План-конспект урока по теме "Десятичные дроби" (5 класс, математика)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
20.01.2017
В данном конспекте урока представлен первый урок по теме "Десятичные дроби", на котором ученики знакомятся с понятием десятичных дробей, а также историей их возникновения и записью. Материал взят из дополнительной литературы и, как правило, вызывает интерес у учеников. Даны рекомендации по ведению урока
десятичные дроби.doc
Тазетдинова Анастасия Николаевна,
учитель математики высшей категории
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Тема: ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ
Цели:
ознакомить учащихся с десятичными дробями, историей возникновения, записью;
показать на примерах, как выполняется сложение и вычитание десятичных дробей
План урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение новой темы
3. Решение примеров по пройденной теме
4. Домашнее задание
Уже в глубокой древности людям приходилось считать. В результате счёта появились числа –
1, 2, 3, 4 и т. д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на части привели
людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями (половина, треть, четверть),
а потом и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют
знаменатели 10, 100, 1000 и т. д., т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали
десятичными. Записываются они не так, как обыкновенные. Вспомним, как записывается любое
натуральное число: значение цифры зависит от занимаемого ею места, от её позиции. К примеру,
натуральное число 2072. цифра 2 в первом разряде означает 2 единицы, а цифра 2 в четвёртом разряде
– 2000 единиц. Такую систему записи называют позиционной.
Если перемещаются по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся,
единица каждого следующего разряда меньше в 10 раз единицы предыдущего. По этому же принципу
записываются и десятичные дроби. Единица первого разряда дробной части в 10 раз меньше единицы,
взятой из разряда единиц и т.д.
Целая часть
123
Дробная часть
45
Чтобы каждый раз не обозначать, где целая, где дробная части, решено было их разделить –
после целой части стали ставить запятую. Сейчас нам кажется: как же всё это просто! Но к этому
способу записи десятичных дробей люди шли очень долго. Решать задачи с десятичными дробями учёные начали ещё с древних времён, но только в XV в. самаркандский астроном алКоши Джемшид
ибн Масуд в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и
подробно изложил правила действий с ними. Десятичные дроби он записывал так же, как принято
сейчас, но он не пользовался запятой, а дробную часть записывал красными чернилами или отделял
вертикальной чертой. Труды алКоши долго не были известны европейским учёным, а потребность в
упрощении действий с десятичными дробями развивалась всё больше и больше. Прошло 1,5 века
после открытий алКоши, и вот талантливый фламандский инженер и учёный Симон Стевин в своей
книге «Десятая» (1585) описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввёл
символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является
огромной заслугой Стевина перед наукой. Обычно он признаётся и их изобретателем. Он тоже не
пользовался запятой, а вместо неё ставил ноль в кружочке. Запятая или точка для отделения целой
части от дробной стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил
Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука
числительная».
Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных
чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело
только в запятой.
А теперь прочитайте п. 30 вашего учебника и ответьте на вопросы в конце пункта.
Следующий этап – решение примеров. Ученикам задается вопрос: как правильно выполнить
сложение и вычитание дробей? Предполагаемые ответы учеников: «отдельно целую часть, отдельно –
дробную», «запятая записывается под запятой». Обсуждаем, выполняем несколько примеров.
Решение примеров из учебника: № 1118 – устно, № 11171122 – в тетради.
Задание на дом: п.30, № 11391141.
План-конспект урока по теме "Десятичные дроби" (5 класс, математика)
План-конспект урока по теме "Десятичные дроби" (5 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.