Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
2 кл
15.10.2019
В работе перечислены основные особенности обучающихся с РАС (расстройствами аутистического спектра). Подробно описано социальное направление внеурочной деятельности. Раскрыты разделы, по которым ведется работа: "Школа", "Гигиена тела", "Участие в конкурсах, выставках", "Поведение в общественных местах". По каждому разделу перечислены виды работ с обучающимися с (РАС) расстройствами аутистического спектра.
педсовет.docx
Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС
во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Автор: Брагина Зоя Анатольевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г.
Энгельса» (ГБОУ СО "Школа АОП № 17 г. Энгельса")
учитель начальных классов
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во
взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных
норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к
которому он принадлежит.
Современная дефектология определяет РАС как «аномалию психического развития,
состоящую главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира».
Расстройство аутистического спектра (РАС) это не болезнь, а нарушение детского
развития, к которому приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и
психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в последние
годы. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении
контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в
собственный мир.
Дети с РАС настолько разные, что выбранная методика, абсолютно подходящая
одному ребенку, совершенно «не срабатывает» с другим.
"Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к
собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку
на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится
совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять
ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый делает сам."
И. Б. Карвасарская
Основными проявлениями РАС является нарушение коммуникативных
способностей, развития социального взаимодействия. Другая особенность таких детей
стереотипы в поведении, стремление сохранить всё как есть в повседневной жизни,
сопротивление изменениям в окружающем их мире.
Установление и развитие зрительного и эмоционального контакта с такими детьми
поможет поднять его активность и позволит выстроить устойчивые формы поведения. Что
заключается в постепенном вовлечении их во взаимодействие со взрослыми, в
выстраивании контактов со сверстниками, в формировании навыков коммуникации и
социальнобытовых навыков. Социализация ребенка с РАС в школе процесс долгий и
постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала школы.
Внеурочная деятельность направлена на социальное развитие личности
обучающихся с РАС, ведется в форме предметного кружка "Социальнобытовая
ориентировка". В основе реализации программы лежит системнодеятельностный подход.
Цель: формирование у учащихся первоначальных знаний и практических умений,
способствующих бытовой и социальной адаптации.
Основные задачи:
укрепления своего здоровья;
формирование у учащихся бытовых умений в области личной гигиены, сохранения и
формирование навыков самообслуживания;
формирование у учащихся представлений о нормах культуры поведения,
взаимоотношений с людьми (в семье, классе, общественных местах);
коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся приветствовать собеседника и прощаться с собеседником с помощью жеста;
– научатся обращаться за помощью посредством жеста;
– будут самостоятельно мыть руки;
– усвоят правила поведения в общественных местах;
– овладеют навыками самостоятельного приема пищи.
Как известно, для детей с расстройством аутистического спектра характерно нарушение в
сфере социального взаимодействия, что затрудняет их общение с окружающими людьми, и,
как следствие, препятствует их социальной адаптации и интеграции в обществе. [1]
Одним из требований
ФГОС в разделе «Материальнотехническая база
образовательного учреждения» является организация пространства для создания наиболее
благоприятных условий включения детей с РАС в образовательное пространство школы
[1]. С этой целью в нашей классной комнате условно выделены 3 зоны: учебная, игровая,
двигательная зона. Оборудован уголок уединения, которым пользуется один ученик.
У обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС, вариант 8.4,
неговорящие) сформированы навыки учебного поведения: дети самостоятельно находят
свой класс, свою парту, ориентируются в зонах класса (учебная, игровая, отдыха),
ориентируются в помещениях школы (столовая, туалет, спортивный зал, кабинет логопеда,
кабинет психолога, кабинет врача). В этом году все обучающиеся заходят в столовую, 3
ребенка едят самостоятельно, остальные отказываются от приема пищи.
Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:
Школа.
Ориентация в зонах класса. Игры: «Учебные вещи и игрушки», "Подними, что упало", Игра
"Запомни имена одноклассников". Приветствие посредством рукопожатия. Прощание с
помощью жеста. Выражение благодарности кивком головы. Обращение за помощью
посредством взгляда, жеста.
В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра
надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать
из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес
аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на
пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с
функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение
предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.
