КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Подготовила и провела: учитель трудового обучения Курочкина О.Ю.,
г. Семей
Тема: «Формирование трудовых компетенций на всех уровнях обучения как условие профессиональной подготовки выпускников коррекционной школы».
Цель:
расширить круг профессиональных знаний педагогов по теме:
«Формирование трудовых компетенций в учебно-воспитательном процессе».
Задачи:
- познакомить с
содержанием термина «компетенция»;
- показать пути формирования трудовых компетенций у учащихся на всех уровнях
обучения и воспитания;
- определить эффективные формы педагогической работы для
организации продуктивной деятельности по развитию трудовых компетенций
учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Вступительное слово:
«В «Концепции развития образования» отмечается необходимость формирования личности, которая будет способна на основе полученных знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Поэтому формирование ключевых компетенций учащихся, в том числе и трудовых, является приоритетной задачей системы современного образования.
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Сегодня необходимо не просто работать, но и взаимодействовать в коллективе, решать возникающие проблемы, выбирать лучшие варианты и т.д. Даже обычному выпускнику средней школы сложно найти свою социальную нишу. А выпускнику коррекционной школы это сложнее вдвойне. У него нарушена способность самостоятельно выделять критерии, которые позволяют личности комфортно существовать в социальной среде и успешно реализовывать свои потребности и цели. Чтобы адаптироваться в современном обществе, ему необходимо иметь такие качества, как умение учиться, находить решения в трудных ситуациях, готовность к переменам, мобильность и другие. В коррекционной школе в процессе обучения и воспитания формируются необходимые компетенции, ОСОБЕННО ТРУДОВЫЕ, направленные на максимальное развитие и социально-трудовую адаптацию ребёнка с особыми возможностями здоровья. Овладение детьми трудовыми навыками обеспечивает успешную ориентацию в будущей профессии, позволяет подготовить учеников к самостоятельной жизнедеятельности».
«Так как тема нашего педсовета связана напрямую с трудом, с отношением к нему. Мне хотелось бы узнать у вас, уважаемые коллеги, в чем лично вы видите ценность труда? Для чего в жизни человека нужен труд? (ответы слушателей)
Судя по прозвучавшим ответам, у каждого из нас свое представление о необходимости и значимости трудовой деятельности в жизни человека. То же само подтверждается и словами следующей притчи (притча Плутарха): «Путник встретил человека, который вез тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Разве ты не видишь? Камни тащу, будь они прокляты!». Затем путник встретил второго человека с такой же тачкой и услышал в ответ:
«Зарабатываю себе на жизнь». Третий же встреченный им человек, везший камни, гордо ответил: «Строю Шартрский собор».
На мой взгляд, в этой притче отражена суть трудовых компетенций, точнее их сформированность. А что же такое компетенции вообще и, в частности, трудовые?
Компетенция (от лат.competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо сфере.
Данное определение можно представить в виде формулы:
Трудовая компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей трудовой (профессиональной) деятельности.
В эту компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, владеть этикой трудовых взаимоотношений и навыками самоорганизации, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
В каких же учебных предметах данная компетенция является ведущей? Как оказалось, во всех учебных предметах, во внеклассной работе, в профориентационной деятельности коллектива, в процессе производственной практики и т.д.
Формирование трудовой компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта.
Воспитывать и развивать трудовую компетенцию учащихся, как одно из основополагающих условий на успешное профессиональное самоопределение, необходимо с нескольких позиций:
- с позиции учащихся – создание условий для дальнейшего профессионального определения каждого школьника в соответствии с его индивидуальными задатками, способностями, склонностями, потребностями;
- с позиции общества, рынка труда – формирование профессиональных компетентностей школьников в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;
- с позиции образовательного учреждения – создание условий непрерывного трудового обучения и воспитания, обеспечивающих каждому школьнику возможность для саморазвития, самореализации в дальнейшей жизни.
