«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
План-конспект занятия
« Игры-загадки. Песни-игры. Творческие игры. Пословицы и поговорки»
Составила:
педагог дополнительного образования Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2022 г.
Возраст обучающихся:
7-8 лет
Год обучения: 1 год
Тема занятия: «Игры-загадки. Песни-игры.
Творческие игры. Пословицы и поговорки»
Тип занятия: комбинированное
Цель: Обобщение знаний детей о жанрах русского народного творчества – загадке, пословице и поговорке.Формирование навыков актерского взаимодействия через двигательную активность и эмоционально-пластическую выразительность.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку, пословицу и поговорку от других жанров устного народного творчества.
Развивающие:развивать речевое дыхание, выразительность речи, эмоциональность и артистичность, сконцентрированное произвольное внимание, фантазию и воображение.
Воспитательные: принимать участие в работе парами, группами; уметь взаимодействовать в группах, парах; использовать в общении правила вежливости.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы работы: речевое общение, беседа, словесная игра, подвижная игра, упражнения в составлении и отгадывании загадок, пословиц и поговорок.
Технологии:здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Форма занятия: групповая
Тип занятия: закрепление полученных знаний, умений и навыков.
План урока:
1.Организационный момент
2.Беседа по загадкам
3. Конкурс загадок
4. Игры «Доскажи словечко»
5. Песни-игры
6. Пословицы и поговорки
7. Творческие игры
8. Рефлексия
Ход занятия:
1. Организационный момент
(Дети встают творческим полукругом. Традиционная улыбка друг – другу).
Педагог: Добрый день! Добрый час!
Очень рада видеть вас!
Мы вместе решаем любые задачи,
И с нами всегда успех и удача!
Сегодня на нашем занятии мы поговорим о виде устного народного творчества – загадке.
2. Беседа по загадкам.
- Загадки любят и взрослые и дети. Что же такое загадка?
Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо: внимательно слушать; подумать над каждым признаком отгадываемого предмета; не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ.
- Что же такое загадки, откуда они появились?
Как только человек научился говорить, а это произошло не сразу, он стал составлять предложения. Появились первые жесты, а потом и первые стихи. Загадки это тоже поэзия, стихи. Какой-то древний человек впервые задал другому человеку не обычный вопрос, а вопрос загадку. Он спрятал в небольшом стихотворении свойство предмета и попросил догадаться, что это за предмет?
- Если мы наблюдательны и предельно внимательны, если видим в предмете его самые главные, яркие признаки, по которым его можно узнать, значит, … мы можем с вами отгадывать загадки. Попробуем!
3. Конкурс загадок
(Группу разделить на две команды. Педагог предлагает отгадать детям несколько загадок. Сначала отгадывать будет одна группа, а потом другая.)
1-ой
команде предлагаются загадки:
1. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.
Он от матери рожден, сам её рождает. (Лёд)
2. Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
3. Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)
4. В середине алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Тем обучающимся, которые первыми отгадают загадки, руководитель вручает таблички с заглавными буквами этих ответов. Это таблички с буквами Л, И, С, А.
Потом загадки отгадывает 2-ая команда:
1. Дом по улице идет, на работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)
2. Полон хлевец белых овец. (Зубы)
3. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
4. Какой колокольчик не звенит? (Цветок полевой)
Тем обучающимся, которые отгадали первыми, тоже дают таблички с заглавными буквами ответов на загадки. Это таблички с буквами А, З, Я, Ц.
Из девочек и мальчиков, отгадавших загадки, образуются
две команды по четыре человека в каждой. Им дается задание: из полученных
четырех букв каждая команда должна составить слово- название животного и
построиться в одну шеренгу так, чтобы это название по буквам на табличках можно
было прочесть. Побеждает команда, которая первой выполнит задание.
А слова, которые получатся, будут такими: «Лиса» и «Заяц».
4. Игры «Доскажи словечко».
1.Ра-ра-ра – начинается… (игра). Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары). Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро). Ру-ру-ру – продолжаем мы…(игру). Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе). Ри-ри-ри – на ветках… (снегири). Ар-ар-ар – кипит новый… (самовар). Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор). Ир-ир-ир – мой папа… (командир). Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).
В реке большая драка, поссорились два … (рака).
Где обедал воробей? В зоопарке у … (зверей).
Над лугами, над
водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,—
Потому что это … (рысь).
Ну и платье: сплошь иголки, его носят только … (елки).
Не колючий, светло-синий, по утрам повсюду … (иней).
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла, ты посоли ее немножко. Ведь это вкусная … (картошка).
Заставил плакать всех вокруг, он не драчун, а просто … (лук).
Я – хозяйка разных снов про дельфинов и слонов, про дворцы хрустальные и про звезды дальние. Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны … (подушка).
Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это?.. (цапля).
У меня пропал носок, утащил его … (щенок).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису).
Просыпаюсь
утром рано вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, быстро делаю …
(зарядку).
2. Вот теперь настал черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: … (близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: … (пол).
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты: … (нашел).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты: … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,—
Ну, отвечай: … (конец)!
5. Песни-игры
"Летит по небу шар" (мотив "В лесу родилась елочка").
1. Педагог с детьми разучивает слова:
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит,
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит.
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит.
2. Затем на каждое слово показывается пантомимой-жестами летит, небо, шар.
3. Каждый новый куплет поется, исключая по одному слову, показывая его жестом (в конце песни остаются почти только предлоги и несколько слов).
· « Наша Таня громко плачет»
· «Колпак»
· «Два весёлых гуся»
6. Пословицы и поговорки
- Еще об одном виде русского устного народного творчества мы сегодня с вами вспомним и поговорим - это пословицы и поговорки. Часто можно услышать: «Пословица - всем углам помощница». И в самом деле, пословица нас поучает, советует, наставляет и предупреждает.
«Пословицы о дружбе»(звучит песня «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).)
- Вы, конечно же, узнали песню В. Шаинского и догадались, о каких пословицах мы будем говорить. Итак, пословицы о дружбе. Чему они учат нас?
· Старый друг лучше новых двух.(Старые друзья никогда не предадут и они намного вернее тебе, чем новые друзья).
· Друг познается в беде. ( Ты узнаешь, кто твой друг, когда попадёшь в беду. А тот, кто не поможет тебе, тот не друг вовсе).
· Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. (Сто рублей ты быстро потратишь, а сто друзей будут с тобой век).
- У поэта С. Михалкова есть строки:Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
И сейчас мы поговорим о пословицах, в которых речь идет о книгах.
· Книга - зеркало души.
· Хорошая книга-лучший друг.
- Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Почему? Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому их надо читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того мы должны бережно относиться к книге.
- А вы знаете, кто из писателей посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Это Владимир Иванович Даль.Даль был офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни, которое принесло ему славу и известность, был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов (200 000), пословиц, сказок и народных игр.
- Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? (Ответы детей.)
7. Творческие игры
· «Как живешь?»
Ход игры
Педагог Дети
— Как живешь? — Вот так! С настроением показать большой палец.
— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
· «Попрыгаем как...»
Игроки делятся на две команды и строятся в две
шеренги по одному за линией старта. По сигналу начинается игра. Участники
должны по очереди пропрыгать всю дистанцию как:
- кенгуру
- лягушка
- воробей
- зайчик
Ни в коем случае нельзя переходить на другой вид прыжков. Ошибившийся выбывает из игры или с команды снимаются очки. Побеждают набравшие больше очков.
· Игра-пантомима «Медвежата»
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного!
8. Рефлексия
Дети встают в круг и прощаются по-разному: сдержанно, радостно, тихо, громко, медленно, быстро.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.