Предлоги ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, МЕЖДУ
Цель: Развитие у детей лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Оборудование: презентация, демонстрационные схемы предлогов, картины с изображением героев приключения, фигурки и игрушки животных, сюжетные картинки, индивидуальные карточки с текстом, диалогами, карточки со словами для составления словосочетаний, калька, ручки, карандаши, тетради.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент.Организация начала деятельности, настрой детей на работу. Логопед: – Сядет тот, кто стоит ... – Сядет тот, кто стоит .... . – Сядет тот, кто стоит..... – Сядет тот, кто стоит …. – Почему никто из вас не сел? Л: – Почему вам не понятно? Л: – Сядет тот, кто стоит за – Сядет тот, кто стоит перед – А теперь благодаря чему вы поняли, кто должен сесть?
|
– Не понятно, кто должен садиться. – Потому что вы не сказали предлог.
– Благодаря предлогам.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
II. Объявление темы и цели занятия. Тему сегодняшнего занятия вы скажите после того, как выполните мои команды. Внимательно слушайте и запоминайте буквы. Обозначение рядов цифрами вам в помощь.1. Первая буква – в нижнем левом углу (П) 2. Вторая буква - в правом верхнем углу (Р) 3. Третья - во втором ряду вторая слева (Е) 4. Четвертая – в четвертом ряду посередине (Д) 5. Пятая буква – в левом верхнем углу (Л) 6. Шестая – в центре всего клеточного поля (О) 7. Седьмая буква – в нижнем правом углу (Г) Логопед. Какое слово получилось? Л: – Что такое предлог? Л: – Совершенно верно. Это маленькие, но важные слова, которые важно знать и отличать от других слов. Сегодня продолжим тему Предлоги, вспомним изученные и узнаем новые |
Д: – Предлог – это маленькое важное слово.
|
Слайд |
||||||||||||||||||||||||||||||
III. Повторение.Был сынок _____ маменьки Медвежонок маленький _____ маму был фигурою _____ медведицу бурую. Уляжется медведица _____ деревом _____ тени Сын рядом присоседится, И так лежат они. Мать _____ ним ухаживай Мучайся _____ сынком Мой его, приглаживай Шерстку языком. – Что означает предлог У? Д: – Предлог У означает “рядом”. Л: – Что означает предлог НАД? Д: – Предлог НАД означает “выше”. Л: – Что означает предлог ПОД? Д: – Предлог ПОД означает “снизу”. Л: – Что означает предлог НА? Д: – Предлог НА означает “на поверхности, сверху”. Л: – Что означает предлог ЗА? Д: – Предлог ЗА означает “позади”.
|
у
в
в
под в
за
с |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие словаря- Назовите детёнышей: у тигра - …….
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Введение в тему.Сегодня нам предстоит совершить необыкновенное путешествие в древние времена ледникового периода. В те времена, когда животным, в поисках пищи, приходилось преодолевать большие расстояния. И вот в один из таких походов случилась беда. Мамонтёнок, волчонок, зайчонок, тигрёнок и бельчонок заигрались и отстали от своих мам. Пурга быстро замела следы и детёныши остались одни. Чтобы зверята могли догнать всех и не заблудились в пути, их мамы оставляли по дороге разные подсказки, в виде заданий. Выполняя эти задания, мы поможем животным догнать своих мам. А помогут нам сегодня слова – предлоги 1. Работа с предлогом через. Логопед. Схема какого предлога изображена на доске (Рисунок 2), Логопед. На что указывает этот предлог? Логопед. Предлог через указывает на то, что движение проходит поперёк предмета, с одной стороны на другую. Покажите, как ваш герой будет перепрыгивать через тетрадь. Логопед. Придумайте предложение по картинке, используя предлог через. (Лев прыгает через обруч. Дети идут через парк. Миша идёт через дорогу. Вера перепрыгнула через ручей.) Логопед. Убирает предлог через и открывается картинка с изображением животных, плывущих через реку. – Через какое препятствие мы помогли перебраться животным? (Рисунок 4), Дети. Животные перебрались через реку. 3. Физминутка. Логопед. Матвей встанет между Ульяной и Снежаной, Женя между Ульяной и Матвеем. Девочки между мальчиками и т.