В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса авторов М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой (в 2 частях)* и «Тетрадью по математике № 1», «Тетрадью по математике № 2» авторов М. И. Моро, С. И. Волковой.
Предназначено пособие в помощь молодому учителю при планировании учебного курса математики (1 класс), рассчитанного на 132 часа (33 учебные недели).
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. В первом классе дети знакомятся со знаками арифметических действий «плюс», «минус» и их смысловым значением; знаками сравнения «больше», «меньше», «равно», терминами «равенство», «неравенство».
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система
работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с
программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса
авторов М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой (в 2 частях)* и «Тетрадью
по математике № 1», «Тетрадью по математике № 2» авторов М. И. Моро, С. И.
Волковой.
Предназначено пособие в помощь молодому учителю при планировании
учебного курса математики (1 класс), рассчитанного на 132 часа (33 учебные
недели).
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены
арифметический, алгебраический и геометрический материалы. В первом классе
дети знакомятся со знаками арифметических действий «плюс», «минус» и их
смысловым значением; знаками сравнения «больше», «меньше», «равно»,
терминами «равенство», «неравенство».
Большое внимание уделяется работе над задачей. В 1 классе у учащихся
должен быть чётко отработан механизм нахождения отличительных
особенностей задачи, а также выбора необходимого знака действия для решения
задачи. Учащиеся знакомятся с составными частями задачи: условием и
вопросом; учатся самостоятельно составлять их по данному числовому
выражению или рисунку.
Немаловажная роль на уроках математики в 1 классе отводится работе над
геометрическим материалом: учащиеся знакомятся с понятиями «прямая
линия»,
«многоугольник»,
«прямоугольник». Ученикам прививается умение чертить простейшие
геометрические фигуры.
«кривая линия»,
«отрезок»,
«точка»,
Учебный комплект «Математика. 1 класс» создан с учётом возрастных
особенностей детей, поэтому и планы уроков, составленные по этому учебному
комплекту, содержат такие виды работы, которые не только помогают учащимся
полно и прочно усвоить программный материал, но и прививают интерес к
предмету, снимают напряжение на уроках, позволяют каждому ребёнку раскрыть
свои способности, проявить себя.
П р и м е ч а н и е:
* Моро М. И. Математика. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М.
И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2010.I полугодие
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления.
У р о к 1. ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ
Цели урока: познакомить учащихся с учебным предметом «Математика»;
познакомить с учебным комплектом «Математика»; выявить умение учащихся
вести счёт предметов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с предметом «Математика» и учебным комплектом
«Математика».
Учитель, беседуя с детьми, рассказывает им в доступной форме о том, что
изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на
уроках математики.
Учитель. Как вы думаете, ребята, для чего нужен предмет «Математика»?
Далее учитель сообщает детям, что в овладении математикой им поможет
учебник, состоящий из двух книг, его написали для первоклассников М. И.
Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова, а также нужны будут две тетради, в
которых ученики смогут рисовать, раскрашивать, писать, но только на
специально отведённых для этого местах.
Затем учащиеся с а м о с т о я т е л ь н о рассматривают учебник и тетради
более подробно.
– Что хотите сказать?
– Что особенно понравилось, привлекло ваше внимание?
III. Составление рассказа по сюжетной картинке.
По сюжетной картинке, подобранной учителем, дети составляют рассказ о
первом школьном дне, обязательно используя при этом в своем рассказе
понятия: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «больше», «меньше», «выше»,
«ниже» и т. д.Далее учитель может предложить детям посчитать отдельные предметы.
Например:
– Сколько берёз растёт около школы? (Ответы детей.)
– Каких предметов на рисунке столько же, сколько берёз? (Ответы детей.)
– Как идут дети? (Парами.)
– Пара – это сколько? (Два.)
– Сколько пар детей мы видим на рисунке? (Ответы детей.)
