Поурочные разработки по химии для учеников
Оценка 4.8

Поурочные разработки по химии для учеников

Оценка 4.8
Домашнее обучение +4
docx
химия +2
7 кл—11 кл +1
21.01.2018
Поурочные разработки по химии для учеников
Лекции в кратком содержании. В каждой теме имеются проверочные вопросы и задания, для повторения предмета дома. В нем есть красочные рисунки и таблицы, которые помогут закрепить пройденную тему. А также в нем расписаны все свойства сложных веществ. Вообщем оно тебе поможет, учить уроки химии дома.
Разработки по химии для учеников.docx
Разработки по химии для ученико «Что такое химия – часть естествознания» При изучении химии и других естественных дисциплин широко используют такой важнейший метод познания, как наблюдение. Наблюдение– это целенаправленное восприятие химических объектов (веществ, их свойств и превращений) с целью их изучения. Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий. 1. Нужно чётко определить предмет наблюдения, т.е. то, на что будет обращено внимание наблюдателя, -- конкретное вещество, его свойства, то или иное превращение вещества и т.д. 2. Нужно составить план наблюдения. А для этого следует выдвинуть гипотезу Гипотеза - (от греч. hypothesis - предположение) Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее объяснения современных наук. Все научные наблюдения и опыты (эксперименты) проводятся в специально-отдельном месте – лаборатории. Эксперимент - (от лат. experimentum -проба, попытка, опыт ) исследование, которое проводят в строго контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу. Так формулируется вывод. Вывод – логический итог рассуждения , исследования, заключение. Многие наблюдения неудобно проводить в природе, поэтому в изучении химии большую роль играет моделирование. Моделирование - это изучение объекта с помощью построения и изучения моделей, т.е. его заменителей, или аналогов. Тема № 2 «Что такое химия. Вещества.» Химия– это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Давайте посмотрим на эти предметы: 1. Все они сделаны из разных веществ. Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Как вам известно, из курса физики, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов.Эти атомы так малы, что их нельзя сосчитать.Химикисосчитали эти атомы, и их получилось «110».Эти атомысоединены в систему и занесены в таблицу Д.И. Менделеева, и называются - химические элементы. Тема №3 «химические элементы. Периодическая система химических элементовД.И.Менделеева» Химический элемент– определённый вид атома. Все атомы этой системы распределены по группами периодам. Период– горизонтальный ряд таблицы Д.И.Менделеева, который начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом, за исключением 1-го и 7-го. Периоды подразделяются на разные виды. Период малые (I,II,III) большие (IV,V,VI) незавершенные (VII) Группа – вертикальный рядтаблицыД.И.Менделеева Группы также подразделяются на две подгруппы. Группы Подгруппа побочная Включает в Подгруппа Главная Включает в себя малый и большой периоды. себя большой период. Тема №4 «Вещества. Свойства веществ» Вещества Органическиенеорганические К органическим веществам относятся: белки, жиры (липиды), углеводы, нуклеиновые кислоты. Неорганические вещества Простые вещества Сложные вещества Металлы неметаллы Кислоты Соли Основания Оксиды Простые вещества Металлы- это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны. ( Li, Na, k, Zn, ALи др.) Неметаллы – это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов. (Fe2, O2, C2, CL2, I2 и др.) Тема №5 Сложные вещества Кислоты. Классификация кислот. Химические свойства. Все кислоты, независимо от их происхождения, объединяет общее  свойство – они содержат реакционноспособные атомы водорода. В связи с этим кислотам можно дать следующее определение: Кислота – это сложное вещество, в  молекуле которого имеется один или  несколько атомов водорода (H)  и  кислотный остаток. Свойства кислот Свойства кислот определяется тем, что они способны заменять в своих молекулах атомы (Н) на атомы (Ме). 