ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса авторов М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой (в 2 частях)* и «Тетрадью по математике № 1», «Тетрадью по математике № 2» авторов М. И. Моро, С. И. Волковой. Предназначено пособие в помощь молодому учителю при планировании учебного курса математики (1 класс), рассчитанного на 132 часа (33 учебные недели). Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. В первом классе дети знакомятся со знаками арифметических действий «плюс», «минус» и их смысловым значением; знаками сравнения «больше», «меньше», «равно», терминами «равенство», «неравенство».
Иконка файла материала 000a4250-67d88bb4.doc
ВВЕДЕНИЕ В   настоящем   пособии,   содержащем   планы   уроков,   раскрывается   система работы   по   обучению   математике   учащихся   1   класса   в   соответствии   с программой   и   учебным   комплектом:   учебником   «Математика»   для   1   класса авторов М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой (в 2 частях)* и «Тетрадью по математике № 1», «Тетрадью по математике № 2» авторов М. И. Моро, С. И. Волковой. Предназначено   пособие   в   помощь   молодому   учителю   при   планировании учебного курса математики (1 класс), рассчитанного на 132 часа (33 учебные недели). Начальный   курс   математики   –   курс   интегрированный:   в   нём   объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. В первом классе дети знакомятся со знаками арифметических действий «плюс», «минус» и их смысловым   значением;   знаками   сравнения   «больше»,   «меньше»,   «равно», терминами «равенство», «неравенство». Большое   внимание   уделяется   работе   над   задачей.   В   1   классе   у   учащихся должен   быть   чётко   отработан   механизм   нахождения   отличительных особенностей задачи, а также выбора необходимого знака действия для решения задачи.   Учащиеся   знакомятся   с   составными   частями   задачи:   условием   и вопросом;   учатся   самостоятельно   составлять   их   по   данному   числовому выражению или рисунку. Немаловажная роль на уроках математики в 1 классе отводится работе над геометрическим   материалом:   учащиеся   знакомятся   с   понятиями   «прямая линия»,   «многоугольник», «прямоугольник».   Ученикам   прививается   умение   чертить   простейшие геометрические фигуры.   «кривая   линия»,   «отрезок»,   «точка», Учебный   комплект   «Математика.   1   класс»   создан   с   учётом   возрастных особенностей детей, поэтому и планы уроков, составленные по этому учебному комплекту, содержат такие виды работы, которые не только помогают учащимся полно   и   прочно   усвоить   программный   материал,   но   и   прививают   интерес   к предмету, снимают напряжение на уроках, позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности, проявить себя. П р и м е ч а н и е: * Моро М. И. Математика. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2010.I полугодие Сравнение предметов и групп предметов.  Пространственные и временные представления.                У р о к  1. ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ Цели урока:  познакомить  учащихся  с учебным  предметом «Математика»; познакомить с учебным комплектом «Математика»; выявить умение учащихся вести счёт предметов.  Ход урока I. Организационный момент.  II.   Знакомство   с   предметом   «Математика»   и   учебным   комплектом «Математика».  Учитель, беседуя с детьми, рассказывает им в доступной форме о том, что изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на уроках математики.  Учитель. Как вы думаете, ребята, для чего нужен предмет «Математика»?  Далее учитель сообщает детям, что в овладении математикой им поможет учебник,   состоящий   из   двух   книг,   его   написали   для   первоклассников   М.   И. Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова, а также нужны будут две тетради, в которых   ученики   смогут   рисовать,   раскрашивать,   писать,   но   только   на специально отведённых для этого местах.  Затем учащиеся  с а м о с т о я т е л ь н о  рассматривают учебник и тетради более подробно.  – Что хотите сказать?  – Что особенно понравилось, привлекло ваше внимание?  III. Составление рассказа по сюжетной картинке.  