IV. Упражнение в счёте предметов.
Учитель может задать в о п р о с ы, например:
– Как вы думаете, ребята, нужно ли людям уметь считать?
– Для чего?
– Умеете ли вы считать?
– Тогда посчитаем хором до 10.
Учащиеся считают хором под руководством учителя.
Далее идёт работа с использованием наглядного материала и учебника (с. 4,
часть 1).
Например:
– Сколько зайчиков вы видите?
– Сколько медвежат?
– Сколько белочек? И т. д.
Учитель может предложить детям задать друг другу аналогичные вопросы.
Также выясняет, умеют ли дети сравнивать предметы по какомулибо заданному
признаку.
Например:
– Сколько жёлтых яблок?
– Сколько больших?
– Сколько маленьких?
– Сколько морковок у зайчат?
– Сколько грибов у белочек?
– Сколько ромашек?
– Сколько колокольчиков?
Затем учитель предлагает учащимся задать в о п р о с ы друг другу,
используя слово «сколько», по рисунку, данному на полях учебника (с. 4, часть
1).
V. Итог урока.– Что особенно запомнилось?
– Какую работу хотели бы выполнить ещё?
У р о к 2. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
«ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»
Цели урока: выяснить, как сформированы у учащихся порядковые
представления, работать над развитием порядковых представлений, учить детей
правильно называть порядковые числительные; работать над развитием
наблюдательности, внимания учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование у учащихся порядковых представлений.
1. Подготовка учащихся к восприятию порядковых числительных.
Учитель может начать урок с загадки:
В снег упал Серёжка,
А за ним – Алёшка,
А за ним – Иринка,
А за ней – Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?
– Сколько ребят оказалось на снегу?
– Кто упал в снег первым?
– Кто за ним?
– Кто оказался на снегу самым последним?
– Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег.
Учащиеся считают хором под руководством учителя. (Первый – Серёжка,
второй – Алёшка, третья – Иринка, четвёртая – Маринка, пятый – Игнат.)
– А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе в каждом ряду.
Учащиеся считают хором.
2. Формирование умения считать предметы по порядку.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м (магнитной доской,
фланелеграфом).
Учитель читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Тараканище»:Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле…
Просит детей поставить на наборное полотно фигурки зверей в той
последовательности, в которой они ехали. (Выставляется по одной фигурке
каждого персонажа: медведь, кот, комарик, рак, волк, лев, зайчик, жаба.)
– Посчитаем всех зверей по порядку.
– А теперь посчитаем их в обратном порядке: справа налево.
Учащиеся считают хором под руководством учителя.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся работают по рисунку (с. 5 учебника, часть 1).
– Что изображено на рисунке?
– Паровозик какого цвета везёт поезд?
– Кто едет в первом вагоне?
– Кто во втором?
– Сколько всего вагончиков тянет паровозик?
– Посчитаем всех пассажиров по порядку.
– Изменится ли чтонибудь, если поезд повезёт зелёный паровоз?
– Какой вагончик станет первым?
– Кто в нём едет?
– Кто будет ехать за ним?
– А кто окажется в последнем вагоне?
– Посчитаем теперь всех пассажиров по порядку.
Р а б о т а п о с ю ж е т н о й к а р т и н к е.
Учитель вывешивает на доску сюжетную картинку и просит учеников
посчитать на ней различные предметы по порядку. (Если подходящей картинки
нет, учитель может использовать различный счётный материал. На магнитную
доску выставляются по очереди фигурки зверей, птиц и т. д. Учитель просит
детей составить небольшой рассказ, а затем посчитать различные предметы по
порядку.)III. Работа с геометрическим материалом.
Учитель вывешивает на магнитную доску геометрические фигуры, такие же,
какие изображены на полях учебника (с. 5, часть 1), а также фигурку Незнайки.
– Ребята, Незнайку попросили среди данных фигур найти все круги. Он
выполнил эту работу так… (Учитель оставляет все красные фигуры, а остальные
убирает, но так, чтобы дети могли видеть убранные с магнитной доски фигуры.)
