможны   варианты   ответов,   если   они   логичны,   то засчитываются, как правильные. В норме ребенок справляется с заданием полностью. (умение   анализировать, для выявления умений находить причинно­следственные связи ребенку предлагают серию   картинок   с   изображением   последовательных   событий   с   просьбой   разложить картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность нахождения причинно­следственных связей. навыки   сравнения   исследуются   в   ходе   работы   с   иллюстрациями   в   вопросно­ ответной форме, например: покажи картинку, где девочка выше мальчика, но ниже дерева и т.д. Речевое развитие исследуется на разных уровнях:  речевой слух,  словарный запас, грамматический строй, связная речь. Для исследования речевого слуха педагог просит ребенка:  прослушать   слова   и   хлопнуть   в   ладоши   при   наличии   в   слове   заданного   звука. Например: звук «с» в словах соловей, цапля, зяблик;  определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце); повторить   слово   сложной   слоговой   структуры   (милиционер,   велосипед, электропоезд и т.д.). Исследование словарного запаса включает в себя задания на выявление уровня развития: предметного словаря: педагог выкладывает перед ребенком предметную картинку с изображением машины, стула, рубашки и просит назвать предмет и его части; глагольного   словаря:   педагог   просит   помочь   рассказать   историю,   вставив подходящие слова (по дорожке мишка …, к большому дубу …., через речку …); словаря   признаков:   исследование   проходит   в   виде   игры   «Скажи   по­другому». Педагог: «Ваза из стекла, она какая?» (Стеклянная). Исследуя словарь признаков, следует выявить   знание   слов   противоположных   по   значению   (антонимов),   обозначающих   цвет, величину, время, пространственные признаки (высокий­низкий); Исследование грамматического строя включает в себя задания по образованию имен   существительных   множественного   числа,   согласованию   имен   существительных   с числительными, употреблению в речи сложных предлогов (из­под, из­за и т.д.). Исследование   связной   речи   проходит   в   виде   игры   «Собери   сказку»:   педагог предлагает рассмотреть четыре сюжетные иллюстрации, расположить их в нужном порядке и рассказать сказку (могут быть использованы сюжеты русских народных сказок, известных ребенку).   Учитываются:   грамматическая   правильность   речи,   ее   эмоциональность, разнообразие лексики. Координация движений исследуется при помощи следующих заданий. 1. Упражнения «Коза», «Заяц».  Педагог   просит   дошкольника   сделать   из   пальцев   «Козу»   (вытянуть   вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим к   ладони),   а   затем   превратить   её   в   «Зайца»   (вытянуть   вверх   средний   и   указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами пальцы. 2. Вставь нитку в иголку.  Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35 мм, с большим ушком. 3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак». Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д. 4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела. Педагог   просит   ребенка   показать   правое   ухо,   левый   глаз,   топнуть   правой   ногой, подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле, умение понимать словесную инструкцию. Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:  рисование: педагог просит ребенка нарисовать из заданной точки прямую линию, прямоугольник, треугольник, круг; продолжить рисование «забора» ломаной линии;  обрывание листа бумаги. Нужно получить прямоугольник способом обрывания по контуру, учитывается способность распределить функции рук, содружество обеих рук в работе; работа   с   ножницами.   Ребёнок   должен   вырезать   круг,   нарисованный   на   бумаге. Оценивается точность повторения контура  упражнения   на   выявление   уровня   развития   тактильных   ощущений.   Играя   с волшебным мешочком, по просьбе педагога ребенок, оперируя ведущей рукой, достает круглый предмет, металлический предмет, мягкий предмет, конкретный предмет и т.д.; «Катание шарика» Педагог предлагает дошкольнику покатать между указательным и средним пальцами ведущей руки пластилиновый шарик диаметром 10 мм в течение 1 минуты  упражнение   на   выявление   силы   мышечного   напряжения   кистей   рук.   Педагог протягивает ребёнку свою руку и просит сжать её как можно сильнее одной рукой, двумя руками. Школьная   мотивация   выявляется   в   ходе   беседы,   где   главными   вопросами являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:  если ребёнок отвечает полным ответом, чему он хочет научиться в школе – 3 если ребёнок не может раскрыть значение слова «Учиться», ответ односложный – балла; 2 балла; если ребёнок отвечает, что хочет пойти в школу, потому что ему купят красивые вещи, портфель, но не мотивирован на учение – 1 балл.  Все   результаты   диагностики   (количество   баллов)   заносятся   в   таблицу (Приложение №1)  Дополнительно   проводится   анкетирование   родителей,   целью   которого  является сбор   информации   об   особенностях   физического   и   психического   развития   ребенка,   о состоянии его здоровья, условиях воспитания: Фамилия, имя, отчество ребенка. Возраст ребенка, дата рождения. Адрес фактического проживания ребенка, адрес прописки ребенка. Мнение о состоянии здоровья ребенка. С кем проживает ребенок? Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка? В какие игры любит играть? Чем вы больше всего любите заниматься с ребёнком? Что нужно учитывать в общении с вашим ребенком? Были ли в жизни Вашего ребёнка какие­либо особые переживания, о которых Вы хотите мне сообщить? Что делает Ваш ребёнок, когда он расстроен, как легче всего его успокоить? Что ещё Вы хотите рассказать мне о ребёнке? По итогам проведенных исследований и анализа анкеты педагог составляет беседу с родителями. Особое внимание следует уделить подготовке беседы с родителями детей, продемонстрировавших   низкий   уровень   готовности   к   обучению.   Педагог   должен   в тактичной   форме,   опираясь   на   протоколы   диагностики,   познакомить   с   результатами   и совместно   наметить   план   коррекционной   работы   (желательно,   чтобы   исследование проводилось в мае) и пригласить на повторную беседу в августе.

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018