По сюжетной картинке, подобранной учителем, дети составляют рассказ о первом   школьном   дне,   обязательно   используя   при   этом   в   своем   рассказе понятия: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т. д.Далее учитель может предложить детям посчитать отдельные предметы.  Например:  – Сколько берёз растёт около школы? (Ответы детей.) – Каких предметов на рисунке столько же, сколько берёз? (Ответы детей.)  – Как идут дети? (Парами.) – Пара – это сколько? (Два.) – Сколько пар детей мы видим на рисунке? (Ответы детей.) IV. Упражнение в счёте предметов.  Учитель может задать  в о п р о с ы, например: – Как вы думаете, ребята, нужно ли людям уметь считать?  – Для чего?  – Умеете ли вы считать?  – Тогда посчитаем хором до 10.  Учащиеся считают хором под руководством учителя. Далее идёт работа с использованием наглядного материала и учебника (с. 4, часть 1).  Например:  – Сколько зайчиков вы видите?  – Сколько медвежат?  – Сколько белочек? И т. д. Учитель может предложить детям задать друг другу аналогичные вопросы. Также  выясняет, умеют ли дети сравнивать предметы по какому­либо заданному признаку.  Например:  – Сколько жёлтых яблок?  – Сколько больших?  – Сколько маленьких?  – Сколько морковок у зайчат?  – Сколько грибов у белочек?  – Сколько ромашек?  – Сколько колокольчиков?  Затем   учитель   предлагает   учащимся   задать     в   о   п   р   о   с   ы     друг   другу, используя слово «сколько», по рисунку, данному на полях учебника (с. 4, часть 1).  V. Итог урока.– Что особенно запомнилось?  – Какую работу хотели бы выполнить ещё?  У р о к  2. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…» Цели   урока:  выяснить,   как   сформированы   у   учащихся   порядковые представления, работать над развитием порядковых представлений, учить детей правильно   называть   порядковые   числительные;   работать   над   развитием наблюдательности, внимания учащихся. Ход урока I. Организационный момент.  II. Формирование у учащихся порядковых представлений.  1. Подготовка учащихся к восприятию порядковых числительных. Учитель может начать урок с загадки: В снег упал Серёжка, А за ним – Алёшка, А за ним – Иринка, А за ней – Маринка, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? – Сколько ребят оказалось на снегу? – Кто упал в снег первым? – Кто за ним? – Кто оказался на снегу самым последним? – Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег. Учащиеся считают хором под руководством учителя.  (Первый – Серёжка, второй – Алёшка, третья – Иринка, четвёртая – Маринка, пятый – Игнат.) – А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе в каждом ряду. Учащиеся считают хором. 2. Формирование умения считать предметы по порядку. Р а б о т а   с   н а б о р н ы м     п о л о т н о м   (магнитной доской, фланелеграфом).  Учитель читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Тараканище»:Ехали медведи на велосипеде.  А за ними кот задом наперёд.  А за ним комарики на воздушном шарике.  А за ними раки на хромой собаке.  Волки на кобыле,  Львы в автомобиле,  Зайчики в трамвайчике,  Жаба на метле… Просит   детей   поставить   на   наборное   полотно   фигурки   зверей   в   той последовательности,   в   которой   они   ехали.   (Выставляется   по   одной   фигурке каждого персонажа: медведь, кот, комарик, рак, волк, лев, зайчик, жаба.) – Посчитаем всех зверей по порядку.  – А теперь посчитаем их в обратном порядке: справа налево.  Учащиеся считают хором под руководством учителя.  Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  Учащиеся работают по рисунку (с. 5 учебника, часть 1).  – Что изображено на рисунке?  – Паровозик какого цвета везёт поезд?  – Кто едет в первом вагоне?  – Кто во втором?  – Сколько всего вагончиков тянет паровозик?  – Посчитаем всех пассажиров по порядку.  – Изменится ли что­нибудь, если поезд повезёт зелёный паровоз?  – Какой вагончик станет первым?  – Кто в нём едет?  – Кто будет ехать за ним?  – А кто окажется в последнем вагоне?  – Посчитаем теперь всех пассажиров по порядку.  Р а б о т а   п о   с ю ж е т н о й   к а р т и н к е.  