Площадь прямоугольника. (Урок обобщения и систематизации)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Вывести формулу площади прямоугольника в общем виде. 2. Развивать умения решать текстовые задачи. 3. Продолжать работу над рационализацией вычислений. 4. Развивать умения решать занимательные задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями. 1. Организационный момент. Н 2. 5. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Табличные случаи сложения и вычитания. 4. Фронтальная работа. а) Что особенного в каждом ряду? 4 6 8 10 12 14 16 18 6 9 12 15 18 21 24 27 8 12 16 20 24 28 32 36 – Назовите два числа, результат произведения которых равен 12, 24, 40. – Назовите некоторые двузначные числа, которые делятся на 2, на 3, на 4. б) Найдите произведение чисел. 3 и 5 7 и 3 3 и 4 – Какие числа у вас получились: чётные или нечётные? Найдите ответ с помощью рисунка. Какими были множители: чётными или нечётными? в) Придумайте вопрос к задаче: • Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а ствол сосны толще, чем ствол берёзы. (Что толще – ствол дуба или ствол березы?) • У А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» до того, как рыбак поймал золотую рыбку, он рыбачил 30 лет и 3 года. (Сколько времени рыбачил старик до встречи с рыбкой? Сколько десятков лет он рыбачил?) • Самый маленький грызун лесов и полей – это мышь, которая имеет длину тела 5 см. Самый большой грызун лесов и полей – это бобр, он вырастает в длину до 1 м. (У кого длина тела больше и на сколько?)
Иконка файла материала konsp_2kl_mat_ur 85-88.doc
Математика                                                  Умножение и деление чисел в пределах 100. Урок 85 (2. 51) Тема: Площадь прямоугольника. (Урок обобщения и систематизации) Цели: 1. Вывести формулу площади прямоугольника в общем виде. 2. Развивать умения решать текстовые задачи. 3. Продолжать работу над рационализацией вычислений. 4. Развивать умения решать занимательные задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М     Этапы урока                                          Ход урока   Актуализация I. знаний. 1. Организационный момент. Н  2.  5. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Табличные случаи сложения и вычитания. 4. Фронтальная работа. а) Что особенного в каждом ряду? Формирование УУД, ТОУУ (технология   оценивания учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения             1. ­самостоятельно  «читать» и объяснять  информацию, заданную с  помощью схематических  рисунков, схем, кратких  ООО «Баласс» 2013      14   6    8     10   12   14   16   18                   6   9   12   15   18   21   24   27                   8    12    16    20    24    28    32    36 – Назовите два числа, результат произведения которых равен            12,      24,       40. – Назовите некоторые двузначные числа, которые делятся              на 2, на 3, на 4. б) Найдите произведение чисел.                         3 и 5                         7 и 3                         3 и 4 – Какие числа у вас получились: чётные или нечётные? Найдите ответ с   помощью   рисунка.   Какими   были   множители:   чётными   или нечётными? в) Придумайте вопрос к задаче: • Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а ствол сосны толще, чем ствол берёзы. (Что толще – ствол дуба или ствол березы?) • У А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» до того, как рыбак поймал золотую рыбку, он рыбачил 30 лет и 3 года. (Сколько времени рыбачил  старик  до   встречи  с  рыбкой?  Сколько  десятков   лет  он рыбачил?) • Самый маленький грызун лесов и полей – это мышь, которая имеет длину тела 5 см. Самый большой грызун лесов и полей – это бобр, он вырастает в длину до 1 м. (У кого длина тела больше и на сколько?) П   1. Задание № 1, с. 78.   Постановка II. проблемы –   записей;  2. – составлять, понимать и  объяснять простейшие  алгоритмы (план действий)  при работе с конкретным  заданием; 3.  строить вспомогательные   модели   к задачам   в   виде   рисунков, схематических   рисунков, схем; 4.  –   анализировать   тексты простых и составных задач с опорой   на   краткую   запись, схематический   рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1.  –  работать   в   команде разного   наполнения   (паре, малой     целым классом);  2.  –   вносить   свой   вклад   в работу   для   достижения общих результатов; группе, 3.  –  активно   участвовать   в обсуждениях,   возникающих ООО «Баласс» 2013      2(знакомимся…).  1) ­ Мы находили площадь прямоугольника? ­ Как мы это делали? ­ А можно как­то по­другому? (версии детей). 