В развитии трудовой компетенции детей с нарушением интеллекта можно выделить ряд этапов, продолжительность которых варьируется.
1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения.
2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии, материального состояния.
3 этап – период подросткового и юношеского возраста – предварительный выбор профессии и гражданско-правовое становление. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются.
4 этап – собственный выбор профессии, своего места в социуме.
Бытует мнение, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.
Это обусловлено тем, что наши дети:
v не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
v у них не хватает самостоятельности;
v низкий уровень знаний об окружающей среде;
v специфические потребности в общении;
v не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;
v им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
v неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
v несформированность мотивов и интересов к профессиональной деятельности;
v завышенная самооценка.
В современном мире ребёнок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому более серьезно и внимательно необходимо относиться к вопросам формирования трудовых компетенций в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. В работе над формированием трудовой компетенции следует помнить, что существуют определённые уровни:
1 уровень.
Обучение и воспитание в 1-4-ом классах представляет собой пропедевтический период как трудовой подготовки (задача педагога в этот период – продуманно организовать психолого-педагогическое изучение школьников, направленное на выявление их интересов, склонностей и возможностей; формировать на уроках ручного труда первичные трудовые умения и навыки ), так и профориентационной работы (формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, начальное знакомство с миром профессий).
«В специальной (коррекционной) школе при работе с детьми с ОВЗ применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Воспитательный процесс основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Если специально не учить их ими пользоваться - сообщённые знания и сведения превращаются в мёртвый груз. В связи с этим задача воспитателя – обеспечить сознательное и прочное усвоение обучающимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, умений и навыков
Трудовую деятельность во внеурочное время можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условное, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству. Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне уроков.
Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в специальной (коррекционной) школе: практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; коррекция психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка. Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, аппликацией и т.п..
На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Воспитателям необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Естественно, что на внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Хорошо зная состав учащихся, их индивидуальные особенности, опытный воспитатель умело организует эту работу, подбирая такие виды труда, которые могут быть доступны и интересны всем ученикам его класса.
Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с ОВЗ в процессе воспитания необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
На занятиях прикладного труда воспитатели раскрывают способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу. На занятиях развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объёмных картин, составлением панно и композиций из солёного теста.
Очень большое значение для трудового воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии, беседы о труде, просмотры кинофильмов о труде, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий и пробуждают интерес к труду.
Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.
Значительное место в общественно полезном труде школьников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы-интерната, уходу за деревьями, кустарниками, цветниками.
Правильное отношение к труду умственно отсталого школьника можно воспитать, лишь систематически организуя его собственную трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе и вне школы у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду.
В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности.
В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем.
В старшем звене знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку, принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться.
В выполнении любой трудовой деятельности с детьми необходим контроль и участие взрослого, но не следует навязывать ребенку своего мнения, надо давать ему простор для самостоятельных действий. Тогда трудовые навыки осмысливаются и закрепляются эффективней.
Чтобы добиться положительного результата при формировании навыков самостоятельности, необходимо:
· проводить работу системно и планомерно, начиная от простого к сложному;
· применять показ личного примера взрослого;
· в процессе деятельности создавать ситуации,требующие включения детей в сотрудничество со взрослым;
· создавать ситуацию успеха;
· давать детям разнообразные задания, выполняя их сначала совместно, а затем самостоятельно.
Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий».
«2 уровень.
5-7 классы – расширение представлений о мире профессий в ближайшем окружении, приобретение первоначального опыта в различных сферах трудовой деятельности, гражданского, правового образа жизни, развитие у воспитанников представления о собственных интересах и возможностях (начальный этап формирования профессиональных навыков по определенному профилю).
«Возможность овладения профессией воспитанниками во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителей трудового обучения служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.
Цель трудового обучения:
Создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество
Педагогическая деятельность учителей труда направлена на развитие трудовой компетенции, которая включает в себя:
Для школьников труд – это их учёба, работа в мастерских на уроках трудового обучения.