Учитель   вывешивает   на   доску   сюжетную   картинку   и   просит   учеников посчитать на ней различные предметы по порядку. (Если подходящей картинки нет, учитель может использовать различный счётный материал. На магнитную доску выставляются по очереди фигурки зверей, птиц и т. д. Учитель просит детей составить небольшой рассказ, а затем посчитать различные предметы по порядку.)III. Работа с геометрическим материалом.  Учитель вывешивает на магнитную доску геометрические фигуры, такие же, какие изображены на полях учебника (с. 5, часть 1), а также фигурку Незнайки.  –   Ребята,   Незнайку   попросили   среди   данных   фигур   найти   все   круги.   Он выполнил эту работу так… (Учитель оставляет все красные фигуры, а остальные убирает, но так, чтобы дети могли видеть убранные с магнитной доски фигуры.) – Правильно Незнайка выполнил задание?  – Почему  вы так считаете?  – По какому признаку он объединил фигуры? (По цвету.) – Как нужно было выполнить задание? Помогите Незнайке.  (Учащиеся   убирают   квадрат,   треугольник   и   выставляют   на   доске   круг жёлтого цвета.) – Назовите фигуры, которые вы убрали.  – Нарисуйте в ваших тетрадях квадрат, круг, треугольник. – Проверьте работу друг друга.  IV. Итог урока.  – Чему мы  учились сегодня  на уроке?  – Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?  У р о к  3. ОТНОШЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО» (СТОЛЬКО ЖЕ) Цели   урока:  показать   учащимся   смысл   отношений   «больше»,   «меньше», «равно»;   учить   детей   на   практике   устанавливать   данные   отношения   между предметами; развивать у детей навыки счёта.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Работа над развитием навыков счёта.Учитель   выставляет   на   наборное   полотно   различные   фигурки   (лисичек, машинки, кубики и т. д.) и просит детей хором их сосчитать. Также для этой работы можно использовать материал со с. 6 учебника (часть 1).  III. Изучение нового материала.  1.   Подготовка   учащихся   к   восприятию   смысла   отношений   «больше», «меньше», «равно». На фланелеграфе (наборном полотне) 2 группы предметов.  Например: красные и зелёные круги;                     груши и яблоки и т. д.  Учитель спрашивает учеников:  – Как вы думаете, ребята, каких предметов больше (меньше)?  Дети   могут   дать   разные   ответы.   Кто­то   может   предложить   сосчитать предметы, тогда учителю следует предложить такой  в а р и а н т:  –  Если   бы   вы   не  умели   считать,  как   бы   узнали,  каких   предметов   больше (меньше)?  Учащиеся могут предложить объединить предметы в пары.  Например: яблоко – груша.  Если   лишней   останется   груша,   значит,   груш   больше;   если   лишним   будет яблоко, значит, больше яблок, а груш, соответственно, меньше.  Может быть и другой  в а р и а н т  ответа (соединять предметы стрелочкой):  2. Формирование умения устанавливать отношения «больше», «меньше», «равно» между предметами. Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  Работа ведётся по странице 6 учебника (часть 1).  – Рассмотрите рисунок 3.  – Какие геометрические фигуры изображены на нём?– Что можно сказать о количестве розовых и зелёных кругов?  – Докажите, что зелёных кругов больше.  – Как сделать количество кругов одинаковым? (Добавить 1 розовый круг или убрать один зелёный.) – Чего больше: треугольников или квадратов?  – Объясните, почему  вы так считаете. Р а б о т а   с   т е т р а д ь ю.  Учащиеся работают с тетрадью № 1 (с. 3, рисунок 1).  – Каких животных на рисунке столько же, сколько изображено медведей? (Учащиеся, доказывая своё мнение, соединяют стрелочкой медведя и зайчика.) – Кого больше: зайчиков или ёжиков? Соедините их стрелочкой.  – Закрасьте оставшегося ёжика.  – Кого меньше: ёжиков или белочек?  – Докажите.  – Закрасьте лишнюю белочку.  IV. Самостоятельная работа учащихся.  Учащиеся под руководством учителя рассматривают узоры, изображённые на с.   7   учебника   (часть   1),   говорят,   из   каких   фигур   они   составлены,   как расположены фигуры по отношению друг к другу, и выполняют узоры в тетради (с. 3 в тетради № 1). Данную   работу   можно   предложить   учащимся   и   в   начале   урока,   по усмотрению учителя, перед изучением нового материала. В заключение урока дети задают друг другу   в о п р о с ы   по рисункам учебника (с. 6, 7, часть 1). Работа проводится  ф р о н т а л ь н о.  