Презентация "Формирование основ математической грамотности младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций"

  • Лекции
  • pptx
  • 12.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование основ функциональной грамотности младших школьников - копия.pptx

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ И ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ»

Бурцева Н. Э,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ СШ № 1 им. А. Твардовского
г. Починка

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ОТ 7 МАЯ 2018 ГОДА

…обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования…

Из Государственной программы РФ «Развитие образования (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017» года: …важнейшими показателями состояния и развития российского образования названы результаты наших школьников в международных сравнительных исследованиях качества общего образования (PIRLS, TIMSS,PISA)….

Приоритетная цель - формирование функциональной грамотности в системе общего образования.

Функциональная грамотность – способность
человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев

Содержательные составляющие функциональной грамотности:

• математическая грамотность
• читательская грамотность
• естественнонаучная грамотность
• финансовая грамотность
• глобальные компетенции
• креативное мышление

Главные факторы качества школьного образования:
-высокая профессиональная подготовка педагогов (по результатам PISA),
- качество учебных заданий (по результатам PISA)

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника:

-с введением ФГОС в курсе математики появился новый раздел - «Работа с информацией». Это позволяет говорить о том, что минимальные знания и умения в работе с информацией, являются содержательной основой информационной грамотности.

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника:

- читательская грамотность формируется в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовой задачей;
- элементы социальной функциональной грамотности, в частности финансовой, также входят в содержание обучения математике;
- информация общекультурной направленности, упражнения на применение исторических фактов и сведений для решения математических задач поискового характера весьма широко представлены в курсе математики.

Формирование математической грамотности младших школьников – это целостная система, которая состоит из элементов, обладающих интегративными качествами.



Цель: формирование основ функциональной математической грамотности младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций.

Задачи:
- изучить методический материал по данной теме;
- адаптировать имеющиеся и разработать новые учебные задания и проблемные ситуации;
- проверить на практике эффективность их применения;
- наметить дальнейшую работу с учетом выявленных результатов.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации (2013):

успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения.

Стандарт начального общего образования:

«использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

1. Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.

1. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
Пример. 3 класс. Задание. У Алины 100 рублей, а у Юли 96 рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?

2. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
Пример. 3 класс. Задание. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

3. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Пример. Задание. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер 2 кг. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

4. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.
Пример. Может ли быть расстояние между городами Смоленск и Брянск – 540 км. Если на поездку требуется 19,2 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км?

5. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Пример. Численность населения Смоленска в 2010 году составляла 326861 человек, а в 2019 году – 329427 человек. На сколько человек увеличилось количество жителей города за 9 лет?

Вторая составляющая математической функциональной грамотности
1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями - работа с математическими объектами.

2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах - упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.

3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Город

Год образования

Площадь кв. км.

Смоленск

863

166

Вязьма

1239

44

Рославль

1137

43

Десногорск

1973

42,9

Ярцево

1926

32

Починок

1926

7

Дорогобуж

1300

35

Сафоново

1859

29,5

Велиж

1536

32

Гагарин

1718

14,5

.

Построить диаграмму для городов Смоленской области по площади территории.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников.
1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
2. Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений).

Педагогические технологии кейс-технологии, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ – технологии

Метапредметные результаты обучающихся

Систематическое использование на уроках математики специальных заданий и проблемных ситуаций, формирует и развивает основы функциональной грамотности
младших школьников, позволяет более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.

Перспективы
1. Изучить новые способы формирования математической грамотности.
2. Продолжить составлять банк методических идей.
3. Продумать формы работы по преемственности – гибкий переход из начальной школы в среднее звено обучения.

Посмотрите также