– Правильно Незнайка выполнил задание?
– Почему вы так считаете?
– По какому признаку он объединил фигуры? (По цвету.)
– Как нужно было выполнить задание? Помогите Незнайке.
(Учащиеся убирают квадрат, треугольник и выставляют на доске круг
жёлтого цвета.)
– Назовите фигуры, которые вы убрали.
– Нарисуйте в ваших тетрадях квадрат, круг, треугольник.
– Проверьте работу друг друга.
IV. Итог урока.
– Чему мы учились сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
У р о к 3. ОТНОШЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ»,
«РАВНО» (СТОЛЬКО ЖЕ)
Цели урока: показать учащимся смысл отношений «больше», «меньше»,
«равно»; учить детей на практике устанавливать данные отношения между
предметами; развивать у детей навыки счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над развитием навыков счёта.Учитель выставляет на наборное полотно различные фигурки (лисичек,
машинки, кубики и т. д.) и просит детей хором их сосчитать. Также для этой
работы можно использовать материал со с. 6 учебника (часть 1).
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию смысла отношений «больше»,
«меньше», «равно».
На фланелеграфе (наборном полотне) 2 группы предметов.
Например: красные и зелёные круги;
груши и яблоки и т. д.
Учитель спрашивает учеников:
– Как вы думаете, ребята, каких предметов больше (меньше)?
Дети могут дать разные ответы. Ктото может предложить сосчитать
предметы, тогда учителю следует предложить такой в а р и а н т:
– Если бы вы не умели считать, как бы узнали, каких предметов больше
(меньше)?
Учащиеся могут предложить объединить предметы в пары.
Например: яблоко – груша.
Если лишней останется груша, значит, груш больше; если лишним будет
яблоко, значит, больше яблок, а груш, соответственно, меньше.
Может быть и другой в а р и а н т ответа (соединять предметы стрелочкой):
2. Формирование умения устанавливать отношения «больше», «меньше»,
«равно» между предметами.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Работа ведётся по странице 6 учебника (часть 1).
– Рассмотрите рисунок 3.
– Какие геометрические фигуры изображены на нём?– Что можно сказать о количестве розовых и зелёных кругов?
– Докажите, что зелёных кругов больше.
– Как сделать количество кругов одинаковым? (Добавить 1 розовый круг или
убрать один зелёный.)
– Чего больше: треугольников или квадратов?
– Объясните, почему вы так считаете.
Р а б о т а с т е т р а д ь ю.
Учащиеся работают с тетрадью № 1 (с. 3, рисунок 1).
– Каких животных на рисунке столько же, сколько изображено медведей?
(Учащиеся, доказывая своё мнение, соединяют стрелочкой медведя и зайчика.)
– Кого больше: зайчиков или ёжиков? Соедините их стрелочкой.
– Закрасьте оставшегося ёжика.
– Кого меньше: ёжиков или белочек?
– Докажите.
– Закрасьте лишнюю белочку.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся под руководством учителя рассматривают узоры, изображённые на
с. 7 учебника (часть 1), говорят, из каких фигур они составлены, как
расположены фигуры по отношению друг к другу, и выполняют узоры в тетради
(с. 3 в тетради № 1).
Данную работу можно предложить учащимся и в начале урока, по
усмотрению учителя, перед изучением нового материала.
В заключение урока дети задают друг другу в о п р о с ы по рисункам
учебника (с. 6, 7, часть 1). Работа проводится ф р о н т а л ь н о.
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какие открытия сделали на уроке?
У р о к 4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
«ВВЕРХ», «ВНИЗ»
Цели урока: выяснить, как сформированы у учащихся пространственные
отношения «вверх», «вниз»; развивать у детей навык определенияместоположения предметов (вверх, вниз); продолжать работу по формированию
умения сравнивать предметы и группы предметов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного. Сравнение групп предметов.