2. Работа с текстом под знаком ?! . Цель   работы:  актуализация   знаний   о   поиске   площади прямоугольника, если его расчертить на квадратные сантиметры и на строки и столбцы;  ­  Что   показывает   ширина   прямоугольника?  (Сколько   кв.   см. помещается   в   одной   строке   и   на   сколько   столбцов   можно   его расчертить). ­  Что показывает длина прямоугольника? (Сколько квадратных  сантиметров помещается в одном столбце и на сколько строк можно  его расчертить).   Открытие (узнаём III.   нового новое…). IV.  Формулирование  темы и целей  урока. V. закрепление (применяем…).   Первичное П  3.  1. 1. Задание № 2. Обсуждение по пунктам. Формулировка ответа на основной вопрос урока. 2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке. ­   Какое   новое   правило   поможет   нам   сегодня   находить   площадь прямоугольника? ­ Какова цель сегодняшнего урока? П  2.  3. Задание № 3, с. 79. (Только по правилу!). Проговаривание   алгоритма   действий   по   нахождению   площади на уроке; 4. – ясно формулировать  вопросы и задания к  пройденному на уроках  материалу;  5.  –   ясно   формулировать ответы   на   вопросы   других учеников и педагога; 6. – участвовать в  обсуждениях, работая в  паре; 7. ­ ясно формулировать  свои  затруднения,  возникшие при выполнении  задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их  обсуждении; 9. – работать консультантом и   помощником   для   других ребят; –   работать   с 10.  консультантами и помощниками   в   своей   ООО «Баласс» 2013      3прямоугольника. Н  6.  2.  4. Задание № 4, с. 79. Совместное обсуждение и выполнение задания. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. Н  6. 3. 4. 1. Самостоятельная работа в парах. Задание № 5, с. 79 (1­й столбец). Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. 2. Фронтальная работа. Задание № 6а, с. 79. По необходимости использовать схему или модель. ­ Помогите Кате найти площадь прямоугольника. VI. Самостоятельная практическая работа в парах. VII.  Систематизация и  повторение. VIII.   Итог   урока. Рефлексия деятельности. группе. Регулятивные  Развиваем умения 1.  –   принимать   участие   в обсуждении и формулировании   конкретного задания; цели ТОУУ 2. – принимать участие в  обсуждении и  формулировании алгоритма выполнения конкретного  задания (составление плана  действий); ТОУУ 3.  –   выполнять   работу   в соответствии   с   заданным планом; 4.  – участвовать в оценке и обсуждении   полученного результата; Личностные 1.  –   понимать   и   оценивать свой вклад в решение общих ООО «Баласс» 2013      4Задания № 5 (остальные столбцы), 6б, 7, с. 79. Возможна работа с дидактическими материалами. IX. Предполагаемая домашняя   работа (включающая инвариант   вариант). и задач; 2.  –   быть   толерантным   к чужим   ошибкам   и  другому мнению;  3. – не бояться собственных ошибок   и   понимать,   что ошибки   –   обязательная часть   решения   любой задачи. Урок 86 (2. 52) Тема: Площадь прямоугольника, его длина и ширина Цели: 1. Установить, опираясь на взаимосвязь операций умножения и деления, их компонентов и результатов действий,  взаимосвязь между значением площади и сторон прямоугольника. 2. Развивать умения решать текстовые задачи. 3. Продолжать работу над рационализацией вычислений. 4. Развивать умения решать занимательные задачи. Символы: Н П М Этапы урока                                                  Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания   учебных ООО «Баласс» 2013      5I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. Н   2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания. 4. Фронтальная работа. а) Что особенного в каждом ряду?    4   8   12   16   20   24   28   32   36    5   10  15   20   25   30   35   40   45    6   12   18   24   30   36   42   48   54 – Назовите два числа, результат произведения которых равен     10,  15,   20… – Назовите некоторые однозначные числа, которые делятся на 2, на 3, на 4. б) Найдите произведение чисел.                          2 и 4                          4 и 6                          3 и 3 – Какие числа у вас получились: чётные или нечётные? Найдите ответ с помощью рисунка. Какими были множители: чётными или нечётными? в) Решите задачи. • Дима сыграл 12 шахматных партий. Это на 3 партии меньше, чем сыграл Серёжа. Сколько всего шахматных партий сыграли оба мальчика? (Общих партий у них не было.) • В Катином альбоме было 12 акварельных и 18 карандашных рисун­  ков. Семь рисунков она подарила маленькой Машеньке. Сколько 1.    