Практическая деятельность на этих уроках, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной, а разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.
Большое внимание уделялось обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика.
Дети в группах по своему развитию неоднородны, поэтому для достижения наилучших результатов используется разноуровневый подход, который помогает максимально раскрыть потенциал развития каждого ребёнка.
Умение планировать свою деятельность развивается у наших детей на протяжение всего времени обучения. Перед началом изготовления любого нашего изделия проводится анализ и планирование его изготовления. Наши дети не способны самостоятельно спланировать свою работу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный подход при составлении плана изготовления изделия. Наиболее сильным детям необходима небольшая подсказка, а для слабых достаточно научить их планировать в рамках одной операции (как подготовить инструмент, как закрепить деталь и др.).
Умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата. Нашим детям необходима сильная мотивация, чтобы они захотели самостоятельно что-то делать. Это может быть соревнование, или пошив изделия для себя или своего друга и т.п.
Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы. Это умение отрабатывается нашими учениками на протяжении всего периода обучения. Дети постоянно изучают и повторяют правила безопасной работы с инструментами и на оборудовании.
Умение владеть этикой трудовых и гражданских отношений. Для развития таких умений необходимо создать условия, при которых дети должны взаимодействовать между собой. Таким условием является коллективная работа, когда членам коллектива необходимо поддерживать друг друга для достижения своей цели – бригадный метод труда.
Владение различными способами контроля и оценки деятельности. Это наиболее сложное умение для наших детей. Часто наши дети обладают завышенной самооценкой или наоборот, что у них сделано плохо. Для правильной оценки своих работ для ребят необходимо разрабатывать многоступенчатые критерии.
При обучении ребёнок в ОВЗ усваивает:
• 10% прочитанного,
• 20% услышанного,
• 30% увиденного,
• 90% того, что он сделал сам.
Таким образом, на уроках трудового обучения у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости формируются трудовые компетентности, что способствует их социализации в современном обществе.
Для повышения интереса и активности умственно отсталых детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Для достижения этой задачи необходимо постоянно предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе, тогда у учащихся появляется желание повторить свой успех и сформирует потребность в труде. Профессионально-трудовое обучение и воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. В труде воспитываются и социально значимые качества характера - устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности и другие».
Проводится работа в группах: педагогам предлагается выбрать один из учебных предметов (русский язык и чтение, математика, СБО, общество и право), в разрезе которого необходимо определить способы или пути формирования трудовых компетенций.
«3 уровень.
8-9 классы – формирование представлений о профессиональных навыках, профессиональных перспективах, правилах выбора профессий, умения адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями выбираемой профессии и реалиями современной жизни, формирование мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду, осознание своего места в социальной и общественной жизни, дальнейшее развитие правовых, гражданских и экономических знаний. Трудовые компетенции формируются не только в процессе обучения и воспитания, но и в процессе проведения экскурсий».
«Наряду с уроками трудового обучения в формировании трудовых компетенций играют немаловажную роль – экскурсии на производство.
Экскурсия — одна из распространенных форм получения профессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Во время экскурсии на предприятия школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности…
Функции экскурсий.
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:
v с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
v экскурсии позволяют укреплять связь обучения с жизнью, с практикой;
v экскурсии дают возможность знакомить учащихся с производством;
v экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся;
v экскурсии способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Можно выделить следующие типы производственных экскурсий:
1. обзорные - с целью общего знакомства с предприятием. Такая экскурсия проводится по определенному маршруту. Она, по возможности, сопровождается короткой беседой с одним - двумя рабочими на каждом участке по ходу экскурсии, рассказом об условиях для подготовки и повышения квалификации рабочих.
2. тематические - проводятся по темам школьных предметов по плану школы в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления с предприятиями и пропаганды определенных профессий для подростков и старшеклассников.