На доске изображена группа кругов и группа квадратов:
– Что можете сказать о количестве кругов по сравнению с квадратами (не
считая предметы)?
Учащиеся должны предложить объединить предметы в пары:
Работа выполняется на д о с к е.
– Кругов больше, так как один круг остался «лишним», ему не хватило пары.
– Что можно сказать о количестве треугольников по сравнению с
прямоугольниками?
– Докажите.
III. Изучение нового материала.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке (с. 8 учебника, часть 1).
Учащиеся составляют рассказ о том, в какие игры любят играть дети летом.
Затем учитель задаёт в о п р о с ы по картинке с целью выяснить, как у детей
сформированы пространственные отношения «вверх», «вниз».
Например:
– Кто находится в верхней части рисунка? (Дети, катающиеся с горки.)– В какую игру играют дети, изображённые в нижней части рисунка? (Они
строят из песка.)
– Рассмотрите детей, качающихся на качелях.
– Кто находится вверху? (Девочка.)
– Кто внизу? (Мальчик.)
– Расскажите о детях на горке.
– Кто выше всех? (Мальчик в голубом костюме.)
– Кто находится в самом низу? (Мальчик в пёстрой футболке и белых
шортах.)
2. Формирование навыка определения местоположения предметов в
пространстве.
Учитель может задать учащимся в о п р о с ы о предметах, имеющихся в
классе.
Например:
– Что выше: стол или стул?
– Кто ниже: Серёжа или Таня?
– Что находится в кабинете вверху?
– Что находится внизу? И т. д.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
– Рассмотрите на рисунке бусы (с. 7 учебника, часть 1; поля).
– Что заметили? (Бусы рассыпались.)
– По какому правилу они были собраны? (Большая красная бусина,
маленькая зелёная, средняя красная, большая красная и т. д.)
– Какая бусинка должна следовать за большой красной? (Маленькая
зелёная.)
– А за ней? (Средняя красная.)
– А дальше? (Большая красная.)
– Придумайте свой узор по определённому правилу и выполните его в
тетради.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся в рабочих тетрадях.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Итог урока.
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
– Чем особенно запомнилась?У р о к 5. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
«НАЛЕВО», «НАПРАВО»
Цели урока: выяснить, как сформированы у учащихся пространственные
отношения «налево», «направо»; развивать у детей навык определения
местоположения предметов (слева, справа); работать над развитием у учащихся
мыслительных операций анализа, сравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель может начать урок с загадки:
У отца был мальчик странный:
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына –
Шалунишку…(Буратино).
– Ребята, расскажите, как мальчику дойти до школы. А как ему дойти до
кинотеатра? (Работа по сюжетной картинке на с. 9 учебника, часть 1.)
Учитель также может использовать фланелеграф или магнитную доску с
фигуркой мальчика, изображениями школы, театра и нескольких дорог.
Учащиеся словесно описывают путь мальчика, используя слова вперёд,
назад, вверх, вниз, налево, направо.
– Молодцы, ребята! Вы помогли мальчику. С вашей помощью он попал к нам
на урок и сможет учиться вместе с нами. (Учитель прикрепляет на магнитную
доску или фланелеграф фигурку мальчика.)
– Чтобы вы, ребята, никогда не путали направления «налево», «направо»,
послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова, которое поможет вам
лучше запомнить направления «лево», «право»:
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право? Где лево?
Понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал.
«Победа!» – раздался ликующий крик.
Где «право», где «лево», узнал ученик.
– Как ученик догадался, где «право», где «лево»?
2. Формирование у учащихся навыка определения местоположения
предметов в пространстве.
Учитель прикрепляет на магнитную доску (фланелеграф) различные фигурки
и просит детей определить, какой (какие) предмет (предметы) расположен слева,
какой – справа.
Например: на доске грибы и ягоды земляники.
