ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.
Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных профессий. Есть любители «экстрима», кто с детства любит рискованные ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.
Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно – подростки. Стресс становится стимулом для развития позже, не в школьном возрасте, а в 19-22 года, с переходом юности в раннюю взрослость. В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса.
Для подростков же со слабой нервной системой стресс – это вовсе не нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности, снижающий их способности к адаптации и социальному успеху. Прежде тренировки стрессоустойчивости такие подростки нуждаются в преодолении тех особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.
Наконец, на решение о поступлении в вуз могут настаивать родители учащихся с неразвитой учебной деятельностью.
Для отработки с обучающимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышения их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов, была создана программа «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ и ГИА».
Задачи: обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; обучение приемам активного запоминания.
Используемые методы: мини-лекции, тренинговые упражнения.
Занятия проводятся один раз в неделю с обучающимися одного класса. Всего 6 занятий по 45 минут.
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Важным шагом к успеху на экзамене является абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Настроиться на успех, удачу!
2. Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды
· Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.
· В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
· Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.
· Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
· Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
3. Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария
· В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
· Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
· Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
4. Это упражнение можно использовать при подготовке к экзаменам
· Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.
· Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно.
· Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку.
· Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.
· Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена
· Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
· Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.
5. Зевота – зарядка для мозга!
· Это мнение основано на растущем числе исследований, обнаруживающих тот факт, что зевота повышает эффективность работы ума.
· Зевота буквально пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу.
· Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в префронтальную кору мозга.
· Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.
· Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.
6. Поможет дыхательная гимнастика!
· Успокаивающее дыхание – выдох в два раза длиннее вдоха.
· Мобилизующее дыхание – вдох в два раза длиннее выдоха.
В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут.
Комплекс для снятия стресса
1. Упражнение № 1
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
· Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
· Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
· Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
· Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
· Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
· Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
· Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
2. Упражнение № 2
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
· Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
· Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
· Напрягите и расслабьте икры.
· Напрягите и расслабьте колени.
· Напрягите и расслабьте бедра.
· Напрягите и расслабьте живот.
· Расслабьте спину и плечи.
· Расслабьте кисти рук.
· Расслабьте предплечья.
· Расслабьте шею.
· Расслабьте лицевые мышцы.
· Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
3. Упражнение № 3 САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН
· Еще в трактатах китайской народной медицины говорилось, что в ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами. Древние египтяне и греки считали, что ушная раковина связана с мозговыми образованиями и внутренними органами.
· Первую в мире полную топографическую карту точек и зон на коже ушной раковины, которые являются проекцией определенных частей тела и внутренних органов, опубликовал лионский врач Ножье в 1956 году.
· А в 1969 году он высказал гениальное предположение, полностью подтвердившееся в дальнейшем, согласно которому ухо напоминает по своему виду эмбрион, находящийся в утробе матери, причем тело человека проецируется на ушной раковине так же, как проецируется на коре головного мозга.
· Помассируйте области мочек уха в течение 2-3 минут.
Как вести себя во время сдачи экзаменов
в форме ГИА и ЕГЭ?
· Будь внимателен!
· Соблюдай правила поведения на экзамене!
· Сосредоточься!
· Не бойся!
· Начни с легкого!
· Пропускай!
· Читай задание до конца!
· Думай только о текущем задании!
· Исключай!
· Запланируй два круга!
· Угадывай!
· Проверяй!
· Не огорчайся!
Продукты, улучшающие ПАМЯТЬ
МОРКОВЬ - особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге. Перед экзаменом съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом.
АНАНАС - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина C, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасе очень мало калорий (100г. - 56 кал.). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
АВОКАДО - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т. д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно 1/2 плода.
Продукты, улучшающие ВНИМАНИЕ
КРЕВЕТКИ - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г. в день. Обратите внимание: солить только после кулинарной обработки (варки или жарки
ЛУК РЕПЧАТЫЙ помогает при умственном переутомлении и психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум 1/2 луковицы ежедневно
ОРЕХИ особенно хороши, если Вам предстоит умственный "марафон" (доклады, конференции, концерты).
Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
Продукты, которые помогут успешно грызть гранит науки
КАПУСТА – снимает нервозность
ЛИМОН – освежает мысли и облегчает восприятие информации.
ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга.
ВЛИЯНИЕ ПИЩИ НА ЭМОЦИИ
ПАПРИКА – способствует выделению «гормона счастья»- эндорфина.
КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции.
БАНАНЫ содержат серотонин –вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
ВАЖНО:
Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.