Профориентационную тематику экскурсий нередко расширяют, планируют дополнительные экскурсии по конкретной теме: «Перспективы развития предприятия", "Молодые специалисты" , а также экскурсии в профессиональные учебные организации ТиПО (колледжи).
3. профессиографические. В ходе учебного процесса раскрывается содержание той или иной профессии. На предприятии учащиеся знакомятся с содержанием деятельности специалиста и степенью механизации труда, связью с другими специалистами в процессе труда, потребностью в кадрах, возможностями совмещения работы с учебой, перспективой роста квалификации, требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями, примерами успешного овладения профессией молодыми, их творчеством и т. д. в соответствии с профессиограммой (ранее практиковались экскурсии в аптеки, парикмахерские, магазины, на почту и так далее).
Методика проведения экскурсий
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.
При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей.
По завершении экскурсии необходимо проводить подведение итогов, которое возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний».
Продолжает Курочкина О.Ю.
«Экскурсии на производства являются одним из направлений профориентационной работы. Для того, чтобы немного отдохнуть, проведём сейчас небольшую профориентационную игру».
Проводится игра с педагогами.
«4 ступень.
10 класс – формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности (умение работать в коллективе, самостоятельность, ответственность). Ознакомление с тенденциями на рынке труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности, целенаправленная подготовка к послешкольному образованию, а далее к самостоятельной жизни в социуме».
«Для того, чтобы развивать профессиональное мышление, умения у учащихся необходимо их систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день в учебном процессе необходимо широко использовать прохождение производственной практики, где можно будет ставить перед учащимися производственных ситуаций, с которыми они столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.
Производственная практика решает ряд задач:
· закрепление, совершенствование и расширение полученных при обучении в учебных мастерских профессиональных знаний, умений и навыков;
· освоение приемов и способов выполнения производственных работ и функций, типичных для содержания труда рабочего соответствующей профессии (группы профессий) и уровня квалификации в производственных условиях;
· развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело;
· приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллектива.
Производственная практика является важнейшим компонентом формирования трудовых компетенций у детей с особыми возможностями здоровья и является заключительным периодом практического профессионально-трудового обучения учащихся.
Суть производственной практики заключается в самостоятельной практической работе учащихся на производстве, на определенных рабочих местах, характерных для той или иной профессии. Учащиеся включаются в деятельность производственного коллектива и выполняют какую-то часть работы под наблюдением учителя и непосредственным руководством прикрепленного к нем рабочего.
В самом начале практики ученикам обычно поручают простую работу, которую они могли бы выполнять с высоким качеством, но обязательно такую, чтобы она входила в технологический процесс. Учитель, зная подготовленность каждого ученика и результаты производственной практики, дифференцированно подходит к распределению учеников по рабочим местам.
Через определенное время учащиеся, освоившись на рабочих местах, постепенно входят в рабочий ритм и начинают качественно выполнять трудовые операции и стабильно улучшать скоростные показатели. Но поскольку практика представляет собой учебный процесс, ученики должны освоить не одну, а несколько операций, т. е. за время обучения сменить несколько видов работ или рабочих мест.
В первые недели практики, когда еще не налажено деловое общение учеников с рабочими, учитель непрерывно обходит все рабочие места и помогает конкретно в практической работе каждому.
Круг общения с работниками предприятия должен постепенно расширяться.
Учитель, осуществляя руководство практикой, следит за уровнем овладения той или иной операцией каждым учеником и в зависимости от этого производит перемещение их во видам работ или рабочим местам. Отклонения допустимы в интересах предприятия, с которыми нельзя не считаться.
Однако при всех условиях и отклонениях от плана неизменно должен выполняться принцип постепенного увеличения сложности трудовых заданий при перемещении учащихся по рабочим местам.
