Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Оценка 5

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
2 кл
15.10.2019
Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
В работе перечислены основные особенности обучающихся с РАС (расстройствами аутистического спектра). Подробно описано социальное направление внеурочной деятельности. Раскрыты разделы, по которым ведется работа: "Школа", "Гигиена тела", "Участие в конкурсах, выставках", "Поведение в общественных местах". По каждому разделу перечислены виды работ с обучающимися с (РАС) расстройствами аутистического спектра.
педсовет.docx
Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции" Автор: Брагина Зоя Анатольевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области  «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г.  Энгельса» (ГБОУ СО "Школа АОП № 17 г. Энгельса") учитель начальных классов Социализация   –   это   развитие   человека   на   протяжении   всей   его   жизни   во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Современная дефектология определяет РАС как «аномалию психического развития, состоящую главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира». Расстройство   аутистического   спектра   (РАС)   ­   это   не   болезнь,   а   нарушение   детского развития,  к   которому   приковано   особое   внимание   медиков,   биологов,   педагогов   и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в последние годы.   Установлено,   что   расстройство   аутистического   спектра   выражается   в   снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир. Дети с РАС   настолько разные, что выбранная методика, абсолютно подходящая одному ребенку,  совершенно «не срабатывает» с другим.  "Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на   его   нелегком   жизненном   пути.   Помогая   совершенствоваться   ему,   приходится совершенствоваться   самому.   Можно   всю   жизнь   страдать,   можно   смириться   и   принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый  делает сам." И. Б. Карвасарская Основными   проявлениями   РАС   является   нарушение   коммуникативных способностей, развития социального взаимодействия. Другая особенность таких детей ­ стереотипы   в   поведении,   стремление   сохранить   всё   как   есть   в   повседневной   жизни, сопротивление изменениям в окружающем их мире. Установление и развитие зрительного и эмоционального контакта с такими детьми поможет поднять его активность и позволит выстроить устойчивые формы поведения. Что заключается   в   постепенном   вовлечении   их   во   взаимодействие   со   взрослыми,   в выстраивании   контактов   со   сверстниками,   в   формировании   навыков   коммуникации   и социально­бытовых навыков. Социализация ребенка с РАС в школе ­ процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала школы. Внеурочная   деятельность  направлена   на   социальное   развитие   личности обучающихся   с   РАС,   ведется   в    форме   предметного   кружка   "Социально­бытовая ориентировка". В основе реализации программы  лежит системно­деятельностный подход.  Цель:  формирование   у   учащихся   первоначальных   знаний   и   практических   умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Основные задачи:  укрепления своего здоровья; формирование у учащихся бытовых умений в области личной гигиены, сохранения и  формирование  навыков самообслуживания; формирование   у   учащихся   представлений   о   нормах   культуры   поведения,  взаимоотношений с людьми (в семье, классе, общественных местах); коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся.  Ожидаемые результаты: В результате обучения по данной программе учащиеся:  – научатся приветствовать собеседника и прощаться с собеседником с помощью жеста; – научатся обращаться за помощью посредством жеста; – будут самостоятельно мыть руки; – усвоят правила поведения в общественных местах; – овладеют навыками самостоятельного приема пищи. Как известно, для детей с расстройством аутистического спектра характерно нарушение  в сфере социального взаимодействия, что затрудняет их общение с окружающими людьми, и, как следствие, препятствует их социальной адаптации и интеграции в обществе. [1] Одним   из   требований     ФГОС   в   разделе   «Материально­техническая   база образовательного учреждения» является организация пространства для создания наиболее благоприятных условий включения детей с РАС в образовательное пространство школы [1]. С этой целью в нашей классной комнате условно выделены 3 зоны: учебная, игровая, двигательная зона. Оборудован уголок уединения, которым пользуется один ученик. У   обучающихся   с   расстройствами   аутистического   спектра  (РАС,   вариант   8.4, неговорящие)  сформированы   навыки учебного поведения:  дети самостоятельно находят свой   класс,   свою  парту,   ориентируются   в   зонах   класса   (учебная,   игровая,   отдыха), ориентируются в помещениях школы (столовая, туалет, спортивный зал, кабинет логопеда, кабинет психолога, кабинет врача). В этом году все обучающиеся заходят в столовую, 3 ребенка едят самостоятельно, остальные отказываются от приема пищи. Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:  Школа. Ориентация в зонах класса. Игры: «Учебные вещи и игрушки», "Подними, что упало", Игра "Запомни   имена   одноклассников".   Приветствие   посредством   рукопожатия.   Прощание   с помощью   жеста.     Выражение   благодарности   кивком   головы.   Обращение   за   помощью посредством взгляда, жеста. В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать из   окружающего   разнообразные   сенсорные   эффекты   объясняется   активный   интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол,   нюхать,   пробовать   на   вкус.   