– Что находится слева: грибы или ягодки?
– Что находится справа?
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся работают в тетради № 1 (с. 3, рисунок 2).
– Кто изображён на рисунке?
– Сколько кроликов?
– Кроликов, которые смотрят направо, оставьте белыми, а тех, которые
смотрят налево, закрасьте чёрным цветом.
– Дорисуйте морковки так, чтобы у всех кроликов их стало поровну.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Письмо по образцу.
Р а б о т а в т е т р а д и № 1 (с. 3).
З а д а н и е 1. Обвести по контурам.
– Обведите по контурам флажки. (На первых уроках можно разрешить
ученикам обводить фигуры по точечным контурам простым карандашом, но
впоследствии этот вид работы выполняется ручкой.)
– Флажки, которые находятся левее, закрасьте красным карандашом, а
флажки, которые расположены правее, – зелёным.
З а д а н и е 2. Нарисовать «дорожку».Учащиеся обводят образец по точкам, а затем повторяют его
самостоятельно.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Что особенно понравилось?
– Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё?
У р о к 6. ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «РАНЬШЕ»,
«ПОЗЖЕ», «СНАЧАЛА», «ПОТОМ»
Цели урока: выяснить, как сформированы у учащихся элементарные
временные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом»; работать над
развитием внимания, мышления учащихся, прививать детям аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование у учащихся временных представлений.
1. Подготовка учащихся к восприятию временных отношений «раньше»,
«позже», «сначала», «потом».
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть рисунки и подумать, какая
история могла произойти с зайчиком (с. 10 учебника, часть 1).
– Что вы заметили?
– Расположите рисунки по порядку.
– Что зайчишка должен сделать раньше:
позавтракать или сделать зарядку;
умыться или позавтракать?
– Как вы думаете, следовало бы зайчику встать раньше?
– Почему вы так считаете?2. Формирование у учащихся представлений «раньше», «позже»,
«сначала», «потом».
Р а б о т а с ф л а н е л е г р а ф о м (магнитной доской).
– Вы, конечно, помните, ребята, сказочного героя, который пел хвастливую
песенку:
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
А от тебя…
И подавно уйду.
– Кто этот герой?
(Учитель выставляет на доску фигурку Колобка.)
– Кого встретил Колобок на своём пути?
(Учитель выставляет на доску фигурки зайчика, волка, медведя, лисы.)
– Кого встретил Колобок раньше других?
– Кого Колобок встретил позже: медведя или волка?
– Кого Колобок встретил сначала: лису или медведя?
– Расположите сказочных персонажей в том порядке, в каком они
встретились Колобку. Посчитайте их по порядку.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Учитель просит учеников изобразить в рабочих тетрадях предметы
следующим образом:
нарисовать сначала квадрат, затем круг;
нарисовать грибок после землянички;
нарисовать зелёный круг раньше красного;
нарисовать сначала две морковки, а потом три яблока.
В з а и м о п р о в е р к а.
Затем учитель может предложить учащимся самим придумать аналогичные
задания. (Часть заданий дети могут выполнить в тетради, но большая часть
выполняется ими на магнитной доске или наборном полотне.)Учитель вывешивает на д о с к у несколько картинок, это могут быть,
например, гусеница, бабочка, куколка; цыплёнок, курица, яйцо; семечко, цветок,
плод и т. п.
Затем учитель просит детей внимательно рассмотреть рисунки и ответить на
вопросы:
– Что было раньше?
Или:
– Что было сначала?
– Что было позже?
Или:
– Что было потом?
III. Работа над развитием внимания учащихся.
В заключение урока учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть
картинки на полях учебника (с. 10, часть 1) и сравнить их.
– Как подругому можно было бы расположить этих же зверушек?
IV. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Какова ваша роль на уроке?