1. Кислота + Металл = Соль + Водород (Н2) Классификация кислот 1 O ] 2 По числу атомов (Н), способных замещаться на атомы (Ме) По содержанию [ - Кислорода: Кислородосодержащие Бескислородные (Основности) (Одноосновные, двухосновные, трехосновные) Таблица 5.1Классификация кислот по содержанию (О) ­ кислорода Кислородсодержащие кислоты Бескислородные кислоты H2SO4 серная кислота HF фтороводородная кислота H2SO3 сернистая кислота HNO3 азотная кислота H3PO4 фосфорная кислота H2CO3 угольная кислота H2SiO3 кремниевая кислота HClхлороводородная кислота (соляная кислота) HBr бромоводородная  кислота HI иодоводородная кислота H2S сероводородная кислота Таблица 5.2 Классификация кислот по числу атомов (Н), способных замещаться на металл.     К И С Л О Т Ы Одноосновные Двухосновные Трехосновные с 1 атомом водорода с 2 атомами Н (с 3 атомами Н) HNO3 азотная H2SO4 серная H3PO4фосфорная HF фтороводородная H2SO3 сернистая HCl хлороводородная HBrбромоводородная HI иодоводородная H2S  сероводородная H2CO3 угольная H2SiO3 кремниевая Это очень важно! Термин "одноосновная кислота" возник потому, что для нейтрализации одной  молекулы такой кислоты требуется "одно основание", т.е. одна молекула какого­ либо простейшего основания типа NaOH или KOH: HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O HCl + KOH = KCl + H2O Двухосновная кислота требует для своей нейтрализации уже "два основания", а  трехосновная – "три основания": H2SO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + 2 H2O H3PO4 + 3 NaOH = Na3PO4 + 3 H2O 4 По степени растворимости в воде: Только Н2SiO3 Нерастворимая Химические свойства кислот  Действие растворов кислот на индикаторы    .   1.         Все кислоты (кроме кремниевой) хорошо  растворимы в воде. Растворы кислот в воде изменяют  окраску специальных веществ – индикаторов.  Индикаторы – органические вещества, изменяющие свою окраску в присутствии некоторых веществ. 2.    Взаимодействие кислот с основаниями  . Эта реакция, как вы уже знаете, называется реакцией    нейтрализации.  Реакция нейтрализации- реакция взаимодействия кислоты с основанием, в результате чего, образуется соль и вода Кислота + Основание = Соль + Вода Исключением: является кремниевая кислота, которая плохо  растворима в воде и поэтому может реагировать только с  растворимыми основаниями – такими как NaOH и KOH: H2SiO3 + 2 NaOH = Na2SiO3 + 2H2O 3.      Взаимодействие кислот с основными оксидами  .    Поскольку основные оксиды – ближайшие родственники оснований –  с ними кислоты также вступают в реакции нейтрализации: Кислота + Основный оксид = Соль + Вода 4.      Взаимодействие кислот с металлами  .   Для взаимодействия кислот с металлом должны выполняться некоторые  условия: А) Медолжен быть достаточно активным (реакционноспособным), стоящим в  ряду активности Ме до (Н).  Внимание! Золото (Au), серебро (Ag), медь (Cu), ртуть (Hg)  и некоторые другие металлы с выделением водорода с кислотами не реагируют. Но кислота     металл Такие Ме как: Na, Ca, Znреагируют очень активно с выделением газообразного водорода и большого количества тепла. = не образуется соль Hg     HCl +     2 HCl 2 Na H2SO4 + Zn = = 2 NaCl ZnSO4 + + H2 H2 По реакционной способности (активности)  в отношении кислот все металлы располагаются  вряду активности металлов.  