Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
/МБОУ НШДС ОВЗ/
141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а.
тел/факс: (495)581-72-22 /school_mcoy@edu-mytyshi.ru
«Подвижные игры во внеурочное время как способ социальной адаптации школьника с ОВЗ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мефодичева Александра Константиновна
Мытищи 2018
Широко известно, что у детей даже младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социальной адаптации без специально организованной помощи со стороны специалистов сопровождения. Мною была проведена исследовательская работа по изучению критериев уровня социальной адаптации и путей повышения ее уровня. Проведенное исследование позволило мне выделить шесть основных критериев социальной адаптации:
Ø Критерий №1 – мотивация к деятельности (интерес к
окружающему миру, к заданию, к общению со сверстниками и взрослыми, эмоциональное реагирование).
Ø Критерий №2 – успешность социальных контактов
(коммуникативные качества и общительность, самооценка, межличностные взаимоотношения).
Ø Критерий №3 – сфера потребностей.
Ø Критерий №4 – понимание социальных норм поведения.
Ø Критерий №5 – физические качества.
Ø Критерий №6 – навыки самообслуживания.
Именно по данным критериям наши обучающиеся с ОВЗ уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Я предположила, что подвижные игры, в частности, во внеурочное время, могут быть одним из способов повышения уровня социальной адаптации.
В рамках исследования я рассматривала детскую игровую площадку как социальную среду, в условиях которой можно организовать коррекционноразвивающую работу в формате совместных подвижных игр. Таким образом, данное специально организованное пространство для совместного досуга может стать одним из путей социальной адаптации школьников с ОВЗ. Детская площадка распределена по секторам:
Ø сектор коллективных игр и упражнений; Ø художественно-эстетический сектор; Ø сектор игровой терапии.
Рассматривая тему подвижных игр, обратим внимание на коллективные игры, направленные на повышение самооценки, коммуникативных качеств, межличностных взаимоотношений в группе, мотивации к общению со сверстниками, включенные в сектор коллективных игр и упражнений:
• Игра «Подбрось мяч»
Цель – повышение уровня сплоченности в коллективе.
Оборудование: разноцветное полотно с пришитыми по краю петлямиручками (по количеству детей); большой надувной мяч.
Ход игры: каждый ребенок держит полотно за свою петлю-ручку. В центр полотна кладется надувной мяч. По команде педагога или по окончанию считалки или стихотворения дети одновременно дергают за петли-ручки (совершают движение снизу вверх). При этом мяч взлетает в воздух и должен вернуться обратно.
• Игра «Замкнутый круг»
Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, улучшение физических качеств.
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети берутся за руки, образуя круг. По команде педагога дети поднимают сцепленные руки вверх. В таком положении выполняются упражнения: присесть – встать, попрыгать на одной/двух ногах, стоять на одной ноге.
• Игра «Змейка»
Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, повышение уровня физической активности.
Оборудование: мяч, оснащение детской площадки.
Ход игры: дети, держась за руки, друг за другом повторяют упражнения (прыгают по скамейке, пролезают под ней и т.д.). Можно предложить детям разбиться на пары и попытаться пронести мяч без помощи рук (держа плечами или спиной и грудью).
• Игра «Узнай дружка по голосу»
Цель – повышение уровня межличностных взаимодействий в группе.
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети стоят в кругу. Внутри круга – один ребенок (водящий).
Педагог начинает игру:
Катя (педагог называет имя ребенка), ты сейчас в лесу?
Мы зовем тебя: «Ау!»,
Ну-ка глазки закрывай,
Кто зовет тебя – узнай!
Ребенок-водящий закрывает глаза, а педагог дотрагивается до любого ребенка в кругу и просит его позвать водящего, который должен отгадать, кто его зовет. После этого дети меняются местами, игра продолжается, пока все дети не побудут в центре круга. Игра «Муравейник»
Цель – снятие эмоционального напряжения при взаимодействии со сверстниками.
Оборудование: аудио-проигрыватель, музыкальные заставки.
Ход игры: дети бегают по полянке под музыку. При слове «муравейник», произнесенном педагогом, все дети собираются вокруг него, плотно прижимаясь друг к другу.
• Игра «Сороконожка идет по дорожке»
Цель – развитие физических качеств (ловкость, равновесие).
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети встают друг за другом (колонной), берут впереди стоящего ребенка за пояс, садятся на корточки и двигаются по площадке.
Задача – не упасть.
• Игра «Расскажи о другом»
Цель – повышение уровня самооценки у детей.
Оборудование: отсутствует.
Ход игры: дети стоят в кругу. Педагог называет ребенка и предлагает ему сказать хорошие слова об одном из сверстников (педагог заранее продумывает пары детей, которые в обычной ситуации не взаимодействуют между собой). Каждый ребенок должен как сказать хорошие слова, так и получить «оценку» от другого.
Данные игры можно чередовать в разной последовательности в течение года, включая их в коллективные игры, обычно используемые воспитателями на прогулках.
Таким образом, учитель может организовать пространство детской игровой площадки и использовать внеурочное время в коррекционных целях в рамках помощи школьнику с ОВЗ в улучшении уровня социальной адаптации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.