Установление контакта педагога с ребенком являются залогом результативности
обучения игре и возможно при соблюдение следующих рекомендаций:
Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный
контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать
ваши действия.
Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно, чтобы ребенку было легко вас понять. Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чутьчуть
выходить за них. Если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и
побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей
ребенка.
При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы.
Меняйте тембр голоса, высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие.
Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка.
Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или
улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.
Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
Дети усвоили навыки коммуникации с помощью невербальных средств:
приветствие учителей посредством рукопожатия,
прощание с помощью жеста,
обращение за помощью посредством взгляда, жеста.
•
•
•
В настоящее время работаем над выражением благодарности посредством кивка головы.
Все обучающиеся понимают словесные инструкции: «возьми», «дай»,
«покажи», «подними».
«посмотри»,
Установление и развитие зрительного и эмоционального контакта с такими детьми
помогает поднять их активность, вовлечь их во взаимодействие со взрослыми, установить
контакт со сверстниками, формировать навыки коммуникации и социальнобытовые
навыки, позволяет выстроить устойчивые формы поведения.
Правила ученика отражены в карточках в виде рисунка с подписью: хорошее
настроение (улыбка), тишина (тихо), правильная посадка (учиться). Карточки
предъявляются каждому ребенку по мере необходимости.
Обучающиеся реагируют на свое имя посредством взгляда и поворота головы. На
короткое время направляют взгляд на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на
игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание.
Дети с РАС с трудом овладевают санитарногигиенические навыки.
Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:
Гигиена тела.
Игры: «Покажи части тела, части лица», "Купание куклы". Открывание и закрывание
крана. Имитация мытья рук. Практикум "Мытьё рук". Гигиена зрения.
Обучающиеся просматривают мультфильм "Мойдодыр".
Показывают на
иллюстрациях санитарногигиенические принадлежности с помощью учителя. Наблюдают
за мытьем рук куклы. Практическая работа ведется с помощью пооперационных карт,
отражающих последовательность мытья рук: поднимание рукавов, открывание крана,
намыливание рук, намачивание рук, мытье рук, смывание мыла, закрывание крана,
вытирание рук салфеткой, опускание рукавов.
Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания. Привитие навыков
самообслуживания ведется с помощью пооперационных карт и практических действий.
Обучающиеся охотно выполняют только то, что им нужно. После завершения уроков 1
ребенок самостоятельно одевается, другой ребенок одевается частично.
Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:
Участие в конкурсах, выставках. "Моя малая Родина", "День защитника Отечества", "Международный женский день",
"Милая мама моя", "Вода источник жизни", "Наши руки не для скуки". 1 ученик
принимает участие вместе с мамой в конкурсах рисунков, фестиваляхвыставках; вместе с
учителем принимал участие в конкурсе мастерклассов ко Дню Космонавтики "Ракета
своими руками".
Работа по социальному направлению ведется по нескольким разделам:
Поведение в общественных местах.
Переход дороги по зебре и по знаку (принимали участие все обучающиеся). Культпоход в
краеведческий музей "Планета пушистиков", культпоход в ДШИ № 1 на представление
"Новогодняя сказка" (принимали участие 2 обучающиеся); «Хоровод у Новогодней ёлки»
на центральной площади (принимали участие все обучающиеся). Внеклассное мероприятие
"Мама", Праздник «Елочка» (принимали участие все обучающиеся).
Поведение детей с РАС довольно специфично. Может быть, ребёнка не удастся
полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно
медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять
положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.
"Эти дети пришли в наш мир, чтобы проверить нас на человечность."
Р. Шнайдер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Документы по ФГОС детей с ОВЗ//http://fgosovz.herzen.spb.ru
2
3 Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. –
http://minobr.saratov.gov.ru
СПб.: ИСПиП, 1998.
4 Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М.:
Просвещение, 1991.
5 Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи
http://bookap.info/klinika/nikolskaya_autichnyy_rebenok_puti_pomoshchi/gl7.shtm
6 Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.:
Владос, 2003.
7 Цыганок Т.Н. Использование способов психологопедагогической помощи детям с
расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов
ФГОС//http://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2014/03/14/.
Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Педсовет "Учет психофизических и личностных особенностей воспитанников с РАС во внеурочной деятельности с целью социальной интеграции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.