Ряд активности металлов  ­ последовательность, в  которой металлы расположены в порядке увеличения их  стандартных электрохимических потенциалов. Слева находятся наиболее активные металлы, справа – неактивные. Чем левее находится металл в ряду активности, тем интенсивнее он  взаимодействует с кислотами. Таблица 5.3 Ряд активности металлов. Кислота должна быть достаточно сильной, чтобы реагировать даже с металлом  из левой части (табл. 8.3) Под силой кислоты понимают ее способность  отдавать ионы водорода H+. С другой стороны, такие сильные кислоты как серная или соляная  (хлороводородная) способны реагировать со всеми металлами из левой части  (табл. 8.3) В связи с этим существует еще одна классификация кислот – по силе.  А)Сильные кислоты Б) Слабые кислоты В (таблице 5.4), в каждой из колонок сила кислот уменьшается сверху вниз. Таблица 5.4 Классификация кислот на сильные и слабые кислоты. Сильные кислоты Слабые кислоты HI иодоводородная HF фтороводородная HBrбромоводородная H3PO4 фосфорная HCl хлороводородная H2SO3 сернистая H2SO4 серная H2S сероводородная HNO3 азотная H2CO3 угольная H2SiO3 кремниевая В реакциях кислот с металлами есть одно важное исключение. При  взаимодействии (Ме) с азотной кислотой(Н) не выделяется. Это же  наблюдается и для реакций концентрированной серной кислоты.  Cu + 4 HNO3(конц.) =Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 H2O 3 Cu + 8HNO3(разб.) = 3 Cu(NO3)2 + 2 NO + 4 H2O 8 K + 5 H2SO4(конц.) = 4 K2SO4 + H2S + 4 H2O 3 Zn + 4 H2SO4(конц.) = 3 ZnSO4 + S + 4 H2O Есть металлы, которые реагируют с разбавленными кислотами, но не реагирует с  концентрированными  кислотами – серной и азотной кислотой. Эти металлы – Al, Fe, Cr, Ni и некоторые другие – при контакте  сконцентрированными  серной и азотной кислотами сразу же покрываются  продуктами окисления (пассивируются).  Получение 1. 2. Взаимодействием простых веществ неМе с (Н2), с последующим  растворением в Н2О Н2+Сl2=2НСl Взаимодействием кислотного оксида с Н2О. SO2+H2O=H2SO3 Задачи. 1. Напишите реакции нейтрализации между кислотами и основаниями, в результате которых получаются следующие соли: Al2(SO4)3,  NiCO3, Fe(NO3)3, Mg3(PO4)2, PbS, Li2SO4. 2. Сколько P2O5 необходимо для получения 392 кг фосфорной  кислоты H3PO4 ? 3. При растворении в H2SO4 10,48 г смеси оксидов CuO и ZnO  образовалось 20,88 г смеси безводных сульфатов CuSO4 и ZnSO4.  Определите состав взятой смеси. 4. Напишите формулы водородных соединений пяти элементов  главной подгруппы VI группы. Все они в той или иной мере  являются кислотами. Исходя из закономерностей Периодической  таблицы, расположите эти кислоты в ряд от самой слабой до самой  сильной кислоты. Тема № 6 Соли. Классификация солей, их свойства и получение. Из всех неорганических соединений,соли являются наиболее  многочисленным классом веществ.На предыдущем уроке, в реакциях кислот с металламив результате чего выделяется водород (Н2), так как вытиснился (Активным) металлом и такие сложные вещества, состоящие из металла и остатка выбранной кислоты. Это ещё один класс веществ в химии - СОЛИ (рис. 102). Таким образом, отсюда выделим основное определение «Солей» Соли ­ это сложные вещества, состоящие из  одного или нескольких атомов металла и одного или нескольких кислотных остатков.  Общая формула солей (МеnАrm), гдеМе – металл;Аr ­ кислотный остаток; n – кол­во атомов металла; m – кол­во кислотных остатков.  Например:  CaSO4 В названии соли указывается название кислотного остатка +  название металла в родительном падеже Сульфаткальция Все кислотные остатки сводятся в одну таблицу, которую легче  всего запомнить: (см. табл. 6.1) Таблица 6.1 Соли можно считать продуктами замещения атомов водорода в  кислоте на металл или гидроксогруппы в основании на кислотный  остаток. Поэтому, выделяют классификации солей: 1)Классификация солей по составу СОЛИ Средние Кислые Основные Двойные Смешанны Комплексны (нормальны е) продукт полного замещения атомов водорода в кислоте на металл AlCl3 (гидросоли)  продукт неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл КHSO4 (гидроксосоли)  продукт неполного замещения ОН­ групп основания на