«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
План-конспект занятия для театрального творческого объединения
( 1 год обучения)
Составила:
педагог дополнительного образования Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2022 г.
Возраст обучающихся:
7-8 лет
Год обучения: 1
год
Тип занятия: комбинированное
Цель: формирование навыков актерского взаимодействия через двигательную активность и эмоционально-пластическую выразительность.
Задачи:
Образовательные:
· вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
· закреплять виды театров (драматический, кукольный, музыкальный), продолжать знакомить с театральной терминологией.
Развивающие:
· развивать речевое дыхание, выразительность речи, эмоциональность и артистичность, сконцентрированное произвольное внимание, фантазию и воображение.
Воспитательные:
· принимать участие в работе парами, группами; уметь взаимодействовать в группах, парах; использовать в общении правила вежливости.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы работы: речевое общение, беседа, словесная игра, подвижная игра.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Форма занятия: групповая
Тип занятия: закрепление полученных знаний, умений и навыков.
План урока:
I. Организационный момент
1) Упражнение – приветствие «Добрый день!»
2) Этюд: “Котята”
II. Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Веселый пятачок»
2)Упражнение «Пантера»
3) «Сытый хомячок»
III. Упражнение на расслабление
IV. Упражнения для дикции
V. Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского)
VI. Ритмопластика
VII. Пьесы-сказки
I. Организационный момент
Педагог: С чего начинается любая встреча? Правильно, с приветствия. Давайте сейчас поприветствуем друг друга и познакомимся.
1.Упражнение – приветствие «Добрый день!» Меня зовут... «(учащиеся по очереди выходят, придумывают сами движение и громко произносят приветствие).
- А теперь усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься.
- Скажите, вы любите волшебство?
- Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).
- А вы любите сказки?
- А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?
- А где их можно увидеть? (в театре).
- Ребята, а в нашем городе есть театры?
- Какие театры вы знаете? (кукольный, музыкальный, драматический).
-Слышали вы такое выражение: «Театр начинается с вешалки»? Как вы его понимаете?
-А кто, по-вашему, самый главный в театре? (зрители)
- Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)
- А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)
- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.
- А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.
2. Этюд: “Котята”
- Молодцы, настоящие котята! А теперь скажите, что является рабочим инструментом актера? (речь, мимика, жесты, пластика) Правильно, а чтобы начать занятие, нужно подготовить свои рабочие инструменты. Итак, начнем.
II. Артикуляционная гимнастика.
Педагог: Традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики. Чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают специальные упражнения:
1.Упражнение «Веселый пятачок»
а) сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку. (5 раз)
б) наклон головы то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
2. Упражнение «Пантера»
Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произнести «вау, вау, вау», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
3. «Сытый хомячок»
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
III. Упражнение на расслабление.
Педагог: Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову и посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки так, как будто вы забрасываете чемодан на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! В таком положении нужно простоять 7-10 мин. А затем расслабьтесь. Повторить 3-5 раз. Это упражнение хорошо снимает скованность перед выходом на сцену.
IV. Упражнения для дикции.
Свистит ветер – ССССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШШШ….
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила – С! С! С! С! С!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
Сказочный, волшебный дом
Азбука - хозяйка в нем
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
Скороговорки: Белые бараны били в барабаны.
Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.
(Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговарению).
Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно):
- Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке
Интонационное прочтение стихов-диалогов
· Лизавета, здравствуй.
· Как дела зубастый?
· Ничего идут дела, голова пока цела.
· Где ты был?
· На рынке.
· Что купил?
· Свининки.
· Сколько взяли?
· Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
· Кто отгрыз?
· Собаки.
Этюды на изменения тембра голоса
Педагог. Киска, как тебя зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок. Мяу! (Утвердительно)
Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо)
Ритмическое упражнение
- Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка»
V. Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского).
Упражнение «Камень, бревно, собака»:
Встать напротив педагога стайкой, в
свободном положении. По команде начать шаг на месте. Педагог может регулировать
бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно
следующим командам, выполнять определённые действия:
– «камень слева!» – отклониться вправо
– «камень справа!» – отклониться влево
– «камень сверху!» – пригнуться или присесть
– «бревно!» – подпрыгнуть на месте
– «собака!» – повернуться назад и гавкнуть.
VI. Ритмопластика
Покажи:
-как танцует добрая фея на балу у Золушки;
- как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
- как удивляется Черепашка-Ниндзя;
- как здоровается Снежная Королева;
- как обижается Винни-Пух;
- как радуется Карлсон.
Пантомимический этюд «Котята»:
• сладко спят;
• просыпаются, лапкой умываются;
• зовут маму;
• пытаются утащить сосиску;
• боятся собаки;
• охотятся.
Упражнение «Пальма»
«Выросла пальма большая – пребольшая» (правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку),
«Завяли листочки» (уронили кисть),
«Завяли ветви» (уронить руку от локтя),
«Завяла и вся пальма» (уронить руку вниз).
(Упражнение повторить левой рукой)
- Ну вот, мы приготовили все наши рабочие инструменты и теперь можно приступить к пьесам-сказкам.
VII. Пьесы-сказки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.