п. 4. Работа с предлогом между. Закрепление употребления предлога между в устной речи. Логопед. На что указывает? предлог между (Рисунок 2),. Логопед. Правильно, он указывает на то, что предмет находится посередине чего-то. Мы в этом убедились на физминутке. А ещё, этот предлог можно употребить когда происходит беседа между людьми. Возьмите карточки с текстами, прочитайте их по очереди и догадайтесь, между кем идёт беседа. Слайд 10 Дети. Читают короткий диалог. Называют, из какой сказки этот диалог и между кем он происходил в сказке. (Логопед. Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какую преграду мы помогли преодолеть животным. Открывает картинку с изображением животных, идущих между гор. (Рисунок5),
Работа с предлогом сквозь. Уточнение смысловой значимости предлога, уточнение представления о предлоге, как отдельном слове, употребление предложных конструкций. Логопед. Назовите предлог. (Рисунок 2), Логопед. Обратите внимание на схему этого предлога. Как вы думаете, на что он указывает? Логопед. Правильно, предлог сквозь указывает на то, что путь проходит внутри чего-то, являющегося препятствием. Причём это препятствие обычно очень трудное. Логопед. Проденьте карандаш сквозь листики тонкой бумаги – кальки. Работа по карточкам. Логопед. Нужно подобрать подходящие по смыслу слова из 1-го и 2-го столбика и используя предлог сквозь, составить словосочетания.
Осуществляется проверка, получившихся словосочетаний. Логопед. Получились бы у вас словосочетания без предлога? Логопед. Для чего нужен предлог? Логопед. Чем похожи слова 1-го столбика? – Сквозь какую непогоду мы помогли пройти животным? (Рисунок 3 Поставьте руки на пояс. Посмотрите на локоть правой руки, на локоть левой руки. Вытяните руки вперед. Сделайте вдох, поднимайте руки вверх, следите за кончиками пальцев. Не поднимайте головы. Опустите руки вниз сделайте выдох.
5. Работа с текстом. Дифференциация предлогов сквозь, через, между, правильное употребление предлогов в связной речи. Логопед. Мамы заждались своих детёнышей. Для того, чтобы они встретились, нам осталось выполнить ещё одно задание. Итог занятия.Обобщение результатов деятельности. Логопед. Вот мы и помогли животным добраться до своих мам. Открывает последнюю картинку и предлагает детям прикрепить своего героя рядом с его мамой. (Рисунок 6), Слайд 14. – Какие трудности пришлось преодолеть героям? Почему? Логопед. Правильно, я желаю вам никогда не теряться, слушайте своих мам, любите их. Предлагаю вам спеть песенку мамонтёнка из известного мультфильма. Слайд 15 Дети. Поют песню. Рефлексия.Логопед. Понравилось вам наше приключение? Что запомнилось больше всего? Какие предлоги нам помогали? Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги с другими словами?
|
Дети. Через. Дети. Перепрыгивает через предмет.
Дети. Берут в руки фигурки героев и переправляют через тетрадь.
Дети. Придумывают предложения по картинкам и читают их.
Дети. Перестраиваются по команде логопеда.
Дети. Между. Предмет находится посередине.
Дети. Зверята прошли между гор.
Дети. Указывает на то, что нужно двигаться внутри. Дети. Предлог сквозь.
Дети. Составляют словосочетания.
Дети. Продевают карандаши сквозь кальку.
Дети. Нет. Дети. Для связи слов.
Дети. Животные прошли сквозь метель.
Дети. Детёнышам пришлось одним пройти сквозь метель, переплыть через реку, пройти между гор, потому что они не слушали своих мам и отстали от них.
|
Слайд 2 (Рисунок 1)
Слайд 4 С) Слайд 5лайд 3 Слайд 6. Слайд 7. Слайд 9Слайд 8. Слайд 11.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.