кислотный остаток FeOHCl е [Cu(NH3)4]SO4 содержат два разных металла и один кислотный остаток КNaSO4 е содержат один металл и несколько кислотных остатков CaClBr 2) По растворимости в воде: А)Растворимые (Р) Б) Нерастворимые (Н) В) Малорастворимые (М) Для определения растворимости солей используют – таблицу  растворимости кислот, оснований и солей в воде. (рассм. Таблицу) Получение солей 1. Кислота + Основание = Соль + Вода H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2 H2O 2. Кислота + Основный оксид = Соль + Вода H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O 3. Oснованиe + Кислотный оксид = Соль +Вода Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 +H2O 4. Основный оксид  +  Кислотный оксид= СОЛЬ CaO + SO3 = CaSO4 5. Kислотa +  Соль = Новая соль ↓  + Новая кислота H2S + CuCl2 = CuS  + 2↓ HCl 6. Щёлочь  +  Соль = Новая соль↓ + Другое основание 3 NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3↓ + 3 NaCl 7. Соль 1 + Соль 2 = Соль 3( ↓ )  + Соль 4 ( ↓) AgNO3 + KCl = AgCl ↓  (осадок) + KNO3 8. Металл  +  Кислота =  Соль + Водород ↑ Соли образуются  в ОВР. Например:металлы, расположенные   левее водорода     в ряду  активности металлов (таблица 5.3), вытесняютиз кислот водород и  соединяются с ними, образуя соли:   Fe + H2SO4(разб.) = FeSO4 + H2↑ 9. Металл  +  неМеталл = Соль 2 K + 10. Металл +  Соль = Другой металл + Другая Соль Cl2 = 2 KCl Более активные металлы, расположенные в ряду активности левее,  способны вытеснять менее активные (расположенные правее) металлы из их солей: Zn + CuSO4 = Cu↓ + ZnSO4 химические свойства солей 1. Окислительно­восстановительные реакции солей(ОВР) Так как, соли состоят из ионов металла и кислотного остатка, их ОВР  делятся на 2 группы:  А) Реакции, идущие  за счет иона металла Б) Реакции, идущие за счет кислотного остатка, если в этом  кислотном остатке какой­либо атом способен менять степень окисления. Реакции за счет иона металла    . Ион Меиграет роль –окислителя, аВосстановителем другой (более активный)Ме.  Hg2+SO4 + Sn0 = Hg0 + Sn2+SO4 Принято говорить!Более активные металлы     вытеснять     другие металлы из их солей. Металлы, способны   находящиеся в ряду активностилевее , являются более активными. Реакции за счет кислотного остатка В кислотных остатках имеются атомы, изменяющие степень  окисления (С.О.): Na2S–2 + Br20 = S0 + 2 NaBr–1 2. Обменные реакции солей.  а) с кислотами, б) с щелочами, в) с другими солями а) AgNO3 + HCl = AgCl ↓  (осадок) + HNO 3 б) CuSO4 + 2 KOH = Cu(OH)2  (↓ осадок) + K2SO4 в) BaCl2 + K2SO4 = BaSO4 CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3  (↓ осадок) + 2 KCl  (↓ осадок) + 2 NaCl Тема №7 Основания. Свойства и классификация оснований. Щелочи. На этом уроке мы поговорим ещё об одном классе соединений –ОСНОВАНИЯ. Что же такое основания? Основания – сложные вещества, состоящие из атома  металла (Ме)  и одной или нескольких гидроксильных  групп (ОН). Общая формула оснований Меm(ОН)n Классификация оснований (Смотри Таблицу 11) Существует много оснований, которые состоят из атома какого­либо металла и  присоединенных к нему гидрокс групп.  Например: NaOH – гидроксид натрия (едкий натр),KOH – гидроксид калия (едкое  кали),Ca(OH)2 – гидроксид кальция (гашеная известь),Fe(OH)3 – гидроксид железа (III) (ржава,  ржавчина),Ba(OH)2 – гидроксид бария. Внимание!!! Гидрокс группы(ОН) одновалентны, поэтому формулу основания легко составить по  валентности* металла. К химическому символу металла надо приписать столько гидрокс групп,  какова валентность металла. Большинство оснований – ионные соединения. Существует также основание, в котором гидрокс группа, присоединена не к (Ме), а к иону +     (катиону аммония). Это основание ­ гидроксид аммония,который имеет формулу  NH4 NH4OH(он же нашатырный спирт; нашатырь). Гидроксид аммония образуется в рекции  присоединения воды к аммиаку.  