Но   вот   действовать   с   предметами   в   соответствии   с функциональным   назначением,   ребенок   отказывается,   так   как   социальное   назначение предмета для него менее важно, чем  его отдельное сенсорное свойство. Установление контакта педагога с ребенком являются  залогом результативности обучения игре и возможно при соблюдение следующих рекомендаций: ­Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать ваши действия. ­Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно, чтобы ребенку было легко вас понять. ­Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть­чуть выходить за них. Если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка. ­ При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы. ­Меняйте тембр голоса, высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие. ­Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка. ­Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна. ­Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Дети усвоили навыки коммуникации с помощью невербальных средств:    приветствие учителей посредством рукопожатия, прощание с помощью жеста, обращение за помощью посредством взгляда, жеста.  • • • В настоящее время работаем над выражением благодарности посредством кивка головы. Все   обучающиеся   понимают   словесные   инструкции:  «возьми»,  «дай»,   «покажи», «подними».   «посмотри», Установление и развитие зрительного и эмоционального контакта с такими детьми помогает поднять их активность, вовлечь их во взаимодействие со взрослыми, установить контакт   со   сверстниками,     формировать   навыки   коммуникации   и   социально­бытовые навыки, позволяет выстроить устойчивые формы поведения. Правила   ученика   отражены     в   карточках   в   виде   рисунка   с   подписью:   хорошее настроение   (улыбка),   тишина   (тихо),   правильная   посадка   (учиться).   Карточки предъявляются каждому ребенку по мере необходимости. Обучающиеся реагируют на свое имя посредством взгляда и поворота головы. На короткое время направляют  взгляд  на говорящего взрослого,  на звучащую игрушку,  на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание.  Дети с РАС с трудом овладевают санитарно­гигиенические навыки.  Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:  Гигиена тела. Игры:   «Покажи   части   тела,   части   лица»,   "Купание   куклы".   Открывание   и   закрывание крана. Имитация мытья рук. Практикум "Мытьё рук". Гигиена зрения.  Обучающиеся   просматривают   мультфильм   "Мойдодыр".   Показывают   на иллюстрациях санитарно­гигиенические принадлежности с помощью учителя. Наблюдают за  мытьем  рук  куклы.  Практическая   работа  ведется   с  помощью  пооперационных   карт, отражающих   последовательность   мытья   рук:   поднимание   рукавов,   открывание   крана, намыливание   рук,   намачивание   рук,   мытье   рук,   смывание   мыла,   закрывание   крана, вытирание рук салфеткой, опускание рукавов.  Дети   с   трудом   овладевают     навыками   самообслуживания.  Привитие   навыков самообслуживания ведется  с помощью пооперационных карт и  практических действий. Обучающиеся охотно выполняют только то, что им нужно. После завершения уроков 1 ребенок самостоятельно одевается, другой ребенок одевается частично.  Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:  Участие в конкурсах, выставках. "Моя   малая   Родина",   "День   защитника   Отечества",  "Международный   женский   день", "Милая   мама   моя",   "Вода   ­   источник   жизни",  "Наши   руки   не   для   скуки".   1   ученик принимает участие вместе с мамой в конкурсах рисунков, фестивалях­выставках; вместе с учителем   принимал   участие   в  конкурсе   мастер­классов   ко  Дню   Космонавтики   "Ракета своими руками".  Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:  Поведение в общественных местах. Переход дороги по зебре и по знаку (принимали участие все обучающиеся). Культпоход в краеведческий музей "Планета пушистиков", культпоход в ДШИ № 1 на представление "Новогодняя сказка" (принимали участие 2 обучающиеся); «Хоровод у Новогодней ёлки» на центральной площади (принимали участие все обучающиеся). Внеклассное мероприятие "Мама", Праздник «Елочка» (принимали участие все обучающиеся). Поведение детей с РАС довольно специфично. Может быть, ребёнка не удастся полностью   ввести   в   общество,   и   коррекционная   работа   может   продвигаться   довольно медленно.   Точных   прогнозов   не   существует,   поэтому   нужно   всегда   сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке. "Эти дети пришли в наш мир, чтобы проверить нас на человечность."  Р. Шнайдер  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  1 Документы по ФГОС детей с ОВЗ//http://fgos­ovz.herzen.spb.ru 2 3 Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. –  http://minobr.saratov.gov.ru СПб.: ИСПиП, 1998.  4 Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М.:  Просвещение, 1991. 5 Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи  http://bookap.info/klinika/nikolskaya_autichnyy_rebenok_puti_pomoshchi/gl7.shtm 6 Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.:  Владос, 2003. 7 Цыганок Т.Н. Использование способов психолого­педагогической помощи детям с  расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов  ФГОС//http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/psikhologiya/2014/03/14/.

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"

Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019