V. Итог урока.  – Что нового узнали?  – Какие открытия сделали на уроке?  У р о к  4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  «ВВЕРХ», «ВНИЗ» Цели   урока:  выяснить,   как   сформированы   у   учащихся   пространственные отношения   «вверх»,   «вниз»;   развивать   у   детей   навык   определенияместоположения предметов (вверх, вниз); продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Повторение изученного. Сравнение групп предметов.  На доске изображена группа кругов и группа квадратов:  – Что можете сказать о количестве кругов по сравнению с квадратами (не считая предметы)?  Учащиеся должны предложить объединить предметы в пары: Работа выполняется на  д о с к е. – Кругов больше, так как один круг остался «лишним», ему не хватило пары.  –   Что   можно   сказать   о   количестве   треугольников   по   сравнению   с прямоугольниками?  – Докажите.  III. Изучение нового материала.  1. Составление рассказа по сюжетной картинке (с. 8 учебника, часть 1). Учащиеся составляют рассказ о том, в какие игры любят играть дети летом. Затем учитель задаёт  в о п р о с ы  по картинке с целью выяснить, как у детей сформированы пространственные отношения «вверх», «вниз». Например: – Кто находится в верхней части рисунка? (Дети, катающиеся с горки.)–  В какую игру играют дети, изображённые в нижней части рисунка?  (Они строят из песка.) – Рассмотрите детей, качающихся на качелях.  – Кто находится вверху? (Девочка.) – Кто внизу? (Мальчик.)  – Расскажите о детях на горке.  – Кто выше всех? (Мальчик в голубом костюме.)  –   Кто   находится   в   самом   низу?  (Мальчик   в   пёстрой   футболке   и   белых шортах.) 2.   Формирование   навыка   определения   местоположения   предметов   в пространстве. Учитель может задать учащимся   в о п р о с ы   о предметах, имеющихся в классе.  Например:  – Что выше: стол или стул?  – Кто ниже: Серёжа или Таня?  – Что находится в кабинете вверху?  – Что находится внизу? И т. д. IV. Самостоятельная работа учащихся.  – Рассмотрите на рисунке бусы (с. 7 учебника, часть 1; поля).  – Что заметили? (Бусы рассыпались.) –   По   какому   правилу   они   были   собраны?  (Большая   красная   бусина, маленькая зелёная, средняя красная, большая красная и т. д.) –   Какая   бусинка   должна   следовать   за   большой   красной?  (Маленькая зелёная.) – А за ней? (Средняя красная.) – А дальше? (Большая красная.) –   Придумайте   свой   узор   по   определённому   правилу   и   выполните   его   в тетради.  С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся в рабочих тетрадях. В з а и м о п р о в е р к а.  V. Итог урока.  – Понравилась ли вам ваша работа на уроке?  – Чем особенно запомнилась?У р о к  5. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  «НАЛЕВО», «НАПРАВО» Цели   урока:  выяснить,   как   сформированы   у   учащихся   пространственные отношения   «налево»,   «направо»;   развивать   у   детей   навык   определения местоположения предметов (слева, справа); работать над развитием у учащихся мыслительных операций анализа, сравнения.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Изучение нового материала.  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Учитель может начать урок с загадки:  У отца был мальчик странный: Необычный, деревянный. Но любил папаша сына –  Шалунишку…(Буратино).  – Ребята, расскажите, как мальчику дойти   до школы. А как ему дойти до кинотеатра? (Работа по сюжетной картинке на с. 9 учебника, часть 1.) Учитель   также   может   использовать   фланелеграф   или   магнитную   доску   с фигуркой мальчика, изображениями школы, театра и нескольких дорог.  Учащиеся   словесно   описывают   путь   мальчика,   используя   слова  вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо.  – Молодцы, ребята! Вы помогли мальчику. С вашей помощью он попал к нам на урок и сможет учиться вместе с нами. (Учитель прикрепляет на магнитную доску или фланелеграф фигурку мальчика.) – Чтобы  вы, ребята,  никогда не  путали  направления  «налево», «направо», послушайте стихотворение поэта  Валентина  Берестова, которое  поможет вам лучше запомнить направления «лево», «право»: Стоял ученик на развилке дорог,  Где право? Где лево?  Понять он не мог.  Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал,И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал.  «Победа!» – раздался ликующий крик.  Где «право», где «лево», узнал ученик.  – Как ученик догадался, где «право», где «лево»?  2.   Формирование   у   учащихся   навыка   определения   местоположения предметов в пространстве. Учитель прикрепляет на магнитную доску (фланелеграф) различные фигурки и просит детей определить, какой (какие) предмет (предметы) расположен слева, какой – справа.  Например: на доске грибы и ягоды земляники. – Что находится слева: грибы или ягодки?  – Что находится справа? Р а б о т а   в   т е т р а д и.  Учащиеся работают в тетради № 1 (с. 3, рисунок 2).  – Кто изображён на рисунке?  – Сколько кроликов?  –   Кроликов,   которые   смотрят   направо,   оставьте   белыми,   а   тех,   которые смотрят налево, закрасьте чёрным цветом.  – Дорисуйте морковки так, чтобы у всех кроликов их стало поровну.  В з а и м о п р о в е р к а.  III. Письмо по образцу.  Р а б о т а   в   т е т р а д и   № 1 (с. 3).  З а д а н и е  1. Обвести по контурам. –   Обведите   по   контурам   флажки.   (На   первых   уроках   можно   разрешить ученикам   обводить   фигуры   по   точечным   контурам   простым   карандашом,   но впоследствии этот вид работы выполняется ручкой.)  –   Флажки,   которые   находятся   левее,   закрасьте   красным   карандашом,   а флажки, которые расположены правее, – зелёным.  З а д а н и е  2. Нарисовать  «дорожку».Учащиеся   обводят   образец   по   точкам,   а   затем   повторяют   его самостоятельно.  IV. Итог урока.  – Что нового узнали?  – Что особенно понравилось?  – Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё? У р о к  6. ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «РАНЬШЕ»,  «ПОЗЖЕ», «СНАЧАЛА», «ПОТОМ» Цели   урока:  выяснить,   как   сформированы   у   учащихся   элементарные временные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом»; работать над развитием внимания, мышления учащихся, прививать детям аккуратность.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Формирование у учащихся временных представлений.  1. Подготовка учащихся к восприятию временных отношений «раньше», «позже», «сначала», «потом». Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.  Учитель   предлагает   ученикам   рассмотреть   рисунки   и   подумать,   какая история могла произойти с зайчиком (с. 10 учебника, часть 1).  – Что вы заметили?  – Расположите рисунки по порядку.  – Что зайчишка должен сделать раньше:   позавтракать или сделать зарядку;  умыться или позавтракать? – Как вы думаете, следовало бы зайчику встать раньше?  – Почему вы так считаете?2.   Формирование   у   учащихся   представлений   «раньше»,   «позже», «сначала», «потом». Р а б о т а   с   ф л а н е л е г р а ф о м  (магнитной доской).  – Вы, конечно, помните, ребята, сказочного героя, который пел хвастливую песенку:  Я от бабушки ушёл,  Я от дедушки ушёл,  А от тебя… И подавно уйду.  – Кто этот герой?  (Учитель выставляет на доску фигурку Колобка.) – Кого встретил Колобок на своём пути?  (Учитель выставляет на доску фигурки зайчика, волка, медведя, лисы.) – Кого встретил Колобок раньше других?  – Кого Колобок встретил позже: медведя или волка?  – Кого Колобок встретил сначала: лису или медведя?  –   Расположите   сказочных   персонажей   в   том   порядке,   в   каком   они встретились Колобку. Посчитайте их по порядку.  С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся.  Учитель   просит   учеников   изобразить   в   рабочих   тетрадях   предметы следующим образом:   нарисовать сначала квадрат, затем круг;  нарисовать грибок после землянички;  нарисовать зелёный круг раньше красного;   нарисовать сначала две морковки, а потом три яблока.  В з а и м о п р о в е р к а.  Затем учитель может предложить учащимся самим придумать аналогичные задания.   (Часть   заданий   дети   могут   выполнить   в   тетради,   но   большая   часть выполняется ими на магнитной доске или наборном полотне.)Учитель вывешивает на   д о с к у   несколько картинок,   это могут быть, например, гусеница, бабочка, куколка;  цыплёнок, курица, яйцо; семечко, цветок, плод и т. п. Затем учитель просит детей внимательно рассмотреть рисунки и ответить на вопросы:  – Что было раньше?  