NH3 + H2O = NH4OH (гидроксид аммония). 1) Основания бывают растворимыми и НЕрастворимыми.  Щёлочи (щёлочь) – Растворимые в воде основания. Физические свойства щёлочей Растворы щелочей скользкие на ощупь ("мыльные") и довольно едкие. Они разъедают кожу,  ткани, бумагу, очень опасны (как и кислоты) при попадании в глаза. Поэтому, при работе со  щелочами и кислотами необходимо пользоваться защитными очками и резиновыми  перчатками. Внимание! Внимание! Внимание! Если раствор щелочи все­таки попал в лицо, необходимо промыть глаза большим  количеством воды, а затем разбавленным раствором слабой кислоты (например, уксусной). Этот способ медицинской помощи основан на уже известной нам реакции нейтрализации*  .   NaOH + уксусная кислота (разб.) = соль + вода Рассмотрим еще раз типичные реакции нейтрализации* между щелочью и кислотой при помощи структурных формул: NaOH + HCl = NaCl + H2O 2 NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2 H2O Такая схема наглядно показывает различие между кислотамии основаниями: кислоты  склонны отщеплять (H), а основания – (OH) группы. В реакцию нейтрализации* с кислотами  вступают любые основания, а не обязательно только щелочи. 2) Основания имеют способность отщеплять гидрокс группы, поэтому их, подобно кислотам,  подразделяют на сильные и слабыеоснования (таблица 8.5). Сильные основания в водных  растворах склонны легко отдавать свои гидрокс группы, а слабые – нет. Классификация оснований по силе Сильные основания Слабые основания NaOH гидроксид натрия (едкий натр) Mg(OH)2 гидроксид магния KOH гидроксид калия (едкое кали) Fe(OH)2 гидроксид железа (II) LiOH гидроксид лития Zn(OH)2 гидроксид цинка Ba(OH)2 гидроксид бария NH4OH гидроксид аммония Ca(OH)2 гидроксид кальция (гашеная известь) Fe(OH)3 гидроксид железа (III) Сила основания важна в реакциях со слабыми кислотами. Слабое основание и слабая  кислота реагируют лишь в незначительной степени. Напротив, сильное основание легче реагирует с любой кислотой независимо от её силы. и т.д. (большинство гидроксидов металлов) 2 NH4OH + H2S = (NH4)2S + 2 H2O   Слабое основание   Слабая кислота реакция протекает лишь в незначительной степени (мало продуктов реакции) 2 NaOH Сильноеоснование +   H2S = Na2S + 2 H2O   Слабая кислота продуктов реакции больше Типичные реакции химических свойств оснований 1) Основание + Кислота = Соль + Вода (реакция обмена) Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4+ 2 H2O 2) Щёлочь + Оксид неМе = Соль + Вода (реакция обмена) KOH + SO2 = K2SO3 +H2O 3) Щёлочь + Соль = Новое основание + Новая соль (реакция обмена) NaOH + NH4Cl = NaCl + NH3 + H2O(Качественная реакция) 4) Еще одно важное химическое свойство оснований – способность разлагаться при нагревании на воду и основной1оксид. 5) Cu(OH)2 = CuO + H2O (при нагревании) 2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 H2O (при нагревании) 6) Растворы щелочей окрашивают индикаторы: лакмус – в синий цвет, фенолфталеин – в малиновый цвет. Индикатор метиловый оранжевый (или метилоранж) в растворах щелочей имеет желтый цвет. Подробнее об индикаторах можно прочитать в теме №5 (кислоты). Тема №8 Классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение Сегодня   мы   начинаем   знакомство   с   важнейшими классами   неорганических   соединений.   Неорганические вещества   по   составу   делятся,   как   вы   уже   знаете,   на  простые и сложные. ОКСИ КИСЛОТА ОСНОВАНИЕ Д   ЭхОу   НnA     Ме(ОН)b А   –   кислотный остаток ОН – гидроксильная  группа Сложные   неорганические   вещества   подразделяют   на четыре класса: оксиды, кислоты, основания, соли.  ОКСИДЫ Оксиды ­ это сложные вещества, состоящие из двух  химических элементов, один из которых кислород, с  валентность равной 2. Лишь один химический элемент ­  фтор, соединяясь с кислородом, образует не оксид, а  фторид кислорода OF2.  