У р о к 7. ПОРЯДКОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ «СТОЯТЬ ПЕРЕД»,
«СЛЕДОВАТЬ ЗА», «НАХОДИТЬСЯ МЕЖДУ»
Цели урока: выявить, как сформированы у учащихся пространственные
отношения «стоять перед», «следовать за», «находиться между»; отрабатывать
умение детей правильно называть порядковые числительные; развивать
внимание и память учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование у учащихся порядковых представлений.
1. Знакомство с порядковыми отношениями «стоять перед», «следовать
за», «находиться между».Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 11, часть 1).
Учитель под музыку читает:
В чистом поле
Теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
С. Маршак «Теремок»
– А вы, ребята, помните, кто жил в теремке?
– Кто поселился в теремке первым? (Мышканорушка.)
– Кто пришёл за ней? (Лягушкаквакушка.)
– Рассмотрите рисунок 1 в ваших учебниках (с. 11, часть 1).
– Кто поселился в теремке перед ёжиком? (Зайчикпопрыгайчик.)
– Кто находится между зайчиком и лисицей? (Ёжик – ни головы, ни ножек.)
– Кто пришёл последним? (Волк – зубами щёлк.)
– Посчитаем всех обитателей теремка по порядку.
Учащиеся считают хором под руководством учителя: первая мышка, вторая
лягушка, третий зайчик, четвёртый ёжик, пятая лиса, шестой волк.
2. Формирование умения определять порядковые отношения и правильно
называть порядковые числительные.
Р а б о т а с м а г н и т н о й д о с к о й (фланелеграфом).
– Расположите на доске зайчика.
– За ним поставьте медведя.
– Между медведем и зайчиком поместите слонёнка.
– Перед зайчиком поставьте белочку.
– За медведем поставьте котёнка.
– Посчитаем по порядку.
Учащиеся считают вслух под руководством учителя.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют задание 3 в тетради (с. 4 тетради № 1).
– Что изображено на рисунке? (Светофор.)
– Для чего служит светофор?
– А вы знаете, какого цвета «глаза» у светофора и что обозначает каждый из
них?
– Какого цвета верхний «глаз» светофора? (Красного.)– Закрасьте на первом светофоре только верхний кружок.
– Какого цвета второй «глаз» светофора? (Жёлтого.)
– Закрасьте на втором светофоре средний кружок жёлтым цветом.
– Какого цвета третий «глаз» светофора? (Зелёного.)
– Закрасьте на последнем светофоре зелёным цветом нижний кружок.
– Что обозначает каждый сигнал светофора?
– Какому цвету светофора соответствует жест регулировщика? (Жёлтому.)
Держит правая рука
Жезл у края козырька,
Значит, жёлтый цвет горит.
«Приготовьтесь», – говорит.
III. Письмо по образцу.
Учащиеся выполняют задание 4 (с. 4 тетради № 1).
Перед выполнением работы учитель предлагает детям сравнить образцы.
В з а и м о п р о в е р к а.
IV. Работа по формированию у учащихся порядковых представлений.
– Рассмотрите рисунок 3 (с. 11 учебника, часть 1).
– Герои какой сказки изображены на рисунке? («Репка».)
– Вспомним, как они пытались вытянуть репку. (Дедка за репку, бабка за
дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку.)
– Кто пришёл к репке первым?
– Кто находится между кошкой и внучкой?
– Кто пришёл за кошкой?
Далее учащиеся задают друг другу в о п р о с ы по рисунку 2 (с. 11, часть 1).
V. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
У р о к 8. СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ
(НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?)
Цели урока: учить детей сравнивать группы предметов, то есть определять,
на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой; учить
уравнивать группы предметов двумя способами.Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного о порядковых отношениях.
На д о с к е узор:
– Рассмотрите узор.
– Какую закономерность заметили?
– Перенесите узор в свои тетради и продолжите его, соблюдая подмеченную
вами закономерность.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
В з а и м о п р о в е р к а.
– Кружки между квадратами закрасьте зелёным цветом.