успехов) Познавательные УУД Развиваем умения   ­самостоятельно «читать»   и   объяснять информацию,   заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять,  понимать и объяснять  простейшие алгоритмы  (план действий) при  работе с конкретным  заданием; 3.  – вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; –   анализировать 4.  тексты   простых   и составных   задач   с опорой   на   краткую   схематический запись, строить   ООО «Баласс» 2013      6рисунков осталось в Катином альбоме? – Сколько есть способов решения последней задачи? г) Задание № 1, с. 2 учебника (ч. 3). (Вспоминаем то, что важно…) Цель работы: актуализация знаний о взаимосвязи компонентов и  результата действия умножения. II. Постановка  проблемы. П  3.  2. 1. Задание № 2, с. 2. 2. Работа с текстом учебника со знаком ?! .   Открытие знания III. нового (узнаём новое).   П   3.  2. 1. Задание № 3. Цель работы: 1) актуализация знаний о взаимосвязи операций умно­ жения и деления, их компонентов и результатов действий;  2) актуализация знаний о поиске площади прямоугольника;  3) подведение детей к формулировке о взаимосвязи между значением площади и сторон прямоугольника. 2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.       схему.   работу рисунок, Коммуникативные Развиваем умения 1.  –  работать в команде разного наполнения (паре,   малой   группе, целым классом);  2.  – вносить свой вклад в для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно  формулировать вопросы и задания к  пройденному на уроках  материалу;  ясно 5.  – формулировать   ответы на   вопросы   других учеников и педагога; 6. – участвовать в  обсуждениях, работая в  паре; 7. ­ ясно формулировать       ООО «Баласс» 2013      7­ Как объяснить выражение «длины сторон прямоугольника»? ­   Как   теперь   сформулировать   правило   нахождения   площади прямоугольника? ­ Как найти длину стороны прямоугольника по известным величинам площади и длине другой стороны? ­ Чему мы сегодня будем учиться? П  2.  3.  Задание № 4а, с. 2. Н  6.  4. Задание № 4б, с. 2. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. Н  2.  4. 1. Самостоятельная работа. а) Задание № 5, с. 3 (1­я цепочка). IV.  Формулирование  темы и целей  урока. V. Первичное  закрепление. VI. Самостоятельная практическая работа в парах. VII.  Систематизация и  повторение. свои  затруднения,  возникшие при  выполнении задания; 8.  –   не   бояться собственных   ошибок   и участвовать   в   их обсуждении; 9. – работать  консультантом и  помощником для других ребят; –   работать   с 10.  консультантами и помощниками   в   своей группе. Регулятивные  Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании   цели конкретного задания;   ТОУУ 2. – принимать участие в обсуждении и  формулировании  ООО «Баласс» 2013      8Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. Н  6.  7.  4. 2. Работа в парах. б) Задание № 6а, с. 3. Составление и обсуждение выражений. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. ­ Помогите Вове выполнить задания. ­ Какие новые правила ему помогут? Задания № 5 (2­я цепочка), 6б, 7, 8, с. 2–3. Возможна работа с дидактическими материалами. VIII.   Итог   урока. Рефлексия деятельности. IX.  Предполагаемая  домашняя работа  (включающая  инвариант и  вариант). алгоритма выполнения  конкретного задания  (составление плана  действий);   ТОУУ 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;   4.  –   участвовать   в оценке   и   обсуждении полученного результата; ТОУУ Личностные 1.  –   понимать   и оценивать   свой   вклад   в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим   ошибкам   и другому мнению;  3.  –   не   бояться собственных   ошибок   и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.   ООО «Баласс» 2013      9Урок 87  Тема: Контрольная работа Цели: 1) Проверяем умение решать логические задачи изученных видов на числовом материале. 2)  Проверяем умение вычислять на основе знания о взаимосвязи действий умножения и деления. 3) Проверяем умение решать текстовые задачи. 4) Проверяем умение определять площадь прямоугольника.     5) Проверяем умение решать занимательные задачи Обязательная часть 1) Проверяем умение решать логические задачи изученных видов на числовом материале Установите закономерность. Вставьте пропущенные числа. а) 40, 42, 44, … , … , … ; б) 79, 77, … , 73, 71. 2) Проверяем умение вычислять на основе знания о взаимосвязи действий умножения и деления Выполните умножение и деление. 2 . 7 =  14 : 2 =  14 : 7 =  3 . 