Или: – Что было сначала?  – Что было позже?  Или: – Что было потом?  III. Работа над развитием внимания учащихся. В заключение урока учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть картинки на полях учебника (с. 10, часть 1) и сравнить их.  – Как по­другому можно было бы расположить этих же зверушек?  IV. Итог урока.  – Чему учились на уроке?  – Какие открытия сделали?  – Какова ваша роль на уроке?  У р о к  7. ПОРЯДКОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ «СТОЯТЬ ПЕРЕД», «СЛЕДОВАТЬ ЗА», «НАХОДИТЬСЯ МЕЖДУ» Цели   урока:  выявить,   как   сформированы   у   учащихся   пространственные отношения «стоять перед», «следовать за», «находиться между»; отрабатывать умение   детей   правильно   называть   порядковые   числительные;   развивать внимание и память учащихся.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Формирование у учащихся порядковых представлений.  1. Знакомство с порядковыми отношениями «стоять перед», «следовать за», «находиться между».Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 11, часть 1).  Учитель под музыку читает:  В чистом поле  Теремок, теремок.  Он не низок, не высок, не высок.  Кто, кто в теремочке живёт?  Кто, кто в невысоком живёт?  С. Маршак «Теремок» – А вы, ребята, помните, кто жил в теремке?  – Кто поселился в теремке первым? (Мышка­норушка.) – Кто пришёл за ней? (Лягушка­квакушка.)  – Рассмотрите рисунок 1 в ваших учебниках (с. 11, часть 1).  – Кто поселился в теремке перед ёжиком? (Зайчик­попрыгайчик.) – Кто находится между зайчиком и лисицей? (Ёжик – ни головы, ни ножек.) – Кто пришёл последним? (Волк – зубами щёлк.) – Посчитаем всех обитателей теремка по порядку.  Учащиеся считают хором под руководством учителя: первая мышка, вторая лягушка, третий зайчик, четвёртый ёжик, пятая лиса, шестой волк.  2. Формирование умения определять порядковые отношения и правильно называть порядковые числительные. Р а б о т  а   с  м а г н и т н о й   д о с к о й  (фланелеграфом).  – Расположите на доске зайчика.  – За ним поставьте медведя.  – Между медведем и зайчиком поместите слонёнка.  – Перед зайчиком поставьте белочку.  – За медведем поставьте котёнка.  – Посчитаем по порядку.  Учащиеся считают вслух под руководством учителя.  Р а б о т а   в   т е т р а д и.  Учащиеся выполняют задание 3 в тетради (с. 4 тетради № 1).  – Что изображено на рисунке? (Светофор.)  – Для чего служит светофор?  – А вы знаете, какого цвета «глаза» у светофора и что обозначает каждый из них?  – Какого цвета верхний «глаз» светофора? (Красного.)– Закрасьте на первом светофоре только верхний кружок.  – Какого цвета второй «глаз» светофора? (Жёлтого.) – Закрасьте на втором светофоре средний кружок жёлтым цветом.  – Какого цвета третий «глаз» светофора? (Зелёного.) – Закрасьте на последнем светофоре зелёным цветом нижний кружок.  – Что обозначает каждый сигнал светофора?  – Какому цвету светофора соответствует жест регулировщика? (Жёлтому.) Держит правая рука  Жезл у края козырька,  Значит, жёлтый цвет горит. «Приготовьтесь», – говорит.  III. Письмо по образцу.  Учащиеся выполняют задание 4 (с. 4 тетради № 1).  Перед выполнением работы учитель предлагает детям сравнить образцы.  В з а и м о п р о в е р к а.  IV. Работа по формированию у учащихся порядковых представлений.  – Рассмотрите рисунок 3 (с. 11 учебника, часть 1).  – Герои какой сказки изображены на рисунке? («Репка».) – Вспомним, как они пытались вытянуть репку.  (Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку.) – Кто пришёл к репке первым?  – Кто находится между кошкой и внучкой?  – Кто пришёл за кошкой?  Далее учащиеся задают друг другу  в о п р о с ы  по рисунку 2 (с. 11, часть 1).  V. Итог урока.  – Чему научились на уроке?  У р о к  8. СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ (НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?) Цели урока: учить детей сравнивать группы предметов, то есть определять, на сколько в одной группе  предметов больше (меньше), чем в другой; учить уравнивать группы предметов двумя способами.Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение изученного о порядковых отношениях. На  д о с к е  узор:  – Рассмотрите узор. – Какую закономерность заметили? – Перенесите узор в свои тетради и продолжите его, соблюдая подмеченную вами закономерность. С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся. В з а и м о п р о в е р к а. – Кружки между квадратами закрасьте зелёным цветом. – Первый квадратик и первый кружок закрасьте синим цветом. – Квадратик и кружок, которые расположены за ними, – красным. – Следующие за ними фигуры – жёлтым цветом. В з а и м о п р о в е р к а. III. Изучение нового материала. 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. Учащиеся составляют рассказ по сюжетной картинке (с. 12 учебника, часть 1), используя понятия  «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» и т. д. – Достаточно ли стульев, чтобы все козлята и мама­коза смогли сесть за стол? – Хватит ли на всех пирожков? – Обоснуйте ваше мнение. – Хватит ли всем кружек? – Почему так считаете? 2. Сравнение групп предметов. Данную работу можно провести по рисунку 2 (с. 12 учебника, часть 1) либо с использованием предметных картинок и наборного полотна. – Что заметили? – Что можно сказать о яблоках по сравнению с грушами? (Яблок меньше.) – На сколько яблок меньше, чем груш? (На одно.) – Как вы это узнали?  (Так как одна груша осталась «лишней», без пары, следует, что груш на одну больше, а яблок на одно меньше.)– Можно ли сделать число яблок и груш равным?  – Каким образом? (Добавить одно яблоко.) – Можно ли по­другому сделать число яблок и груш одинаковым? (Да.) – Каким образом? (Убрать одну грушу.) Далее аналогично сравниваются число груш и число лимонов; число лимонов и число яблок и уравниваются.  Р а б о т а   в   т е т р а д и.  Учащиеся выполняют задание 1 (с. 4 в тетради № 1).  – Что изображено на рисунке? (Воздушные шарики.) – Первую группу шариков закрасьте красным цветом.  – Вторую группу шариков закрасьте синим цветом.  – Что можно сказать о количестве шариков справа и слева?  – Докажите. (Учащиеся соединяют стрелкой пары шариков: красный – синий, красный – синий и т. д.) – На сколько красных шариков меньше, чем синих?  – Как можно сделать число шариков равным?  – Дорисуйте красный шарик.  IV. Письмо по образцу.  После   анализа   образца  (с. 4  в  тетради   № 1,  задание  2)   учащиеся   сначала обводят по контурам флажки, предварительно выяснив, что они имеют форму квадрата, затем обводят точечные контуры и дорисовывают квадраты  с а м о с т о я т е л ь н о.  Затем ученики прописывают прямые наклонные палочки и  V. Итог урока.  – Какие открытия сделали?  – Что больше всего понравилось?  У р о к  9. УРАВНИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ  И ГРУПП ПРЕДМЕТОВЦели   урока:  продолжать   формировать   умение   учащихся   сравнивать   и уравнивать предметы и группы предметов; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Работа над развитием внимания, смекалки. Учитель   может   начать   урок   с   задания   на   смекалку   (иллюстрация   сцены передачи «Спокойной ночи, малыши!»).  – Кто пришёл на передачу первым? (Степашка.) – Кто пришёл позже всех? (Каркуша.) – Как рассуждали?  Затем учитель может предложить детям сравнить картинки на странице 13 учебника (часть 1, рисунок 2).  Учащиеся,   выполняя   задание,   выясняют,   чем   похожи   картинки   и   чем   они отличаются.  III. Упражнение в уравнивании предметов и групп предметов.  Р а б о т а     с     н а б о р н ы м   п о л о т н о м   (магнитной доской, фланелеграфом).  Учитель ставит на наборное полотно, например, 5 грибов.  – Поставьте кружочков столько же, сколько грибов.  Далее   учитель   (или   кто­то   из   учеников)   ставит   на   наборное   полотно   6 зайчиков.  – Поставьте треугольников столько же, сколько зайчиков. И т. д. Затем   на   наборное   полотно   выставляется   неодинаковое   число   каких­либо предметов: 7 ёжиков и 8 яблок, например.  – Что хотите сказать?  – Сравните число ёжиков и яблок. (Или: хватит ли яблок каждому ёжику?)  – Как сделать количество ёжиков и яблок одинаковым? И т. д. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.  Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок 1 (с. 13, часть 1) и задать по нему друг другу вопросы. Учитель должен нацелить учеников на то, чтобы

Посмотрите также