Называются они просто ­ "оксид + название элемента"  (см. таблицу). Если валентность химического элемента  переменная, то указывается римской цифрой,  заключённой в круглые скобки, после названия  химического элемента. Форму ла Название Форму ла Название CO оксид углерода  ( II ) Fe2O3 оксид железа  (III ) NO оксид азота ( II ) CrO3 оксид хрома (VI ) Al2O3 оксид алюминия ZnO оксид цинка N2O5 оксид азота (V ) Mn2O7 оксид марганца (VII ) Классификация оксидов Все   оксиды   можно   разделить   на   две   группы: солеобразующие  (основные,   кислотные,   амфотерные) и несолеобразующие или безразличные. Оксиды металлов МехОу Оксиды неметалловнеМехО у Основ ные Кислот ные Амфотерн ые Кислот ные Безразли чные I, II Ме V­VII Me > II неМе ZnO,BeO, Al2O3, Fe2O3, Cr2O3 I, II неМе CO, NO, N2O 1). Основные   оксиды –   это   оксиды, соответствуют   основания. относятся оксиды также металлов   которым   К   основным   оксидам   а подгрупп с         металлов 1   и   2   групп,   побочных валентностью   оксид берилия):     I     и     II (кроме ZnO ­ оксид цинка и   BeO – 2). Кислотные   оксиды –   это   оксиды,   которым   К   кислотным   оксидам соответствуют   кислоты. неметаллов (кроме относятся оксиды несолеобразующих   –   безразличных),   а   также оксиды металлов побочных   подгрупп   с   валентностью     VII (Например, CrO3­оксид хрома (VI), Mn 2O7 ­ от  оксид марганца (VII)):     V     до    3). Амфотерные оксиды – это оксиды, которым  соответствуют основания и кислоты. К ним  относятся оксиды металлов главных и побочных  подгрупп с валентностью бериллий (Например, BeO, ZnO, Al2O3, Cr2O3).     III   , иногда         IV, а также цинк и  4). Несолеобразующие   оксиды –   это   оксиды безразличные   к   кислотам   и   основаниям.   К   ним относятся оксиды неметаллов с валентностью       I     и     II (Например, N2O, NO, CO).   Вывод:  характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, оксиды хрома: CrO (II ­ основный); Cr 2O3 (III  ­ амфотерный); CrO3 (VII ­ кислотный). Классификация оксидов (по растворимости в воде) Кислотные оксиды Основные оксиды Растворимы в воде. Исключение –SiO2  (не растворим в  воде) В воде растворяются  только оксиды  щелочных и  щелочноземельных  металлов (это металлы  I «А» и II «А» групп, исключение Be ,Mg) Получение оксидов  Амфотерные оксиды С водой не  взаимодействуют. В воде не растворимы 1. Горение  веществ  (Окисление  кислородом) 2.Разложение сложных  веществ (используйте  таблицу  кислот, см.  приложения) а) простых веществ 2Mg +O2 б) сложных веществ 2H2S+3O а) солей СaCO3=CaO+CO СОЛЬt= ОСНОВНЫЙ ОКСИД+КИСЛОТНЫЙ ОКСИД б) Нерастворимых оснований Cu (OH) Ме(ОН)b  t= MexOy + H2O в) кислородсодержащих кислот H2SO3=H НnA = КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + H2O Физические свойства оксидов При комнатной температуре большинство оксидов ­  твердые вещества (СаО, Fe2O3 и др.), некоторые ­  жидкости (Н2О, Сl2О7 и др.) и газы (NO, SO2 и др.). Химические свойства оксидов ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ  1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль           (р. соединения) CaO + SO2 = CaSO3 2. Основной оксид + Кислота = Соль + Н2О                     (р. обмена) 3K2O + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O 3. Основной оксид + Вода = Щёлочь (р. соединения) Na2O + H2O = 2NaOH                                 ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ                           (р. 1. Кислотный оксид + Вода = Кислота соединения) СO2 + H2O = H2CO3,      SiO2 – не реагирует 2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О      (р. обмена) P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O 3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль           (р. соединения) CaO + SO2 = CaSO3 4. Менее летучие вытесняют более летучие из их  солей CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 +CO2 ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АМФОТЕРНЫХ ОКСИДОВ  Взаимодействуют как с кислотами, так и со  щелочами. ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + H2O ZnO + 2 NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4] ( в растворе) ZnO + 2 NaOH = Na2ZnO2 + H2O (при сплавлении)   Применение оксидов Некоторые оксиды не растворяются в воде, но многие вступают с водой в реакции соединения: SO3 + H2O = H2SO4 CaO + H2O = Ca(OH)2 В   результате   часто   получаются   очень   нужные   и полезные   соединения.   Например,   H2SO4 –   серная кислота, Са(ОН)2 – гашеная известь и т.д. Если   оксиды   нерастворимы   в   воде,   то   люди   умело используют и это их свойство. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при   изготовлении   косметических   кремов,   пудры. Фармацевты   делают   из   него   вяжущий   и подсушивающий порошок для наружного применения. Такими   же   ценными   свойствами   обладает   оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет   и   применяется   для   изготовления   титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах,   поэтому   покрытия   из   этого   оксида особенно   устойчивы.   Этот   оксид   добавляют   в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды. Оксид хрома (III) – Cr2O3 – очень прочные кристаллы темно­зеленого   цвета,   не   растворимые   в   воде. Cr2O3 используют   как   пигмент     при изготовлении   декоративного   зеленого   стекла   и керамики. Известная многим паста ГОИ (сокращение от   наименования   “Государственный   оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле. (краску) Благодаря нерастворимости и прочности оксида  хрома (III) его используют и в полиграфических красках (например, для окраски денежных купюр). Вообще,  оксиды многих металлов применяются в качестве  пигментов для самых разнообразных красок, хотя это  – далеко не единственное их применение. Задания для закрепления 1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов. NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO. 2. Даны вещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO, SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3 Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, безразличные оксиды, амфотерные оксиды и дайте им названия. 3. Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции Na2O + H2O = N2O5 + H2O = CaO + HNO3 = NaOH + P2O5 = K2O + CO2 = Cu(OH)2 = ? + ? 4. Осуществите превращения по схеме: 1) K→K2O→KOH→K2SO4 2) S SO→ 2 H→ 2SO3 Na→ 2SO3 3) P P→ 2O5 H→ 3PO4 K→ 3PO4 5. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов. NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO. 6. Данывещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO,SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3 Выпишите оксиды и классифицируйте их. Задачи 7. Исходя из Периодической таблицы, напишите формулы оксидов следующих элементов: калия, бария, железа (II), хрома (III), хлора (VII), кремния (IV). Подчеркните формулы кислотных  оксидов. 8. Исходя из Периодической таблицы, напишите формулы оксидов следующих элементов:  германия Ge (одну формулу), селена Se (две формулы), фосфора P (две формулы), бора B (одну  формулу), бериллия Be (одну формулу). 9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие  превращения: Ca  →  CaO  →  Ca(OH) → 2   CaSO 4  SO→ 2   SO→ 3   H→ 2SO4  → S   CaSO 4 10. Какой объем газообразного оксида серы (VI) при н.у. потребуется для нейтрализации  раствора, получившегося при растворении 56 г CaO в воде? Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников

Поурочные разработки по химии для учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018