6 = 18 : 3 = 18 : 6 = 3) Проверяем умение решать текстовые задачи ООО «Баласс» 2013      10Решите задачу. Масса одного поросёнка равна массе пяти кроликов. Чему равна масса одного поросёнка, если масса каждого кролика равна 4 килограммам? 4) Проверяем умение определять площадь прямоугольника Разбейте данный прямоугольник на квадраты со стороной 1 см. Выразите площадь данного прямоугольника в квадратных сантиметрах. Ответ: … квадратных сантиметров. Дополнительная часть 5) Проверяем умение решать занимательные задачи Заполните магический квадрат.    6) Проверяем умение решать занимательные задачи Переложите одну палочку так, чтобы равенство стало верным. Зачеркните ту палочку, которую будете перекладывать, и нарисуйте её в нужном месте. Запишите верное равенство. ООО «Баласс» 2013      11Урок 88 Тема: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Цели: 1. Подвести итоги выполнения заданий контрольной работы.            2. Развивать умения решать текстовые задачи.            3. Продолжать работу над рационализацией вычислений.            4. Развивать умения решать занимательные задачи.     Этапы урока                                      Ход урока I. Анализ  контрольной  работы. 1. Итоги работы. Анализ выполнения заданий.  II.Систематизация и повторение. Выбор заданий из дидактических материалов по отработке  умений.. Возможно самостоятельное планирование. Н   7.  9.  2.  3.  2. 3. 1. Индивидуальная либо парная работа (если нужна  консультация в парах). а). Умение решать логические задачи изученных видов на числовом  материале. Установите закономерность. Продолжите числовые ряды: 3,  6,  9, …, …,             … Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения             1. ­самостоятельно  «читать» и объяснять  информацию, заданную с  помощью схематических рисунков,   схем,   кратких записей; 2. – составлять, понимать  и объяснять простейшие  алгоритмы (план  действий) при работе с  конкретным заданием; строить 3.  вспомогательные модели к –   ООО «Баласс» 2013      1216, 20, 24, …, …,       … 6,  16, 26, …, …,        … 12, 24, 36, …, …,     … б). Умение вычислять на основе знания порядка действий.         Задание № 11, с. 33 (дид. материал)  в). Умение решать текстовые задачи.        Задачи № 11, 12, 14, 15. Составьте схему ( модель), план решения задачи, запишите решение. г). Умение определять площадь прямоугольника.      Начертите прямоугольник со сторонами 8см и 3см. Разбейте его на квадраты   со   стороной   1   см.  Выразите   площадь   данного прямоугольника в квадратных сантиметрах.      Начертите прямоугольник со сторонами  7см и 4 см. Найдите его площадь. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.     д). Умение решать занимательные задачи.    Задания № 3, 4 с. 99    Задание № 2, с. 94     задачам   в   виде   рисунков, схематических   рисунков, схем; 4.  – анализировать тексты простых и составных задач с   опорой   на   краткую схематический запись, рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1.  –  работать   в   команде разного наполнения (паре, малой   группе,   целым классом);  2. – вносить свой вклад в  работу для достижения  общих результатов; ТОУУ 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать  вопросы и задания к  пройденному на уроках  материалу; ООО «Баласс» 2013      13­ Какие задания вызвали затруднения?  ­ Что для себя прояснили? Дидактический материал (выбор вариантов задания). Задание № 1, 2 с. 34  Задачи 13, 16, 17 с. 71 III. Итог урока.  Рефлексия  деятельности. IV.  Предполагаемая  домашняя работа  (включающая  инвариант и  вариант).   в 5. – ясно формулировать  ответы на вопросы других  учеников и педагога;  6. – участвовать в  обсуждениях, работая в  паре; 7. ­ ясно формулировать  свои  затруднения,  возникшие при  выполнении задания;  –   не   бояться 8.  собственных   ошибок   и участвовать их обсуждении; –   работать   консультантом и помощником   для   других ребят;  –   работать   с 10.  и консультантами помощниками   в   своей группе.  Регулятивные  Развиваем умения 1.  – принимать   участие  в обсуждении и формулировании   цели 9.        ООО «Баласс» 2013      14конкретного задания;  2.  – принимать   участие  в обсуждении и формулировании алгоритма   выполнения конкретного задания (составление плана действий);  3.  –   выполнять   работу   в соответствии   с   заданным планом;  4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные 1. – понимать и оценивать свой   вклад   в   решение общих задач;  2.  –   быть   толерантным   к чужим ошибкам и другому мнению;  3. – не бояться  собственных ошибок и  понимать, что ошибки –  обязательная часть  решения любой задачи. ООО «Баласс» 2013      15