– Первый квадратик и первый кружок закрасьте синим цветом.
– Квадратик и кружок, которые расположены за ними, – красным.
– Следующие за ними фигуры – жёлтым цветом.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Изучение нового материала.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Учащиеся составляют рассказ по сюжетной картинке (с. 12 учебника, часть
1), используя понятия «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» и т. д.
– Достаточно ли стульев, чтобы все козлята и мамакоза смогли сесть за стол?
– Хватит ли на всех пирожков?
– Обоснуйте ваше мнение.
– Хватит ли всем кружек?
– Почему так считаете?
2. Сравнение групп предметов.
Данную работу можно провести по рисунку 2 (с. 12 учебника, часть 1) либо с
использованием предметных картинок и наборного полотна.
– Что заметили?
– Что можно сказать о яблоках по сравнению с грушами? (Яблок меньше.)
– На сколько яблок меньше, чем груш? (На одно.)
– Как вы это узнали? (Так как одна груша осталась «лишней», без пары,
следует, что груш на одну больше, а яблок на одно меньше.)– Можно ли сделать число яблок и груш равным?
– Каким образом? (Добавить одно яблоко.)
– Можно ли подругому сделать число яблок и груш одинаковым? (Да.)
– Каким образом? (Убрать одну грушу.)
Далее аналогично сравниваются число груш и число лимонов; число лимонов
и число яблок и уравниваются.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют задание 1 (с. 4 в тетради № 1).
– Что изображено на рисунке? (Воздушные шарики.)
– Первую группу шариков закрасьте красным цветом.
– Вторую группу шариков закрасьте синим цветом.
– Что можно сказать о количестве шариков справа и слева?
– Докажите. (Учащиеся соединяют стрелкой пары шариков: красный – синий,
красный – синий и т. д.)
– На сколько красных шариков меньше, чем синих?
– Как можно сделать число шариков равным?
– Дорисуйте красный шарик.
IV. Письмо по образцу.
После анализа образца (с. 4 в тетради № 1, задание 2) учащиеся сначала
обводят по контурам флажки, предварительно выяснив, что они имеют форму
квадрата, затем обводят точечные контуры и дорисовывают квадраты с а м о с т
о я т е л ь н о.
Затем ученики прописывают прямые наклонные палочки и
V. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что больше всего понравилось?
У р о к 9. УРАВНИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
И ГРУПП ПРЕДМЕТОВЦели урока: продолжать формировать умение учащихся сравнивать и
уравнивать предметы и группы предметов; работать над развитием внимания,
наблюдательности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над развитием внимания, смекалки.
Учитель может начать урок с задания на смекалку (иллюстрация сцены
передачи «Спокойной ночи, малыши!»).
– Кто пришёл на передачу первым? (Степашка.)
– Кто пришёл позже всех? (Каркуша.)
– Как рассуждали?
Затем учитель может предложить детям сравнить картинки на странице 13
учебника (часть 1, рисунок 2).
Учащиеся, выполняя задание, выясняют, чем похожи картинки и чем они
отличаются.
III. Упражнение в уравнивании предметов и групп предметов.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м (магнитной доской,
фланелеграфом).
Учитель ставит на наборное полотно, например, 5 грибов.
– Поставьте кружочков столько же, сколько грибов.
Далее учитель (или ктото из учеников) ставит на наборное полотно 6
зайчиков.
– Поставьте треугольников столько же, сколько зайчиков. И т. д.
Затем на наборное полотно выставляется неодинаковое число какихлибо
предметов: 7 ёжиков и 8 яблок, например.
– Что хотите сказать?
– Сравните число ёжиков и яблок. (Или: хватит ли яблок каждому ёжику?)
– Как сделать количество ёжиков и яблок одинаковым? И т. д.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок 1 (с. 13, часть 1) и задать
по нему друг другу вопросы. Учитель должен нацелить учеников на то, чтобы