Подвижные игры во внеурочное время как способ социальной адаптации школьника с ОВЗ
Оценка 4.8

Подвижные игры во внеурочное время как способ социальной адаптации школьника с ОВЗ

Оценка 4.8
Педсоветы +2
pdf
дефектология +1
1 кл—4 кл
23.04.2020
Подвижные игры во внеурочное время как способ социальной адаптации школьника с ОВЗ
Подвижные-игры-во-внеурочное-время-как-способ-социальной-адаптации-школьника-с-ОВЗ.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Начальная  школа - детский сад  для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

/МБОУ НШДС ОВЗ/

141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а.

тел/факс: (495)581-72-22   /school_mcoy@edu-mytyshi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Подвижные игры во внеурочное время как способ социальной адаптации школьника с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Мефодичева Александра Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

Мытищи 2018

 

Широко известно, что у детей даже младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социальной адаптации без специально организованной помощи со стороны специалистов сопровождения. Мною была проведена исследовательская работа по изучению критериев уровня социальной адаптации и путей повышения ее уровня. Проведенное исследование позволило мне выделить шесть основных критериев социальной адаптации:

Ø     Критерий №1мотивация к деятельности (интерес к

окружающему миру, к заданию, к общению со сверстниками и взрослыми, эмоциональное реагирование). 

Ø     Критерий   №2    –        успешность         социальных          контактов

(коммуникативные качества и общительность, самооценка, межличностные взаимоотношения).

Ø     Критерий №3сфера потребностей

Ø     Критерий №4понимание социальных норм поведения.

Ø     Критерий №5физические качества

Ø     Критерий №6навыки самообслуживания.

Именно по данным критериям наши обучающиеся с ОВЗ уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Я предположила, что подвижные игры, в частности, во внеурочное время, могут быть одним из способов повышения уровня социальной адаптации.

В рамках исследования я  рассматривала детскую игровую площадку как социальную среду, в условиях которой можно организовать коррекционноразвивающую работу в формате совместных подвижных игр. Таким образом, данное специально организованное пространство для совместного досуга может стать одним из путей социальной адаптации школьников с ОВЗ.  Детская площадка распределена по секторам:

Ø     сектор коллективных игр и упражнений; Ø художественно-эстетический сектор; Ø сектор игровой терапии.

Рассматривая тему подвижных игр, обратим внимание на коллективные игры, направленные на повышение самооценки, коммуникативных качеств, межличностных взаимоотношений в группе, мотивации к общению со сверстниками, включенные в сектор коллективных игр и упражнений:

Игра «Подбрось мяч»

Цель – повышение уровня сплоченности в коллективе.

Оборудование: разноцветное полотно с пришитыми по краю петлямиручками (по количеству детей); большой надувной мяч.

Ход игры: каждый ребенок держит полотно за свою петлю-ручку. В центр полотна кладется надувной мяч. По команде педагога или по окончанию считалки или стихотворения дети одновременно дергают за петли-ручки (совершают движение снизу вверх). При этом мяч взлетает в воздух и должен вернуться обратно. 

Игра «Замкнутый круг»

Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, улучшение физических качеств.

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети берутся за руки, образуя круг. По команде педагога дети поднимают сцепленные руки вверх. В таком положении выполняются упражнения: присесть – встать, попрыгать на одной/двух ногах, стоять на одной ноге.

Игра «Змейка»

Цель – снятие эмоционального напряжения при межличностных контактах в группе, повышение уровня физической активности.

Оборудование: мяч, оснащение детской площадки.

Ход игры: дети, держась за руки, друг за другом повторяют упражнения (прыгают по скамейке, пролезают под ней и т.д.). Можно предложить детям разбиться на пары и попытаться пронести мяч без помощи рук (держа плечами или спиной и грудью). 

Игра «Узнай дружка по голосу»

Цель – повышение уровня межличностных взаимодействий в группе.

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети стоят в кругу. Внутри круга – один ребенок (водящий).

Педагог начинает игру:

Катя (педагог называет имя ребенка), ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»,

Ну-ка глазки закрывай, 

Кто зовет тебя – узнай!

Ребенок-водящий закрывает глаза, а педагог дотрагивается до любого ребенка в кругу и просит его позвать водящего, который должен отгадать, кто его зовет. После этого дети меняются местами, игра продолжается, пока все дети не побудут в центре круга. Игра «Муравейник»

Цель – снятие эмоционального напряжения при взаимодействии со сверстниками.

Оборудование: аудио-проигрыватель, музыкальные заставки.

Ход игры: дети бегают по полянке под музыку. При слове «муравейник», произнесенном педагогом, все дети собираются вокруг него, плотно прижимаясь друг к другу.  

Игра «Сороконожка идет по дорожке»

Цель – развитие физических качеств (ловкость, равновесие).

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети встают друг за другом (колонной), берут впереди стоящего ребенка за пояс, садятся на корточки и двигаются по площадке.

Задача – не упасть. 

Игра «Расскажи о другом»

Цель – повышение уровня самооценки у детей.

Оборудование: отсутствует.

Ход игры: дети стоят в кругу. Педагог называет ребенка и предлагает ему сказать хорошие слова об одном из сверстников (педагог заранее продумывает пары детей, которые в обычной ситуации не взаимодействуют между собой). Каждый ребенок должен как сказать хорошие слова, так и получить «оценку» от другого. 

Данные игры можно чередовать в разной последовательности в течение года, включая их в коллективные игры, обычно используемые воспитателями на прогулках.

Таким образом, учитель может организовать пространство детской игровой площадки и использовать внеурочное время  в коррекционных целях в рамках помощи школьнику с ОВЗ в улучшении уровня социальной адаптации.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Мытищи 2018 Широко известно, что у детей даже младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социальной адаптации без специально организованной…

Мытищи 2018 Широко известно, что у детей даже младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социальной адаптации без специально организованной…

Рассматривая тему подвижных игр, обратим внимание на коллективные игры, направленные на повышение самооценки, коммуникативных качеств, межличностных взаимоотношений в группе, мотивации к общению со сверстниками, включенные…

Рассматривая тему подвижных игр, обратим внимание на коллективные игры, направленные на повышение самооценки, коммуникативных качеств, межличностных взаимоотношений в группе, мотивации к общению со сверстниками, включенные…

Ну-ка глазки закрывай, Кто зовет тебя – узнай!

Ну-ка глазки закрывай, Кто зовет тебя – узнай!