Условия производства не всегда позволяют учителю постоянно влиять на каждого учащегося. Определенную часть обучающих функций выполняют рабочие, совместно с которыми трудятся учащиеся, руководящий персонал цехов и участков предприятия. Это требует от учителя умений рационально осуществлять координацию этих влияний и функций. Вместе с тем, условия обучения на предприятиях дают возможность более успешно, чем в учебных мастерских, решать ряд важнейших задач обучения и воспитания молодых квалифицированных рабочих. Общение с производственным коллективом, восприятие их лучших традиций, совместное участие в выполнении производственных заданий, в борьбе за повышение эффективности и качества производства являются важными факторами, как обучения, так и воспитания.
При прохождении практики на предприятиях учащиеся выполняют производственные заказы, выпускают готовую продукцию. Это воспитывает чувство ответственности, формирует профессиональную самостоятельность. Немаловажное значение в период обучения на предприятиях имеет формирование морального облика будущего рабочего. Учащиеся привыкают к производственной обстановке, условиям труда, правилам поведения и внутреннему распорядку на предприятии, знакомятся с взаимоотношениями рабочих в процессе труда между собой и с инженерно-техническими работниками, с жизнью производственного коллектива, «примеряют» себя к производственным условиям, «вживаются» в рабочий коллектив, познают силу коллектива.
Однако, несмотря на значительные различия и в целях, и в условиях обеспечение на предприятиях, как и в учебных мастерских — есть процесс производственного обучения. Объединяет их то, что и там, и здесь учащиеся постепенно и постоянно продвигаются в овладении профессиональным мастерством, и там, и здесь процесс обучения проводится под руководством и направлением учителя или мастера и там, и здесь процесс обучения строится на единой методической основе.
Обучение учащихся в условиях прохождения производственной практики – один из решающих этапов профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих».
Далее присутствующим предлагается посмотреть несколько роликов, где учащиеся рассуждают о выборе профессии.
Дале проводится небольшой анализ по итогам просмотра видеороликов. И проводится сравнительная характеристика по итогам социального опроса педагогов.
«Формирование трудовой компетенции детей с нарушением интеллекта - дело трудное и кропотливое.
Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы.
Правильно ориентировать надо не только детей, но и всех участников образовательного процесса.
Из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, запас знаний в области профессионально-трудовой, правовой и экономической жизни общества».
Далее представляется структура создания МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА, которая представлена с четырёх сторон.
Педагогам предлагается работа в группах по созданию данной модели. Каждый стол рассматривает один из аспектов: Я УМЕЮ, Я ЗНАЮ, Я СОЗДАЮ, Я СТРЕМЛЮСЬ. После каждая группа должна защитить сво раздел.
После на экран выводится модель выпускника.
«Мы попытались создать модель успешного выпускника. И в заключение несколько правил, которые необходимо соблюдать в работе над формированием компетенций учащихся:
Таким образом, формирование трудовых компетенций является
основополагающим условием успешного самоопределения личности».
Присутствующим был представлен на рассмотрение проект решения педагогического совета (проект решения был принят за основу с добавлением 4 пункта).
Решения педагогического совета
Анализ поступившей в ходе педагогического совета информации свидетельствует о понимании коллективом важности проблемы. Необходимо продолжить отслеживать, изучать, обсуждать материалы по переходу к «школе компетенций», а также активно включиться в формирование трудовых компетентностей учащихся.
В целях повышения качества образования и воспитания, в связи с плановым внедрением в учебно-воспитательный процесс технологий развития трудовых компетенций педагогический совет решил:
1. Учителям, воспитателям, руководителям методических объединений при планировании на текущий учебный год выделить мероприятия, направленные на формирование трудовых компетенций.
Ответственные: заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, методист.
2. Заместителям директора совместно с руководителями методических объединений организовать консультации по содержанию трудовых компетенций, требованиям к формированию компетенции и оказать практическую помощь молодым педагогам.
Ответственные: Школа молодого педагога.
3. Выпуск брошюры по теме педсовета.
Ответственные: методист.
4. Создать факультативы по новым профилям трудовой деятельности (например: гончарное дело – работа с глиной; полиграфия и т.п.).
Ответственные: заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, методист.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.